• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Всё чаще педагоги дошкольных и школьных образовательных учреждений в своей практике сталкиваются с детьми, которые в силу каких-то своих особенностей выделяются в социуме сверстников. Как правило, такие ребята с трудом усваивают образовательную программу, медленнее работают на занятиях и уроках. Не так давно в педагогический словарь добавилось определение "дети с ограниченными возможностями здоровья", но уже сегодня обучение и воспитание этих малышей стало

    в современном обществе

    Специалисты, занимающиеся изучением контингента детей в образовательных учреждениях, утверждают, что практически в каждой группе детского сада и в классе средней школы есть дети с ОВЗ. Что это такое, становится понятно после детального изучения особенностей современного ребёнка. В первую очередь, это дети, имеющие физические или психические недостатки, которые препятствуют успешному освоению ребёнком образовательной программы. Категория таких ребят достаточно разнообразная: в неё входят дети с нарушениями речи, слуха, зрения, патологиями опорно-двигательного аппарата, комплексными нарушениями интеллекта и психических функций. Кроме того, к ним относятся гиперактивные дети, дошкольники и школьники с выраженными эмоционально-волевыми нарушениями, фобиями и проблемами с социальной адаптацией. Перечень достаточно широкий, следовательно, и ответ на вопрос: «ОВЗ - что это такое?» - требует достаточно детального изучения всех современных отклонений от нормы в развитии ребенка.

    Особые малыши - кто они?

    Как правило, проблемы особенных детей становятся заметны педагогам и родителям уже в дошкольном возрасте. Именно поэтому в современном дошкольном образовательном социуме всё большее распространение получает организация интеграции особых малышей в социум. Традиционно выделяют две формы такой интеграции: инклюзивное и интегрированное воспитание детей с ОВЗ. Интегрированное воспитание проходит в условиях специальной группы в дошкольном учреждении, инклюзивное - в обычных группах среди сверстников. В тех дошкольных учреждениях, где практикуется интегрированное и инклюзивное воспитание, в обязательном порядке вводятся ставки практических психологов. Как правило, дети нормально воспринимают не совсем здоровых сверстников, ведь малыши более толерантны, чем взрослые, поэтому в детском социуме практически всегда имеет место «общение без границ».

    Организация обучения и воспитания особых детей в дошкольном учреждении

    При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение в первую очередь специалисты обращают внимание на степень выраженности отклонений. Если патологии развития выражены сильно, то помощь детям с ОВЗ становится приоритетной деятельностью соответствующих специалистов детского сада. В первую очередь, педагог-психолог планирует и проводит специальное изучение ребёнка, на основе результатов которого разрабатывается индивидуальная карта развития. В основу изучения малыша включаются такие направления, как индивидуальная изучение медицинской карты, обследование психического и физического развития ребёнка. К работе психолога подключаются специалисты определённого профиля, в зависимости от характера патологии. Воспитателя группы, которую посещает малыш с ограниченными возможностями здоровья, знакомят с полученными данными и индивидуальным образовательным маршрутом особого воспитанника.

    Адаптация ребёнка с ОВЗ к условиям дошкольного учреждения

    Адаптационный период для ребёнка, не имеющего патологий в развитии, как правило, протекает с осложнениями. Естественно, что дошкольники с ОВЗ привыкают к условиям детского социума намного сложнее и проблематичнее. Эти малыши привыкли к ежеминутной опеке родителей, постоянной помощи с их стороны. Установление социальных контактов со сверстниками проходит затруднительно вследствие отсутствия опыта полноценного общения с другими детьми. Навыки детских видов деятельности развиты у них недостаточно: рисование, аппликация, лепка и другие любимые ребятами занятия с особенными малышами проходят несколько медленнее и с затруднениями. Практики, занимающиеся интеграцией детей с ОВЗ в дошкольный социум, рекомендуют в первую очередь проводить психологическую подготовку воспитанников тех групп, в которые придут дошкольники с ОВЗ. Малышу будет комфортнее, если остальные дети, развивающиеся в норме, будут воспринимать его как равного, не замечая недостатков в развитии и не выставляя барьеров в общении.

    Особые образовательные потребности ребёнка с ОВЗ

    Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, обращают внимание на главную сложность - передачу особому ребёнку социального опыта. Сверстники, развивающиеся в норме, как правило, с лёгкостью принимают и умения от педагога, но к детям с выраженными патологиями в развитии нужен особый образовательный подход. Организовывают и планируют его, как правило, специалисты, работающие в учебном учреждении, которое посещает ребёнок с ОВЗ. Программа обучения таких детей включает в себя определение направления индивидуального подхода к малышу, дополнительные разделы, соответствующие особым образовательным потребностям. Она также включает в себя возможности по расширению образовательного пространства для ребёнка за пределы образовательного учреждения, что особенно важно для детей с затруднениями в социализации. Самое главное условие реализации образовательной функции - это учёт особых образовательных потребностей ребёнка, обусловленных характером патологии и степенью её выраженности.

    Организация обучения и воспитания особых детей в школьном учреждении

    Непростой проблемой для сотрудников школьных учреждений становится обучение школьников с ОВЗ. Программа обучения детей школьного возраста намного усложняется по сравнению с дошкольной, поэтому усиленное внимание уделяется индивидуальному сотрудничеству особого школьника и педагога. Связано это с тем, что, кроме социализации, компенсации недостатков в развитии, следует обеспечить условия для усвоения ребёнком общеобразовательной программы. Большая нагрузка ложится на специалистов: психологов, дефектологов, социологов - которые смогут определить направления коррекционного воздействия на особого школьника с учётом характера и степени выраженности патологии.

    Адаптация ребёнка с ОВЗ к условиям школьного образовательного учреждения

    Дети с ограниченными возможностями здоровья, посещающие дошкольные учреждения, намного лучше адаптированы к детскому социуму в момент поступления в школу, так как имеют некоторый опыт общения со сверстниками и взрослыми. В случае отсутствия соответствующего опыта учащиеся с ОВЗ намного сложнее проходят период адаптации. Затруднительное общение с другими учениками осложняется наличием патологии у ребёнка, что может привести к изоляции такого учащегося в классном коллективе. Школьные специалисты, занимающиеся проблемой адаптации, разрабатывают специальный адаптивный маршрут для ребёнка с ОВЗ. Что это такое, понятно уже с момента его реализации. В процессе участвуют педагоги, работающие с классом, родители ребёнка, родители других учащихся, администрация учебного работники, социолог и психолог школы. Совокупные усилия приводят к тому, что по истечении определённого срока, как правило, 3-4 месяцев, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья оказывается в достаточной степени адаптированным в школьном коллективе. Это значительно упрощает процесс его дальнейшего обучения и усвоения им образовательной программы.

    Взаимодействие семьи и учебного учреждения по вопросам интеграции детей с ОВЗ в детский социум

    Важная роль в улучшении качества обучающего процесса ребёнка с ограниченными возможностями здоровья отводится семье. От того, насколько тесно налажено сотрудничество педагогов с родителями, напрямую зависит успеваемость особого школьника. Родители детей с ОВЗ должны быть заинтересованы не только в усвоении сыном или дочерью учебного материала, но и в установлении полноценного контакта ребёнка со сверстниками. Позитивный психологический настрой в полной мере будет способствовать успехам в усвоении программного материала. Участие родителей в жизни класса будет способствовать созданию единого психологического микроклимата семьи и школы, соответственно, и адаптация ребёнка в классе пройдёт с минимальным проявлением сложностей.

    Организация психологического сопровождения детей с ОВЗ

    Разрабатывая для детей с выраженными патологиями в развитии, специалисты в обязательном порядке учитывают сопровождение ребёнка педагогом-психологом, социальным педагогом, дефектологом, реабилитологом. Психологическое сопровождение особого школьника проводится школьным специалистом психологической службы и включает в себя диагностическое исследование уровня развития интеллектуальных функций, состояния эмоционально-волевой сферы, уровня сформированности необходимых навыков. На основании анализа полученных результатов диагностики планируется проведение реабилитационных мероприятий. Коррекционная работа с детьми, ОВЗ у которых могут быть различного характера и степени сложности, проводится с учетом особенностей выявленных патологий. Проведение коррекционных мероприятий является обязательным условием организации психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Специальные методики обучения детей с ОВЗ

    Традиционно педагоги работают по определённой схеме: объяснение нового материала, выполнение заданий по теме, оценивание уровня усвоения знаний. Несколько по-другому выглядит эта схема для школьников с ОВЗ. Что это такое? Специальные методики обучения, как правило, разъясняют на профессиональных курсах повышения квалификации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. В целом схема выглядит ориентировочно следующим образом:

    Поэтапное объяснение нового материала;

    Дозированное выполнение заданий;

    Повторение учеником инструкции к выполнению задания;

    Обеспечение аудио-, визуальными средствами обучения;

    Система специального оценивания уровня учебных достижений.

    Специальное оценивание включает в себя в первую очередь индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами ребёнка и затраченными им усилиями.

    СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В ДОУ

    ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

    Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» при расстановке приоритетов в сфере образования одним из самых важных определила курс на сохранение здоровья детей. И на ступени дошкольного детства мы строим свою работу таким образом, чтобы максимально сохранить и укрепить здоровье малышей. Однако неуклонно увеличивается количество детей, относящихся к категории с ограниченными возможностями здоровья. Для них необходимы особые условия и грамотное, с точки зрения коррекционной педагогики, сопровождение.

    Сопровождение как процесс, как целостная система деятельности опирается на определенные принципы: соблюдение интересов ребенка; системность сопровождения.

    На ряду с этим особую тревогу на этапе перехода от традиционного дошкольного образования к инновационному вызывает проблема обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), большой разнородной группы детей с недостаточным уровнем психофизического и речевого развития, находящейся в условиях скрытой интеграции в общеразвивающих ДОУ. Интеграция детей с ОВЗ в массовые образовательные учреждения – это социальный заказ общества и государства, закономерный этап развития системы специального образования. В массовых ДОУ находится более 30% детей с ОВЗ, интегрированных в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам:

    Дети без соответствующих диагнозов, но с нарушениями адаптации; их "интеграция" обусловлена тем, что имеющееся отклонение в развитии еще не выявлено;

    Дети, родители которых, зная о нарушении развития ребенка , по разным причинам настаивают на обучении в массовом детском саду.

    К сожалению, на сегодняшний день в России не разработана целостная, эффективная система включения детей с ОВЗ в социальную жизнь. Слабо разработана и система включения детей с ОВЗ в массовые детские сады. Многие педагоги оказываются в затруднительном положении, т. к не готовы и не способны оказывать помощь таким детям.

    Решение проблемы обучения и воспитания детей с ОВЗ в рамках существующей системы образования осложнено рядом противоречий между:

    Возможностью детей с ОВЗ посещать массовые детские сады и не готовностью и не способностью педагогов оказывать помощь таким детям;

    Необходимостью реализации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания детей всех категорий с ОВЗ в ДОУ в зависимости от их психофизических возможностей и отсутствием теоретически обоснованной стратегии организации этого процесса на всех уровнях управления системой ДОУ;

    Нарастанием интенсивности социальных преобразований в обществе, порождающих интеллектуализацию образования в дошкольном детстве, усилением учебных нагрузок при обучении и воспитании детей в массовых ДОУ и несовершенством системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, интегрированных в ДОУ, способствующей сохранению и укреплению здоровья данной категории детей;

    Необходимостью поиска альтернативных технологий обучения и воспитания, соответствующих индивидуальным психофизическим особенностям всех категорий детей с ОВЗ и отсутствием системы оценки эффективности и пользы этих технологий в условиях инновационных преобразований для детей с ОВЗ.

    Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

    Задача педагогов так организовать образовательную работу, чтобы в каждом возрасте ребенку с ОВЗ предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его возрасту, психофизическому и речевому развитию.

    Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. Одним из немаловажных условий является необходимость организовать охранительный режим, который щадит и в тоже время укрепляет нервную систему ребенка. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, сна, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

    Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях массового детского сада является оснащение его специальным оборудованием: для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, необходимы специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки (реклинаторы); следует предусмотреть наличие пандуса. И поэтому необходимо в массовых детских садах создавать комбинированные группы со сходными нарушениями у детей с ОВЗ.

    Наш детский сад посещают дети, имеющие инвалидность, нарушение осанки, слуха и дети с логопедическими и поведенческими проблемами. Для этих детей очень важно быть любимыми, нужными принятыми, иметь по мере возможности самостоятельность, а значит и уверенность в своих силах.

    Когда дети с ОВЗ стали посещать наш детский сад, мы столкнулись с проблемами, которые перечислены выше. Такие дети нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Мы убеждены, что главное в нашей работе – это, прежде всего, полноценное формирование личности каждого ребенка, а не только занятия по преодолению нарушений. Именно поэтому, мы вовлекли в коррекционно – развивающий процесс весь коллектив дошкольного учреждения, родителей и нормально развивающихся сверстников, так как мы считаем, что наша работа не должна ограничиваться стенами ДОУ. Ведь успешное преодоление нарушений у детей возможно только при условии индивидуального, толерантного отношения к личности ребенка и тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего коллектива (учителей – логопедов, воспитателей, психологов и других специалистов). Проработав методическую литературу, были определены области деятельности специалистов и организована деятельность педагогического коллектива, все специалисты в своём направлении разработали методические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ. На совместных занятиях мы, на наш взгляд, решаем главную задачу – включение ребенка с ОВЗ в детский коллектив нормально развивающихся сверстников и воспитание взаимного толерантного отношения друг к другу. А тесная взаимосвязь специалистов нашего детского сада позволяет сделать эти занятия максимально продуктивными.

    Кроме того, важна включенность родителей в реальный педагогический процесс: это совместные «гостиные», семинары-практикумы. Перед педагогами ДОУ, стремящимися оказать действенную помощь семье с ребенком с ОВЗ, встаёт ряд непростых во всех отношениях проблем. Здесь не может быть каких - либо стандартных рецептов и типичных решений, все индивидуально.

    Как было сказано выше, существует еще масса проблем по данной теме, но у нас уже есть свои маленькие победы: (это условия, созданные на данный момент в нашем ДОУ):

    Наличие у детей с особенностями развития желания посещать детский сад;

    Принятие детским коллективом и родителями нормально развивающихся сверстников детей с особенностями развития;

    Привыкание детей с ОВЗ к обществу сверстников с нормальным развитием, умение взаимодействовать с ними, а мы, в свою очередь, стараемся организовать это взаимодействие, как взаимодействие равных партнеров.

    Доступным для детей с ОВЗ любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ОВЗ может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.

    До недавнего времени такой термин, как «дети с ОВЗ» не употреблялся. О том, что воспитание детей с ОВЗ в детском саду должно рассматриваться как важная и неотъемлемая часть образовательного процесса, стали много говорить после вступления в силу закона «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года.

    Дети с ОВЗ: что это такое?

    Согласно закону, обучающиеся с ОВЗ – это лица, которые имеют недостатки в физическом и/или психологическом развитии, не позволяющие им получать образование без создания особых условий. Важный момент – недостатки должны подтверждаться психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), без заключения которой ребенок не может получить статус обучающегося с ОВЗ.

    • речи,
    • слуха,
    • зрения,
    • опорно-двигательного аппарата,
    • интеллекта,
    • психических функций.

    Как организовать обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов?

    Отвечает Елена Кутепова, кандидат педагогических наук, заместитель директора Института проблем инклюзивного образования Московского государственного психолого-педагогического университета

    К этой категории детей с ОВЗ относят дошкольников с задержкой или комплексными нарушениями развития, а также с выраженными расстройствами поведения и эмоционально-волевой сферы, что проявляется такими признаками:

    • гиперактивность;
    • неврозы;
    • страхи;
    • повышенная тревожность;
    • быстрая утомляемость;
    • нарушения навыков самообслуживания;
    • социальная дезадаптация, трудности при установлении эмоциональных контактов;
    • склонность ребенка к однообразным действиям – моторным, речевым и пр.

    Ребенок с ОВЗ в детском саду отличается более низкой работоспособностью по сравнению со сверстниками, низкой социализацией и самооценкой. Как правило, адаптация и обучение таких ребят проходит медленнее и тяжелее. Именно поэтому педагоги должны приложить максимум усилий, чтобы малыш не страдал от осознания того, что отличается от остальных детей, был принят ими и включился в учебно-воспитательный процесс.

    Нередко возникает путаница в определении понятий «ребенок с ОВЗ» и «ребенок-инвалид». В чем разница? «Ребенок-инвалид» имеет более узкое значение, в то время как понятие «дети с ОВЗ» включает и детей-инвалидов, и детей с отклонениями в развитии, которые подтверждены ПМПК.

    Виды нарушений у детей с ОВЗ, имеющих право получать дошкольное образование

    Согласно утвержденной классификации, выделяют такие типы нарушений основных функций организма:

    1. психические процессы – нарушение памяти, внимания, речи, мышления, эмоций;
    2. сенсорные функции – нарушения слуха, зрения, осязания, обоняния;
    3. функции обмена веществ, дыхания, кровообращения, выделения, внутренней секреции, пищеварения;
    4. статодинамическая функция.

    Новые возможности для карьерного роста

    Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

    Существует психолого-педагогическая классификация детей, относящихся к системе специального образования:

    • с нарушениями в развитии, вызванными органическими поражениями центральной нервной системы и функционирования зрительного, слухового, речевого, двигательного анализаторов;
    • с отклонениями в развитии – имеют перечисленные выше нарушения, однако ограничения их возможностей выражены меньше;
    • со значительными нарушениями в развитии.

    Категории детей с ОВЗ

    Педагогическая классификация нарушений выделяет такие категории детей с отклонениями от нормы развития:

    • слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
    • зрения (слепые, слабовидящие);
    • речи в разной степени;
    • интеллекта;
    • психоречевого развития;
    • эмоционально-волевой сферы.

    Также существует классификация по степени нарушений функций и возможностей адаптации.

    • Первая степень – развитие с легким или умеренным нарушением функций, патологии могут выступать показаниями к признанию инвалидности или же полностью исчезнуть при правильном воспитании и обучении.
    • Вторая степень соответствует третьей группе инвалидности взрослых. Нарушения являются выраженными и относятся к функционированию органов и систем. Такие дети нуждаются в создании особых условий, поскольку их социальная адаптация ограничена.
    • Третья степень соответствует второй группе инвалидности взрослых. Сильно выраженные нарушения дают серьезные ограничения возможностям ребенка.
    • Четвертая степень – нарушения функций органов и систем настолько резкие, что ребенок оказывается социально дезадаптированным. Поражения имеют необратимый характер. Усилия врачей, семьи и педагогов направляются на недопущение критического состояния.

    Получать дошкольное образование в группе детского сада могут дети с ОВЗ, у которых такие нарушения:

    • слуха, речи, зрения;
    • задержка психического развития;
    • психического состояния;
    • опорно-двигательного аппарата;
    • педагогическая запущенность;
    • психопатоподобное поведение;
    • тяжелые формы аллергии;
    • частые общие заболевания.

    Перечисленные нарушения должны быть представлены в легкой форме, иначе ребенку требуется находиться под присмотром родителей.

    Инклюзивное образование: группы комбинированной и компенсирующей направленности

    Термин «инклюзивное образование» появился в законодательной базе Российской Федерации в 2012 году, до этого он не употреблялся. Его внедрение вызвано необходимостью разработки и внедрения направлений соцполитики, связанной с ростом численности детей с ОВЗ.

    В последние годы количество детей с ОВЗ продолжает расти. Поэтому новые направления в соцполитике призваны сделать их обучение в дошкольных учреждениях и школах более комфортными. Базой для развития этого направления выступают актуальные научные подходы, подробные юридические механизмы, востребованные материально-технические средства, общественные и общенациональные программы, высокая квалификация педагогов.

    Инклюзивное образование должно строиться вокруг стремления создать благоприятные условия для детей с ОВЗ, благодаря которым они получают равные возможности с ровесниками в получении образования и построения своей жизни. Реализация этой задачи предусматривает построение «безбарьерной» образовательной среды.

    На пути внедрения инклюзивного образования возникают определенные трудности:

    • отношение других детей к ребенку с ОВЗ, которое может вызывать психологические травмы;
    • не всегда воспитатели осваивают идеологию инклюзивного образования, правильно реализуют методы обучения;
    • родители могут быть против включения в группу особенных детей;
    • зачастую дети с ОВЗ требуют дополнительного внимания и не всегда полностью могут адаптироваться к обычным условиям.

    Группы комбинированной направленности подразумевают включение в детский коллектив детей с проблемами здоровья (нарушения зрения, речи, слуха, задержка психического развития, проблемы с опорно-двигательным аппаратом). Наполняемость таких групп должна соответствовать требованиям СанПиНов. Для работы с детьми воспитатель использует адаптированную образовательную программу. При этом одна программа может использоваться только в том случае, если ребенок с ОВЗ один или их несколько, но с одинаковым видом нарушений. Если у детей разные виды нарушений, то адаптированная образовательная программа прописывается под каждого из них.

    Группы компенсирующей направленности посещают дети с одним и тем же видом нарушения здоровья. В таких группах работают по единственной адаптированной основной образовательной программе. Сложность заключается в том, что примерные программы пока не разработаны, а создавать их дошкольным учреждениям сложно.

    Методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду

    Дети с ОВЗ сталкиваются со сложностями при адаптации к условиям общественного воспитания. Это связано с тем, что они привыкли к опеке родителей, не умеют устанавливать социальные контакты, не всегда могут полноценно принимать участие в играх. Большие сложности могут создавать внешние особенности или дефекты, а также использование специальных технических средств. Важно, чтобы сверстники были подготовлены к приходу малыша в группу не меньше его самого. Эта задача выполняется воспитателем. Дети должны понимать, что ребенка с ОВЗ следует воспринимать как равного, не обращая внимания на его особенности.

    Дети с ОВЗ могут посещать садик кратковременно. Например, работать с одним из педагогов-специалистов, а затем общаться с другими детьми, принимать участие в их активности. При этом важна реализация индивидуального подхода, создание возможности расширить образовательное пространство ребенка за пределы ДОУ.

    Как правило, педагоги используют традиционную схему взаимодействия с воспитанниками, которая должна корректироваться, когда речь идет о детях с ОВЗ. Методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду должны предусматривать поэтапное усвоение нового материала, дозирование заданий, использование аудио- и визуальных средств.

    Особое внимание следует уделить таким направлениям развития, как:

    • физическое здоровье (помогает укрепить силу воли, развивает умение выходить из трудных ситуаций, формирует активную жизненную позицию);
    • познавательные качества (развивает навыки самостоятельного изучения мира);
    • социально-коммуникативные навыки (облегчает социализацию);
    • художественно-эстетическое (ребенок развивает мелкую моторику, изучает методы работы с разными материалами).

    Роль воспитателя – выстроить корректную работу не только с детьми, но также с их семьями, наладить эффективное взаимодействие с профильными специалистами. Для этого следует пройти специальные курсы, изучить литературу, вникнуть в особенности развития, физического и психического состояния детей с ОВЗ.

    Функции специалистов при обучении и воспитании детей с ОВЗ в детском саду

    Правильная организация работы с детьми с ОВЗ в детском саду предусматривает строгое распределение обязанностей. Когда в ДОУ поступают дети с ограниченными возможностями здоровья, они должны пройти обследование у специалистов, которые предоставляют необходимые данные воспитателю. Рассмотрим работу, которую выполняют участники педагогического коллектива детского сада.

    1. Педагог-психолог:
      1. организация взаимодействия педагогов;
      2. психопрофилактическая и психодиагностическая работа с детьми;
      3. коррекционная работа с детьми, которые входят в группу риска;
      4. разработка коррекционных программ индивидуального развития ребенка;
      5. повышение уровня психологической компетентности воспитателей;
      6. консультации родителей.
    2. Учитель-логопед:
      1. диагностика уровня экспрессивной и импрессивной речи;
      2. составление индивидуальных планов занятий;
      3. проведение индивидуальных занятий;
      4. консультирование педагогов и родителей.
    3. Музыкальный руководитель:
      1. эстетическое и музыкальное воспитание детей;
      2. подбор материала для занятий с учетом физического, речевого, психологического развития детей;
      3. использование элементов музыкотерапии.
    4. Инструктор по физкультуре:
      1. проведение мероприятий по укреплению здоровья детей;
      2. улучшение психомоторных способности воспитанников.
    5. Воспитатель:
      1. проведение занятий по продуктивным видам деятельности индивидуально или разделяя детей на подгруппы;
      2. развитие моторики;
      3. прививание культурно-гигиенических навыков;
      4. организация индивидуальной работы с детьми с учетом рекомендаций учителя-логопеда и педагога-психолога;
      5. создание благоприятного микроклимата в группе;
      6. консультирование родителей по вопросу формирования культурно-гигиенических навыков, уровня развития мелкой моторики ребенка и его индивидуальных особенностей.
    6. Медперсонал:
      1. проведение оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий;
      2. осмотры детей;
      3. контроль соблюдения требований санитарно-эпидемиологических норм.

    Для изучения проблем будущего воспитанника проводится беседа с родителями, обследование физического и психического развития, а также изучается медкарта ребенка. Собранная информация систематизируется и под руководством психолога разрабатываются индивидуальные карты развития.

    Проблемы специального образования сегодня являются одними из
    самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и
    науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это
    связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными
    возможностями здоровья и детей­инвалидов, неуклонно растет.
    Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей­
    инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно­
    развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с
    обычными детьми возможности для получения образования в пределах
    специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление,
    воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную
    адаптацию.
    «Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и
    детьми­инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья)
    образования является одним из основных и неотъемлемых условий их
    успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни
    общества,
    эффективной самореализации в различных видах
    профессиональной и социальной деятельности.
    В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными
    возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из
    важнейших задач государственной политики не только в области образования,
    но и в области демографического и социально­экономического развития
    Российской Федерации».
    В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с
    проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.
    Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности
    качественного образования, его индивидуализация и дифференциация,
    систематическое повышение уровня профессиональной компетентности
    педагогов коррекционно­развивающего обучения, а также создание условий
    для достижения нового современного качества общего образования.
    Сегодня многие страны признают интегрированное обучение наиболее
    перспективной организационной формой обучения.
    Дошкольные образовательные учреждения, организуя интегрированное
    воспитание и обучение детей с ОВЗ, решают следующие социально значимые
    задачи:
    1) расширение охвата детей необходимой коррекционно­педагогической
    и медико­социальной помощью;
    2) обеспечение родителей (опекунов) консультативной поддержкой;
    3) подготовка общества к принятию человека с ограниченными
    возможностями.
    1

    Организация работы с детьми дошкольного возраста с
    ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада
    в группах общеразвивающей направленности
    Действующее законодательство позволяет организовать обучение и
    воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных
    образовательных учреждениях,
    не являющихся коррекционными.
    Обязательным является соблюдение гарантированных законодательством
    прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными
    возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования,
    образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей,
    включая обязательное согласование с родителями
    (законными
    представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными
    возможностями здоровья в коррекционные образовательные учреждения
    (классы, группы).
    Дети с ограниченными возможностями здоровья могут и должны
    находиться и развиваться в обычном детском саду. Начинать совместное
    воспитание и обучение нужно в дошкольном возрасте. Вместе с тем,
    специалисты не рекомендуют включать в группы детского сада детей с
    умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, а также детей со
    сложными (множественными) нарушениями. Такие дети в силу особенностей
    их психофизического развития не смогут участвовать во фронтальных,
    подгрупповых занятиях группы.
    Основы коррекционного воспитания и обучения детей с
    ограниченными возможностями здоровья надо знать всем людям, которые
    будут взаимодействовать с таким ребенком. В процессе пребывания ребенка с
    ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном
    учреждении работникам необходимо знать следующие положения
    коррекционной работы:
     Включать в занятия всех детей группы, независимо от дефекта,
    разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую
    и коррекционную программу.
     При оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными
    возможностями здоровья сравнивать его не с другими детьми, а
    главным образом с самим с собой на предыдущем уровне
    развития.
     Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности,
    психологической безопасности. Педагог должен стремиться к
    безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации.
     Корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка.
    Педагогический прогноз строить на основе педагогического
    2

    оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные
    психомоторные функции, положительные стороны его личности
    и развития, на которые можно опереться при педагогической
    работе.
    Диагноз и прогноз должен быть предметом профессиональной тайны
    специалистов. Это важное условие профессиональной этики медицинского и
    педагогического персонала.
    Разрабатывать
    динамичную индивидуальную развивающую
    коррекционную программу для каждого ребенка совместно с родителями.
    При разработке такой программы опираться на общие закономерности
    возрастного развития, как в норме, так и в условиях патологии.
    Соблюдать основные принципы методического подхода к воспитанию
    и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья:
     создавать специальные условия для обеспечения мотивационной
    стороны деятельности;
     осуществлять коммуникативную направленность обучения;
     строго индивидуализировать обучение;
     всесторонне развивать у ребенка продуктивные виды
    деятельности: лепку, рисование, ручной труд, аппликации и т.п.;
     создавать условия для активного участия родителей и
    замещающих их лиц в воспитании и обучении детей.
    Предлагается соблюдать следующие обязательные направления
    коррекционные работы в сфере развития жизненной компетенции для всех
    категорий детей с ограниченными возможностями здоровья:
    1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и
    ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности
    вступать в коммуникацию с взрослым, чтобы попросить помощи.
    2. Овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в
    повседневной жизни.
    3. Овладение навыками коммуникации.
    4. Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно­
    пространственной организации.
    5. Осмысление своего социального окружения и освоение
    соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
    Рассмотрим основные направления работы и требования к результатам
    этой работы по каждому направлению. Эти требования конкретизируются
    применительно к каждой категории детей в соответствии с их особыми
    образовательными потребностями (дети с нарушением слуха, зрения, дети с
    3

    речевыми нарушениями, двигательными нарушениями¸ дети с расстройствами
    аутистического спектра).
    По первому направлению результатом работы будут:
     умение адекватно оценить свои силы, понимать, что можно и чего
    нельзя в еде, в физических нагрузках;
     умение пользоваться личными адаптивными средствами в разных
    ситуациях (слуховой аппарат, очки);
     понимание ребенком, что попросить помощи при возникновении при
    жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно; умение
    пользоваться соответствующим набором фраз и определений («у меня
    болит …», «мне нельзя есть сладкое» и т.д.);
     умение обратиться к взрослым при затруднении в игре, обучении,
    сформулировать запрос о специальной помощи («можно, я пересяду,
    мне не видно», «мне неудобно сидеть» и т.д.)
    По второму направлению результатами работы будут:
     прогресс в самостоятельности и независимости в овладении бытовыми
    навыками и навыками самообслуживания;
     умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в
    них посильное участие, брать на себя ответственность в каких­то
    областях домашней жизни (поддержание чистоты в доме, создание уюта,
    стирка, глажка, чистка одежды и др.);
     ориентировка в устройстве жизни в детском саду, принятие на себя
    обязанностей наряду с другими детьми (дежурство в группе, полив
    растений, уборка игрушек и др.);
     положительная динамика в участии в подготовке и проведении
    праздников, стремлении порадовать близких.
    По третьему направлению результатами работы будут:
     умение использовать правила коммуникации в актуальных для ребенка
    житейских ситуациях;
     умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои
    намерения, просьбу, пожелания, опасения, завершить разговор;
     освоение культурных форм выражения своих чувств: умение корректно
    выразить отказ, недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
     расширение и обогащение опыта коммуникации ребенка в ближнем и
    дальнем окружении.
    По четвертому направлению надо учитывать, что все дети с
    ограниченными возможностями здоровья обладают ограниченным опытом
    активных и разнообразных контактов с окружающим миром. Представления о
    мире могут фрагментарными и стереотипными, ограниченными привычными
    ситуациями, порождающими искажение или однозначность в восприятии и
    понимании происходящего. Результатами работы в таком случае будут:
    4

     адекватность бытового поведения ребенка с точки зрения
    опасности/безопасности и для себя, и для окружающих;
     использование вещей в соответствии с их функциями, принятым
    порядком и характером наличной ситуации;
     расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за
    пределами дома и детского сада: двор, лес, парк, загородные
    достопримечательности и др.;
     умение ребенка накапливать личные впечатления, связанные с
    явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и
    пространстве;
     умение устанавливать связь между природным порядком и укладом
    собственной жизни, поведением и действиями в быту сообразно
    пониманию этой связи (помыть грязные сапоги, принять душ после
    прогулки и т.п.);
     умение устанавливать связь общественного порядка и уклада
    собственной жизни, соответствовать этому порядку (посещение
    магазина ограничено часами его работы, посещение театра,
    общественного места требует определенной одежды и др.);
     развитие у ребенка наблюдательности, любознательности, способности
    включаться в совместную с взрослым
    замечать новое,
    исследовательскую деятельность;
     накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и
    путешествий;

     развитие способности взаимодействовать с другими людьми, осмыслять,
    присваивать чужой опыт, используя вербальные и невербальные
    возможности (игра, чтение, рисунок как коммуникация и др.).
    По пятому направлению результатами будут:
    знание правил поведения в разных социальных ситуациях и с людьми
    разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и с детьми
    (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми
    людьми;
     освоение необходимых ребенку социальных ритуалов,умение корректно
    отказ, недовольство, благодарность,
    выражать свои чувства:
    сочувствие, просьбу, опасение;
     умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть
    благодарным за оказание помощи;
     умение применять формы выражения своих чувств соответственно
    ситуации социального контакта;
     расширение круга освоенных социальных контактов.
    Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое
    образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые
    5

    образовательные потребности детей данной категории. Это создание
    психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок
    перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с
    ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое
    право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную
    жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.
    6

    Олеся Исаева
    Формы и методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду

    Формы и методы работ в детском саду с детьми с ОВЗ .

    Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычном образовательном учреждении. Независимо от социального положения, расовой принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

    Наш детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями. Начиная работу с детьми с ОВЗ , я встала перед проблемой организации для них учебного процесса, выбора форм и методов работы с этой категорией воспитанников. Так как на сегодняшнем этапе реализации образовательной программы является приоритетным личностно – ориентировочное образование, то мы в работе с детьми должны опираться на индивидуальные особенности ребенка. Необходимость индивидуального подхода к детям признается всеми, но осуществление его на практике – дело непростое. Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление способов развития, возможностей ребенка.

    Как правило, у детей с ОВЗ имеются трудности в общении, поведении, обучении, эмоциональном развитии. Помимо проблем социального взаимодействия и общения, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют сложности в адекватном восприятии мира. У них нарушено представление о целостной картине мира. Ребенок может воспринимать мир как разрозненный хаотичный набор элементов. В результате он не может наитии свое место в жизни, быть полноценным членом общества. Как следствие, характер взаимодействия со средой становится деструктивным.

    Психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе комплексной реабилитации детей. Основная задача коррекционной работы - создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Основные методы , коррекционного воздействия, которые я применяю в своей работе это :

    1. Игротерапия

    Игра – это любимое занятие и ведущая деятельность ребенка с самых ранних лет. Она позволяет ребенку получить представление об окружающем его мире. С ее помощью формируются такие важные психические функции, как мышление, воображение, фантазия. Игровая терапия также призвана помочь ребенку преодолеть сложности развития, исключить проблемы поведения, разобраться, что беспокоит малыша на самом деле. Итогом проведенной терапии является повышение самооценки ребенка, развиваются коммуникативные навыки, понижается уровень тревожности, страха. Процесс игротерапии я провожу в сенсорной комнате, либо, если речь идет о групповой терапии в музыкальном зале совместно с музыкальным руководителем. Игры применяются разные, для улучшения психологического самочувствия используются следующие игры : «Жмурки» , «Полоса препятствий» , «Краски» , и др., игры помогающие в коррекции агрессии : «Сражение» , «Обзывание овощами, фруктами, ягодами» , «Злые- добрые кошки» и др., игры направленные на снятия напряжения, расслабляющие : «Снеговик» , «Буратино» , «Тряпичная кукла» , «Насос и мяч» , «Цветные ладошки» и другие.

    2. Психогимнастика.

    Это курс специальных занятий (этюдов, упражнении, игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Психогимнастика примыкает к психолого – педагогическим и психотерапевтическим методикам , общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств.

    Наиболее эффективными являются упражнения психогимнастики, которые включают в себя в конце занятия дальнейшие элементы арт – терапии.

    Игра «Кляксы» (дутье из соломинки, «Монотип» , эти упражнения помогают ослабить воображение слишком расторможенных детей и развивают воображение.

    Свободное и тематическое рисование, (важным в этом упражнении является выбор цвета ребенком) . Для создания комфортной обстановки детям позволяется рисовать лежа на полу. В воспитательных целях, для дружеского эмоционального общения используются изготовление совместных работ на большом листке бумаги. Рисование регулирует поведение, дети становятся спокойнее.

    3. Сказкотерапия, куклотерапия.

    Еще русский философ И. А. Ильин сказал : «Сказка – это сон, приснившийся нации» . Это один из самых эффективных методов работы с детьми с ОВЗ младшего возраста, которые испытывают затруднение в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. «Сказка – для личностного развития» - это психологический термин, который означает развитие эмоциональной, волевой, нравственной, интеллектуальной сфер методом работы со сказкой . Сказкотерапия способствует формированию психических процессов, помогает детям победить страхи, развить воображение. Работу со сказкой я разнообразила дидактическими играми :

    - развитие внимания : «Найди отличия» , «Помоги герою сказки пройти через лабиринт» , «Где спрятались герои сказки» и др. ,

    - развитие памяти : «Кто за кем стоит» (запоминание последовательности героев сказки, «Перескажи отрывок» и др. ,

    - развитие мышления : «Собери башенку для Маши» , «Разложи сказки по картинкам» и др. ,

    -развитие мелкой моторики : «Собери бусы для Аленушки» , «Одень медвежонка» и др. ,

    - развитие крупной моторики : «Покажи движение каждого героя» , «Станцуй как зайчик, как медведь, как лисичка» .

    Методы и приемы работы со сказкой разнообразны, и это прекрасно : работая всего лишь с одной из сказок, малыш учится очень многому – процессу социализации и индивидуального роста.

    3. Коррекционная работа в сенсорной комнате .

    Сенсорная стимуляция очень важна для детей, страдающих ДЦП, ранним детским аутизмом , синдромом Дауна. Релаксация и медитация в этой комнате – это не только избавление от эмоционального негатива и укрепление нервной системы – это сохранение и приумножение душевного и физического здоровья. В зависимости от целей занятия в бассейне можно достичь эффекта расслабления (релаксации) или наоборот повышение двигательной и эмоциональной активности. Погружаясь в сухой бассейн, перемещаясь в нем, дети принимают позу, которая соответствует состоянию их мышечного тонуса. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками позволяет лучше почувствовать его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию.

    По результатам проводимой работы я убедилась , что взаимодействие педагога – психолога с детьми с ОВЗ рассматривается как комплексная технология психологической поддержки и помощи ребенку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога – психолога. Эффективность и полезность занятий с детьми с ОВЗ зависит от выбранных форм и методик работы , проводимая коррекционная работа приводит к психологической и социальной реабилитации, способствует повышению самооценки детей.

    Публикации по теме:

    Формы и методы перехода от индивидуальной работы к комплексной на занятиях по трудовому воспитанию Изобразительная деятельность играет важную роль в развитии ребенка. С одной стороны, она, наряду с игрой и речью, является действенным средством.

    Формы и методы работы с организацией здоровьесберегающей работы с родителями и детьми Формы и методы работы с организацией здоровьесберегающей работы с родителями и детьми. Нет не чего прекраснее слов Сухомлинского. «Я не.

    Инновационные методы и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с детьми и родителями Тема работы: Инновационные методы и нетрадиционные формы взаимодействий педагога с детьми и родителями. Выполнила воспитатель: Егорова Светлана.

    Методы работы по социализации детей с ОВЗ «Методы работы по социализации детей с ОВЗ. Мир профессий» Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку.

    Нестандартные формы работы в детском саду с педагогами. Слайд 1. Нестандартные формы работы в детском саду с педагогами. Слайд 2 Постоянная связь содержания методической работы с результатами.

    Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду Детский сад-это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт не только дети, но и родители. Воспитатель, являясь организатором.

    Опыт работы педага «Методы, формы, приемы работы по формированию нравственного отношения у дошкольников любви к малой Родине» Дошкольный возраст является важным периодом в становлении нравственных качеств у ребенка, которые являются результатом нравственного воспитания.

    Современные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы в педагогическом процессе Современные формы и методы физкультурно–оздоровительной работы в педагогическом процессе Воспитатель: Голикова Н. А. «Здоровью научить.

    Современные формы и методы работы с детьми - здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

    Современные методы коррекционной работы с дошкольниками по улучшению психоэмоционального состояния в детском саду Аннотация: Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное.

    Библиотека изображений: