• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Рифмуется с радостью

    Размышления о старости

    Что юность? –

    Первый рейс туманными морями,

    Отбор семян… Неведомый искус.

    Что старость? –

    Светлый сад, наполненный плодами,

    Доставленный благополучно груз.

    А. Солодовников.

    Увещание монахине Серафиме

    Хорошо ли умереть молодым

    Болезнь или закономерность?

    Старость – возмездие?

    Традиции и тенденции

    Пенсия: право или милость?

    Копить на старость

    Простите меня, я жалею старушек…

    Никогда не сдавайся!

    Эх ты, недотепа…

    Tempora mutantur…

    О пользе чтения мемуаров

    Бессознательное не стареет

    Поезда с гусями

    Умному всё полезно

    У старости есть собственная доблесть

    Побеждается естества чин

    Да здравствует свобода!

    «Вот скоро настанет мой праздник»…

    Врата вечности

    P.S. Святитель Григорий Богослов. Увещательная песнь.

    Литература

    Вместо предисловия

    Увещание монахине Серафиме

    Как победить, преодолеть тревогу?

    Где скрыться от смятенья моего?

    Бог милостив – и больше ничего

    Не скажешь. Все, как есть, вверяю Богу.

    Мария Петровых.

    Моя дорогая!

    Когда мы касаемся этой темы, я изо всех сил стараюсь выступать адвокатом старости; как ты, очевидно, поняла, пытаюсь ободрить не только тебя, но и себя, сосредоточиться на хорошем и постараться не трусить: «боящийся несовершен в любви» к Богу: старость включена в проект Создателя, значит, она не может быть просто тягостным придатком предыдущей жизни, но имеет свою цель, свое значение и уж тем более не должна обернуться пыткой, злом, мукой для человека.

    Страх перед старостью свойствен всем людям, во-первых, потому что за ней следует смерть. Пуще же смерти пугает перспектива потери сил, беспомощности, угроза стать обузой для окружающих. Собственно, все совершают одну и ту же ошибку, судя о будущем с позиций сегодняшнего дня: думают, что физические возможности иссякнут, а желания останутся те же, что прежде. Однако, согласись, в 60 лет юношеские подвиги не только не привлекают, но и в голову не вступают; нас давно оставили помыслы, скажем, сплавать за буйки в море, встретить рассвет в день рождения, работать на огороде шестнадцать часов кряду, пройти лесом двадцать километров, гонять с бешеной скоростью, сама за рулем, в автомобиле. А вспомнить детские мечтания: двести раз пропрыгать со скакалкой, выиграть турнир в классики, обогнать Вовку на велосипеде… слава Богу, фантазии наши корректируются в соответствии с возрастом.

    Далее, отдадим себе отчет: грядущее скрыто от нас, как, впрочем, и завтрашний день; опасения наши химерические, игра воображения. Мы примеряем к себе чужие болезни в силу дурной привычки: минуя настоящее, находиться в прошлом или будущем: вдруг со мной случится инфаркт, как с Верой П.? Или рак, как с Галиной А.? Потом вспоминается соседка Люба, пораженная артритом, который годами прогрессировал, полностью обездвижил ее и довел до могилы; потом предсмертное состояние мамы, ничего не понимавшей, никого не узнававшей; тогда впадаешь в страшное беспокойство: мы с ней одной крови, гены, наследственность, кошмар! Трагизм продолжает нарастать, и забываешь вовремя спохватиться: тут действует враг, ему куда как наруку зацепить наш разум и держать в когтях, мучая бесплодными тревогами, лишая покоя, радости и доверия Творцу.

    Казалось бы, ну старость, глупо ее бояться, ведь страшатся таинственного, загадочного; мы же постоянно, много лет видим перед собой различные ее варианты и, надеюсь, делаем полезные выводы. Например, удивляет мать К, она близка к 90, но к концу, похоже, вовсе не стремится, не готовится: давно отказавшись от всякой деятельности для монастыря, тщательно следит за здоровьем, горстями принимает лекарства, подолгу спит, выходит только в храм, еду носят в келью, но гуляет, когда позволяет погода, дышит свежим воздухом, время от времени просится в больницу, где ее взбадривают капельницами и инъекциями. А вот мать Макария даже в середине девятого десятка, хотя хвори одолевали, ноги отказывали, сердце еле билось, все-таки старалась держаться по-монашески, приносить пользу, читала неусыпаемую псалтирь, даже ночью, часто плакала о грехах и просила прощения за свою слабость и бесполезность.

    Помнишь мать Елену: совсем обычная симпатичная старушка, именем Елизавета, она прожила тяжелейшую жизнь: в конце войны, всё продав, отправилась в чужой город, где муж лечился после ранения, выходила его, поставила на ноги, а он ушел к другой; всю душу вкладывала в детей, а они выросли безбожниками и сластолюбцами, единственный внук обретался большей частью в тюрьме; словом, утешение она находила только в храме, в молитве, помнишь, как стояла на службе, слегка наклонившись вперед, не шелохнувшись, вся внимание. Она больше всех заботилась о нас, городских кулёмах, мало способных к физическому труду, искала чем помочь, по осени созывала деревенских копать нашу картошку; недели за две до смерти перебралась в монастырь, ее постригли, сияла восторгом и благодарностью, скончалась тихо, кротко, Господь избавил от мучений, хотя болезнь, рак брюшины, располагала к болям и мы вызывали врача, готовились добывать обезболивающие наркотики.

    Помнишь мать Нину; она давно, в советское время, получила от приходского священника-монаха постриг, жила рядом с храмом, но в монастырь не пошла, вела свое хозяйство; женщина ндравная, угрюмая, темперамента флегматического, с суровым характером, любила, казалось, одну лишь такую же своенравную громадную корову Жданку. Однажды вышла во двор за дровами и упала у поленницы: удар, паралич, лежала две недели, теперь уж на полном нашем попечении; каялась молча, кивала и роняла слезы, завещала небольшие скопленные деньги на ремонт купола и тихо, кротко отошла. А помнишь, как хоронили? Гроб, припасенный ею задолго, хорошо просох, его легко несли сами сестры, проводы получились лучше не бывает. Тогда мы пять гробов на всякий случай закупили и положили на чердаке.

    А мать Маргарита, которую мы месяцем раньше забрали от ее сестры и привезли в обитель; она хворала, поэтому не имела сил собраться, только икону любимую сняла со стены, «Всех скорбящих Радость»; в монастыре ее одели в форму, и, будучи женщиной, она от этой святой красоты поправилась, стояла все службы. Однажды после ужина подошла в свой черед к священнику под благословение и вдруг стала оседать, падать; успели подхватить, посадили на стул и так отнесли в келью; доктора отвергла, болела те же две недели и скончалась – в день памяти иконы «Всех скорбящих Радость».

    Ну и Татьяна Л., справочник по истории прихода, кладезь юмора, оптимизма и христианской радости; деревенская, никуда дальше областного центра не выезжала, всю жизнь работала в колхозе: дояркой, телятницей. Верующая с детства, она всегда жила со Христом и смерти нисколько не боялась, наоборот, просила благословения помереть, устала, всего один год оставался до 90. Великим Постом в воскресенье приложилась ко всем иконам, причастилась, а на рассвете вторника тихо вышла из дома, никто не услышал, присела на крыльцо и отдала Богу душу.

    Последняя наша утрата – мать Афанасия, не дожившая до 60; заболела еще в миру, страдала долго и тяжко, кротко терпела, каялась и благодарила тех, кто помогал ей, считала великой милостью, что Господь сподобил прожить в обители целых восемь лет, за которые она многое постигла и всему научилась; как достойно и красиво несла она монастырские послушания! Утешить в разлуке может только надежда на встречу там, в будущей жизни, но как заменить ее здесь, единственную и неповторимую?

    Ты привыкла быть полезной, тебе больно и помыслить, что когда-нибудь придется обременять кого-то своей недужностью, ожидать, да еще может и просить чужой помощи, короче, потерять независимость; это унизительно. Замечаешь, слова эти – «независимость», «унизительно» – не нашего, не православного лексикона? Расслабленного друзья не только тащили, крышу разобрали, чтоб донести до Христа! Получили они свою часть у Бога, как думаешь? Так ли уж прочна грань между тем, кому помогают и тем, кто помогает?

    Мать Севастиана рассказывала, как еще в советское время пришлось ей, по завещанию покойной матери, досматривать схимницу, начинавшую монашеский путь в дореволюционном монастыре; осторожная и подозрительная, старица поначалу всякую помощь властной рукой отвергала, но после второго инсульта совсем лишилась сил, вынужденно позволяла переворачивать себя, мыть и кормить, каждый раз целовала руки своей х о жалки и всё плакала, сперва, говорила мать Севастиана, вроде «от гордости», а после уж вроде из благодарности.

    Зависимость от чьей-то милости самое мощное средство для смирения, согласна? «Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь». Эти слова Спасителя, адресованные апостолу Петру, пророчествуют его насильственную смерть, но позволительно толковать их применяя и к старости, почти всегда осложненной утратой самостоятельности и свободы; тело, которое прежде только использовалось и пренебрегалось, теперь во весь голос заявляет о своих правах – болью, скованностью, одышкой, изне...

    Быстрая навигация назад: Ctrl+←, вперед Ctrl+→ «Меценат» Олеси Николаевой: энциклопедия русской жизни; когда-то эти слова были применены к «Евгению Онегину», и такая аналогия вовсе не кажется мне неуместной.

    Удивительно: кажется, «Меценат» за одну лишь злобу дня должен бы породить великое множество самых разнообразных мнений и горячих споров. Но ничего подобного - глухая тишина. Приходится, говоря докомпьютерным языком, браться за перо, чтобы привлечь к ней внимание хотя бы посетителей нашего сайта.

    Новый роман О. Николаевой - очень большая книга, 878 страниц мелким шрифтом; одно это обстоятельство отпугнет читателя: в последние годы мы как-то отвыкли от крупных произведений; притом «Меценат» ничем не напоминает эмоционально-уютную православную беллетристику, в которой любые конфликты, как внешние, так и внутренние, легко и просто разрешаются благодаря вере, молитве и своевременному чуду. К тому же безусловная принадлежность автора к Церкви резко сужает массовость интереса - а как бы хотелось, чтобы книгу прочитали как раз те, кто, подобно главному герою находясь «в самом центре мировой ортодоксии», упорно «не дает ей себя зацепить» (203).

    Читая роман, задаешься тяжелым вопросом, который мучает всякого верующего человека, неравнодушного к судьбам Отечества, - почему народ-богоносец за истекшие десятилетия дарованной свыше свободы не стал христианином? Ответ, хотя он, за отсутствием примитивной назидательности и навязчивой учительности, не формулируется, в какой-то степени ясен. Образованные, умные, тонкие в процессе интеллектуального поиска вляпываются в трансцедентальную медитацию, сферомузыку, политическую тусовку, достаются колдунам и аферистам - потому что не истины ищут, а нового, острого, возбуждающего и возвышающего наслаждения, причем по дешевке; простые , хорошие люди, жалостливые, совестливые, религиозные, впадают в пещерное суеверие, предпочитают ненависть и баррикады, вооружаясь иконами новых «святых», извлеченных из самых прискорбных недр нашей истории - потому что так же ленивы, духовно невежественны, корыстолюбивы и вместо смысла, покоя душе, радости в Боге или хотя бы пресловутой «справедливости» жаждут самоутверждения, чудотворений, властвования. Зловещие фигуры Федора Лютика, психически больного, одержимого тщеславием проповедника и «спасителя мира», и кривобокого запощеванца Свищенко, провокатора и «борца за чистоту веры», концентрируют в себе эти дурные, губительные черты, присущие мрачным толкователям и прорицателям, сеющим гнилой дух недоверия и подозрительности, а следом смуты, бунта, раскола. Войдет ли в конце концов «бурная стихия народных верований» в «крепкое церковное русло» (590), станут ли ПРАВОславными Ленечка и Адамчик, Бориска с Васяткой, Вера с Варварой, сестры Фроловны, доморощенная монахиня Аскетрия, «безгрешный» Зоркальцев - вопрос открытый.

    Простоте свойственно органично переходить в деятельную глупость, порой сокрушительную, ведущую к катастрофе; пример - судьба начинающего послушника Игоря, совершающего убийство по причине слепого, безграмотного, оголтелого фанатизма, возможно осложненного посттравматическим синдромом бывшего афганца . Простецы легко становятся «подходящим, гибким и податливым материалом» (634) для злокозненных миссионеров и сектантов. Справедливо подмечено, что губительные суеверия, вплоть до «смещения земной оси в Таиланде» (830), проникают и в монастыри, в среду «профессионалов», потому что и некоторые монахи услаждаются теориями близкой погибели мира, по той же причине, что и упомянутые в этой связи байкеры: «если все сгорит и провалится на хрен, зачем тогда париться, напрягаться?» (847).

    Роман О. Николаевой - Очень Большая Книга, поражающая необычайной художественной мощью и глубиной, даже в сравнении с другими прекрасными сочинениями того же автора. На его страницах живут и действуют персонажи различных убеждений и моральных принципов, из всех наличных социальных слоев российской действительности: архиереи, старцы, священники, монахи, писатели, билльярдисты, чиновники, олигархи, депутаты, художники, артисты; тут и ловкач Лазик Гендель, и следователь Веве, и адвокат Баксов, и роковые красавицы с экстравагантными манерами, и «Лиля с Одессы», и насельники богадельни, и обитатели сумасшедшего дома, и жуликоватые прорицатели, и самозванные учителя, и каждый со своей биографией, выразительной линией поведения и собственными словечками . Особняком стоит Каретников, друг и учитель Берга, Митенька, Минька, апологет равнодушия к материальному (высшая похвала в его устах - «ему ничего не надо»), мальчик военных лет, мученик советского времени, сумевший однако дорогой ценой отстоять внутреннюю свободу и прожить настоящую жизнь, сочетающую трагизм и блаженство (310).

    И вот что видится: народ наш, несмотря на вывихи и переломы последнего столетия, пока еще остается единой семьей, правда, в преизбытке развелось в этой семье уродов , «зверьков», одержимых животными инстинктами добычи, халявы, мутных дармовых «бабок». Могущественное информационное давление, опираясь на самое в нас низменное и порочное, постепенно меняет национальный характер: сверхличные ценности, высокие идеалы - Бог, Родина, совесть, душа - подвергаются сомнению, вытесняются из сознания, давая место безответственности, распущенности, алчности и агрессии.

    Роман, вобрав в себя современный русский быт со всем хорошим и дурным, битком набит поразительными историями, невероятными происшествиями и потрясающими совпадениями, которых хватило бы на несколько захватывающих книг; чего стоят одни конспирологические сюжеты - интриги с «Союзом друзей еврейского народа» и «Радикальной партией», числовые исследования и «дешифровка» «Мухи-цокотухи», технология провокации и организации «сисоевцами» и «закопанцами» массового безумия; а фантасмагория с «системой «Гибралтар-Гибралтар» и мировым правительством напоминает «Бесов» Достоевского. Однако ощущения надуманности, авторского произвола нигде не возникает - происходящее подчинено логике живой жизни, не важно, порождена щедрость писателя силой воображения или богатством эрудиции.

    Действующих лиц и происшествий так много, так они сцеплены и сложно переплетены одно с другим, что трудно держать их в памяти, следить за сюжетной линией от события к событию, от эпохи к эпохе, притом упоминание реальных исторических лиц, скажем, наместника Сретенского монастыря, епископа Диомида, «Мишки Горбачева», поэта Межирова еще усиливает ощущение узнаваемости, подлинности. Сюжет сверкает и переливается: фальсификации, розыгрыши, литературные мистификации, бомжи-миллионеры; говорящие артефакты: бразильский шаман, мистический ягуар, чеченский кинжал, дуэльные пистолеты, «сумушка» Матронушки, срачица святителя Тихона Задонского, рукавички святой Варвары, шапочка святителя Митрофана, поясок мученика Трифона - действие то уклоняется от главного героя, то вновь возвращается к нему; «Меценат» - умная книга, трудная в некотором смысле, предполагающая читателя понимающего, требующая определенного уровня интеллекта, культуры, начитанности, осведомленности в церковных вопросах.

    И - страшная книга, потому что она про нас про всех, в том числе и церковных, представляющихся «рабами Божиими», а на самом деле ищущих в Церкви своего и только своего. Неофит Берг, философ и романтик, наделенный интеллигентской рефлексией, может и обмануться, приняв «тихий восторг» и «плещущую рыбку радости» в груди за непреходящую ценность веры, хотя вдохновляет его лестный для самолюбия «перепад» - «от Шеллинга к простецкому дедку в поддевке» (207). Но ведь и суперверующие, приверженцы старца Сисоя, улетающего «в другое измеренье» от энергичных опекунш, с незыблемым сознанием своей правоты отвечают монахам-обитателям Серапионовой пустыни: «у нас своё» (440). Каждый демонстрирует своё, вполне земное, предпочитаемое воле Божией, огорчая обаятельнейшего епархиального владыку Варнаву: то диакон-целибат возжелал жениться, то многодетный священник, в другом случае многодетная жена священника, сбегает в монастырь, то иерей отбыл на ПМЖ в Израиль, прибавить еще строптивых лжемонахинь, сектантский бунт защитников старца, воинствующее невежество с одной стороны и продвинутых либералов с другой; вокруг Церкви свои искривления, заговоры, сплетни, бабьи басни : семь старцев, ИНН, масоны, шпионы, мировая закулиса, 666, антихрист и, само собой, конец света.

    В монастырь тоже не ангелы сваливаются с неба: Серапионова пустынь, социум в миниатюре, собрала людей разных национальностей, возрастов, профессий, культурного ценза, степени веры; ее населяют покаявшиеся разбойники, бывшие наркоманы и алкоголики, поповские сынки и сироты, холодные и горячие, благоговейные и жестоковыйные, мытари и фарисеи, зануды и затейники (486). Понимает ли кто из них закон, формулируемый наместником: «Пришел ты в монастырь - это, считай, Бог тебя привел, а уйдешь - это уж ты сам, Господь никого не гонит» (620). Кто-то слаб отстать от курения и алкоголя, кто-то пасует перед лукавой женственностью прихожанки, кто-то с азартом - «люто, но своевольно» (472) устремляется в аскезу, к веригам, цепям и на земле леганию , клеймя коммунальные удобства и праздничные деликатесы в монастыре как «гламурное Православие» - опять-таки, у каждого своё, свои идолы, истуканы и призраки, порабощающие душу, крадущие сердце у Христа.

    Как человеческий институт Церковь, конечно, не может сильно отличаться от общества, в котором существует - она его часть. Но! Церковь институт всё-таки главным образом божественный, а потому в ней возможны чудеса, из которых главное - преодоление дикого хаоса человеческого бытия. Успокаивается и обретает душевное равновесие колоритнейший о. Власий. Побывав в эпицентре «заговора», переболев двусторонней пневмонией, оставляет «дерзновенные реформаторские идеи» (514) и приходит в разум «небесный подданный», завзятый либерал иерей Георгий Шарымов. Исповедуются и выправляются понемногу извлеченные из подземелья кликуши Зина и Халя. Покрестилась Веве, следователь Самохина: «ходила в храмы, когда вела расследование, изучала, присматривалась, и меня это… затянуло… Засосало прямо…» (875).

    Ну и Александр Берг, архитектор, художник, поэт, игрок, делец, коллекционер, благотворитель, авантюрист, артист, нарцисс, пациент психушки, так долго ускользавший, по гордости (296), от своей судьбы, «ушлый, тертый, холодный, аутичный» Берг(735), втянувшись в монастырскую жизнь, вкусил покаяние и слезы, твердо исповедовал веру во Христа (758), преобразился в монаха Елисея, вкусил благодати Божией «в тюремных мытарствах» (826) и наконец водворился на Афоне.

    О. Николаеву как-то упрекнули в беспощадности к своим героям; жесткость, может быть, и имеет место - когда она пишет не о святых, а о вовсе несвятых, самозабвенно барахтающихся в любимых фобиях, комплексах, страстях и заблуждениях. Например, весьма нелестное суждение выносится о богемной среде - интеллигентское сословие, как известно, до сего дня склонно воспевать собственные страдания советского периода, когда «…было модно и круто гибнуть и резать вены, гнить и воспевать самоубийц, кричать петухом и бросать вызов этому пошлому миру, хороводиться с демонами и пить до самозабвенья, окидывать происходящее мутными непонимающими глазами и падать головой в салат оливье» (116). Впрочем, и во второй, церковной части автор не смягчает безобразий, не придумывает утешений и не делает душеспасительных выводов. Надежда - только в Боге, в Его могущественной милости. Всем правит не логика, не закон, не правило, а Божественный Произвол. (273) «Постящиеся и непостящиеся, левые и правые да внидут в радость Господа своего, - размышляет в пасхальную ночь архимандрит Авель. - И улыбнутся! Ведь пробьет час, и многие из них пойдут на мученичество, желая пострадать за Христа. Благословение - оно же и крест, крест - он же и благословение, любовь - она же и боль…» (804).

    Какая роскошная, щедрая проза, богатая точными эпитетами, яркими метафорами, неожиданными сравнениями: «В глазах его поплыло нечто вроде большой неповоротливой мысли, похожей на сонную рыбу» (396); «она подняла глаза и шарахнула их безумным зеленоватым светом по обоим Бергам» (169); несколько штрихов - и портрет готов, проходной персонаж обретает плоть и кровь: «питерский ас оказался тщедушным, вполне в духе своего выморочного города, чахоточным субъектом с красными кроличьими глазками, за что его тут же, особенно не напрягаясь, прозвали Кроликом, отметив и его малиновые носки, вызывающе выглядывавшие из-под слишком коротких брючин»(209); а вот «легкокрылая Маэль» - «под хмельком, одетая в костюм Пьеро: обтягивающие черные лосины, вольную блузу с чрезмерно длинными рукавами, огромным бантом на груди и разноцветными пуговицами… она огляделась и велеречиво затянула: «Сердце блаженствует в сей убогой обители на пространствах жизни!» (330).

    Олеся Николаева - тонкий знаток монашеской психологии, которая, разумеется, во многом совпадает с психологией любого вдумчивого христианина. «Огромное искушение, когда чудо веры превращается в идеологию и привычку… ты тут хоть лоб расшиби, хоть тресни, а благодать пришла и ушла, как ей вздумалось. Божественный произвол! Когда ее нет, тут и автоматизм, и привычка, и серые будни, и бес уныния начеку»… (205). Или: о духовной ситуации в женском монастыре: «надрыв, он же невроз… говорят одно, думают другое, а делают третье. И все это с ощущением полнейшей искренности» (263). Или: «Бесчувственность… это род духовного заболевания, когда душа лишается дара слез, дара умиления, дара сострадания, дара любви, замыкается в себе, застывает, леденеет, забывает Бога, не боится греха и отравляется самой собой» (379).

    Богословские размышления приписаны большей частью архимандриту Авелю; тут снова вспоминается Достоевский, его мечта создать образ по-настоящему прекрасного человека; классик правильно полагал, что в мире такому человеку не выжить, и изолировал его, оградив болезнью. Авель же, человек светлой веры, природной доброты и отзывчивости, пронзительной искренности, радостного, простого и открытого нрава - помещен в монастырь; может быть, в этом главная заслуга автора: положительный герой получился совершенно живым и в высшей степени достоверным. Монах, воин Христов, внимательный и беспощадный к себе, он имеет дар сострадать другим, жалеть человека «метафизически», уже за то, что «народ пошел не тот - хрупкий, невротичный, двойственный, нежизнеспособный»(541), он изнемогает под бременем ответственности, просит у Господа мудрости и сил, получая в ответ «множество испытаний, искушений, проблем, конфликтов, заблудших душ, запутанных обстоятельств»(731) и на грани отчаяния смиренно осознает, что «никакой прежний, нажитый опыт не помогает» (732); однако после очередной встречи со старцем Игнатием, духовником, утешается уверенностью в благости Промысла и переключает себя на «проблему юмора в Православии» (665).

    Роман насквозь пронизан юмором; вот Лежнев рассказывает о том, как студенты американского колледжа воспринимают «Собачье сердце»: «Для них Шариков - положительный герой! Он борется за свои права, которые нарушил профессор. Он - за социальную справедливость. И главное, профсоюз в лице Швондера на его стороне! А Преображенский для них - сноб, сибарит, наверняка не платит налогов, живет один в шести комнатах, издевается над псом и, нарушая его права, превращает в человека! И - нетолерантен!». Благодаря теплому юмору, к которому бывает склонен человек с ясной головой и широким сердцем, обличаемое предстает не столь уж скверным и отвратительным; спектакль с трехдневным празднованием юбилея о. Власия расцвечивается явлением удалого жеребца, который, «глянув лукавым глазом, выхватил зубами сумочку у дамы из городской администрации и умчался вдаль»; а дальше - вопросы и ответы у старца Сисоя: «Духовник у меня пропал… уж не похитили ли его, не убили ли? - Ли-ли, - отчетливо повторил отец Сисой. - Ли-ли, ли-ли. Лили-лили и пролили» (294 - 295).

    Эпиграф: «Свет, который в тебе, не есть ли тьма?» - относится, очевидно, к нам всем, порой бесстыдно уверенным, что уже прописались в Царстве Небесном. Все конфликты с действительностью, запутанность судеб, все противоречия и мучения человека порождаются тем, что он не знает и не ищет своего места в мире, самого лучшего для себя, места, «где человек онтологически равновелик себе» (462), и не понимает этого, и не жаждет, чтобы «совпали жизнь и судьба» (473). Но хочется, вслед за архимандритом Авелем, верить: «Господь не попускает совершиться никакому злу, если Он не провидит, что Сам же преобразит во благо его последствия» (524).

    Какое огромное, какое редкостное наслаждение читать замечательную прозу и понимать: русская литература с присущей ей тревогой и печалью о человеке еще жива!

    Настоятельница Богородице-Рождественской пустыни калужского села Барятино написала книгу «Плач третьей птицы» о проблемах современных монастырей

    Игумения Феофила (Лепешинская)

    Матушка Феофила — энциклопедически образованный человек. В монастыре, которым она руководит, помимо обширного хозяйства и шести десятков кошек, есть роскошная библиотека, состоящая из 7000 томов . Каждую книгу игумения отбирала собственноручно. Диапазон изданий поражает: нижний ярус книгохранилища целиком отведен под православную литературу, а на втором — сугубо светские произведения. Наряду со святоотеческими творениями здесь можно запросто встретить труды таких далеких от Церкви авторов, как Петр Чаадаев и Ролан Барт.

    Интерьер монастырской библиотеки

    Сама себя игумения Феофила писательницей не считает. Имея за плечами журналистское образование, она привыкла высказываться только на те темы, в основу которых априори заложен конфликт. Первая книга матушки «Дерзай, дщерь! Размышления о женском призвании» написана как отклик на факты об уничижительном отношении некоторых церковных деятелей к воцерковленным женщинам . Когда настоятельница размышляет на какую-то волнующую ее тему, она всегда перечитывает Евангелие, обращая внимание на отношение Христа к этой проблеме. Так было и при работе над книгой «Дерзай, дщерь!», причем ни одного случая пренебрежения Иисуса к своим собеседницам ей обнаружить не удалось. Мало того, тайну своего Призвания Господь впервые открыл именно самарянке — представительнице презренного для правоверных иудеев народа!

    Здание монстырской библиотеки и домового храма преподобного Сергия Радонежского

    Книга «Плач третьей птицы» основывается на горьком опыте игумении Феофилы. В свое время ее изгнали из одного из монастырей — вместе с несколькими другими послушницами. Трудно поверить, но впоследствии каждая из них стала настоятельницей какой-либо обители. Тема излишне суровых порядков в наших обителях, увы, не нова. Истоки этой проблемы матушка видит в отсутствии преемственности церковной традиции, которая прерывалась на 70 лет всеобщего безбожия . В этот период на территории России не было ни одного женского монастыря. Поэтому не стоит удивляться, что когда они стали возобновляться в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века, нередко в их главе поставлялись случайные люди.

    Монастырский котик

    Книгу «Плач третьей птицы» критики нередко ставят в один ряд с сочинением «Исповедь одной послушницы» Марии Кикоть. Разница лишь в том, что последняя, в отличие от матушки, покинув стены ненавистного монастыря, полностью разочаровалась и в религии. Матушка Феофила тонко подмечает, что раз такое с Марией случилось, значит к вере по-настоящему она никогда и не приходила . Да зачем надо было мучить себя целых семь лет в монастыре, тогда как все плюсы и минусы любого коллектива человеку становятся очевидными в течение года.

    Монастырский котик

    «Я вынесла сор из избы», - говорит Игумения Феофила о замысле книги «Плач третьей птицы». При этом она признается, что ни за что бы не ушла из монастыря по собственной воле, предпочитая терпеть и смиряться ради спасения души. Да и гонения на Церковь, по мнению матушки, полезны, потому что только в их горниле выковывается подлинное богословие . Размышляя о состоянии современного Православия, она заметила, что «практикующих верующих» в России всего 2% (именно столько посещают храмы на Пасху). Да и то многие из них имеют настолько дремучие представления, что матушка поостереглась бы называть их христианами. К тому же не надо забывать, что до смертного часа о вере любого человека вообще невозможно судить компетентно.

    Храм Рождества Богородицы

    Постоянные медийные атаки на Патриарха Кирилла игумения Феофила объясняет тотальным человеческим невежеством. Вопиющая людская необразованность формирует и неправильные представления о монашестве. Главным заблуждением в этой сфере матушка считает убеждение, что в инокини девушки подаются от несчастной любви . За опровержениями далеко ходить не надо. Экскурсию для журналистов, приехавших в Барятино на презентацию книги «Плач третьей птицы», провела молодая монахиня с ясным взором и отменным чувством юмора. На вопрос, был ли у нее к моменту ухода от мира молодой человек, она ответила, что слишком была увлечена для этого учебой на художника по керамике. Поехав студенткой на три месяца в Оптину пустынь, она приняла в итоге решение о постриге. В Богородице-Рождественской обители сестра уже 11 лет. Помимо проведения экскурсий, пишет иконы, заведует монастырской котельной.

    Иконы кисти нашего гида в домовом храме преподобного Сергия

    Круг обязанностей нашего гида опровергает еще одно обывательское заблуждение о том, что в монастырях жить очень легко. Каждая насельница Богородице-Роджественской пустыни имеет по 3-4 послушания, среди которых - приготовление пищи, уборка территории, уход за огородом, коровами и козами. Особая статья - многочисленные кошки, буквально наводнившие монастырь. Оказавшись в Барятино, матушка Феофила столкнулась с жестокой местной традицией закапывать в землю «ненужных» котят живьем. Монахини принялись спасать несчастных зверей, но тут появилась другая проблема: кошек начали подбрасывать в монастырь в огромных количествах - несмотря на грозные объявления о том, что это грех . Сейчас в пустыни порядка шестидесяти «мурлык», многие из которых ждут-не дождутся своих новых потеницальных хозяев.

    Храм Рождества Богородицы

    Хлопот у монахинь хватает, так что игумения Феофила не желает делать пустынь проходным двором. Конечно, если паломники нагрянут сюда без предупреждения, их никто не выгонит, но приезд сюда организованных групп богомольцев на автобусах на поток не поставлен. Как и многие обители такого рода, монастырь остро нуждается в материальной помощи (одно содержание такой кошачьей оравы чего стоит!). Так что сестры будут рады любой посильной помощи.

    Женское счастье - был бы милый рядом. В поп-припеве - вековые чаяния, которыми жила русская женщина: cемья, детки, домашний уют. Но в истории России есть те, кто пошли иным путем и выбрали служение иное.

    Это - принявшие ангельский чин, русские монахини и их кормчие - игуменьи женских обителей. 7 выдающихся настоятельниц русских монастырей и их духовные подвиги, возвеличивающие русских женщин.

    Настоятельница Марфо-Мариинской обители Елизавета Федоровна Романова

    Великая княгиня Елизавета - родная сестра Российской Императрицы Александры Федоровны, внучка королевы Виктории. Она рано повзрослела, потеряв в детском возрасте мать, брата и сестру.С малых лет поняла она, что жизнь на земле - это крестный путь. Став женой Великого князя Сергея Александровича, она осознанно приняла православие, вопреки воле своего отца.

    В России Елизавета Федоровна занималась благотворительностью, раздавала еду, одежду, деньги, пеклась о жизни несчастных. Во время Русско-японской войны, она организовала во всех залах Кремлевского дворца мастерские для помощи фронту. Отсюда шли на фронт тюки с продовольствием, обмундированием, медикаментами и подарками для солдат. Великая Княгиня отправляла на фронт и походные церкви с иконами, лично от себя посылала Евангелия и молитвенники.

    На третий день после смерти мужа Елизавета Федоровна пришла в тюрьму к убийце и просила убийцу покаяться. Он этого не сделал. И все равно, Великая Княгиня ходатайствовала Императору Николаю II о помиловании Каляева, но это прошение было отклонено.

    После трагедии Елизавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям. Она продала свои драгоценности и на вырученные деньги купила на Большой Ордынке усадьбу с садом, где и расположилась Марфо-Мариинская Обитель Милосердия (монастырь с сочетанием благотворительной и медицинской работы). Сёстры, жившие в обители, в отличие от монахинь, могли уйти из обители, создать семью. Обитель должна была оказывать комплексную, духовно-просветительскую и медицинскую помощь нуждающимся, которым часто не просто давали еду и одежду, но помогали в трудоустройстве, устраивали в больницы. В обители были созданы амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавалась бесплатно, приют, бесплатная столовая и еще множество учреждений. В Покровском храме обители проходили просветительские лекции и беседы, заседания Императорского Православного Палестинского общества, Географического общества, духовные чтения и другие мероприятия.

    В апреле 1918 года Елизавета Фёдоровна была арестована.

    Ее вместе с другими членами царской семьи и сестрой обители Варварой, добровольно оставшейся при Елизавете Федоровне, привезли в сибирский город Алапаевск 20 мая 1918 года. 5(18) июля палачи с площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, сбросили их в шахту.

    В настоящее время мощи преподобномученицы Елисаветы почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.

    Схиигуменья Фамарь (Тамара)

    В миру княжна Тамара Александровна Марджанова. Родилась в конце шестидесятых годов XIX века. Она происходила из богатой грузинской семьи, получила очень хорошее светское воспитание и образование. В двадцать лет осталась сиротой. После кончины матери, летом, она с сестрой и братьями гостила недалеко от женского монастыря во имя св. Нины в Бодбе. Однажды, зайдя туда на службу, она почувствовала, как к ней сошла благодать и попросила матушку-игуменью принять ее в монастырь. Родственники Тамары были против, и ей ничего не оставалось, как сбежать.

    Рассказывают, что люди, находившиеся в церкви во время ее пострига, видели белого голубя, вившегося над головой матушки. В 1902 году совсем молодая Тамара становится игуменьей Бодбийского монастыря, в котором было около трехсот сестер.

    В 1905 году революционно настроенные горцы терроризировали мирных грузин-крестьян, всячески притесняя их. Крестьяне обращались за помощью в Бодбийский монастырь, и матушка всех обижаемых брала под свою защиту, помогала им, а иногда оказывала приют в стенах монастыря. Революционеры были сильно раздражены этим фактом, подбрасывали ей анонимные письма с угрозами. В Петербурге, в Синоде, обеспокоились судьбой матушки, явно подверженной опасности, и указом Святейшего Синода - без ее желания - перевели в Москву настоятельницей Покровской общины.

    Монахини Покровской общины работали сестрами милосердия. Тамара очень сблизилась с Великой княгиней Елизаветой Федоровной. Общение повлияло на желание матушки построить скит под покровом ее любимого святого - преподобного Серафима Саровского. Так появился Серафимо-Знаменский скит. К сожалению, просуществовал он всего двенадцать лет. Был закрыт и уничтожен большевиками.

    Матушку сослали в Сибирь, где болезни забрали ее силы. Похоронили ее в Москве, на Введенских горах, недалеко от могилы о. Алексея Мечева.

    Серафимо-знаменский скит ныне действует под руководством настоятельницы - матушки Иннокентии.

    3 Игуменья Серафима Чичагова

    В миру - Варвара Чичагова-Черная, родилась в 1914 году в Петербурге. Мать - медицинская сестра, приняла монашество с именем Серафима. Дед - Леонид Михайлович Чичагов, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Серафим (Чичагов); в 1997 году прославлен в лике святых Русской Православной Церкви.

    С детства была воспитана в православной вере. Особенно сильно на нее повлиял дед Серафим. Вспоминала, как до ареста, по вечерам «дедушка садился за фисгармонию - с ней он никогда не расставался - и играл или сочинял духовную музыку, а я сидела на диване, смотрела на него или читала и ощущала благодать, от него исходящую». С 1986 года Варвара шесть лет несла послушание за свечным ящиком в московской церкви во имя пророка Божия Илии, что в Обыденном переулке, где находится образ Спасителя, написанный её дедом. Параллельно у себя на дому вела православные семинары для столичной интеллигенции.

    Под руководством своего духовного наставника, митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, занималась сбором и публикацией материалов для канонизации деда. В 1993 выпустила в свет двухтомник трудов митрополита Серафима под названием «Да будет воля твоя». В 1994 ее стригут в монашеский чин с именем Серафима, в честь матери, тетки, деда. С 1994 по 1999 Серафима была настоятельницей Новодевичьего монастыря.

    В обители ею был введён монастырский устав, организован монашеский хор, создан шеститомный синодик для поминовения священнослужителей, монахинь и благоустроителей монастыря со дня его основания. Матушка ростоянно заботилась о благолепии храмов, с приобретением ткацкого станка началось возрождение рукоделия в монастыре: ковроткачества, пошива и ремонта облачений. Были созданы иконописная и золотошвейная мастерские.

    Внесла значительный вклад в сооружение храма - памятника Новомученикам и Исповедникам Российским в Бутово, где в годы советской власти приводились в исполнение смертные приговоры, в том числе и в отношении священнослужителей (там же был расстрелян её дед, митрополит Серафим).

    Преподобномученица Арсения игуменья Шуйская

    В миру Анна Добронравова, родилась в 1879 году в селе Шегарском Владимирской губернии в семье священника. По окончании епархиального училища Анна поступила учительницей в детский приют при Шуйском Воскресенско-Феодоровском монастыре. В её обязанности входило обучать девочек грамоте и рукоделию. В этом же монастыре она приняла монашеский постриг с именем Арсения. В 1915 после кончины прежней игуменьи сестры избрали ее. Матушка Арсения усердно изучала творения святых отцов, особо пользуясь духовными советами Святителя Игнатия (Брянчанинова). В монастыре она вела тихий уединённый образ жизни, почитала себя ниже всех, часто спрашивала совета у других.

    После 1917 года богоборческая власть распорядилась закрыть монастырь, но затем позволила не закрывать с тем требованием, однако, чтобы монахини работали в совхозе. Сочувствовавший им директор совхоза убедил монахинь согласиться на это, пообещав, что будет им платить за труд, а работать будут только те, кто сможет. По праздникам сестры не работали, пребывая на молитве в храме. Прежде чем поставить какую-либо монахиню на работу, директор спрашивал разрешения у игуменьи. Так довольно безмятежно прожили десять лет насельницы среди бушующего моря безбожия. Но в 1929 году власти прислали распоряжение о закрытии монастыря и недопущении церковных служб и иноческой жизни ни под каким видом. Директор совхоза, не желая принимать участия в разорении обители, уволился и уехал. Монастырь закрыли.

    В апреле 1932 года игуменья Арсения была арестована.

    В тюрьме матушка тяжело заболела. Она скончалась в 1939 году в больнице Ивановской тюрьмы. Причислена к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских.

    Игуменья Мария Ушакова

    Елизавета Алексеевна Ушакова выросла в светской семье. После чтения творений свт. Тихона Задонского неожиданно почувствовала призвание к духовной жизни. Услышав о святости уже почившего тогда старца Серафима, она возгорелась любовью к нему. С трудом получив благословение отца, она поступила в Дивеевскую обитель, предназначенную ей для величайших испытаний и трудов. С самого начала своего пребывания в обители (с 1844 г.) она исполняла много различных поручений и монастырских послушаний, так что приобрела навыки и знания по управлению обителью. Сестры ее любили и вскоре выбрали начальницей.

    Постепенно Елисавета Алексеевна стала устраивать жизнь в общине по заповедям Царицы Небесной. В 1862 году она была пострижена в монашество с именем Мария и возведена в сан игумений. На начало ее служения в обители не было ни денег, ни продовольствия. Батюшка Серафим предсказывал: «На 12-й начальнице устроится монастырь». Игуменья Мария обладала кротким, но твердым характером, во всем советовалась с блаженными: сначала с Пелагией Ивановной, а после ее кончины с Прасковьей Ивановной. При ней возведены Троицкий собор, колокольня, игуменский корпус с домовым храмом св. равноап. Марии Магдалины, трапезный храм св. блгв. князя Александра Невского, построены дома для духовенства и др. Все строилось на малые средства, без особых пожертвований и капиталов, милостию Божией. При игуменье Марии водворились тишина и порядок, обитель стала процветать и достигла наибольшего расцвета. Игуменья Мария управляла обителью 42 года. Скончалась она в 1904 года. Над ее могилой была большая часовня, в которой ежедневно служились панихиды. Часовню разрушили, как только начался разгон монастыря. Летом 1991 года эту площадку забетонировали, и ее могила оставалась под бетоном до лета 2002 года, когда у алтаря Троицкого собора были произведены раскопки..

    Игуменья Митрофания Розен

    Прасковья Розен была дочерью генерала, героя Отечественной войны. Ещё девочкой она бывала при дворе Николая I. Получила хорошее домашнее образование: Закону Божиему её обучал ректор Тифлисской духовной семинарии, рисунку - И. К. Айвазовский. Во второй половине 1840-х годов Прасковья, религиозная с детства, пережила череду смертей близких и склонилась к уходу в монастырь. В 1852 году она оставила двор и с разрешения императора поступила послушницей в московский Алексеевский монастырь. В монастыре Прасковья занималась иконописью.

    В 1857 году Митрофания получила наследство, которое обратила на благотворительность. Через четыре года она приняла постриг в ангельский монашеский чин и стала игуменьей Владычного монастыря. Митрофания приняла на себя фактическое руководство первыми российскими общинами сестёр милосердия – в Петербурге, во Псковской области, а затем и в Москве. В 1870 году она приступила к своему крупнейшему строительному проекту - постройке здания Владычне-Покровской общины в Москве. Матушка была творческой личностью и часто не сторонилась риска. Когда у игуменьи закончились деньги на строительство, она их искала в среде обеспеченных московских благотворителей... Отчаявшись, гордая и творческая душа не устояла от искушения, и она сфабриковала подложные вексели. Попав на скамью подсудимых, Митрофания и её союзница Валерия, игуменья Страстного монастыря, самостоятельно приехали в Петербург на допросы. Синод поддерживал Митрофанию морально - по его указу в дни суда московские церкви ежедневно служили молебны «о даровании игумении Митрофании силы перенести ниспосланное ей испытание». Суд постановил сослать Митрофанию в уединенный монастырь – сначала в Енисейскую губернию, потом в Ставрополь. Матушка вернулась к искусству, создав для Балашовского монастыря копию Распятия.

    Воспоминания игуменьи Митрофании были изданы в 1902 году в журнале «Русская старина» и переизданы отдельной книгой в 2009 году.

    Игуменья Феофила Лепешинская

    Матушка Феофила – наша современница. Она является настоятельницей Богородице-Рождественской пустыни в селе Барятино Калужской области. Она - автор известных книг «Дерзай, дщерь!», «Плач третьей птицы» и «Рифмуется с радостью». Советуем каждому не только почитать ее книги, но и побеседовать с матушкой лично, приехав к ней в монастырь который расположен в Калужской области.

    Матушка говорит так: «Остерегайтесь подделок! Конечно, ведь мы привыкаем «слыть», а не «быть». И сами не замечаем, в какой момент перестаем узнавать себя естественных, настоящих. Усвоив «правила поведения», мы начинаем прятаться за ними от себя, от людей и, главное, от Господа. Хотя подобное «делание» заранее обречено на провал.»

    Вчера на портале “Православие и мир” была опубликована статья о Богородице-Рождественской девичьей пустыни из . Предлагаем сегодня вашему вниманию интервью с настоятельницей этого монастыря.

    Игуменья Феофила (Лепешинская) считает, что в хорошем монастыре секретов быть не должно.

    — Какой паломник, по-вашему, «правильный»? В чем вообще смысл паломничества в монастырь?

    — Правильный тот паломник, кто приезжает помолиться. Именно сосредоточиться на этой жизни. Я убеждена, что христианин, который любит Бога, непременно любит монашество и втайне по монашеству сохнет. Я знаю много замужних женщин, которые хотели бы уйти в монастырь. Ясно, что это никогда не сбудется, хотя Господь все наши помыслы видит и целует. Паломника должно привлекать именно это — пожить в полноте Божественного присутствия, монашеской жизнью.

    Но все же чаще в монастырь приезжают просто благочестиво и бесплатно отдохнуть на свежем воздухе. Или просто из любопытства.

    — Что может паломник за короткое время узнать о монастырской жизни?

    — В монастырях часто бывает так: монашки ходят по своим дорожкам и ни с кем не общаются. Мы же намеренно паломниц от сестер не отделяем. У нас нет отдельной трапезной, отдельных продуктов. Монахи живут не для того, чтобы спасать себя, а для того, чтобы светить миру. Сами мы не выходим в мир, но если мир приходит к нам — он от нас должен что-то получать. Поэтому у нас паломник, если ему это действительно интересно, может понять все. Мы не запрещаем никакого общения, не запрещаем передвигаться по территории, у нас общая трапеза, одни и те же послушания. Благочинная не разбирает, на какую работу ставить сестру, на какую — паломницу. У нас нет никаких секретов — их не должно быть в христианстве. Тайна есть — это Христос, а секретов быть не может.

    — Могут ли монахи заниматься любимым делом или они обязательно должны пройти через «коровник»?

    — Если говорить о коровнике, то у нас это послушание от первого дня несет одна и та же сестра. Я уже много раз пыталась ее заменить, но она не хочет. Во-первых, она это любит, во-вторых, ей очень нравится, что ее там никто не трогает, она живет «по своему уставу». Так что вы напрасно относитесь к коровнику пренебрежительно.

    У нас нет цели провести монаха через все послушания. Хорошо бы так было, но сейчас в монастырь приходят городские люди, часто уже больные. Есть сестры, которые могут делать все, но есть и те, кому многие послушания не по силам. Наверно, мне бы хотелось всех пропускать через кухню, потому что кухня — это простое дело, женское, каждая должна уметь. Но и это не всегда получается. Современный человек мало что может. А послушание в монастыре найдется любому. Псалтырь, например, могут читать даже самые больные. Чтение у нас круглосуточное.

    В нашем монастыре на работу отводится четыре часа в день, и я прошу всех работать на совесть, как для Господа. С обеда до вечерней службы у сестер свободное время, все расходятся по кельям — кто-то читает, кто-то молится, кто-то отдыхает. Это важно. Во всем должна быть мера.

    — Чем еще кроме молитвы и послушаний занимаются монахи?

    — Обязательно нужно учиться. Монастыри должны быть светочами, образцами. Есть такая тенденция в женских монастырях — не читать больше того, что дается на трапезе. Считается, что, если у тебя есть силы читать, значит, тебя недогрузили — иди поработай! Но, на мой взгляд, человек должен работать столько, чтобы у него была еще возможность молиться, учиться и просто оставаться человеком. Сильно уставший человек ни к чему не способен.

    По воскресным дням мы все учимся, с сентября до Пасхи, по семинарской программе. Собираемся вечером, распределяем темы докладов, готовим рефераты, выступаем. Иногда приглашаем лекторов. Мы уже прошли литургику, нравственное богословие, Библейскую историю, греческий язык, христианскую психологию. В этом году начнем изучать патристику — святых отцов. У меня также есть план организовать для сестер курс лекций по мировой литературе, по русской литературе, по истории живописи и по истории музыки. Литература — это возможность увидеть на живых примерах то, что мы читаем в катехизисе.

    Святой Василий Великий написал в замечательной статье «О пользе для юношества языческих сочинений», что чтение душу расширяет. Душа должна быть сочной, напитанной соками от культуры. В нашей библиотеке много художественной литературы. Я даже Джойса купила. Не думаю, честно говоря, что сестры будут его читать, но пусть у них будет такая возможность. У нас и «Илиаду» сестры читают. Даже какой-нибудь постмодернизм, эта тоска по Богу, — тоже интересно.

    — Чего не должно быть в хорошем монастыре?

    — То монашество, которого мы лишились в XIX веке, было гораздо хуже того, что есть сейчас. Было социальное расслоение — бедные монахи работали на богатых монахов. Чтобы «купить» келью, нужно было внести большой вклад. А кто не мог сделать вклад, те работали у состоятельных монахов горничными. Такого в монастыре быть не должно. Может, и неплохо, что мы теперь начали с нуля.

    В нас во всех сидят советские гены — мы совершенно лишены уважения к личности. Когда только началось возрождение обителей, ставить начальниками было некого, и так получилось, что во главе монастырей оказались люди весьма незрелые духовно. И вот какая-то мирская женщина становится игуменьей, ей все подают, за ней стирают, у нее три келейницы, а она только всех смиряет и воспитывает. Почему-то считается, что начальник должен монахов смирять, что человеку полезно быть угнетенным, растоптанным, униженным. На самом деле это никому не полезно. Человек устроен так, что, если его ломать, он будет изворачиваться, а это и есть самое страшное для монашеской души. Она должна быть простой, правдивой.

    — Что должно быть в хорошем монастыре?

    — Я думаю, хороший монастырь — это где люди улыбаются, где они радуются. Господь нас всех на помойке нашел, вымыл, вычистил и положил к Себе за пазуху. Мы живем у Христа за пазухой. У нас все есть. Даже много лишнего. Вот мы сгорели, и даже это оказалось к лучшему. Как же нам не радоваться?

    Еще один признак хорошего монастыря — если из него никто не хочет уезжать. Есть монастыри, где монахи все время в разъездах — то в Греции, то в Италии, то на святых источниках. Наших же сестер никуда не вытащишь из обители. Я сама тоже нигде не была. У нас и отпусков нет — какой отпуск может быть у монаха? От чего ему отдыхать — от молитвы? В этом нет никакого принуждения — так само получается. Сестры даже домой не стремятся. И это хороший признак!