Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно
История. Всеобщая история. 11 класс. Базовый и углублённый уровни Волобуев Олег Владимирович
Глава 4 МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI в
Из книги История. Всеобщая история. 11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег ВладимировичГлава 4 МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI в
Из книги Отечественная история автора Михайлова Наталья ВладимировнаГлава 9. Россия и мир во второй половине XX – начале XXI
Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторовРУССКИЕ ЗЕМЛИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIII - НАЧАЛЕ XIV в Судьбы русских земель после нашествия претерпели существенное изменение. Киевская земля после нашествия утратила свое былое значение. Власть над Киевом была передана в 1243 г. монголами владимирскому великому князю
Из книги История России автора Иванушкина В В44. СССР во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг Основной тенденцией в экономике СССР в годы войны был перевод промышленности на военные рельсы, но уже с 1943 г. начинается постепенное восстановление хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации. Поскольку в
Из книги История шифровального дела в России автора Соболева Татьяна АГлава девятая. Российские шифры и коды во второй половине XIX - начале XX в Во второй половине XIX века криптографическая служба России претерпела существенную реорганизацию, в результате которой она перестала быть привилегией МИД, а была создана еще в двух ведомствах:
Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей ЮрьевичГлава X РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1850 - НАЧАЛЕ 1890-х гг
Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе МерабГлава XV Грузинская культура во второй половине XIX и начале XX веков С национальным движением грузинского народа было тесно связано развитие грузинской культуры второй половины XIX и начала XX веков. Грузинская культура этого периода полностью соответствовала задачам
Из книги Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории автора Торкунов Анатолий ВасильевичГлава II Особенности культурной эволюции КНДР во второй половине ХХ-начале XXI века Раскол Корейского полуострова и образование в 1948 г. двух независимых государств – Республики Корея на Юге и Корейской Народно-Демократической Республики на Севере привел к размыванию
Из книги Всеобщая история. XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень автора Волобуев Олег ВладимировичГлава 4 Мир во второй половине XX – начале XXI в.
автора Бурин Сергей Николаевич§ 8. Великобритания во второй половине XIX – начале XX века Продолжение промышленного подъёмаТемпы развития английской промышленности и торговли и во второй половине XIX столетия продолжали оставаться довольно высокими, в особенности до начала 1870-х гг. Как и прежде, этот
Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич§ 12. Франция во второй половине XIX – начале XX века Вторая империя и её политикаПосле избрания Луи Бонапарта президентом Франции (декабрь 1848 г.) политические страсти не утихли. Летом 1849 г. после митингов протеста президент предал суду оппозиционных лидеров и отменил
Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич§ 8. Англия во второй половине XIX – начале XX века Продолжение промышленного подъемаТемпы развития английской промышленности и торговли и во второй половине XIX столетия продолжали оставаться довольно высокими, в особенности – до начала 1870-х гг. Как и прежде, этот подъем
Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич§ 11. Франция во второй половине XIX – начале XX века Вторая империя и ее политикаПосле избрания Луи Бонапарта президентом Франции (декабрь 1848 г.) политические страсти в стране на время утихли, наметилась и экономическая стабилизация. Это позволило президенту три года
Из книги История Индонезии Часть 1 автора Бандиленко Геннадий ГеоргиевичГлава 6 ИНДОНЕЗИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII - НАЧАЛЕ XIX в. ГОЛЛАНДСКИЕ КОЛОНИАЛЬНЫЕ ВЛАДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА ОИК. ПЕРИОД ГОСПОДСТВА
Из книги История Тверского края автора Воробьев Вячеслав Михайлович§§ 45-46. КУЛЬТУРА ТВЕРСКОГО КРАЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В. Значительные изменения произошли в системе образования. Созданная ещё в начале столетия Тверская мужская гимназия стала с 1860-х гг. именоваться классической. Большое внимание в ней уделяли изучению
Из книги Алтайская духовная миссия в 1830–1919 годы: структура и деятельность автора Крейдун ГеоргийГлава 3 Монастыри Алтайской духовной миссии во второй половине XIX – начале XX в. Структура монастырских заведений на Алтае в начале ХХ столетия охватывала достаточно обширную территорию, в настоящее время расположенную в пределах четырех субъектов Российской Федерации.
Страны Запада во второй половине ХХ векаI
. Тестирование.1. Раскол Германии на 2 государства произошел:
А) в 1945 г.; Б) в 1946 г.; В) в 1948 г.;
Г) в 1949 г.2. Американская программа послевоенной помощи европейским странам называлась:
А) доктрина Трумэна; Б) доктрина Монро;
В) план Маршалла; Г) «новый курс».3. 1950-1953 гг.- это годы:
А) Вьетнамской войны;
Б) войны в Корее; В) войны в Афганистане; Г) годы «холодной войны».4. Организация Объединённых наций была создана в:
А) 25 апреля – 26 июня 1945 года;
Б) 17 января – 23 марта 1946 года;В) 12 мая – 23 июня 1947 года; Г) 1 февраля – 29 марта 1949 года;
5. Какую политику проводила М. Тэтчер, являясь главой парламента?
А) жёсткое ограничение государственных расходов;
Б) предоставление льгот предпринимателям малого бизнеса;В) предлагала « третий путь» развития; Г) строительство дешёвых жилищ
6.Каких взглядов придерживался президент Вискари д Эстен?
А) либеральных;
Б) правоконсервативных; В) социалистических; Г) националистических.7. Особенностью итальянской партийно – политической системы является:
А) частая смена политических партий;
Б) господствующее положение ХДП;
В) прочная коалиция ХДП и Социалистической партии;
Г) господствующее положение Социалистической партии;
8. Поддержкой какой силы пользовались лейбористские правительства в Великобритании?
А) мелких и средних предпринимателей;
Б) активная часть рабочей силы и профсоюзы;
В) крупной промышленной буржуазии;
Г) крестьянства и сельскохозяйственных рабочих.
9. Какая из ниже перечисленных задач становится главной для государства в условиях глобализации?
А) проведение политики протекционизма в интересах национальной экономики;
Б) обеспечение международной конкурентно – способности страны;
В) сокращение расходов на социальную сеть;
Г) проведение национализации промышленного производства;
10. Массовые выступления французов в мае 1968 г. свидетельствуют о:
А) назревание ситуаций, ведущей к революции;
Б) распаде традиционной системы ценностей;
В) об активизации деятельности террористических группировок;
Г) ухудшение экономического положения страны.
11. Итальянским «экономическим чудом» называют:
А) динамический скачок в развитии экономики Италии;
Б) стабилизацию итальянской экономики
В) развитие Италии по плану;
Г) выход из кризиса за счёт предпринимателей итальянцев.
12. Противостояние между «западным» и «восточным» блоками, длившееся с середины 1940-х гг. до середины 1980-х гг., получило название:
А) «необъявленной войны»; Б) «политика сдерживания»;
В) «ядерный диалог»;
Г) «холодная война».13. Референдум по вопросу гос. устройства Италии (монархия или республика) состоялся в:
А) 1943г.; Б) 1945 г.; В) 1946 г.; Г) 1954 г.
14. Причиной итальянского экономического чуда 50-60-х гг. ХХ в. является:
А) наличие богатых месторождений полезных ископаемых;
Б) мощная индустрия Юга страны;
В) дешевая рабочая сила и внедрение передовых технологий в производство
;Г) рост военных заказов со стороны государства.
15. Операция «Чистые руки» 1992 года в Италии выявила:
А) массовые нарушения в пищевой промышленности;
Б) связь мафии с гос. аппаратом в угрожающих масштабах;
В) недобросовестную конкуренцию в текстильной промышленности;
Г) договорные футбольные матчи.
16. Победу на выборах 1994г. в Италии одержала:
А) Компартия Италии; Б) Социалистическая партия Италии;
В) «Вперед, Италия!» (движение С. Берлускони); Г) Христианско-демократическая партия Италии.
17. «Новая восточная политика» связана с именем:
А) В. Брандта;
Б) К. Аденауэра; В) Г. Коля; Г) Г. Шредера.18. Основными соперниками в политике в ФРГ являются партии:
А) Христианско-демократический союз (ХДС) и «зеленые»;
Б) ХДС и социал-демократическая партия Германии (СДПГ);
В) СДПГ и НСДАП;
Г) ХДС и коммунисты.
19. Наиболее влиятельная политическая сила в Ольстере:
А) Шин фейн ; Б) ИРА; В) Юнионисты; Г) республиканцы.
20. Новый виток гонки вооружений в конце 70-х гг связан:
А) С введением войск в Афганистан
;Б) С военной поддержкой Вьетнама в борьбе против США;
В) С введением войск в Чехословакию;
Г) С военной поддержкой Индии в борьбе против Англии.
II . Назвать имя, термин, понятие.
1. Закончите предложение: «Военное, экономическое, политическое и идеологическое противостояние двух систем, наиболее ярко выражавшееся в создании военно-политических блоков, гонке вооружений, взаимных угрозах, борьбой за сферы влияния в различных регионах мира, кризисами, неоднократно ставившими человечество на грань новой мировой войны, называется …»
2. Этот термин впервые был употреблен бывшим британским премьер-министром У. Черчиллем во время поездки по США, в речи 5 марта 1946 г. в г. Фултоне. Характеризуя ситуацию в Европе, Черчилль сказал, что «это не та Европа, за которую мы боролись в годы войны. Над ней опустился ….» Этим термином часто пользовались в западной публицистике, чтобы показать свое отношение к той или иной стране социализма или всему соц. лагерю в целом. О каком термине идет речь?
3. О ком идёт речь?
В период своего премьерства проводила активную борьбу с влиянием , которые, по её мнению, негативно влияли на парламентскую демократию и экономические результаты ввиду регулярных забастовок. Первый её премьерский срок был отмечен рядом забастовок, организованными частью профсоюзов в ответ на новое законодательство, ограничившее их полномочия. В в
4. Определите название организации (один ответ):
1) военно-политический союз, созданный по инициативе США;
2) штаб-квартира, располагается в Брюсселе;
3) создана в 1949 г.;
4) имеет контингент миротворческих сил.
Ответ: НАТО
5. Определите термин (один термин):
1) научная или философская теория;
2) политическая система;
3) совокупность принципов;
4) руководящий принцип, или теоретический, или политический.
Ответ: доктрина
III . Выбрать несколько правильных ответов.
1. Какие 3 организации из ниже перечисленных связаны с процессом европейской экономической интеграции?
А) Соглашение о свободной торговле в Северной Америке;
Б) Европейское экономическое сообщество (ЕЭС);
В) Международный валютный фонд;
Г) Европейское объединение угля и стали;
Д) Европейская ассоциация свободной торговли;
Е) Совет экономической взаимопомощи
Ответ: 1) АБВ 2) БВД 3) БГД 4) АГЕ
2. Политический режим Пятой республики во Франции характеризуется:
А) укреплением власти президента;
В) укреплением власти парламента;
Г) парламентскими выборами президента.
Ответ. 1) АБ 2) БВ 3) ВГ 4) АГ.
Превращение США в ведущую мировую державу . Война привела к резким сдвигам в соотношении сил в мире. США не только мало пострадали в войне, но и получили значительные прибыли. В стране возросла добыча угля, нефти, выработка электроэнергии, выплавка стали. Основой такого экономического подъема стали большие военные заказы правительства. США заняли лидирующее положение в мировом хозяйстве. Фактором обеспечения экономической и научно-технической гегемонии США явился импорт идей и специалистов из других стран. Уже накануне и в годы войны в США эмигрировали многие ученые. После войны из Германии было вывезено большое число немецких специалистов и научно-техническая документация. Военная конъюнктура способствовала развитию сельского хозяйства. На продовольствие и сырье в мире существовал большой спрос, что создавало благоприятное положение на аграрном рынке и после 1945 г. Страшной демонстрацией возросшей мощи США стали взрывы атомных бомб в японских городах Хиросима и Нагасаки. В 1945 г. президент Г. Трумэн открыто говорил, что на Америку легло бремя ответственности за дальнейшее руководство миром. В условиях начала «холодной войны» США выступили с концепциями «сдерживания» И «отбрасывания» коммунизма, нацеленных против СССР. Военные базы США покрывают значительную часть мира. Наступление мирного времени не остановило вмешательства государства в экономику. Несмотря на похвалы свободному предпринимательству, развитие экономики после «нового курса» Рузвельта уже не мыслилось без регулирующей роли государства. Под контролем государства осуществлялся переход промышленности на мирные рельсы. Была реализована программа строительства дорог, электростанций и т.д. Совет экономических консультантов при президенте давал рекомендации органам власти. Были сохранены социальные программы времен «нового курса» Рузвельта. Новая политика называлась «справедливым курсом». Наряду с этим проводились меры по ограничению прав профсоюзов (закон Тафта-Хартли). Одновременно по инициативе сенатора Дж. Маккарти развернулись гонения на людей, обвиняемых в «антиамериканской деятельности» (маккартизм). Жертвами «охоты на ведьм» стали многие люди, в том числе такие известные, как Ч. Чаплин. В рамках подобной политики продолжалось наращивание вооружении, в том числе ядерных. Завершается складывание военно-промышленного комплекса (ВПК), в котором были соединены интересы чиновников, верхушки армии и военной индустрии.
50-60-е гг. ХХ в. были в целом благоприятны для развития экономики происходил ее быстрый рост, связанный прежде всего с внедрением достижений научно-технической революции. В эти годы в стране больших успехов достигла борьба негритянского (афроамериканского) населения за свои права. Акции протеста, которые возглавил М.Л Кинг, привели к запрету расовой сегрегации. К 1968 г. были приняты законы, обеспечивающие равноправие чернокожих. Однако добиться реального равноправия оказалось гораздо сложнее юридического, влиятельные силы сопротивлялись этому, что нашло выражение в убийстве Куинга.
Проводились и другие преобразования в социальной сфере.
Ставший в 1961 г. президентом Дж. Кеннеди проводил политику «новых рубежей», нацеленную на создание общества «всеобщего благоденствия» (ликвидация неравноправия, бедности, преступности, предотвращение ядерной войны). Были приняты моще важные социальные законы, облегчавшие доступ малоимущих к образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.
В конце 60 - начале 70-х гг. хх в. положение США ухудшается.
Это было связано с эскалацией войны во Вьетнаме, закончившейся самым большим в истории США поражением, а также с мировым экономическим кризисом начала 70-х п. ХХ в. Эти события стали одним из факторов, приведших к политике разрядки: при президенте Р. Никсоне между США и СССР были заключены первые договоры об ограничении вооружений.
В начале 80-х п. ХХ в. начался новый экономический кризис.
В этих условиях президент Р. Рейган провозгласил политику, названную «консервативной революцией». Были сокращены социальные расходы на образование, медицину, пенсии, но снижались и налоги. США взяли курс на развитие свободного предпринимательства, сокращение роли государства в экономике. Этот курс вызвал многие протесты, но способствовал улучшению положения в экономике. Рейган выступал за наращивание гонки вооружений, однако в конце 80-х п. ХХ в. по предложению лидера СССР М. С. Горбачева начался процесс нового сокращения вооружений. Он ускорялся в обстановке односторонних уступок со стороны СССР.
Крушение СССР и всего социалистического лагеря способствовало самой длительной полосе экономического подъема в США в 90-е гг. ХХ в. при президенте у Клинтоне. США превратились в единственный центр силы в мире, стали претендовать на мировое лидерство. Правда, в конце ХХ-начале ХХI в. экономическая ситуация в стране ухудшилась. Серьезным испытанием для США стали террористические акты 11 сентября 2001 г. Атаки террористов в Нью-Йорке и Вашингтоне стоили жизни более 3 тыс. человек.
Во второй половине ХХ в. интеграционные процессы получили развитие в различных регионах мира. Заключая региональные торгово-экономические соглашения, государства брали курс на устранение ограничений в движении товаров, услуг, капиталов, людских ресурсов, на создание надгосударственных механизмов управления хозяйственным взаимодействием, на гармонизацию национальных законодательств. Однако, по мнению исследователей, в большинстве случаев региональное сотрудничество в Латинской Америке, Южной Азии, Африке, Среднем Востоке пока еще находится на начальных этапах и не дает существенного эффекта . Вместе с тем, некоторым интеграционным объединениям, таким как Европейский Союз, НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле), АТЭС (Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество») удалось достичь реального прогресса в осуществлении поставленных целей. В частности, европейские государства последовательно сформировали таможенный союз, единый внутренний рынок, Экономический и валютный союз, а также дополнили экономическое измерение интеграции сотрудничеством в области обеспечения внутренней и внешней безопасности.
В Западной Европе существовали весомые предпосылки для развития интеграционных процессов. «Здесь раньше, чем в других районах мира, сложилась достаточно развитая рыночная экономика, имелась сравнительная близость экономической, общественнополитической, правовой и культурной среды, а относительно небольшие размеры территорий государств подчеркивали узость национальных границ и внутреннего рынка, подталкивая страны к взаимовыгодному объединению усилий» . Различные авторы, начиная с эпохи Средневековья, разрабатывали проекты объединения европейских государств. Практическая реализация «европейской идеи» во второй половине ХХ века была представлена несколькими моделями.
Во-первых, западноевропейские государства сформулировали общие цели и создали организации межправительственного сотрудничества в определенных областях. Так, в 1948 г. были образованы Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) и Совет Европы. ОЕЭС была призвана решить проблему восстановления экономики Европы в рамках плана Маршалла; Совет Европы – обеспечить эффективную защиту прав человека. После того, как основные задачи ОЕЭС были выполнены, ее заменила Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Она была создана в декабре 1960 г. для содействия экономическому росту и повышению уровня жизни в государствах-членах, для выработки согласованной экономической политики в отношении третьих стран, для развития мировой торговли на многосторонней и недискриминационной основе. Данная организация не распределяет финансовые средства и не обладает развитым механизмом принятия решений. По выражению бывшего генерального секретаря ОЭСР Ж.К. Пайе, «ОЭСР – это не наднациональная организация, а место, где творцы политики могут встретиться и обсудить свои проблемы, где правительства могут сравнить свои точки зрения и свой опыт» [Цит. по: 2, с. 132].
Во-вторых, Франция и Германия выдвинули инициативу создания Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в рамках которого предлагалось подчинить всю совокупность сталелитейного и угледобывающего производства государств-участников наднациональному органу. Парижский договор о создании ЕОУС был подписан в 1951 г. шестью европейскими государствами (Францией, Германией, Италией, Бельгией, Люксембургом, Нидерландами). Центральное место в системе институтов ЕОУС было отведено Высшему руководящему органу. Он был наделен правом принимать решения, обязательные, причем во всех своих частях, для государств-членов. В 1957 г. этими же государствами были созданы два новых интеграционных объединения – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). В 1992 г., на основе Европейских Сообществ, дополненных новыми «политиками и формами сотрудничества», был создан Европейский Союз.
В-третьих, на этапе создания ЕЭС, основой которого должен был стать таможенный союз, усилились разногласия между европейскими государствами по вопросу о более предпочтительной модели либерализации торговли. В 1956 г. Англия выступила с предложением ограничиться созданием зоны свободной торговли, которая должна была охватить все страны-участницы ОЕЭС. Однако, как уже говорилось выше, в 1957 г. были подписаны договоры об учреждении ЕЭС и Евратома, а в декабре 1958 г. британский проект
«большой» зоны свободной торговли не был принят на сессии Совета ОЕЭС . Тогда семь из оставшихся вне ЕЭС государств (Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария и Швеция) подписали в 1960 г. Стокгольмскую конвенцию о создании Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). В отличие от таможенного союза, данная модель позволяла избежать существенного ограничения национального суверенитета во внешнеторговой сфере, предоставляя государствам-членам свободу действий в области торговли с третьими странами. Соответственно, взаимодействие в рамках ЕАСТ осуществлялось на межгосударственной основе, без создания сильных наднациональных институтов. Данная организация продолжает существовать и в настоящее время, но сейчас в ее состав входят всего четыре государства – Швейцария, Норвегия, Исландия и Лихтенштейн.
В-четвертых, в 1949 г. по инициативе СССР был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), членами которого стали государства Центральной и Восточной Европы, а затем и ряд неевропейских государств (Монголия, Куба, Вьетнам). Исследователи поразному характеризуют данное объединение. Одни видят в нем
«пример интеграционной группировки не рыночного, а плановораспределительного, командно-административного типа» . Другие полагают, что «в СЭВ имела место система квазиинтеграционных международных отношений, внешне весьма схожая с реальной интеграцией, но по существу таковой не являвшаяся» .
В-пятых, в Европе возникали субрегиональные интеграционные объединения, которые иногда даже опережали общеевропейские тенденции. Так, в 1921 г. был создан Бельгийско-Люксембургский экономический союз как союз таможенный и валютный. В 1943 г. Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали валютное соглашение, а в 1944 г. – таможенную конвенцию, которая вступила в силу в январе 1948 г. Таможенный союз Бенилюкс просуществовал до ноября 1960 г. 3 февраля 1958 г. Бельгия, Нидерланды и Люксембург заключили в Гааге договор об учреждении экономического союза Бенилюкс, вступивший в силу 1 ноября 1960 г., после его ратификации парламентами трёх стран. Договор предусматривал создание единого рынка его участников, свободное движение лиц, товаров, капиталов и услуг между тремя странами, координацию их экономической, финансовой и социальной политики, выступление странучастниц как единого целого в области внешних экономических связей . Государства Бенилюкса уделили внимание и развитию инструментов коллективной безопасности. Кроме того, уже в 1960 г. они подписали соглашение «О переносе личных проверок на внешние границы пространства Бенилюкс» , опередившее более чем на двадцать лет Шенгенские соглашения. Примером развития интеграционных процессов на субрегиональном уровне может служить также опыт стран Северной Европы в области создания Северного паспортного союза в 1950-х гг., а также в сфере гармонизации социального законодательства, защиты окружающей среды, развития транспортных сетей и др.
В 1990-е гг., после распада социалистической системы, сформировалась так называемая «Вышеградская группа». В феврале 1991 г. в венгерском городе Вышеграде была подписана Декларация о сотрудничестве между Польшей, Чехословакией и Венгрией с целью последующей интеграции в структуры Европейских сообществ / Европейского Союза. В декабре 1992 г. в Кракове Венгрия, Польша, Словакия и Чехия подписали Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА), которое вступило в силу
1 марта 1993 г. В данном случае субрегиональная интеграция рассматривалась как промежуточный этап, предшествующий вступлению в ЕС и позволяющий государствам-кандидатам подготовить необходимую экономическую, законодательную, институциональную основу для принятия соответствующих обязательств.
Круг участников практически всех объединений, рассмотренных в рамках пяти моделей, на определенных этапах расширялся. Но в долгосрочной перспективе наиболее эффективной и избранной большинством европейских государств оказалась интеграционная модель Европейских сообществ / Европейского Союза. К первоначальному однородному «ядру», состоящему из шести государствучредителей, присоединились Великобритания, Ирландия и Дания (1973), Греция (1981), Испания и Португалия (1986), Австрия, Швеция и Финляндия (1995). Последнее расширение Европейского Cоюза стало наиболее масштабным – в 2004 г. новыми членами организации стали сразу десять государств. Данная тенденция не могла не оказать влияние на характер европейской интеграции. Различия в уровнях экономического развития государств-участников и степени стабильности демократии, особенности политической культуры и специфика социального законодательства, несовпадение взглядов на допустимую степень ограничения национального суверенитета, – эти и другие проявления нарастающей внутренней неоднородности Европейского Союза обусловили возникновение феномена дифференцированной интеграции. Как справедливо отмечают исследователи, «дифференцирован не только сам процесс, но и его обозначение – в современном политическом и научном лексиконе Западной Европы можно встретить свыше десятка самых различных его наименований» . Вопрос о том, в какой мере каждый из этих терминов («Европа разных скоростей», «Европа a la carte», «более тесное сотрудничество», «концентрические круги»,
«вариабельная конфигурация» и др.) отражает идею дифференцированной интеграции, является дискуссионным .
Дифференцированная интеграция, на наш взгляд, предполагает существование особых режимов, представляющих собой исключения из единых правил, установленных источниками европейского коммунитарного права для государств-участников. Необходимость подобных исключений возникает в следующих случаях: 1) когда государство не соответствует критериям, позволяющим осуществлять наднациональное регулирование; 2) когда государство не заинтересовано в расширении компетенций наднациональных институтов;
3) когда группа государств, напротив, готова сделать шаг вперед и делегировать наднациональным институтам дополнительные полномочия, не дожидаясь согласия всех государств-участников. Рассмотрим соответствующие примеры.
В первом случае классической иллюстрацией могут служить
«переходные периоды», устанавливаемые для новых государствчленов, в течение которых они обязаны создать у себя необходимые условия для применения всего комплекса норм права Европейского Союза (так называемого «acquis communautaire»), до тех пор, пока эти условия не будут созданы, выполнение соответствующих обязательств, связанных с членством в Европейском Сообществе / Европейском Союзе, допустимо в ограниченном объеме. Так, например, были случаи поэтапного включения в общий рынок таких отраслей, как энергетика, телекоммуникации и сельское хозяйство. Особые условия, регламентирующие доступ к единому рынку рабочей силы, предусмотрены в рамках последнего расширения Европейского Союза. Следует подчеркнуть, что договоры о присоединении строго фиксируют сроки «переходных периодов». Соответственно, исключения носят временный характер и не представляют опасности для стабильности интеграционного объединения.
Можно вспомнить также опыт создания Экономического и валютного союза. Право участвовать в его третьем этапе, в ходе которого была введена единая валюта – евро, получили лишь те государства, которые соответствовали так называемым «критериям конвергенции». Эти критерии, перечисленные в Маастрихтском договоре 1992 г. (в ст.104 Договора о Европейском Сообществе и Протоколах № 5, 6), установили допустимые пределы дефицита государственного бюджета, общего государственного долга, курсовых колебаний, уровня инфляции и долгосрочных процентных ставок. Греция, которой потребовалось более длительное время для выполнения этой комплексной задачи, вошла в «зону евро» 1 января 2001 г., на два года позже других участников.
Оба примера свидетельствуют о возможности достижения единых целей различными темпами, и к ним может быть также применен термин «разноскоростная интеграция».
В случае, когда обнаруживается противодействие одного или нескольких государств расширению компетенций наднациональных институтов, возникает гораздо больше вопросов и проблем. Наиболее осторожную политику, в силу ряда причин , здесь проводит Великобритания. Она, в частности, заняла особую позицию по вопросам обеспечения внутренней безопасности, введения единой валюты, выработки социальной политики (правительство консерваторов не поддержало в начале 1990-х гг. положения, регламентирующие отношения профсоюзов и предпринимателей, а также условия труда ). Препятствием на пути развития интеграционного процесса стала и позиция Дании. Если датский парламент в мае 1992 г. одобрил Маастрихтский договор, в соответствии с которым был создан Европейский Союз, то на референдуме в июне 1992 г. был дан отрицательный ответ. 50,7 % его участников высказалось против расширения компетенций институтов ЕС, особенно в области иммиграции, гражданства, общей оборонной политики, введения единой валюты.
Необходимость преодоления подобных противоречий наделила европейскую интеграцию в 1980–90-е гг. следующими характерными чертами.
Во-первых, особенностью европейской интеграции стали различные темпы ее развития в экономической и политической областях. Эта тенденция неоднократно проявлялась еще в 1950-е гг. (можно вспомнить нереализованные проекты создания Европейского оборонительного сообщества и Европейского политического сообщества), а затем нашла воплощение в построении трех «опор» ЕС. Маастрихтский договор впервые включил в сферу компетенций Европейского Союза сотрудничество в области правосудия и внутренних дел (так называемая третья «опора» Европейского Союза) и во внешнеполитической сфере (так называемая вторая «опора» Европейского Союза). Вместе с тем, здесь был установлен особый режим правового регулирования. Его характерными чертами стали наличие собственной системы актов, на которые не распространялся юрисдикционный контроль со стороны Суда Европейских Сообществ, и приоритет инструментов межгосударственного сотрудничества в процессе принятия решений.
Во-вторых, получило развитие более тесное сотрудничество группы государств-членов ЕС вне рамок учредительных договоров. Примером могут служить Шенгенские соглашения (Соглашение «О постепенной отмене проверок на общих границах» от 14 июня
1985 г. и Конвенция от 19 июня 1990 г. о применении Соглашения 1985 г.). Основное их содержание заключалось в следующем: вопервых, внутри Шенгенского пространства отменялись все виды пограничного контроля; во-вторых, устанавливался единый визовый режим на его внешних границах; в-третьих, усиливалось взаимодействие правоохранительных органов государств-участников (в частности, в 1995 г. начала функционировать Шенгенская информационная система). Нормотворческую деятельность в сфере шенгенского права был призван осуществлять Шенгенский исполнительный комитет, не являвшийся институтом Европейских сообществ.
Шенгенские соглашения 1985 и 1990 гг. были изначально подписаны Францией, ФРГ, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом. В 1990 г. к Шенгенским соглашениям присоединилась Италия, в
1991 г. – Испания и Португалия, в 1992 г. – Греция, в 1995 г. – Австрия, в 1996 г. – Дания, Финляндия, Швеция, Исландия и Норвегия (последние два государства не являются при этом членами ЕС). Реализация положений Шенгенских соглашений на практике требовала значительной технической и юридической подготовки. Поэтому о фактическом существовании Шенгенского пространства можно говорить, начиная с 1995 г., а о реальном участии в нем всех пятнадцати государств, принявших на себя соответствующие обязательства, – с 2001 г. В декабре 2007 г. Шенгенское пространство расширилось за счет Венгрии, Латвии, Литвы, Мальты, Словакии, Словении, Польши, Чехии и Эстонии; в декабре 2008 г. – за счет Швейцарии (которая, как Исландия и Норвегия, не входит в ЕС). Таким образом, в настоящее время в Шенгенское пространство из стран ЕС не входят Великобритания, Ирландия, Румыния, Болгария и Кипр, но входят три государства, не являющиеся членами ЕС – Исландия, Норвегия и Швейцария.
Следует отметить, что в данном случае последовательное расширение круга участников Шенгенских соглашений позволило на определенном этапе включить их в правопорядок ЕС на основе соответствующего протокола. Это произошло с подписанием Амстердамского договора 1997 г., который вступил в силу в 1999 г. Полномочия Шенгенского исполнительного комитета перешли к Совету Европейского Союза. Новые источники шенгенского права теперь издаются в стандартных формах, которые предусмотрены учредительными документами ЕС (регламент, директива и др.).
В-третьих, некоторые государства-члены получили возможность участвовать не во всех составляющих интеграционного процесса.
Так, Великобритания, Дания и Швеция сохранили национальные валюты и не вошли в «зону евро». Дания, в соответствии с Эдинбургской декларацией 1992 г., получила также право не участвовать в общей оборонной политике и сохранить для себя межгосударственную основу сотрудничества в области правосудия и внутренних дел. Гражданство Союза будет дополнять, но не заменять национальное гражданство Дании (принцип, ставший действовать в отношении всех государств-членов с подписанием Амстердамского договора).
Черты, о которых говорилось выше, и сам факт отказа одного или нескольких государств-членов от участия в новых этапах интеграционного процесса, ставит на повестку дня вопрос об опасности, которую содержит в себе так называемая «Европа a la carte» (в дословном переводе «Европа по выбору» или «Европа на заказ»). Этим термином исследователи обозначают, в отличие от «разноскоростной интеграции», сотрудничество при отсутствии единых целей, к достижению которых должны стремиться все государствачлены . Каждое государство само выбирает те цели, которые соответствуют его интересам, и, соответственно, ищет единомышленников или уклоняется от участия в нежелательных сферах сотрудничества. Так, характеризуя британскую политику в социальной сфере, Э. Редер подчеркивает, что «решения в области одной из политик Европейского Союза принимаются не всеми государствами-членами, и создается впечатление, что позиция государства, остающегося в стороне, пересмотру не подлежит». Это, по мнению исследователя, представляет собой классический пример «Европы a la carte», которая «угрожает общему acquis communautaire и будущему интеграции всего Союза, поскольку отрицает общепризнанные принципы единообразной интеграции» .
Вместе с тем, наблюдаются и позитивные изменения. В отношении позиции Великобритании их можно проследить как в области общей социальной политики (после прихода лейбористской партии к власти положения Соглашения о социальной политике были включены в 1997 г. в текст Договора о Европейском Сообществе), так и в сфере шенгенского сотрудничества. С 2000 г. Великобритания и Ирландия приняли на себя ряд обязательств в области борьбы с распространением наркотиков, участия в Шенгенской информационной системе и др. . Изменился, как говорилось выше, и механизм регулирования самого шенгенского сотрудничества, центральное место в котором теперь занимают институты ЕС. Отвечая в декабре 2007 г. на вопрос корреспондента «Евроньюс», можно ли говорить, что люди больше верят в европейскую идею сейчас, после ряда трудных лет, Председатель Европейской комиссии Ж.М. Баррозу отметил, что «сейчас ситуация лучше, чем за все предыдущие 8 лет, а по ряду вопросов и 15 лет, если взять Данию» .
Интересной тенденцией последнего десятилетия является развитие в рамках ЕС правовых основ так называемого «продвинутого сотрудничества», т. е. включение в учредительные договоры положений, которые предоставляют группам государств-членов возможность наделять органы Европейского Союза дополнительной компетенцией [см., напр., раздел VII Договора о Европейском Союзе]. На сегодняшний момент для реализации данной модели необходима соответствующая заинтересованность со стороны как минимум восьми государств (независимо от общего количества государств-членов и дальнейшего расширения Европейского Союза). Таким образом, возможно, что в перспективе противодействие со стороны некоторых государств станет менее существенным препятствием для углубления европейской интеграции.
Таким образом, европейские интеграционные процессы во второй половине ХХ в. развивались в рамках различных моделей. Наиболее эффективной и избранной большинством европейских государств оказалась интеграционная модель Европейских сообществ / Европейского Союза. Сочетание различных форм дифференцированной интеграции – это одна из особенностей развития Европейского Союза на современном этапе. Она закономерно связана с последовательным расширением круга государств-членов данной организации и позволяет сохранить единое направление интеграционного процесса в условиях возрастания внутренней неоднородности ЕС.
Список литературы
1. Международная экономическая интеграция: учеб. пособие / под ред.
проф. Н.Н. Ливенцева. – М.: Экономистъ, 2006.
2. Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации
/ Под ред. П.А. Цыганкова. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2007.
3. Право Европейского Союза в вопросах и ответах: учеб. пособие / отв.
ред. С.Ю. Кашкин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
4. Право Европейского Союза: докум. и коммент. / под ред. С.Ю. Кашкина –
М.: Терра, 1999.
5. Топорнин Б.Н. Европейское право. – М.: Юрист, 1998.
6. Четвериков А.О. Комментарий к Шенгенским соглашениям.
7. Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века: Почему не интегрируются страны СНГ. – М.: III тысячелетие, 2001.
8. Баррозу Ж.-М.: Европейська ідея знаходить все більше підтримки.
9. Chaltiel F. Pour une clarification du debat sur l’Europe a plusieurs vitesses // Revue du Marche commun et de l’Union europeenne. – 1995. – № 384. – P. 5–10.
10. Cloos J. Les cooperations renforcees// Revue du Marche commun et de l’Union europeenne. – 2000. – № 441. – P. 512–515.
11. Decision du Conseil du 29 mai 2000 relative a la demande du Royaume-Uni et d’Irlande de participer a certaines dispositions de l"acquis de Schenge // Journal officiel des Communautes Europeennes. – L 131/43. – du 01.06.2000.
12. Duff A. La Grande-Bretagne et l’Europe – la relation differente // L’Union europeenne au-dela d’Amsterdam. Nouveaux concepts d’integration europeenne/ Sous la dir. de M. Westlake. – Bruxelles: PIE, 1998. – P. 67–87.
13. Les traites de Rome, Maastricht et Amsterdam. Textes compares. – Paris: La Documentation francaise, 1999.
14. O"Keeffe D. Non-Accession to the Schengen Convention: The Cases of the United Kingdom and Ireland // Schengen en panne/ Sous la dir. de Pauly A. Maastricht: European Institute of Public Administration, 1994. – P. 145–154.
15. Quermonne J.-L. L’Europe a « geometrie variable » // Revue politique et parlementaire. – 1996. – № 981. – P. 11-18.
16. Roeder E. Integration at multiple speeds in the European Union.
§ 102. Страны Восточной Европы во второй половине хх в.
Начало строительства социализма.
В годы Второй мировой войны в странах Восточной Европы значительно возрос авторитет левых сил, прежде всего коммунистов. В ряде государств они возглавили антифашистские восстания (Болгария, Румыния), в других руководили партизанской борьбой. В 1945 - 1946 гг. во всех странах приняли новые конституции, ликвидировали монархии, власть перешла к народным правительствам, были национализированы крупные предприятия и проведены аграрные реформы. На выборах коммунисты заняли прочные позиции в парламентах. Они призывали к еще более радикальным переменам, против чего выступали буржуазные демократические партии. Одновременно всюду развернулся процесс слияния коммунистов и социал-демократов при доминировании первых.
Мощную поддержку коммунистам оказывало присутствие в странах Восточной Европы советских войск. В условиях начавшейся «холодной войны» была сделана ставка на ускорение преобразований. Это в значительной мере соответствовало настроениям большинства населения, среди которого был велик авторитет Советского Союза, а в строительстве социализма многие видели способ быстрого преодоления послевоенных трудностей и дальнейшего создания справедливого общества. СССР оказывал этим государствам огромную материальную помощь.
На выборах 1947 г. коммунисты получили большинство мест в сейме Польши. Сейм избрал президентом коммуниста Б. Берута. В Чехословакии в феврале 1948 г. коммунисты в ходе многодневных массовых митингов рабочих добились создания нового правительства, где они играли ведущую роль. Вскоре президент Э. Бе неш подал в отставку, а новым президентом был избран лидер компартии К. Готвальд.
К 1949 г. во всех странах региона власть оказалась в руках коммунистических партий. В октябре 1949 г. образовал ась ГДР. В некоторых странах сохранилась многопартийная система, но она во многом стала формальностью.
СЭВ и ОВД.
С образованием стран «народной демократии» начался процесс формирования мировой социалистической системы. Экономические связи между СССР и странами народной демократии осуществлялись на первом этапе в форме двустороннего внешнеторгового соглашения. Одновременно СССР жестко контролировал деятельность правительств этих стран.
С 1947 г. этот контроль осуществлял наследник Коминтерна Коминформ. Большое значение в расширении и укреплении экономических связей стал играть Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), созданный в 1949 г. Его членами являлись Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия, позже вступила Албания. Создание СЭВ явилось определенным ответом на создание НАТО. Целями СЭВ были объединение и координация усилий в развитии экономики стран - членов Содружества.
В политической области большое значение имело создание в 1955 г. Организauии Варшавского договора (ОВД). Его создание стало ответом на прием ФРГ в НАТО. В соответствии с условиями договора его участники обязались в случае вооруженного нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, включая применение вооруженной силы. Создавалось объединенное военное командование, проводились совместные военные учения, унифицировались вооружение и организация войск.
Развитие стран «народной демократию» в 50 - 80-е п. ХХ в.
К середине 50-х гг. хх в. В результате ускоренной индустриализации в странах Центральной и Юго-Восточной Европы был создан значительный экономический потенциал. Но курс на преимущественное развитие тяжелой промышленности при незначительных вложениях в сельское хозяйство и производство потребительских товаров привел к снижению уровня жизни.
Смерть Сталина (март 1953 г.) породила надежды на политические перемены. Руководство ГДР в июне 1953 г. провозгласило «новый курс», предусматривавший укрепление правопорядка, увеличение выпуска товаров народного потребления. Но одновременное повышение норм выработки рабочих послужило толчком к событиям 17 июня 1953 г., когда в Берлине и других крупных городах начались манифестации, в ходе которых выдвигались экономические и политические требования, в том числе проведения свободных выборов. С помощью советских войск полиция ГДР подавила эти выступления, которые руководство страны оценило как попытку «фашистского путча». Тем не менее, после этих событий началось более широкое производство товаров народного потребления, снизились цены.
Решения ХХ съезда КПСС о необходимости учета национальных особенностей каждой страны были формально одобрены руководством всех компартий, но далеко не везде стал осуществляться новый курс. В Польше и Венгрии догматическая политика руководства привела к резкому обострению социально-экономических противоречий, что привело осенью 1956 г. к кризису.
Выступления населения в Польше привели к отказу от насильственной коллективизации и некоторой демократизации политической системы. В Венгрии внутри коммунистической партии возникло реформистское крыло. 23 октября 1956 г. начались демонстрации в поддержку реформистских сил. Их лидер И. Надь возглавил правительство. По всей стране происходил и митинги, начались расправы над коммунистами. 4 ноября советские войска стали наводить порядок в Будапеште. В уличных боях погибло 2700 венгров и 663 советских солдата. После «чистки», проведенной советскими спецслужбами, власть была передана Я. Кадару. В 60-70-е гг. ХХ в. Кадар проводил политику, нацеленную на повышение уровня жизни населения при недопущении политических перемен.
В середине 60-х гг. обострилась обстановка в Чехословакии. Экономические трудности совпали с призывами интеллигенции совершенствовать социализм, придать ему «человеческое лицо». Партия одобрила в 1968 г. программу экономических преобразований и демократизации общества. Страну возглавил А.Дучек., сторонник преобразований. Руководство КПСС и компартии восточноевропейских стран к этим переменам отнеслось резко отрицательно.
Пять членов руководства КПЧ тайно направили письмо в Москву с просьбой вмешаться в ход событий и предотвратить «угрозу контрреволюции». В ночь на 21 августа 1968 г. войска Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши и СССР вошли в Чехословакию. Опираясь на присутствие советских войск, противники реформ перешли в наступление.
На рубеже 70-80-х гг. хх в. кризисные явления обозначились в Польше, которая довольно успешно развивалась в предшествующий период. Ухудшение положения населения вызвало забастовки. В их ходе возник независимый от властей профсоюзный комитет «Солидарность» во главе с Л. Валенсой. В 1981 г. президент Польши генерал В. Ярузельский ввел военное положение, лидеры «Солидарности» были подвергнуты домашнему аресту. Однако структуры «Солидарности» начали действовать в подполье.
Особый путь Югославии.
В Югославии коммунисты, руководившие антифашистской борьбой в 1945 г., взяли власть. Президентом страны стал их лидер хорват И Броз Тито. Стремление Тито к независимости привело в 1948 г. к разрыву отношений между Югославией и СССР. Были репрессированы десятки тысяч сторонников Москвы. Сталин развернул антиюгославскую пропаганду, но не пошел на военное вмешательство.
Советско-югославские отношения были нормализованы после смерти Сталина, однако Югославия продолжала идти по своему пути. На предприятиях функции управления осуществляли трудовые коллективы через выборные советы рабочих. Планирование из Центра передавалось на места. Ориентация на рыночные отношения привела к росту выпуска товаров широкого потребления. В сельском хозяйстве почти половину хозяйств составляли крестьяне-единоличники.
Положение в Югославии осложнялось ее многонациональным составом и неравномерностью развития республик, входивших в нее. Общее руководство осуществлял Союз коммунистов Югославии (СКЮ). Председателем СКЮ с 1952 г. был Тито. Он же занимал посты президента (пожизненно) и председателя Совета Федерации.
Перемены в Восточной Европе В конце хх в.
Политика перестройки в СССР вызвала сходные процессы в странах Восточной Европы. При этом советское руководство к концу 80-х п. ХХ в. отказалось от политики сохранения существовавших режимов в этих странах, напротив, призывала их к «демократизации». В большинстве правящих там партий сменилось руководство. Но попытки этого руководства проводить реформы наподобие перестроечных, как и в Советском Союзе, не увенчались успехом. Ухудшилось экономическое положение. Массовый характер приобрело бегство населения на Запад. Сформировались оппозиционные властям движения. Всюду шли демонстрации, забастовки. В результате манифестаций октября - ноября 1989 г. в ГДР правительство ушло в отставку, 8 ноября началось разрушение Берлинской стены. В 1990 г. произошло объединение ГДР и ФРГ.
В большинстве стран коммунисты были отстранены от власти в ходе демонстраций населения. Правящие партии самораспустились или преобразовались в социал-демократические. Вскоре были проведены выборы, на которых победу одержали бывшие оппозиционеры. Эти события получили название «бархатных революций». Лишь В Румынии противники главы государства Н. Чаушеску организовали в декабре 1989 г. восстание, в ходе которого погибло немало людей. Чаушеску и его супруга были убиты. В 1991 г. сменился режим в Албании.
Драматические события разыгрались в Югославии, где на выборах во всех республиках, кроме Сербии и Черногории, победу одержали оппозиционные коммунистам партии. Словения и Хорватия провозгласили независимость в 1991 г. В Хорватии сразу же началась война между сербами и хорватами, так как сербы опасались преследований, имевших место во время Второй мировой войны со стороны хорватских фашистов-усташей. Позже провозгласили независимость Македония и Босния и Герцеговина. После этого Сербия и Черногория образовали Союзную Республику Югославию. В Боснии и Герцеговине начался конфликт между сербами, хорватами и мусульманами. Он продолжался до 1997 г.
По иному произошел распад Чехословакии. После референдума она мирно разделилась в 1993 г. на Чехию и Словакию.
После политических перемен во всех восточноевропейских странах начались преобразования в экономике и других сферах жизни общества. Всюду отказались от плановой экономики и командноадминистративной системы управления, началось восстановление рыночных отношений. Проводилась приватизация, прочные позиции в экономике получил иностранный капитал. Первые преобразования получили название «шоковой терапии», поскольку были связаны с кризисом производства, массовой безработицей, инфляцией и т.д. Особенно радикальные перемены в этом плане происходили в Польше. Всюду усилилось социальное расслоение, возросли преступность, коррупция. Особенно тяжелая обстановка сложил ась в Албании, где в 1997 г. произошло народное восстание против правительства.
Однако к концу 90-х гг. ХХ в. положение в большинстве стран стабилизировалось. Была преодолена инфляция, затем начался экономический рост. Наибольших успехов достигли Чехия, Венгрия, Польша. Большую роль в этом сыграли иностранные инвестиции. Постепенно восстанавливались и традиционные взаимовыгодные связи с Россией и другими постсоветскими государствами. Во внешней политике все восточноевропейские страны ориентируются на Запад, они взяли курс на вступление в НАТО и ЕС. ДЛЯ внутриполитической обстановки в этих странах характерна смена у власти правых и левых партий. Однако их политика и внутри страны, и на международной арене во многом совпадает.