• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    • Энергии должны уравновешиваться. Если есть напряжение, его должно сменить расслабление. Танатотерапия помогает достичь этого баланса.
    • Мы не умеем расслабляться, наш ритм жизни не позволяет это делать. Но этому можно научиться.
    • Танатотерапия избавляет от страха смерти. Умение принимать свою смерть избавляет от многих психологических проблем.

    Думаю, каждый, кто хоть раз удачно сходил на тренинг, со мной согласится: такой объем чувств, мыслей, образов и просто чистой энергии в обычной жизни получить невозможно. Ну разве что занимаясь экстремальным туризмом. Как бы то ни было, однажды я поняла, что скучаю по группе. Пора было куда-нибудь идти. Но куда? Я обратилась к знакомому психологу. «Сходи к Баскакову. Может быть, тебе понравится». Что значит «может быть»?

    Владимир Баскаков ведет тренинги по танатотерапии. Ах вон оно что! Лечение смертью…

    «В землю закапывают?» – осторожно полюбопытствовала я. «Нет! – поморщился мой знакомый. – Которые закапывают – самозванцы. А Баскаков – создатель оригинального метода».

    Выяснилось, что танатотерапия – раздел телесной психотерапии. И что танатотерапевт Баскаков когда-то служил на флоте. Подводником. По какой-то загадочной причине меня это успокоило.

    И в один прекрасный осенний день я записалась на тренинг. Еще меня порадовало, что предоплаты с меня не спросили. «В конце дня отдадите», – махнул рукой усатый мужчина, в котором угадывался ведущий. «Отлично! – подумала я. – Не понравится – сбегу!» И осталась.

    «Вся наша цивилизация построена на энергии ян», – ведущий обращался ко всем нам, рассевшимся в кружок на «пенках». – Мы все торопимся, стараемся стать лучше всех, завоевать, захватить, достичь…»

    «Это все равно что пытаться постоянно вдыхать и не делать выдоха. Попробуйте, может, получится?»

    В кругу засмеялись.

    «Вот видите, вы понимаете, что это невозможно. Энергии должны уравновешиваться. Если есть напряжение, его должно сменить расслабление. Мы сейчас попробуем поработать с энергией инь».

    Я начала было вспоминать все, что мне известно о двух видах энергии в традиционной китайской философии… Впрочем, в начале Баскаков предупредил, что не собирается излагать теорию, а пользуется разными терминами, чтобы обозначить направление своей мысли.

    В жизни мы такой степени расслабленности, конечно, не достигнем. Но можем приблизиться

    «Обычно массажист работает как? – он изобразил утрированно-энергичные движения. – Так, что он устает и потеет, а от клиента во все стороны летят куски плоти. Это ян. Мы будем делать другое… Но мне нужен доброволец».

    Все медлили. Тут я подумала, что раз уж я пришла… и подняла руку.

    «Ложитесь», – пригласил ведущий, указывая в центр круга. «И что делать?» – «Ничего, просто ложитесь».

    И тут выяснилось, что мое тело не разделяет моей решимости. Казалось бы, что сложного – ложись и ничего не делай. Но укладываясь на глазах у всех, я чувствовала себя до крайности неловко. Чтобы избавиться от скованности, я приняла максимально непринужденную позу: вытянулась на спине, закинув руки за голову, и уставилась в потолок.

    «С таким клиентом работать, конечно, нельзя, – раздался надо мной голос ведущего. – Посмотрите, все тело зажато. Ноги скрещены, руки скрещены…»

    Вот это да! А я-то думала… Я расплела ноги и вытянула руки вдоль тела. Теперь он будет доволен? Ведь я в классической шавасане – позе йоги для расслабления. Ведущий словно услышал мои мысли.

    Умереть можно в любой позе, значит, в любой позе можно расслабиться

    «Шавасана, – сказал он, – поза трупа. Но знаете что? Ведь покойники так не лежат. Их потом так укладывают. И еще иногда складывают руки на груди… (Не поддамся на провокацию! – решила я и не пошевелилась.) ...и закрывают глаза, придавая вид спящего. Это способ избежать мыслей о смерти, сделать вид, что человек всего лишь уснул… А настоящая поза трупа – это максимально раскрытая поза, с раскинутыми руками и ногами…»

    «Витрувианский человек, как на рисунке Да Винчи?» – уточнил кто-то из круга. «Примерно. Смерть – максимальное расслабление. Глаза раскрыты, нижняя челюсть отвисла…» По сдержанным смешкам я поняла, что ведущий показывает, как это выглядит. «Так что если вы кого встретите в таком виде, знайте, что это – наш человек! После танатотерапии…»

    Смех усилился. (Никогда бы не подумала, что разговоры о смерти могут так пробуждать веселье.)

    «В жизни мы такой степени расслабленности, конечно, не достигнем. Но можем приблизиться… Только вы дышите, пожалуйста. И вы тоже дышите», – обратился он ко мне, и я поняла, что задерживаю дыхание...

    Многие упражнения начинались с присутствия.Которое странным образом ощущалось, даже когда не было телесного контакта.

    То есть раньше, чем ко мне прикасались, я чувствовала тепло приближающейся руки. Были и другие упражнения, «янские». Например, один из участников тренинга ложился, изображая покойника, а четверо старались его «расшевелить» без помощи рук, например сказать что-то такое, чтоб он засмеялся.

    Я всю жизнь считала себя интровертом – а тут выяснилось, что мне не так-то легко уйти в себя! Как ни странно, легче было отрешиться не от слов, а от физического воздействия: в другом упражнении другие четыре человека толкали меня, пощипывали и щекотали, пока я с закрытыми глазами погружалась куда-то вглубь, оставляя свое тело на далекой поверхности.

    …По кругу из рук в руки передают большие фотографии: замерзший в горах альпинист сидит, привалившись к камню; желто-белое тело Далай-Ламы, оказавшееся нетленным... Стоит тишина, и вдруг девушка рядом со мной не выдерживает: «Сколько можно?! Зачем вы это все нам показываете?» После короткой паузы раздается сразу несколько голосов: «А что тут такого? Если не нравится, не смотри. А мне любопытно!»

    Четыре человека толкали меня, пощипывали и щекотали, пока я с закрытыми глазами погружалась куда-то вглубь

    Интересно, думаю я, как поступит ведущий. Спросит девушку, как часто спрашивают в группах: «А что вы чувствуете?». Но он отвечает ей прямо на поставленный вопрос:

    «У меня две цели. Я хочу, чтобы вы увидели, что настоящая смерть выглядит совсем не так, как поддельная, которую каждый день показывают на экранах. И производит совсем другое впечатление. Какое – вы сейчас почувствовали. Вторая цель – посмотреть, насколько быстро вы можете переключаться, восстанавливать равновесие».

    Да уж, встреча со смертью (даже на фото) способна выбить из колеи. Но восстанавливать равновесие – как? В смятении я обвожу взглядом круг и вижу, что все переглядываются. Фотографии тем временем возвращаются к ведущему, он невозмутимо откладывает их в сторону.

    «Есть еще вопросы? Если нет – обеденный перерыв!»

    И надо же, все тут же поднимаются, начинают как ни в чем не бывало переговариваться, собирать вещи… Ну что же, обед – контакт с пищей, с собственным телом. Может, это и есть восстановление равновесия?

    Я многое перепробовала за эти два дня и потихонькугордилась своей открытостью новому опыту и способностью переключаться. Но на этом упражнении я почувствовала, что где-то внутри меня есть грань, которую мне страшно переходить. Называлось оно невинно – «Ковер-самолет». Я выбрала себе в пару Ирину – невысокая рыжеволосая женщина, которая в чем-то, как мне показалось, была похожа на меня.

    Сначала все участники заняли свои места – и я уже предвкушала, как лягу и закрою глаза и почувствую еще какие-то необыкновенные вещи… Но тут оказалось, что наш «ковер-самолет» собирался лететь через опасную область, где в живых мог остаться только один «летун». Нам предстояло решить, кто из двоих.

    «Я чувствую растерянность, не знаю, что делать», – сказала я Ирине. «А я знаю!» – решительно откликнулась она и толкнула меня в плечо.

    И тут одна за другой мне пришли в голову три быстрых мысли. Первая: наши силы примерно равны, не факт, что мне удастся ее столкнуть. Вторая: вместо этого я могу дернуть ее за щиколотки, чтоб она упала. Третья: возможно, падая, Ирина ушибется головой. И тут она заехала мне локтем в грудь. И я решила – нет, все-таки это игра. Не стоит она ни моей груди, ни ее затылка. И я сошла с коврика.


    Был и еще один неожиданный результат: я стала замечательно легко засыпать

    Когда упражнение кончилось и все расселись в круг, ведущий спросил: «Ну, кто погиб?»

    «Я, – ответил молодой мужчина. – Я не мог столкнуть женщину».

    «А мы обнялись, чтоб быть как один человек!» – радостно откликнулись две девушки.

    «Так, – сказал Баскаков, – у нас три мертвеца. Кто еще?»

    Я подняла руку.

    Так я и не знаю – может, я в тот раз обманывала себя? Может, просто у меня недостаточно воли к жизни? И еще я вспоминаю тот мимолетный холодок, когда я поднимала руку... и странное чувство свободы: да, умерла – и что теперь с меня взять?

    На танатотерапию я пошла не ради терапии, а ради группы. И получила то, чего хотела: это было настоящее приключение. Но был и еще один неожиданный результат: я стала замечательно легко засыпать. Помню, как однажды маялась на автобусной экскурсии с долгими переездами. А недавно летела восемь часов и половину времени проспала, хотя кресло не назовешь самым удобным ложем на свете.

    Мой метод может показаться мрачным, но для меня он работает.

    Я думаю так: неудобная поза? Но ведь умереть можно в любой позе, правда? Значит, в любой позе можно расслабиться. И я расслабляюсь – и просыпаюсь уже в другой точке времени.

    «Чтобы жить, нам нужно уметь легко возвращаться в состояние равновесия»

    Владимир Баскаков, танатотерапевт

    Psychologies:

    Почему вас как психолога заинтересовала смерть?

    Я помню, как и когда это началось. В Одессе, мне было 5 лет. И вдруг я понял, что я умру. Меня так мощно накрыло это осознание, что я рыдал всю ночь напролет. Мне было страшно, но еще больше обидно.

    Все кончится – ведь это такая несправедливость! И я решил победить смерть. Сначала я захотел стать врачом. Родители боялись ходить мимо аптек – я сразу требовал купить самое большое и блестящее (как сейчас я понимаю, это был шприц для промывания желудка).

    Потом я понял, что медицина не отменяет смерть. Тогда я задумался о бессмертии. И решил стать психологом.

    А почему нельзя об этом не думать вообще?

    Тот, кто вытесняет реальность смерти из своего сознания, лишает себя жизненности. Жизнь и смерть связаны, как вдох и выдох, встреча и прощание. Если не попрощаться, у нас не будет следующей встречи. Если мы не можем выдохнуть, не будет вдоха. Пытаясь не думать о смерти, мы замираем, застываем – и наша жизнь останавливается. Помните, как выглядят инь и ян? В центре белого – черная точка. И наоборот. Максимально усиливая один компонент, мы оказываемся в точке другого.

    В центре смерти начинается жизнь. И важно понять это, чтобы ощутить баланс. Это одно из ключевых понятий в танатотерапии.

    Мы считаем, что в основе всех психологических проблем и соматических заболеваний – нарушенный баланс активности и пассивности. Если баланс нарушен, человек становится неустойчивым. Нас постоянно что-то выводит из равновесия – стрессы, микробы, разные события.

    Чтобы жить, мы должны легко возвращаться в состояние равновесия, быть устойчивыми. Как неваляшка, которая возвращается в точку равновесия, как ее ни толкай в разные стороны.

    В чем задача танатотерапии?

    Говорят, что вид пропасти у одних вызывает отчаяние, а у других желание строить мост. Моя задача – чтобы люди не впадали в отчаяние. Размышляя о смерти, очень многие представляют себе длинное, мучительное угасание, беспомощность, болезни, страдания. Почему, интересно? В

    едь когда останавливаются часы, это происходит в одну секунду. Стрелки не бьются в агонии. А как гаснет свеча? Вот так выглядит правильная смерть. Это легкая смерть, на пике здоровья.

    В традиционной культуре люди предчувствовали свой срок задолго, иногда за годы. И спокойно готовились, понимая, что это событие – часть жизни, ее естественное завершение, а не что-то ужасное и враждебное. У нас эта культура утрачена, но ее можно восстановить.

    На занятиях мы создаем такие условия, в которых можно безопасно соприкоснуться с мыслью о своей смертности. Есть четыре вида психологических проблем, которые мы решаем через работу с телом.

    1. Проблема избытка контроля – в телесной проекции это голова.
    2. Нарушение контактов – это область груди и рук.
    3. Сексуальные отношения – область паха.
    4. Проблема опоры, устойчивости – ноги и ступни.

    Как это происходит? Разговаривать об этом бесполезно, можно только пробовать и делать.

    Реальная смерть изгоняется из жизни современного человека, табуируется, а, значит, в силу исходного баланса/дуальности всех жизненных, космических процессов (вдох-выдох, день-ночь, лето-зима…), – проникает в нашу жизнь в образе эрзац-смерти, симулякра (Бодрийяр Ж, 2000). Отсюда такой ее избыток в современном кинематографе, художественной литературе – количеством эрзац-смерти восполняется качество запретной реальной смерти. В силу «шизофренизированности» современного человека нарушается изначальный баланс трех сфер его существования – «ума»-«чувств»-«телесных ощущений и импульсов» (Boadella D.,1987, Успенский П., 1994) с мощным акцентированием/доминированием «ума»(разума, сознания, контроля). (…)

    Раз идет и стремительно развивается у современного человека доминирование «ума» с параллельным «замораживанием» чувств и блокированием телесных импульсов – все более актуальным звучит шекспировское «зову я смерть!». Смерть выступает в своей специфической функции и позитивной роли активизатора сильных (пусть через страх!) чувств современного человека, ре-интегратора трех его сфер.

    Танатотерапия – моделирует (не имитирует!) реальную смерть через ее символическое представление. Такими видами-символами смерти выступают в танатотерапии: тотальное расслабление, сон, любое окончание/завершение, оргазм, сумасшествие, объектные/предметные характеристики тела.


    Тотальное расслабление как смерть

    Только в первые минуты смерти тело человека максимально расслабляется, сверхконтроль сознания покидает тело, и последнее становится объектом/предметом. В силу этой причины многие техники релаксации в качестве идеального, т.е. максимально расслабленного объекта используют образ тела умершего человека (сравни, «позу мертвого человека» из йоги). Мертвое тело занимает ряд важных для тотального расслабления позиций: руки и ноги полностью раскрываются, отпадает нижняя челюсть, глаза приоткрываются.

    Сон как смерть

    В мифологии бог сна Гипнос, брат бога смерти Танатоса. Так и механизмы сновидений и танатотерапии аналогичны: в момент расслабления во сне происходит активизация целительных бессознательных структур, активизация энергии, которая не приводит к привычному ее подавлению и удержанию или, наоборот, отреагированию, а позволяет максимально полно ее принять («заземлить»). Это способствует ее разблокированию и гармонизации.

    Любое окончание, завершение как смерть

    В архаических и ряде современных культур любой возрастной переход (взросление мальчиков и девочек, изменение гормональных циклов), взлеты и падения в статусе взрослых людей обычно инициируются через модель смерти, что смягчает эти переходы, устраняет временной разрыв (Талалаж Я., Талалаж С., 1998)

    Оргазм как «маленькая смерть»

    Оргазм традиционно рассматривается на Востоке как «маленькая смерть». В момент оргазма человек испытывает колоссальной силы чувства, а это своеобразный энергетический взрыв (такой же, как в момент образования зиготы при зачатии и такой же, как в момент смерти - при сепарации души и тела). Это возможно только в силу потери контроля сознания, сопровождающегося страхом потери собственного Я /Self/Эго Только в этом случае человек способен отпустить мощные телесные импульсы (…)

    Сумасшествие как вид смерти

    Этот вид смерти вытекает из перехода психически здорового человека в психически больного (мы говорим в «ненормального»), что являет собой смерть прошлой личности (сущности, Self, Эго и др.). Это напрямую связано с потерей контроля со стороны сознания и проявляющимся страхом(…)

    Объектность и предметность тела и его частей

    (…)Если мы лежим расслабленными на полу и кто-то приступает к работе с отдельными частями нашего тела, - нашему телу всему и его отдельным частям предъявляется особая ситуация взаимодействия, задается особый контекст, описываемые как субъект (тот, кто работает) – объект (наше тело в целом и отдельные его части). Но объектом/предметом мы становимся только после смерти! Отсюда и напряжение, возникающее в теле и отдельных его частях. Мы просто направляем туда наш контроль! Отсюда и активность наших частей тела в тот момент, когда с ними начинают работать. Мы не способны быть пассивными. Пассивность – характеристика мертвого тела! (…)
    Используя модели перечисленных выше видов смерти танатотерапия достигает главного: в этой неузнанности реальной смерти для человека (клиента, пациента) – залог безопасности его контакта с этой реальностью.

    В танатотерапии в качестве средства установления (или восстановления утраченного) контакта с процессами смерти и умирания берется отмеченное выше моделирование смерти, причем редкого ее вида, т.н. правильной смерти. В основе такой модели - модель тотального расслабления. Тело человека, умирающего правильной смертью, характеризуется рядом специфических параметров. Его чувства спокойны, он иногда даже радостен. Его тело максимально расслабляется; дыхание становится поверхностным и замедленным; руки раскрываются, разворачиваются и ложатся ладонями вверх; ступни ног раскрываются и сами ноги распадаются; нижняя челюсть отпадает вниз; глаза приоткрываются (…)

    Принципиально важной характеристикой, отличающей тело клиента, проходящего танатотерапию от всех других средств релаксации, является то, что конечности и тело человека холодеют (…) Расслабление – «иньская» составляющая, характеризующаяся исключительно холодом. Отсюда и трудность попадания в центр тотального расслабления (иньского компонента) с помощью иных технологий: невозможно пройти т.н. «холодную зону» (страх смерти) и невозможно ощутить себя предметом (объектом). Танатотерапия, представляющая специальную технологию (сумма принципов, приемов, упражнений) позволяет это сделать.

    Танатотерапия: практические результаты

    Танатотерапия оказывает мощное воздействие, затрагивая и корректируя практически все психологические проблемы человека, выступая эффективным средством релаксации (тотального расслабления). Применение танатотерапии подготовленными специалистами позволяет оказывать содействие не только при психосоматических расстройствах, но и получать значимые результаты при лечении многих других заболеваний: остеохондроза позвоночника, депрессии, астении, наркомании, шизофрении, при работе с болями, при подготовке к родам, и лечении бесплодия, при работе со страхами (в частности, страхом смерти)

    Глубже познакомиться с теорией и практикой Танатотерапии можно в Москве 25-26 марта на семинаре автора метода – Владимира Баскакова. Подробности и регистрация .

    Выдержки из статьи «Терапия Танатоса» знаменитого Владимира Баскакова – психолога, автора метода танатотерапии, координатора Международной (Россия, Германия, Великобритания) программы «Культура тела», Директора Института танатотерапии.

    (Баскаков В.Ю. Танатотерапия ® : теоретические основы и практическое применение/Институт общегуманитарных исследований, с.)

    В отличие от классической танатотерапии («танатотерапии-классики»), прикладной характер данного вида танатотерапии заключен в возможности работать с проблемами человека (клиента, пациента) адресно, «точечно». Не путем применения отдельных или всех базовых приемов и «создания условий», ведущих к запусканию глубинного (почти клеточного!) механизма балансировки процессов «активизации» и «абсорбции», лежащего в основе всех без исключения проблем и заболеваний, а с возможностью целенаправленного включения в эту работу чувств клиента, его процессов осознания. Такой вид работы ближе классической психотерапии с ее «интервенциями» (слово-то какое!).

    Работа со страхом смерти

    Предлагаемый способ работы со страхом смерти в прикладной танатотерапии покажется несколько странным для области работы с телом или через тело человека.

    Традиционно, например, для телесной психотерапии, - вначале вычленяются паттерны страха, своеобразные телесные представительства страха. Это - дыхание (замирает или учащается), ноги (подкашиваются колени, «ноги стали ватными»…), желудок («феномен бойца перед боем»), потеря контактных каналов глаз («у страха глаза велики» или закрытие глаз) и голоса («не смог произнести ни слова», «завопил как резанный»…). Из внутренних органов - это почки. У мужчин - часто сердце. Почему у мужчин? В культуре мужчина - это тот, кто без страха и упрека зайдет «в горящую избу», «на скаку остановит коня» и т.д.

    Те, кто не такие, - переживают это¸ а главное «переживалище» в нашем теле - это сердце.

    Вычленив телесные паттерны страха, приступают к работе через моделирование страха. Важно отметить, что в данном моделировании страх клиента не привлекается «в лоб»: никто из терапевтов не угрожает клиенту припасенным для этих целей топором, никто из терапевтов с этим топором не гоняется за клиентом. Это, во-первых, не гуманно! Но, главное, - другое: в таком моделировании тело клиента просто «рассыпется» на части и терапевт не успеет «встроиться» в эти паттерны. Это - не технологично. Поэтому в телесной психотерапии применяются модели, в которых страх «не узнан», но при этом проявляют себя все перечисленные выше паттерны страха. Если, к тому же, данные паттерны проявят себя поочередно, в какой-либо последовательности, то, телесный психотерапевт, видя включение паттернов, - успеет оказывать помощь клиенту в выведении последнего из паттерна.

    Замирает клиент дыханием - терапевт помогает ему дышать, теряет клиент контакт глазами - терапевт помогает ему восстановить этот контакт, «уходит земля» из под ног клиента - терапевт помогает восстанавливать связь с землей. Это в телесной психотерапии.

    В классической танатотерапии, осуществляя применение отдельных приемов или их «сборку», танатотерапевт тотально расслабляет, а это значит, и «заземляет» своего клиента. Страхи клиента (энергия этих сильных чувств) также «заземляются» через расслабленное тело клиента и, как результат, страхи лишаются позитивного смысла и теряют привлекательность для клиента. Это необходимо пояснить еще раз. Выше указывалось, что для современного «шизофренизированного» цивилизованного человека, у которого максимум энергии - в голове, страхи, особенно страх смерти, - приобретают позитивный смысл, поскольку восстанавливают утраченный в таком случае баланс между «шибко умностью» и подавленными чувствами. В этом смысле не может быть «попыток суицида». Суицид бывает только один раз! А вот коснуться оголенных проводов своих сильных чувств, «подтвердить себя живым» (Марк Захаров «Тот самый Мюнхаузен»), - в этом смысл «русского экстрима», попыток суицида, всплеска насилия и особенно обилия показа насилия в современном мире. Чем более заземлено тело, - тем лучше заземлены чувства, - тем меньше энергии идет в голову. А это значит, - тем меньше страхов и беспокоящих мыслей о смерти. Смерть и страх не изгоняются, а теряют свой позитивный смысл и привлекательность.

    В прикладной танатотерапии мы к страху смерти обращаемся «через голову», через процессы осознания. И первое, что бросается в глаза: страх смерти - это нонсенс. Получается, что человек боится того, чего не знает. Как в том фильме про разведчиков, в котором один разведчик дает другому яд со словами: «Спрячь - идеальный яд. Действует быстро и безболезненно!». На что другой разведчик вполне резонно замечает «А кто сказал, что безболезненно? Тот, кто пробовал?» Разве Ваш клиент испытал на себе смерть, чтобы судить об этом, и даже бояться этого? Ведь у тех, кто прошел через, например, клиническую смерть, - другие, в основном, - позитивные впечатления (Р.Моуди, Э.Кюблер-Росс, К.У. Пэрриш-Хара и др.). В «Повести об Иване Ильиче» Льва Толстого герой до последнего момента испытывает не просто страх, - ужас перед смертью. И вот он в «канале». И вдруг читаем: «Какое счастье! А смерть? Где ты смерть? » (Л.Толстой). В этом позитивность сеансов танатотерапии-классики.

    Проходя через модель смерти* наши клиенты зачастую восклицают как толстовские Иваны Ильичи «Так, вот оно что…». Второе удивление связывается у наших клиентов с глубинным смыслом того, что они делают с этой «механикой смерти». Они включают, транслируют в этот механизм свои проблемы! Что за проблемы? Ответ на этот вопрос кроется в ответе на вопрос «Есть ли те люди, кто не боятся смерти?». И таких не боящихся смерти - три категории.

    Это дети . До определенного момента ребенок знает, что есть смерть. Он помнит, что у него, например, бабушка умерла. Или любимая птичка. Он птичку похоронил и даже на могилке поставил крестик из палочек. То есть, ребенку до определенного возраста известно слово «смерть». И для него это слово даже наполнено каким-то смыслом. Но смерть не затрагивает ребенка экзистенциально, не имеет отношение к нему лично! И чаще всего ночью ребенок наконец осознает, что смерть коснется и его. И с этим все закончится! Больше ничего не будет! Это колоссальный шок и все мы через него прошли. В этот момент ребенок бросается к спящим родителям, будит их с вопросом «Я что, умру?!!». А проснувшийся родитель, с «высоты» своего опыта, указывая на спящую «половину», часто произносит: «Да, и я умру, и мама, и все умрут!». И это помощь! По крайней мере желательно взять испуганного ребенка в «контейнер» Вашего тела, Ваших объятий.

    Он еще долго будет всхлипывать, потом, правда успокоится, и, даже уснет.

    Что такое «детский мир»? Это мир отсутствия своеобразного «зазора» между ребенком и окружающим его миром. Если ребенок отвлекается на что-то - он всем своим существом откликается на это. Не по этой ли причине мы теряем своим детей. «Ой, только что был здесь!». А попробуйте потерять взрослого - не удастся! Чтобы отвлечься взрослому - должно что-то произойти немыслимое! Например, рядом должен рухнуть самолет. Тогда мы не только отвлечемся, но у нас и челюсть отпадет. Обратите внимание, что у детей до определенного возраста рот и челюсть открыты всегда! А мы своими «закрой рот!» только и делаем, что закрываем им рот, закрепощаем нижнюю челюсть (см., выше - роль нижний челюсти в подавлении сильных чувств и сексуальной сфере). Итак, «детский мир» - это ПОЛНАЯ ВКЛЮЧЕННОСТЬ В ОКРУЖАЮЩИЙ ВАС МИР.

    Это влюбленные . Мир влюбленных - это мир отсутствия «зазора» между одним человеком и другим. Не случайно влюбленные презирают смерть и почти что глумятся над ней - хохоча идут на эшафоты, становятся к стенкам. Всем своим видом показывая, насколько им безразлична их судьба. Ведь объект их воздыхания и после их смерти будет жить. И обратно: после смерти или гибели своего любимого - они долго не живут! Или следуют за ним, совершая в той или иной форме суицид, или смерть сама приходит за ними. Как, например, у любящих пожилых людей. Отсюда по-иному прочитывается и выражение «жили долго и счастливо и умерли в один день!». Любовь к Родине, кстати, - тоже вид любви, раз за эту любовь люди бросались под танки, падали грудью на дзоты. Итак, «мир влюбленных» - это мир ПОЛНОЙ ВКЛЮЧЕННОСТИ В ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА, ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ЕМУ, КАК И ОН ВАМ.

    Наконец, путь воина . При этом словосочетании сразу всплывают в памяти творения Кастанеды. Я же хотел бы обратить внимание читателя на словосочетание «русская рулетка». Не «немецкая», не «американская»! Это когда в барабане револьвера оставляют один патрон. Потом Вы проводите барабаном по руке - и у Вас случайным порядком остается один шанс из восьми, что при нажатии курка прозвучит выстрел направленного Вам в висок револьвера. Появилась даже «чеченская рулетка», когда не оставляется, а вынимается один патрон из барабана! Путь воина - это не погоня за смертью! Зачем же тогда вынимать патроны?! Да, с одной стороны, - это вариант «русского экстрима», стимуляция сильных чувств. Но истинный путь воина - это НАХОЖДЕНИЕ МАКСИМАЛЬНОЙ ЖИЗНЕННОСТИ КАК АКТАХ ЖИЗНИ, ТАК И В МОМЕНТ СМЕРТИ. Это тождественность жизни смерти. Это торжество жизни в момент смерти! Это кульминация жизни.

    Когда сандиниста палачи поставили к стенке и навели свои ружья, он решил встретить смерть тем единственным, чем обладал в этот момент - собственным достоинством. На Фото заснят момент его казни. И то, что мы видим - не кураж, не бравада. СПОКОЙСТВИЕ!

    Именно такой вид смерти - достойной - поверг на колени солдат из фильма «Последний самурай» в сцене расстрела предварителя самураев. Интересна и заключительная его фраза: «Совершенство! ВСЕ СОВЕРШЕНСТВО!». Какой глубинный жизненный инсайт - и это в момент смерти!

    Отмеченные персонажи (пылкий влюбленный юноша, воин Флавий) мы встречаем и в «Маленьких трагедиях» А.С.Пушкина - в сцене с Клеопатрой. Ведь, получив ночь с Клеопатрой, в итоге они получают собственную смерть!

    Итак, если нам ведом страх смерти (не физиологический страх смерти!), если он держит нас в своих цепких руках, не дает спать, лишает спокойствия, значит мы а)не дети, б)не влюбленные, в)не воины. Значит, мы не принадлежим миру, как он нам (дети), мы не есть одно целое с другим/другими людьми (влюбленные) и, наконец, мы не находим жизненности в каждом акте жизни, как и в акте смерти (воины). А, дальше: как в наших больницах требуется много здоровья, чтобы лечиться, так и в том, чтобы нам не был ведом страх смерти, - требуется то, что дает нам стать «детьми» («станьте как дети…», влюбленными, воинами. В итоге, вечный Пушкин: «Благодарю тебя, чума!». Спасибо, страх смерти, указывающий нам путь к себе. К себе БЕССМЕРТНОМУ!

    Поблагодарить страх смерти стоит и за то, что он сохраняет нам жизнь. В данном случае речь идет о физиологическом страхе смерти. Представьте себе, если бы мы оказали помощь в лишении нашего клиента физиологического страха смерти. Понятно, что долго такой клиент не прожил бы - первая машина на улице была бы его! Физиологический (животный) страх смерти принципиально отличается от психологического. Животное, которое пугается, на уровне тела животного реагирует на страх двумя полярными реакциями**: замиранием (сбросом энергии) или бегством (активизацией). То есть, тело и в первом и во втором случае интегрируется, работает как пружина. В отличие от человеческого тела, которое в момент страха, особенно страха смерти, - дезинтегрируется (см., выше, паттерны человеческого страха).

    Прием «Ковер-самолет»

    Хорошим приемом, моделирующим наше отношение к жизни, а это значит, - и к смерти, можно считать прием «Ковер-самолет»***. Вы предлагаете Вашему клиенту сесть на один с Вами ковер и рассказываете следующую историю:

    «Предположим, что мы с Вами смогли на этом ковре-самолете улететь из царства какого-нибудь «гниды» (Кащей Бессмертный, Соловей-разбойник…). Вокруг нас - отвесные скалы. Мы видим, что за нами гонится погоня и у преследующих намерения самые «ясные и точные»! Наше спасение - за этими скалами. Ковер начинает набирать высоту и, вдруг, мы понимаем, что ковер может перенести через эти скалы только одного из нас. Нам отводится 10 минут на выполнение всего задания и когда пойдет последняя минута, Вы предупредите клиента об этом».

    Прием интересен тем, что в нем совершенно четко задана дихотомия жизнь-смерть. Перелететь, т.е выжить, может только один. Значит другой - должен умереть. И в этом упражнении содержится еще одна реальность, имеющая непосредственное отношение к теме смерти, - это выбор. Сам выбор предполагает отказ от одного ради другого. Это своеобразная смерть одного ради жизни другого. Как часто мы не доводим ситуации до окончательного выбора, как часто его откладываем, как мучительно осуществляем!

    Анализ применения данного приема показывает самые разные стратегии поведения и действия клиентов, в чем-то напоминающие стадии смерти Э.Кюблер-Росс. Это и торг, и депрессия, и отчаянная борьба, и окончательное принятие данной ситуации жизни-смерти. Представляет особый интерес для танатотерапевта динамика внутри самого упражения, особенно, - его заключительная часть, следующая после Вашей команды «Пошла последняя минута!». Выполнение данного приема часто сопровождается целым спектром неприятных физиологических ощущений и самочувствий, также указывающих на модельность данного приема теме страха смерти. Читаем у того же Л.Толстого в «Иване Ильиче»:

    Танатотерапевтическая помощь в данном приеме оказывается, во-первых, в осознании клиента всех нюансов заданных условий (сути или механизма приема), нюансов поведения клиента по ходу выполнения приема. Во-вторых, своими действиями-провокациями танатотерапевт зачастую способен оказать влияние на привычные поведенческие паттерны клиента, например, принудить последнего к схватке. Или, наоборот, уступить, показав клиенту способ «нормального» (достойного) оставления жизни. Упражнение - тонкое, с множеством нюансов, которые невозможно описать, но которые представляют исключительную важность (почти «ключ»!) для решения многих сложных проблем клиента.

    «Сальто-мортале»

    В гимнастике такой кульбит, когда ноги спортсмена оказываются вверху, а голова внизу, - называется «сальто-мортале», т.е. от morte - «смертельное сальто». Задумывался ли кто-то о происхождении такого названия. Да, в ходе неудачного его выполнения травмы возможны. Серьезные травмы - переломы позвоночников, серьезные ушибы. Но смерть? Почему смерть? Ответ, видимо кроется в русской пословице, которая связывает момент решительности (решиться на что-то) со смертью. «Смерти подобно!». Действительно, решиться на такой прыжок - это «смерти подобно!». В гимнастике такой кульбит изучают обязательно с лонжей (страховкой). Но, даже после безупречного его исполнения с лонжей - все равно, когда страховка снимается, - рядом стоит тренер. Безумно страшно!

    Этот танатотерапевтический прием хорошо работает с различными проблемами, например, проблемой избегания конфронтации, конфликта, когда клиент часто в разговоре отводит глаза, не может высказать обидчику свое возмущение. В языке «моторных полей» («Энергия и характер» №2, стр.) - это гиперактивация моторного поля «ротации» (избегания), а, это значит, в той же логике «моторных полей» (если в паре моторных полей гиперактивировано одно поле из пары, это значит, - недоактивировано другое), недоактивировано «поле канализации». Что, в свою очередь, приводит и к недоактивации поля «оппозиции». Нет, этот клиент «после драки - всегда кулаками машет». Но, это - оставшись один, коря себя за невозможность это сделать в жизненной ситуации.

    Другой случай применения этого приема - когда при удалении от Вас (и, даже, при повороте к Вам спиной!) близкого, да и вообще любого человека, - у Вас возникает паника (другой вариант - обмирание). При виде удаляющейся спины - немедленный импульс догнать, остановить. В чем здесь проблема? Показывать Вам спину и удаляться может и негодяй. Но если это проблема, если работает паттерн, - Вы всегда будете пытаться остановить этого человека. Или всегда «обмирать»! Близкие и далекие, зная об этом паттерне, могут даже манипулировать Вами. «Дай мне в долг!». «Нет?». «Ну, я тогда пошла!». «Стой, стой! Возьми хоть это!». Узнаете?

    Особенно демонстративно этот прием работает со спины. Когда при приближении к Вам со спины любого человека (это может быть и близкий!), у Вас возникает напряжение, паника, страх.

    Сам прием выглядит так. Берутся два стула. Вы ставите два стула друг напротив друга на значительном расстоянии (метров 5-6). Предлагаете клиенту встать рядом с одним из стульев лицом к Вам. Вы становитесь рядом с другим стулом лицом к клиенту. Предлагаете клиенту назвать чувство, которое он испытывает исходя из оценки этой ситуации. Пресекайте все попытки говорить «от головы» (« я думаю, что эта дистанция…» или «от ощущений» («я ощущаю скованность в моем теле…»). Только чувства - тревога, беспокойство, страх, радость, интерес…. Придвиньте Ваш стул на метр ближе к стулу Вашего клиента. Спросите о его чувствах. Не задавайте вопрос «А теперь, что Вы чувствуете..», предполагающий изменения в чувствах. Вполне возможный ответ клиента - «Я ничего не чувствую» или «Я ничего не могу сказать о своих чувствах».

    Придвиньте стул еще на метр. Спросите про чувства. Продолжайте придвигать стул и задавать вопросы о чувствах. Остановитесь на дистанции одного метра. Теперь внимание! Если у Вашего клиента заявлена проблема «гиперротации» и он не может спокойно выносить взгляды, отвечать обидчикам и т.д. - каждый раз при приближении Вашего стула (и Вас!) беспокойство, тревога (часто страх!) будут нарастать и достигнут максимума в этой конечной позиции. Теперь у танатотерапевта появляется возможность помочь осуществить «сальто-мортале». Для этого Вы предлагаете Вашему клиенту сесть на его стул, сами усаживаетесь на свой. Последний раз спрашиваете клиента о его чувствах. Кульбит в этом месте невозможен. Контекст клиентом по-прежнему прочитывается как «оппозиция-конфронтация». Ваша задача - перевернуть контекст!

    Небольшое отступление. Мир, и мир человеческий существует в дуальности (зима-лето, день-ночь, вдох-выдох).. И действительно: «от любви до ненависти - один шаг!». Мы одинаково долго смотрим в глаза и когда любуемся данным человеком и «пьем» его глаза как поля, моря.. И когда ненавидим! «Ну, ты чего?!» - и долго выразительно смотрим противнику в глаза. По наблюдениям Игоря Кона у приматов, ближайшим к нам животным, существуют всего два способа подчеркнуть главенство и статус. Первый из них,- смотреть в глаза. Если другой самец (не вожак!) не отвел взгляд - схватка! Другой способ - демонстрация полового органа. Из второго Игорь Кон выводит смысл и суть матерных выражения типа «иди ты на…».

    Итак, Вы как терапевт даже любяще будете смотреть клиенту в глаза, все равно контекст не будет прочитан как доброжелательный и поддерживающий. Необходимо что-то изменить в мизансцене данного телесного взаимодействия. Для этого Вы или предлагаете свои руки Вашему клиенту с тем, чтобы он дал свои. Или, если он по-прежнему Вам не доверяет, берете его руки в свои. Мизансцена есть, контекст задан! Внимание! В этом месте направьте свое внимание на дыхание клиента. Дыхание остановилось! Вот она, «мортальность»! Предложите клиенту дышать. Удерживайте его взгляд! В этом месте часты сильные чувства клиента - не позволяйте ему замирать дыханием или сваливаться в гипервентиляцию. Удерживайте взгляд! И все это сразу! В этом - кульбит.

    Чаще всего проблема «гиперротации» формируется в момент получения ребенком сильного отвержения, особенно от значимого взрослого - родителя. Даже слово «ненавидеть» - смотреть, но не видеть. Боясь в дальнейшем получить такой же ненавидящий взгляд, ребенок постепенно вообще перестает смотреть прямо в глаза не только родителю, но и всем людям. Так закрепляется паттерн. Задача «сальто-мортале» в данном случае - пройти через собственное сильное чувство. И это возможно только сразу! Пропасть за несколько прыжков не перепрыгнуть!

    Вы как терапевт можете усилить и даже закрепить достигнутый успех, предложив клиенту встать ногами на его стул. Самому же танатотерапевту необходимо встать перед стоящим на стуле клиентом, лицом к нему. Но Вам необходимо стоять на полу. Таким образом Ваш клиент будет вынужден смотреть на Вас «сверху вниз» - в прямом и переносном значении этого выражения. Ведь проблема родительского отвержения мизансценно это - давление, главенство, сила взрослого на фоне слабости ребенка (ребенок не может совладать со своими чувствами в отличие от взрослого!). Если эту ситуацию смоделировать абсолютно точно, - то на стул, конечно, должен встать терапевт и «сверху вниз» смотреть на клиента. Когда Вы, как терапевт, в начале выполнения этого приема приближаете свой стул, - в этом уже главенство! Вы активны, Вы спрашиваете. Не случайно, у клиентов зачастую возникает импульс отодвинуться от Вас своим стулом или отойти самому. Но такое дословное моделирование жизненной проблемной ситуации - это прямой путь к фрустрации клиента! Не обсуждая позитивные и негативные стороны фрустрации нам интересно предложить читателю способ инверсии (тоже своеобразный кульбит!). Когда на решение проблемы Вы выходите не «в лоб», а с обратной стороны!

    Стоя перед Вами на стуле, клиент с заявленной проблемой в большинстве случаев испытывает неловкость, реагируя всей палитрой своих телесных реакций. Часто отводит глаза, замирает дыханием, у него потеют руки, он ощущает слабость в ногах, чувствует себя неловко, у него возникает импульс слезть со стула (избегание!). Не узнаете паттерн избегания заявленной клиентом проблемы? Смысл помощи и в данном случае со стороны танатотерапевта заключается в изменении контекста с «доминирование-подчинение» на «сотрудничество». И сделать это возможно аналогичным образом - предложив свои руки клиенту. Взяв его руки в свои, будьте внимательны! Опять дыхание! Контакт глаз! В данном случае, также как и в предыдущем случае, - допустимы и даже показаны директивность с Вашей стороны: «Дыши! Еще дыши! Смотри мне в глаза!».

    Рассмотрим случай приближения Вашего стула со стороны спины клиента. Вы ставите свой стул со стороны спины стула клиента на расстоянии нескольких метров. Предлагаете клиенту развернуться и стать так, чтобы последнему было удобно наблюдать за происходящим. Спрашиваете о его чувствах. У клиентов с избыточными страхами, фобиями, беспокойствами - обычно чувства из разряда перечисленных. Приближаете свой стул к стулу клиента на десяток сантиметров. Беспокойство и страх возрастают! Еще ближе - еще страшнее и напряженнее! Когда до спинки стула клиента остается около двадцати сантиметров - останавливаетесь. Задаете вопрос о чувствах. Теперь сам кульбит! Предложите клиенту сесть в его стул, а сами сядьте в свой. Спросите про чувства. Чувства по-прежнему остаются негативные.

    И это несмотря на то, что сзади сидите Вы, а не какой-нибудь негодяй. Вот сила паттерна! Ваша задача остается прежней - изменить на противоположный контекст (мизансцену) данной ситуации. Аккуратно (!) положите свои руки на плечи Вашего клиента (мизансцена поддержки). Этого недостаточно! Обратите внимание, что в этот момент (контекст-то изменился на противоположный!) Ваш клиент чаще всего опять замирает дыханием. Не дышит. Не живет! Подведите свои руки под мышечные впадины (подмышки) клиента. На вдох начните активно поднимать свои руки вверх, расширяя таким образом грудную клетку клиента и углубляя таким образом его дыхание. Хорошо этот прием делать перед зеркалом, чтобы еще и отслеживать глаза (взгляд) клиента. Только «раздышав» (но не давая свалиться в гипервентиляцию - прямой путь к истерике!) Вашего клиента, - можно изменить контекст данной позиции (угроза) на противоположный (защита, поддержка).

    Усилить последний прием можно следующим образом. Встаньте ногами на стул. Предложите Вашему клиенту встать около Вашего стула к Вам спиной. Если Вы ничего не говорите о дистанции, которую он занимает до Вашего стула, - это тоже значимая для Вас информация. Если он стоит далеко от Вас - попросите его приблизиться. Так, чтобы Вы могли достать его плечи своими руками. Задайте вопрос о его чувствах. Как правило, клиенты с перечисленными выше проблемами испытывают в этой позиции страх, напряжение, ожидают угрозу. При этом реагируют всей палитрой телесных реакций: замирают дыханием или дышат поверхностно, глаза широко раскрыты («у страха глаза велики»), ноги дрожат или ощущаются как «ватные». Очень аккуратно и медленно положите Ваши руки ладонями вниз на плечи клиента. Стоп! Весь перечень телесных реакций - замирание дыхания, импульс податься вперед телом, «пустой взгляд» (желательно работать с зеркалом, в котором отражается лицо клиента), - присутствует и здесь! Снимите свои руки и подведите их под мышки. Начните расширять дыхание, не давая «сваливаться» в гипервентиляцию. В конце задайте вопрос о чувствах.

    Применение последнего приема (стоя на стуле) выявило интересную закономерность - у большинства клиентов, с которыми эффективно строилась работа с применением данного приема, имели сложные отношения (это можно назвать проблемой) с отцом. Анализ данной мизансцены - некто большой опекает, поддерживает, защищает сзади, - тоже согласуется с местом «отцовской фигуры». Где мать? Рядом, держа нас за руку - по магазинам, вокзалам… Анализ икон также показывает, что все (!) иконы, на которых присутствуют женские персоны (мадонны, девы…) с младенцами, эти персоны никогда не держат своих чад анфас, - дети всегда сидят полубоком (Рис., Фото….).

    Проверьте Вашего клиента еще на одну позицию стульев. Поставьте Ваш стул спиной к стулу клиента. Задайте вопрос о чувствах. Эта позиция также представляет исключительный интерес с позиции дуальности, двузначности, амбивалентности нашего бытия. Сидение спинами - это одновременно и поддержка (если нельзя обо что-то опереться спиной, то так удобно сидеть с партнером, думая о «светлом будущем»; дерутся группами, опять же, защищая спину партнера), и отвержение («он повернулся ко мне спиной и захрапел!»). Терапия в данной позиции осуществляется сидя на полу облокотившись своей спиной о спину клиента.

    Для этой позиции хорошо подходят подготовка и комментарий из техники Генриха Вернера (Германия) «Стойка спинами» с ее девизом «Думай только о себе!». Закончить эту практику можно вообще оригинально: предложив клиенту опираясь на Вашу спину - положить голову Вам на плечо. Ваша голова таким образом оказывается на плече у клиента. Аккуратно отодвигаясь друг от друга, но продолжая опираться на спины, - Вы таким образом оказываетесь лежа на полу. Голова каждого из Вас лежит на плече друг друга. Это забавное окончание именуется у туристов «походная подушка». Если под рукой в походе нет подушки, - то так очень удобно лежать - на плече спутника!

    Представляет интерес позиция, когда Ваш стул стоит под углом к стулу Вашего клиента. Если у клиента в этой позиции возникает напряжение, неловкость и даже страх, - это имеет отношение к самооценке клиента. Ведь данная позиция - это позиция оценивания. Отсюда и формируется само-оценка! Вы как бы со стороны смотрите, наблюдаете за Вашим клиентом. Классическая для такой позиции ситуация из детства Вашего клиента, когда его заставляли становиться на стул перед гостями и читать ненавистный стишок из Самуила Маршака. Другой вариант - заставляли садиться за пианино и повторять «на бис!» ненавистную Вам мелодию, выслушивая эти «ах, какой мальчик!», или «ах, какая девочка!». Терапией в данной позиции будет оказание помощи клиенту в его повороте «лицом к лицу» к терапевту. В языке «моторных полей», - это поддержание или активизация «поля канализации», когда и Вас оценивают и Вы оцениваете.

    Только романтики от психотерапии рассчитывают, что проблему можно решить за один раз. Позитивность и продуктивность применения приемов из разряда «сальто-мортале» - в возможности осуществить хотя бы раз непривычные для них действия, побыть, если хотите, «не собой»! Не только знать, что можно поступить «не так», но и реально поступить не так! А наша жизнь уж точно предоставляет нам бездну возможностей поступать разными способами даже в привычных нам условиях.

    «Ботинки смерти»

    Название этого приема - метафорическое. Понятно всем, что у Смерти, в ее мифологическом и фольклорном обличье - нет обуви. Она не только «костистая», «безносая», но еще, и «босоногая». Но, все же, если допустить, что Смерть вздумала одеть обувь, то интересно себе представить, как бы она стояла в этой обувке. Можно предположить три позиции ее ног. Первая - ступни ног стоят параллельно. Вторая - носки врозь. Третья - носки внутрь. Третья позиция («я у папы дурачок») ясное дело - отпадает. Остаются - две. Нам представляется, что у стоящей Смерти позиция ног (а, значит, и обуви, в которую она обута) - носки врозь. Только так стоят уверенные люди, знающие себе цену. Смерть еще ни разу не ошиблась! Еще никто не смог увернуться от нее! На картине нашего художника Перова (Рис.) изображена сцена приезда приглашенной из Петербурга гувернантки в дом к купцу. Он наконец достиг такого уровня благополучия, что смог позволить себе эту недешевую трату. Обратите внимание на всю фигуру этого купца, особенно, - на позицию его ступней.

    Сам танатотерапевтический прием заключается в том, что Вы ставите свою обувь (ботинки, туфли) в «позицию стоящей Смерти», т.е. с развернутыми носками и предлагаете Вашему клиенту вступить в контакт с этим персонажем. Вы обращаете внимание Вашего клиента на следующие параметры такого контакта: дистанция, положение тела клиента (можно стоять лицом, боком, спиной), положение тела (можно стоять, можно сидеть).

    Данный танатотерапевтический прием хорошо работает в случаях, когда у клиента остались какие-либо незавершенные действия по отношению к близким, которых отняла Смерть. Напомню, что Смерть всегда приходит неожиданно! И в этом смысле можно согласиться с мнением священника Александра Кураева, считающего Ад - не местом, где варят, парят и т.д., а состоянием души, которая не завершила окончательно свой земной план. Покинув после смерти тело, душа лишилась важного качества - во-площения (от во-плоть), реализации. Страсти и намерения остались, остались незавершенные действия, а…. ничего сделать нельзя! Действительно адские муки!

    Вам при выполнении данного приема, помимо заданных условий, потребуется ряд уже отмеченных умений (расширять дыхание, восстанавливать контакт глаз и др.). Приведу нескольку случае применения данного приема с нашими комментариями.

    Женщина 72 лет лишается своей матери. Вы спросите, где так долго живут? В Италии. До смерти матери, это была полная сил женщина. На вид ей нельзя было дать больше 60-ти. Все свое время она посвятила организации и поддержанию работы женского клуба в городе Сьена, где собирались и проводили время такие же как она женщины. После смерти своей матери данная женщина впадает в тяжелую депрессию. Она даже перестает за собой ухаживать. В начале терапии у меня не было идей, относительно того, как ей помочь. Хотя тема депрессии - это чисто танатотерапевтическая тема.

    В большинстве языков это слово присутствует в неискаженном виде: депрессо по-итальянски, депрешшн по-английски, депрессия по-русски. Де-пресс! Т.е., организм что-то делает, чтобы справиться с прессом, давлением, стрессом. Что же делает организм? Мы видим, что организм поступает одним из привычных биологическому телу способом - сбрасывает активность, включает гипотермию, по сути - идет иньским путем. Куда? К центру иньской составляющей, в котором находится янская составляющая - активность, жизнь. Что делает с депрессивными больными и вегетососудистыми (в новой классификации болезней, - нейроциркулярными) дистониками традиционная медицина? Правильно! Активизирует, прописывая антидепрессанты! По сути, нарушая логику организма. Почему не помочь организму, усилив ту логику, стратегию, которую выбирает сам организм? Т.е., еще больше усилив иньский компонент, еще больше расслабив применив танатотерапию-классику? Собственно, так и происходит на наших сеансах (см. приложение).

    Поскольку данная женщина отмечала чувство отчаяния от того, что смерть матери произошла неожиданно для нее (это в 94-то года!) и она не успела с ней поговорить и попрощаться, я решил применить прием «ботинки». В зале, принадлежащей Женскому клубу, я свои ботинки поставил у стены, развернул их носки правильным образом. Предложил ей вступить со Смертью в контакт, описав параметры, на которые ей следует обращать внимание - дистанция и положения тела (см., выше).

    *Справедливости ради надо отметить, что это все-таки модель смерти в другом смысле слова «модель» - как приближение, похожесть. Говоря о смерти, как о том месте, откуда пока еще никто не вернулся (в этом смысле, - клиническая смерть - это не-смерть, раз оттуда возвращаются), мы с достоверностью не можем утверждать, что же происходит с человеком в момент перехода. Автор также оставляет за собой право не вступать в этом месте в дискуссию на религиозные и околонаучные темы.

    **Питером Левиным высказывается точка зрения, указывающая на три реакции животного на страх: замирание, бегство и агрессия. Не вступая в дискуссию, отметим, что животные часто проявляют агрессию только от безвыходности. Та же крыса, загнанная в угол, - бросится на человека. Но, если есть возможность - убежит.

    ***Аналогов такого приема много: «необитаемый остров», «подводная лодка», «воздушный шар» и др.

    Особенности метода танатотерапии

    В ряду разнообразных методов телесноориентированной психотерапии существует еще одно направление, которое состоит в замене слишком болезненных физических воздействий на более мягкие, гуманные и притом столь же эффективные. Среди них выделяется танатотерапия , автор которой - психолог, телесно-ориентированный терапевт Владимир Баскаков. Этот метод был официально зарегистрирован в 1985 году. В 2000 году в Москве был учрежден Институт Танатотерапии, который проводит долговременные обучающие программы (для психологов и медиков) и сотрудничает с Центром социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского.

    Танатотерапия (танатос - смерть, терапия - лечение, забота, уход) - метод психотерапевтического воздействия на весь круг проблем человека, который отвечает всем требованиям ТОП и в то же время отличается от всех методов особым подходом, который обозначается как body-tuning. Концепция танатотерапии базируется на представлениях о страхе смерти и умирания как следствия страха перед жизнью. Этот базовый страх человека (страх смерти) генерализован, во-первых, потому что проявляется одновременно на трех уровнях: телесном, ментальном и эмоциональном; и, во-вторых, в силу того, что приобретает более сложно организованную структуру и вид страхов изменений, расставаний, потерь, любых других явлений и процессов, имеющих смысл перехода и окончания.

    Страх смерти настолько силен, что приводит к истощению всей биопсихической структуры человека; это делает его еще менее адаптированным к трудностям жизни и уводит от предусмотренного природой пути развития.

    Основным подходом в танатотерапии является body-tuning (определенный характер приемов и стиль их выполнения); именно этот подход способствует налаживанию разбалансированных телесных процессов и установлению контакта с причиной дезадаптации («настройка» внутренней реальности человека происходит через «настройку» тела).

    В связи с появлением цивилизации у человека появились четыре базовых проблемы, органически связанные с определенными зонами тела:

    1. проблема сверхконтроля со стороны сознания - голова;

    2. проблема контактов и сильных чувств, связанных с межличностными взаимоотношениями - грудь, руки;

    3. проблема межполовых отношений и связанных с ними чувств - паховая область;

    4. проблема опор - ноги.

    В танатотерапии работа ведется, как правило, не только с конкретной проблемой, но сразу с кругом психологических (психосоматических) проблем (четыре базовые проблемы), на фоне которых возникает страх умирания и смерти и его разновидности: страх потерь, расставаний, изменений и других явлений и процессов, имеющих смысл окончания или перехода. В основе метода танатотерапии лежат целительные биологические реакции, организующие и корректирующие общий энергобаланс человека. Условия для их актуализации возникают благодаря всей обстановке работы с клиентом, характеру приемов и особому подходу (body-tuning - настраивание внутренней реальности через настраивание тела).

    В танатотерапии используются четыре базовых приема, но подбираются они индивидуально, исходя из конкретного случая и конкретного клиента.

    Прием «Театр прикосновений» - положение клиента лежа на спине. Терапевт выступает активно действующим, пациент - пассивно воспринимающим. Терапевт усаживается рядом и воздействует на тело разными типами контактов: игольчатыми (точечно касаясь кончиками пальцев разных участков тела пациента); достаточно жесткими, надавливающими всей поверхностью ладони (контакт «Земля»), или кулаком (контакт «Металл»); разнесенными по разным участкам тела (одновременно несколько касаний в разных местах тела клиента). Главное условие правильности выполнения данного приема - «Не спеши!». Задача пациента - одна из самых сложных - не ставить и не решать никаких задач.

    Прием «Телесная гомеопатия» - является логическим продолжением приема «Театр прикосновений». Один из ключевых принципов этого приема - принцип «Мало доз и величин», который можно сформулировать так: «Минимальные по силе и амплитуде воздействия приводят к максимальным по силе чувствам и переживаниям». Этот прием можно проводить с любой из конечностей и головой. Например, при работе с рукой важно иметь в виду, что это Вы поднимаете кисть и подводите под нее свою ладонь, а не клиент дает Вам поднять его кисть. Затем очень медленно начинаете поворачивать ладонь вовнутрь или наружу (0,5 см за 3 - 4 минуты). Впечатления от данного приема в основном касаются ощущений поляризации внутри тела. Часто возникает ощущение отсутствия к той или иной конечности или ощущение, что поворот конечности был гораздо значительней.

    Прием «Телесная магия» . Жизнь редко представляет возможность сформировать ясные и точные намерения, еще реже - сообразно этим намерениям реализовать действия. Поэтому прием «Телесная магия» называют магией ясных и точных намерений и действий. Терапевт подсаживается к одной из конечностей клиента, берет ее в руки и начинает постепенно вытягивать (в гомеопатическом режиме). Необходимо полностью сосредоточиться на выполнении этого упражнения. В теле пациента происходят значительные изменения - конечность становится «телескопической», меняется дыхание и многое другое. Максимально растянув конечность клиента, на непродолжительное время останавливаете выполнение приема и очень плавно, с еще меньшей амплитудой, снимаете нагрузку и возвращаете конечность на место. В данном приеме большинство пациентов поражает гутаперчивость конечностей, их небывалая длина. Хотя, может быть и наоборот.

    Прием «Последовательность предъявляемых опор» . Этот прием обычно используется после предыдущих, так как к этому времени с телом клиента происходят изменения. Прием можно проводить с конечностями и головой. Например, работая с рукой, необходимо аккуратно подвести свою ладонь под лежащую кисть руки клиента и плавно, не спеша приподнимать ее от пола. В таком случае, вес кисти как бы «стекает» вниз. Кисть расслабляется, принимает позицию, при которой кисть как бы опирается на запястье. Увеличение веса той или иной части тела во время работы с телом - надежный индикатор расслабления данной части тела. Расслабив таким образом кисть, можно переходить к предплечью. Аккуратно придерживая кисть и взяв за запястье, приподнимаем предплечье. Вес предплечья как бы «стекает» вниз и через локоть уходит в землю. Предплечье расслабляется. Приподнимаем руку за запястье, отрываем локоть от пола и подводим под него ладонь. Осуществляем плавные движения каждый раз меняя их направление. Заканчиваем упражнение опуская руку в обратном порядке.

    Эти приемы психотерапевтического воздействия приводят к максимальному обездвижению, выраженному расслаблению тела (основательное «заземление») и снятию психического напряжения, чем создаются условия для безопасной встречи-контакта с собственными страхами и ощущениями, и постепенного изменения - трансформации психосоматических паттернов.

    Танатотерапия посттравматического стресса.

    Танатотерапия - область установления человеком максимально полного контакта с процессами умирания и смерти.

    Посттравматический стресс, как реакция на страх смерти, максимально подчеркивает различия «социального» и «животного» тела человека. Сам стресс является результатом отсутствия контакта, взаимодействия указанных видов тем, их взаимоподдержки. В момент сильного страха смерти человек пытается опереться на привычный ему способ реагирования - через конвенциональные (условные, определенные) структуры сознания - максимально усилить присущие ему социальные, культурные и индивидуальные потерны (потеря чувствительности, спазмы, гипервентиляция дыхания, отсутствие ориентировки и т.п.).

    Танатотерапия помогает устанавливать и восстанавливать утраченный баланс между «социальным» и «животным» телом человека. Она восстанавливает «животные» (биологические) способы реагирования на смерть, в основе которых лежит интеграция тела животного (замереть или прыгнуть) в отличие от дезинтеграции тела человека (тела социального, окультуренного, цивилизованного).

    В танатотерапии ставка делается на тотальное расслабление. Создаются условия, при которых тело пациента идет навстречу особым характеристикам контакта, устанавливающегося между терапевтом и больным. В этом дает идеально проявить себя закон контакта: дать другому человеку можно не больше, чем он может взять, и наоборот, другой может взять не больше, чем ему могут дать. В этом смысле воздействие, осуществляемое в танатотерапии, является результатом взаимодействия между клиентом и терапевтом.

    Базовым принципом, на котором строятся приемы, и характеристикой работы выступает своеобразная «телесная гомеопатия», которая применительно к танатотерапевтическому процессу формулируется: «Минимальные по силе и амплитуде воздействия приводят к максимальным по силе чувствам и переживаниям». В танатотерапевтической сессии достигается особый результат: тело отпускает ровно столько энергии (момент так называемой «активизации»), которая тут же поглощается самим телом (момент «абсорбации»). Тело выступает своеобразным гарантом безопасности и регулятором баланса процессов активизации - поглощения энергии.

    Телесность в танатотерапии рассматривается и как оппозиция/взаимодействие «социальное» - «биологическое» тело, и как представленное на уровне пяти физических тел: индивидуальное и ряд групповых (семья, организация, государство, цивилизация).

    Основной характер работы с четырьмя базовыми проблемами в танатотерапии чем-то напоминает своеобразную «телесную оптику»: филигранной телесной работой меняют ориентацию своеобразных «зеркал» внутри тела. Тело тотально «заземляется», и контроль отступает и отпускает чувства. Чувства (энергия чувств) запускают механизм поглощения («абсорбирования») энергии. Поглощение способствует дальнейшему «заземлению» и так далее. Привычные паттерны, блоки и защиты становятся ненужными, утрачивают смысл и значение.

    Поскольку «внутреннюю реальность человека» создают общие биопсихические процессы, то их гармонизация достигается высвобождением целительных биологических реакций, организующих и корригирующих общий энергобаланс человека. Условия для «настройки» и актуализации биологических реакций создаются: обстановкой работы с клиентом (в положении лежа на полу); особенностями приемов; очень медленным темпом их выполнения; качеством терапевтического прикосновения. Перечисленные факторы психотерапевтического воздействия приводят к максимальному обездвижению и выраженному расслаблению тела (основательное «заземление») и снятию психического напряжения. Поскольку в танатотерапии воздействия крайне деликатны и дозированы, а также осуществляются в очень медленном темпе, то происходит не «ломка» старых паттернов, но их заметное, часто неосознаваемое вначале изменение.

    Так как в танатотерапии работают с болезненными переживаниями в виде психосоматических паттернов не «ломая», а «настраивая» их, то отреагирования, как правило, не происходит. Это обеспечивает клиенту более полное представление о взаимосвязи и взаимообусловленности событий и переживаний в его жизни. Такой деликатный подход в большой степени способствует трансформации личности, которая происходит в результате умирания и смерти прежнего качества и появления нового.