• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Прочитайте текст, составьте план по теме. Сдать задание по выходу с карантина.

    Политическое участие - это действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти. Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс.

    Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами. В демократическом обществе к ним относятся: право избирать и быть избранным в органы государственной власти, право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей; право объединяться в общественные организации, в том числе в политические партии; право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; право доступа к государственной службе; право на обращение в государственные органы.

    Напомним, что осуществление прав имеет границы (меру) и регулируется законами, другими нормативными актами. Так, право доступа к государственной службе ограничено определенным реестром государственных должностей. Право собираться на митинги, демонстрации - указанием на то, что они должны проходить мирно, без оружия, после предварительного уведомления властей- Запрещаются организация и деятельность политических партий, нацеленные на насильственное изменение основ конституционного строя, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной розни и пр.

    Установленные нормативные ограничения, требования и запреты вводятся в интересах безопасности личности, общества и государства, охраны нравственности и общественного порядка.

    Политическое участие бывает опосредованным (представительным) и непосредственным (прямым). Опосредованное участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное участие - это воздействие гражданина на власть без посредников. Оно проявляется в следующих формах:

    • реакция граждан (положительная или отрицательная) на импульсы, исходящие от политической системы;
    • периодическое участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия решений;
    • участие граждан в деятельности политических партий, общественно-политических организациях и движениях;
    • воздействие на политические процессы через обращения и письма, встречи с политическими деятелями;
    • прямые действия граждан (участие в митингах, пикетированиях и пр.);
    • деятельность политических лидеров.

    Обозначенные формы политической активности могут быть групповыми, массовыми и индивидуальными. Так, рядовой гражданин, который хочет влиять на политику, обычно присоединяется к группе, партии или движению, чьи политические позиции совпадают или близки его собственным. Член партии, например, проявляя активность в делах своей организации и избирательных кампаниях, оказывает постоянное и наиболее эффективное воздействие на власть. (Объясните почему.)

    Нередко граждане, группы или коллективы, возмущенные несправедливостью государственного решения, требуют его пересмотра. Они обращаются с петициями, письмами и заявлениями в соответствующие инстанции, на радио и телевидение, в редакции газет и журналов. Проблема приобретает общественный резонанс и вынуждает власть, как уже отмечалось, изменить или скорректировать свое решение.

    Не меньшую эффективность могут иметь и массовые акции. Например, в России митинги учителей, врачей, шахтеров против несвоевременных выплат зарплаты, ухудшения условий труда или растущей безработицы. Политологи называют эти формы протестными, ибо они являются негативной реакцией людей на сложившуюся в обществе ситуацию.

    Наиболее развитой и чрезвычайно важной формой политического участия являются демократические выборы. Это необходимый, гарантированный конституциями минимум политической деятельности. В рамках института выборов каждый полноправный гражданин совершает свое индивидуальное действие, голосуя за какую-либо партию, какого-либо кандидата или политического лидера. Присоединив свой голос к голосам других избирателей, сделавших такой же выбор, он напрямую влияет на состав народных представителей, а значит, и на политический курс. Поэтому участие в выборах - дело ответственное. Здесь нельзя поддаваться первым впечатлениям и эмоциям, ибо велика опасность попасть под влияние популизма. Популизм (от лат. populus - народ) - это деятельность, цель которой обеспечить популярность в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов, апелляций к простоте и понятности предлагаемых мер. Предвыборные обещания требуют критического к себе отношения.

    К выборам близко примыкают референдумы - голосование по законодательным или иным вопросам. Так, на общенациональном референдуме была принята Конституция РФ.

    Политическое участие может быть постоянным (членство в партии), периодическим (участие в выборах), разовым (обращение в органы власти). Тем не менее оно всегда направлено, как мы выяснили, на то, чтобы сделать что-то (изменить ситуацию, избрать новый состав законодательного органа) или не допустить чего-то (ухудшения социальных условий людей).

    К сожалению, в каждом обществе некоторые группы граждан уклоняются от участия в политике. Многие из них полагают, что стоят вне политических игр. На практике же такая позиция, называемая абсентеизмом^ укрепляет определенную политическую линию и может нанести государству ущерб. Например, неявка на выборы может сорвать их и тем самым парализовать важнейшие звенья политической системы. Граждане, бойкотирующие выборы, порой включаются в политические процессы, особенно в конфликтных ситуациях, когда затрагиваются их интересы. Но политическое участие может вызвать разочарование, ибо оно далеко не всегда эффективно. Здесь многое зависит от того, рациональны ли политические действия или иррациональны. Первое - это действия осознанные и спланированные, с пониманием целей и средств. Второе - действия, мотивированные главным образом эмоциональным состоянием людей (раздражением, равнодушием и пр.), впечатлениями от происходящих событий. В этой связи особое значение приобретает нормативность политического поведения, т. е. соблюдение политических правил и норм. Так, даже санкционированный и организованный митинг может иметь непредсказуемые последствия, если его участники действуют преимущественно иррационально и не по правилам (допускают хулиганские выходки, оскорбление оппонентов, надругательство над государственными символами). Чрезвычайно опасны насильственные, экстремистские формы поведения, разновидностью которых является терроризм. (Каковы его цели, суть и последствия? Если возникнут затруднения, обратитесь к заданию 3.)

    Подчеркнем, что насилие и вражда порождают только насилие и вражду. Альтернатива этому - гражданское согласие. В последнее время формируются новые механизмы политического общения людей: общественный контроль за соблюдением политических норм, прогнозирование последствий политических действий, конструктивный диалог политических сил. Это требует от участников политического процесса новой демократической политической культуры.

    КОНСТИТУЦИЯ

    Статья 29

    1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

    2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

    3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

    4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

    5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

    Статья 31

    Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

    Статья 32

    1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

    2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

    3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

    4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

    5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

    Статья 33

    Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

    Статья 80

    1. Президент Российской Федерации является главой государства.

    2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

    3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

    4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

    Статья 81

    1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании <14>.

    2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

    3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

    4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

    Статья 96

    1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

    2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

    Статья 97

    1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

    2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

    Урок обществознания в 9 классе

    Учитель экономики и обществознания

    Лаптенко Мария Александровна

    УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

    Задачи урока.

      Охарактеризовать взаимоотношения гражданина с государственной властью.

      Сформировать у школьников конкретное представление о возможностях воздействия гражданина на органы власти, на подготовку и принятие политических решений.

      Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: ориентация в социальных ролях; определение своего места в обществе и жизни в целом; переработка и структурирование информации; учёт разных мнений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем изучать политическую сферу и начинаем новую тему. Для начала заполните столбик «до» в таблице.

    ДО урока

    ПОСЛЕ урока

    В каком возрасте я могу стать президентов РФ?

    Работа по теме урока. Изучение нового материала.

    Откройте рабочие тетради на стр.34 и прочитайте задание 1.

    Исходя из соц.опроса сделайте выводы: (2 мин)

      В каком году было самое большое кол-во заинтересованных в политической жизни? (в 2007)

      В каком наименьшее? (в 2010)

      Какой ответ был самым распространенным в 2006, 2007 и 2010 годах?

      Выберите правильный ответ к заданию в тетради.

    Итак, сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

    Беседа по вопросу: может ли любой гражданин оказывать влияние на государственную власть? (5 мин)

      Что значит участвовать в управлении?

    Ответ: участвовать в управлении - значит, во-первых , непосредственно участвовать в формировании органов власти (право избирать и быть избранным);

    во-вторых , непосредственно участвовать в принятии важнейших государственных решений;

    в-третьих , непосредственно участвовать в обсуждении актуальных вопросов государственной политики; в-четвёртых , влиять на позицию депутатов, избранных гражданами, чтобы они при принятии законов представляли интересы своих избирателей.

    Первая возможность влияния на власть проявляется в праве каждого гражданина, достигшего 18 лет , вместе с другими гражданами прямым голосованием определять, кто будет Президентом России; какая партия будет занимать ведущее положение в Государственной думе и, следовательно, какие законы будут приняты.

    Сказанное относится и к региональным властям и органам местного самоуправления.

    Вторая возможность воздействия на власть проявляется в праве каждого гражданина вместе с другими гражданами непосредственно решать важнейшие вопросы через референдум. Так, Конституция 1993 г. была принята на референдуме.

    Третья возможность - это использование свободы слова, собраний, ассоциаций для того, чтобы, выступая при обсуждении актуальных общественных проблем в печати, на собраниях, в общественно-политических организациях, заявлять о своей позиции, способствовать формированию общественного мнения, с которым вынуждены считаться власти.

    Четвёртая возможность влияния на власть реализуется через встречи с депутатами, письма в их адрес с требованиями выполнения предвыборных программ, учёта интересов избирателей в законотворческой деятельности.

    Теперь поработаем с конституцией. ( 5 мин)

    Работа с текстом Конституции РФ

    Изучение содержания ст. 32 и 33 Конституции РФ. Учащиеся работают с текстом, а учитель проверяет его понимание и даёт комментарии к каждой части прочитанного. (3 мин)

    Характеристика избирательного права. ( 5 мин)

    Народовластие в Российской Федерации может осуществляться в двух основных формах: непосредственной и опосредованной. К первой, так называемой прямой, непосредственной , демократии ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:

      прямые выборы;

      референдум;

      отзыв депутата представительного органа власти и выборного должностного лица (на федеральном уровне не предусмотрен);

      народная законодательная (правотворческая) инициатива (возможна только на региональном и местном уровнях);

      формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления (сход граждан, собрания и конференции граждан, публичные слушания и т. д.) и др.

    Опосредованная форма народовластия (представительная демократия) связана с осуществлением власти через избранных представителей, органы государственной власти и органы местного самоуправления (в т.ч. и единоличные)

    Высшим непосредственным выражением власти народа будут референдум и ϲʙᴏбодные выборы. Здесь крайне важно иметь в виду, что, во-первых, установлены иерархия форм непосредственной демократии, их деление на высшие и иные, а во-вторых, нет градации внутри высших форм народовластия: референдум и ϲʙᴏбодные выборы будут в одинаковой степени высшими формами осуществления власти народом.

    ИГРА и работа со словарём (статьи «Выборы», «Референдум», «голосование», «митинг»). (5 мин) Составление определения из слов

    Вернемся к конституции

    Президент выбирается сроком на 6 лет (Ст.81 Конституции РФ). Государственная Дума – на 5 лет (Ст.96 Конституции РФ).

    Существует возрастной ценз: 21 год – для избрания депутатом Государственной Думы, 35 лет и проживание на территории РФ не менее 10 лет – для избрания Президента РФ.

    Существует две формы политического участия – сотрудничество и разделение. О сотрудничестве мы уже говорили.

    Пример политического разделения – ксенофобия – ненависть к чужим, как правило, к тем, кто воспринимается как стоящий на социальной лестнице ниже. Ксенофобия – страх к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному, восприятие его как опасного и враждебного.

    Другой пример политического разделения – отказ от участия в политической жизни общества.

    Абсентеизм – сознательный отказ граждан от участия в выборах. Выборы как право. Наказания за абсентеизм.

    Прочитайте ст. 29 Конституции РФ , содержание которой станет базой для обсуждения следующих вопросов и заданий:

      В чём состоит связь первой и четвёртой частей данной статьи? Возможна ли свобода мысли и слова без права получать и распространять информацию? Аргументируйте свой ответ.

      Каково значение п. 5 ст. 29? Как вы понимаете словосочетание «массовая информация»?

      В чём состоит значение свободы слова, свободы массовой информации для гражданина в демократическом обществе, в частности в нашей стране?

      Каковы ограничения свободы слова и почему они необходимы?

    Если возникнут затруднения при ответе на вопрос 1, можно предложить учащимся внимательно перечитать п. 5 изучаемой статьи . При этом предполагается, что прозвучат такие суждения:

      свобода слова, свобода массовой информации позволяют каждому гражданину получить необходимые сведения о событиях общественной жизни, о деятельности Президента, Федерального собрания, Правительства, губернаторов, депутатов и иных представителей власти (без такой информации невозможно сознательное участие гражданина в управлении делами государства);

      свобода слова создаёт условия для формирования общественного мнения, влияющего на политику властей.

    Свобода слова – ст.29 Конституции РФ . Ограничения: если идёт пропаганда войны, национальной и религиозной ненависти, подстрекательства к вражде и насилию.

    Политический экстремизм ( политический экстремизм – приверженность некоторых участников политической жизни к крайним взглядам и действиям (насильственным, провокационным и т.п.) в политике): подготовка и совершение действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; подрыв безопасности РФ; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных военных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной и религиозной розни; осуществление массовых беспорядков и актов вандализма (вандализм – осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах) и т.д.

    А теперь заполните или проверьте заполнение столбика «ПОСЛЕ».

    Тест (7 минут)

    Домашнее задание: задания в рабочей тетради: 2,3,6,8. Читать параграф 7 в учебнике.

    ДО урока

    ПОСЛЕ урока

    Могу ли я изменить конституцию?

    С какого возраста я могу голосовать?

    ДО урока

    ПОСЛЕ урока

    Могу ли я изменить конституцию?

    С какого возраста я могу голосовать?

    В каком возрасте я могу стать президентом РФ?

    ДО урока

    ПОСЛЕ урока

    Могу ли я изменить конституцию?

    С какого возраста я могу голосовать?

    В каком возрасте я могу стать президентом РФ?

    ДО урока

    ПОСЛЕ урока

    Могу ли я изменить конституцию?

    С какого возраста я могу голосовать?

    В каком возрасте я могу стать президентом РФ?

    ДО урока

    ПОСЛЕ урока

    Могу ли я изменить конституцию?

    С какого возраста я могу голосовать?

    В каком возрасте я могу стать президентом РФ?

    ДО урока

    ПОСЛЕ урока

    Могу ли я изменить конституцию?

    С какого возраста я могу голосовать?

    В каком возрасте я могу стать президентом РФ?

    Бланк ответов

    Номер конверта

    Ответ

    Номер конверта

    Ответ

    1

    7

    2

    8

    3

    9

    4

    10

    5

    11

    6

    12

    Формы участия граждан в политике

    Жизненная система человечества устроена так, что всегда есть власть, влияющая и управляющая некоторой массой людей: будь то власть в отдельной стране, в семье или, скажем, в преступной группировке. Но даже, несмотря на то, что влияние власти видится неоспоримым и самодостаточным фактором, нельзя отрицать и влияние общности на власть. Безусловно, сила этого обратного влияния зависит, по большей части, от режима, режима политического, если мы говорим о нем в масштабах страны или государства.

    Скажем, при демократической форме правления, теоретически, гражданам предоставлена большая возможность влияния на власть. Политическое участие, предполагаемое для демократического общества, - всеобщее, равноправное, инициативное. Каждый отдельный гражданин имеет право на участие в жизни страны, на защиту своих интересов, на возможность выразить свое недовольство какими-либо факторами, теоретически самостоятельно выбрать себе «власть», или просто проявить интерес к политике как к сфере доступной деятельности. Политическое участие в демократическом обществе - свободно и выступает для граждан средством для выражения чувства долга перед страной, средством для достижения своих целей, реализации потребности в самовыражении. Такое участие обеспечивается государством в плане предоставления различных правовых норм и процедур и равномерного распределения ресурсов участия, таких, как деньги, доступ к СМИ, образование, «прозрачное» видение осуществления, собственно, власти и так далее. Так же, демократическое общество допускает, в определенных рамках, такое выражение протеста граждан, как митинги, демонстрации, забастовки, петиции. Такого рода мероприятия служат как инструментом политического обучения граждан, так и доказательством, собственно, того, что государство является действительно демократическим и каждый гражданин имеет право на самовыражение.

    При тоталитарном строе все и всё находится под полным контролем государственных органов. И власть стремится к мобилизационному вовлечению населения в политическое участие, создавая видимость всеобщей политизации, которые, естественно, практически не учитывает мнение граждан. При этом режиме влияние общности на власть минимально ограниченно, а часто и просто номинально. Соответственно, и политическое участие граждан обусловлено сугубо потребностями власти, и является более всего средством контроля подвластной массы. Безусловно, такой режим, хоть и является жестким и всячески подавляет несогласные мнения, имеет больше всего шансов на такое мощное политической участие недовольных и не имеющих права слова граждан, как бунты и революции. И, более чем демократическое, имеет возможность насильственным образом сменить свою режимную политику на противоположную. Тоталитарный режим присущ, обычно, малоразвитым странам, так как является скорее пережитком прошлого, нежели адекватной формой взаимоотношений людей и власти. Исключение составляет, к примеру, Япония, как пример азиатского типа правления, которая являет собой высокоразвитую культуру и, вроде бы, должна быть полностью демократическим обществом со всеми признаками свободного политического участия граждан. Однако многовековые традиции сыграли свою роль и большая часть граждан этой страны спокойно живет под тоталитарным режимом, ставшим настолько привычным, что кажется практически демократическим и не вызывает существенных нареканий у самого населения.

    В принципе же, демократия по праву является признаком прогрессивного общества и, по сути своей, более устойчива, нежели тоталитарность в плане устойчивости единовременной власти. Сдерживаемое недовольство всегда опасно, а другом всегда легче управлять, чем врагом. Поэтому в демократическом обществе власть старается поддерживать образ дружественной сущности, предоставляя гражданам предпочтительно равномерно распределенные средства к существованию, возможности для самореализации и саморазвития, свободу самовыражения в любой сфере деятельности и выражая заботу о здоровье и внимание к проблемам. Это обеспечивает максимальный учет интересов граждан, помогает преодолеть недоверие к власти и обеспечивает политическое участие большого количества граждан в жизни общества. Что, в свою очередь, расширяет интеллектуальный потенциал для принятия решений, который способствует оптимизации работы структуры, повышает ее эффективность и стабильность политической системы. Участие граждан в политике так же обеспечивает эффективный контроль за должностными лицами и предотвращает злоупотребления властью.

    Наиболее эффективным фактором стимуляции граждан на политическое участие является социально-экономический статус, в первую очередь определяемый уровнем образования, профессией и доходом. Безусловно, высокий уровень материального комфорта является определяющим в плане благоприятного отношения к политической системе. Соответственно, чем ниже социальное положение, тем более вероятным становится негативный настрой в отношении системы.

    Вместе с этим, влияние оказывают также такие факторы, как пол и возраст. Например, общеизвестно, что активность гражданина возрастает к середине жизни, а затем вновь идет на спад. Женщины менее склонны к политическому участию, что, однако, обусловлено строением традиционного порядка. Как известно, в принципе, в мире более развит патриархальный строй и есть определенные стереотипы и представления о социальной роли женщин, порой, мало учитывающие изменения, связанные с прогрессом общества, несмотря на значительное повышение образовательного уровня. К тому же, чаще всего женщины, особенно при низких стандартах жизненного уровня, просто не имеют времени для участия в политике. Традиционное определение мужчины как лидера, а женщины как жены и матери, заставляет женщин большую часть своей жизни посвящать не своим интересам, а интересам семьи и детей, практически лишаясь раскрытия личностного потенциала.

    Это, впрочем, является некоторым отступлением. Помимо всего вышеперечисленного, немаловажную роль также оказывает мотивация гражданина к участию в деятельности страны. Наиболее распространенными мотивами являются:

    Мотив интереса и привлекательности политики как сферы деятельности;

    Мотив познавательный, где политическая система выступает в качестве средства для познавания мира вокруг и, также, с учетом сложности этой системы для понимания, в качестве повышения собственного статуса в глазах себя и окружающих;

    Мотив власти, желания управлять другими людьми;

    Мотив денежный, так как политическая деятельность является высокооплачиваемой деятельностью;

    Мотив традиционный, когда политика принята в кругу семьи или друзей;

    Мотив идеологический, когда система жизненных ценностей совпадает с идеологическими ценностями политической системы;

    Мотивы ложные, но формирующие нужную реакцию у масс, так называемая пропаганда.

    Разные мотивы побуждают к разным вариантам политического участия. В любой политической системе, при доминанте одного, присутствуют различные признаки и противоположного, вне зависимости от политической системы.

    Обычно среди этих вариантов выделяют два основных типа: автономное и мобилизационное участие.

    Автономное участие - это свободная добровольная деятельность индивида, вызванная его желание поучаствовать в политической жизни страны, преследуя личные и групповые интересы.

    Мобилизационное участие же напротив, носит принудительный характер. Его стимулируют такие факторы, как страх, принуждение, традиции. Как правило, такой вид участия является инициативой правящей группировки и направлен на поддержку ее политической системы, на демонстрацию ее благородных целей и положительного отношения к народу. Естественно, такой род участия ни в коей мере не предусматривает выражения личного мнения индивида или группы, однако создает, зачастую, ложное, но нужное власти представление о положении в стране.

    Так же принято выделять активные и пассивные формы участия граждан в политике, каждое из которых можно отнести к приемлемым или неприемлемым в плане морали или закона. В плане активных форм участия есть несколько подразделений.

    Участие в выборных органах, таких, как выборы президента;

    Массовые акции, такие, как митинги, демонстрации, забастовки, при которых координируются массы, недовольные каким-либо действием правительства, как, например, идущие сейчас в Париже забастовки работников завода Continental, которые требуют пересмотреть решение о закрытии предприятия, расположенного в пригороде французской столицы;

    Одиночные акции, однако достаточно заметные, чтобы иметь политический вес. Как, например, интересно высказал свое политическое участие иракский журналист, кинувший ботинком в Джорджа Буша, неординарно высказав свое мнение по поводу проводимой Америкой политики в отношении его страны;

    Участие в политических партиях и организациях, участие в управлении страной, в принятии законов;

    Участие граждан в опросах, в которых учитывается мнение граждан и, в теории, рассматриваемые в контексте каких-либо перемен;

    Обращения и жалобы в вышестоящие структуры отдельных людей или групп граждан;

    Лоббистская деятельность - политическое продвижение объекта, будь то закон или депутат, при использовании либо личной, либо денежной заинтересованности, либо при невозможности отказаться от предложения. В контексте этой деятельности могут рассматриваться как законные, так и незаконные, как, например, взятка, виды достижения целей;

    Сетевое участие, уже не слишком новый вид политического участия. Многочисленные блоги, электронные газеты, и другие ресурсы интернета. В частности, на личном опыте наблюдался вид политического участия на одном из сайтов, в процессе конфликта Украины и России, в то время как на правительственном уровне нижестоящим массам прописывался негатив в сторону «противника», на этом ресурсе люди вовсю обсуждали эту тему, что с той, что с другой стороны, и при этом громче всего звучали призывы о дружбе между народами и независимости межнациональных отношений от правительственных распрей.

    Если говорить о пассивных формах участия, то здесь стоит отметить:

    Социальная апатия как фактор недоверия граждан к правительству и, соответственно, всяческое неучастие в выборах;

    Игнорирование социальных мероприятий, вроде субботников, митингов и демонстраций, при приглашении или настоятельной рекомендации прийти на оные;

    Неделание чего либо, вызванное недовольством некоторыми действиями правительства. К примеру, маленькая выплата, предоставленная индивиду, которую он считает для себя оскорбительной и не идет ее получать, мол, спасибо, не надо.

    В заключение хотелось бы добавить еще раз, что с развитием общества усиливается значение участия граждан в жизни общности. Об этом свидетельствует и то, какие средства политические движения, партии, государства выделяют на спонсирование нужных для их целей форм участия граждан в политике (выборы, демонстрации, акции протеста). Чем более демократично становится общество тем более возрастает роль значения социума в его жизни. И правильное понимание этого значения позволяет государство делать социум нужным и послушным рычагом своей деятельности, а социуму, осознающим свое значение, взамен позволяет получать наибольшую выгоду и наилучший результат от власти.

    Рабочая тетрадь по Обществу 9 класс Котова Лискова

    1)

    Гражданин может принимать участие в политической жизни, приняв участие на выборах, референдумах и работая в законодательных органах.

    2) Основные принципы избирательного права в демократическом обществе.

    Всеобщее избирательное право - право, принадлежащее всем гражданам, которые достигли 18-ти лет.
    Равное избирательное право - право, когда избиратель имеет только один голос.
    Прямые выборы - право избирать Президента, депутатов Государственной Думы.
    Тайное голосование - когда другим избирателям неизвестно за кого проголосовал избиратель.

    3) Различия между выборами в органы власти и референдумом:

    Выборы - это когда голосованием выбирается кандидат или список кандидатов на определенную должность. Референдум - это форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования.

    4) Ознакомьтесь с данными соц опросов и ответьте на вопросы.

    1) Какие выборы, по мнению граждан, влияют на их жизнь?
    Выборы в органы местного самоуправления, потому что людей беспокоят проблемы в их городе. Это проблемы бытового уровня, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Все эти проблемы решаемы, но только нужно приложить усилия со стороны самоуправления.

    Какие выборы, по мнению граждан, влияют на жизнь страны?
    Президентские выборы, потому что президент - это глава государства, который имеет большие полномочия, по сравнению с другими должностями, например депутаты.

    Чем различается оценка гражданами влияния выборов на их жизнь и на жизнь страны?
    Выборы Президента влияют на политический строй государства, а выборы в органы местного самоуправления существенно влияют на жизнь города, в котором живут граждане.

    Можно ли сделать вывод, что значительная часть граждан не видит влияние выборов на свою жизнь и жизнь страны?
    Да, согласен. Если сложить ответы граждан(затрудняюсь ответить, никакие не влияют), то выходит подавляющее большинство.

    2) Предположите, чем объясняется мнение опрошенных граждан.
    Политики во время выборных компаний обещают перемены в лучшую сторону для граждан, а действия - никаких.

    5) Ответьте на вопросы.

    1 - Это дает народу свободу выбора. Народ самостоятельно принимает решение, то есть влияют на формирование государства(участвуют).

    2-3 - подчеркните противоречащих Конституции Российской федерации, отмены или... таких прав и свобод.
    Граждане РФ имеют право участвовать... от других обстоятельств.

    4 - Эта норма означает, что равноправие граждан, где каждый гражданин РФ имеет право участвовать в референдуме.

    5 - По Конституции РФ государство не вправе оказывать воздействие на граждан и принуждать их. Каждый гражданин вправе сам решить для себя, участвовать или нет, и за какой пункт голосовать.

    6) С каким вопросом вы бы обратились в органы государственной власти?

    Задал бы вопрос про ремонт плохих дорог и повышение заработной платы учителям и медицинским работникам.

    Пример подобного обращения:
    Я, ФИО , постоянно проживаю по адресу: АДРЕС , обращаюсь в администрацию города ГОРОД с просьбой ремонта асфальтового покрытия по улице ПИШЕМ УЛИЦУ . Прошу Вас уважаемая Администрация принять меры. С Уважением, ИМЯ