• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Смоленская Зосимова пустынь входила в ряд приписных пустыней и скитов вокруг Троице-Сергиевой Лавры. Основателем мужской пустыни предание называет схимонаха Зосиму, подвизавшегося в конце XVII в. После смерти схимника в середине XVIII в. обитель прекратила свое существование.

    Несколько попыток ее возродить были безуспешны. Лишь в 1848 г. была поставлена деревянная часовня над могилой схимонаха Зосимы. В 1867 пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой Лавры, к которой она и была приписана.

    Краткий расцвет, пережитый Смоленской Зосимовой обителью в конце XIX-начале XX веков, сам по себе составляет отдельную главу в летописании русского монашества и Русской Церкви вообще. Но расцвела Зосимова пустынь отнюдь не на пустом месте. Ее питали глубокие традиции святости, укоренившиеся здесь еще в XVII столетии.

    В 1899 году в Москве вышла в свет книга о Смоленской Зосимовой пустыни, написанная будущим митрополитом, священномучеником, а тогда - еще иеромонахом Серафимом (Чичаговым).

    «Двести лет тому назад, в прежнем Переяславль-Залесском, в Кинельском стану, на холмистом берегу небольшой речки Молохчи, красовалась лесная пустошь с небольшими полянами, заросшими травою, называемая Ульяниной и значительно удаленная от людского жилья. Не без воли Божией, в неведомый для нас день, посетил эту пустошь некий старец Зосима, призываемый Богом к уединенной, отшельнической жизни. Понравилась старцу эта пустынь. Красивый, вековой лес, извилистая речка и глубочайшая тишина, прерываемая лишь пением и перекрикиванием птиц. Помолился блаженный старец, испросил откровение воли Божией и, познав в своем чистом сердце, что именно это место предназначено ему для подвижничества и пустынножительства, - он остался уже здесь навсегда».

    Шли годы, вокруг старца собралась братия - правда, весьма немногочисленная (предание сохранило имена лишь монахов Ионы и Кирилла), - появились огороды, кельи. Потянулись в пустынь богомольцы. Были среди них и представители знатных фамилий. Глубоко почитала старца Зосиму царевна Наталия Алексеевна, сестра Петра I. Ее стараниями выросла и украсилась в пустыни часовня.

    После смерти отца Зосимы его ученики и сотрудники разошлись кто куда. Часовня, построенная иноками, была приписана к Лукиановой пустыни, расположенной вблизи Александрова. Существуют некоторые сведения, что в 1728 году Зосимову пустынь восстановили, священномученик Серафим (Чичагов) упоминает имя одного из тогдашних ее строителей - иеромонаха Иоакима, - но в печально известном 1764 году ее закрыли вновь, а часовню и все небогатое имущество причислили к приходской церкви села Никульского.

    В дальнейшем пустынь ждали куда большие горести. Старец Симеон Ермолаев, собиравший в середине XIX века сведения о схимонахе Зосиме, так описывал этот скорбный период: «Опустела часовня, или келья, в которой жил отец Зосима, но на его могилу, на которой был поставлен большой памятник из белого камня...стекалось много народу... и теперь служили панихиды, которые служил священник села Никульского, к приходу которого принадлежала пустыня. Священник села Слотина, отец Иаков, сильно завидовал доходу, который получал от панихид священник села Никульского, и потому пришел к владельцу этой пустыни господину Симонову и уговаривал его, чтобы вынести образа из часовни и перенести их в церковь села Слотина, что и исполнилось; также с могилы старца Зосимы был снят памятник и перевезен священником (который стесал топором надпись) в село Слотино... Часовню же г. Тимонов обратил в птичную, и когда устроил клевушки и все нужное, то перевели всех домашних птиц и двух свиней в новую птичную. Но каково было изумление птичницы, когда она, проснувшись на другой день, увидела свиней и всех птиц мертвыми... Говорят, это было в 1798 году».

    Вскоре после этого умер и помещик Тимонов, а так как он был бездетен, то после смерти его вдовы Ульянина пустошь отошла к другим владельцам и на протяжении следующих десятилетий не раз переходила из рук в руки.

    Часовня, столь опрометчиво превращенная Тимоновым, если верить старцу Симеону, в птичник, за это время совершенно разрушилась, а о месте погребения отца Зосимы напоминал теперь лишь простой деревянный крест. Но местные жители не позабыли об угоднике Божием, лежащем под этим крестом, и по-прежнему приходили сюда.

    В 1848 году стараниями вдовы александровского купца И.Ф. Баранова, приобретшего лес Ульяниной пустоши на сруб, в Зосимовой пустыни вновь появилась часовня. Вследствие этого паломничество к святому месту оживилось, но первые шаги к возрождению здесь монашеской жизни были сделаны лишь в 1866 году, когда помещица Г. И. Неттель, владевшая в то время землей, на которой находились часовня и могила старца Зосимы, составила дарственную на нее, имея желание подарить землю Троице-Сергиевой Лавре.

    В прошении, поданном ею в Лаврский собор, говорилось, что она «жертвует три десятины, с произрастающим на оной (земле - прим. ред.) еловым и березовым лесом и часовнею, для служения в сей последней братиею киновии молебнов и панихид по схимонахе Зосиме, при часовне погребенном, желающим из обывателей окрестных деревень».

    Намерение свое госпоже Неттель удалось исполнить, однако, лишь спустя три года, но зато вскоре ее примеру последовали и другие вла¬ельцы близлежащих земель. В итоге возрождающемуся монастырю было подарено десять десятин земли.Близкое участие в восстановлении Зосимовой пустыни принимал блаженный Филиппушка из лаврской братии.

    Сам он к моменту начала серьезных работ по благоустройству монастыря уже умер, и начатое дело продолжил его сын Прокопий (в постриге- Порфирий). Трудам Филиппушки и Порфирия, как отмечает монах Аристоклий, современный историограф пустыни, «постоянно мешали почти детективные истории, возникавшие на протяжении двух десятков лет вокруг Зосимовой пустыни. Достаточно привести факт обвинения юродивою в печатании у себя в пещерах фальшивых денег!»

    Слух о фальшивых кредитных билетах, распространившийся в 1867 году, привел даже к обыску в келье Филиппушки. Разумеется, ничего предосудительного в ней не нашли, но митрополит Филарет (Дроздов), близко знавший и почитавший блаженного, благословил его на время перейти в другую обитель. Филиппушка повиновался архипастырю, а в 1868 году скончался. Лишь в 1889 году над могилой старца Зосимы, благодаря молитвам отца Порфирия и усердию купеческой семьи Шапошниковых, вырос каменный храм, освященный в честь святыни, некогда принесенной пустынножителем на это место, - Смоленской иконы Божией Матери. В 1890 году Д. M. Шапошников на свои средства выстроил в пустыни и корпус для монашествующей братии.

    Некоторое время статус Зосимовой пустыни оставался неопределенным, а ее материальное положение - малоутешительным. Но вскоре Господь послал ей устроителя, готового трудиться на благо ее не по одной только обязанности, а по душевному влечению. Им стал архимандрит Павел (Глебов), в 1891 году назначенный наместником Троице-Сергиевой Лавры.

    «Объезжая все обители, подчиненные Лавре, - пишет священномученик Серафим (Чичагов), - он посетил и Зосимову пустынь. Убогий вид пустыни произвел сильное впечатление на него. Обитель не имела ограды, была совершенно открыта. Храм, составлявший несказанную радость пустыни, был в сущности тесен и длинен, так как он образовался из часовни, к которой пристроили паперть и трапезную часть. Зимою про-
    мерзали тонкие стекла часовни; было сыро; пол лежал на самой земле. Общий вид пустыни, в которой имелся всего один корпус для келий и затем три старые избы, невольно заставлял вдумываться в положение монашествующих и желать принести посильную помощь. Когда отец наместник отстоял в храме панихиду у могилы схимонаха Зосимы, то он уже в сердце своем почувствовал непреодолимое стремление сделаться устроителем этой страждущей обители».

    Почти тотчас архимандрит Павел начал изыскивать материалы и средства для постройки каменного братского корпуса, затем объявился благотворитель, пожелавший дать пожертвование на строительство нового соборного храма. За несколько лет обустройство пустыни продвинулось настолько, насколько не продвигалось за все минувшие десятилетия.

    В 1897 году по указу митрополита Московского Сергия (Ляпидевского) и с благословения архимандрита Павла настоятелем в Зосимову пустынь был назначен иеромонах Герман (Гомзин), насельник лаврского Гефсиманского скита. С ним в пустынь пришли несколько послушников, составившие костяк зосимовской братии. К 1910-м годам число ее увеличилось до ста человек, монастырь приобрел прекрасный архитектурный ансамбль и превратился в одну из всероссийских святынь: духовным окормлением здешних старцев пользовались виднейшие деятели Церкви, представители аристократических фамилий и интеллигенции. Зосимова пустынь словно приняла эстафету от Оптиной, где в это время один за другим угасали светильники русского старчества - преподобные Амвросий (+ 1891), Анатолий (+l894), Исаакий (+l894), Иосиф (+l911), Варсонофий (+1913)...

    В описании Зосимовой пустыни, составленном священномученика. Серафимом (издание 1913 года), так освещена жизнь обители в период ее расцвета:

    «Братия живет по примеру св. отцов, под руководством старцев, открывая им ежедневно свои помышления и грехопадения, выслушивая опытные указания и наставления. Число братии простирается до ста человек, иеромонахов 14, иеродиаконов 8, рясофорных 18, монахов 20 и до 40 чел. послушников. Казначеем состоит иеромонах Митрофан, а благочинным - иеромонах Мелхиседек.

    Характерные черты подвижничества Зосимовой пустыни: продолжительные богослужения в храме, в будние дни Саровское правило с "умною" молитвою и поклонами, строгое послушание не за страх, а за совесть и неустанный труд. Всех послушаний до пятнадцати: день и ночь читается Псалтирь за благодетелей, прислуживают в храме, пишут иконы, занимаются токарным ремеслом, столярничают, переплетают книги, пекут просфоры, пекут хлебы, работают на кухне, шьют одежды, занимаются малярной работой, в кузнице, на скотном дворе, в слесарной, лудят посуду.

    Скромно, молчаливо и безропотно несут насельники Зосимовой обители свой подвиг, заботятся не о мирских потребностях, а о едином на потребу. Почти все необходимое справляется руками братии; никто не пред ставляет исключения при исполнении работ; все трудятся во главе с игуменом, который собственным примером учит братию неусыпному бдению, молитве и грудам, помня завет Иоанна Златоуста, что "от примера исходит самое действенное учение"».

    17/30 января 1923 года схиигумен Зосимовой пустыни преподобный Герман скончался. Скорбная дата эта существенна для истории монастыря, поскольку о. Герман предсказывал, что при его жизни обитель не закроют. А тучи уже сгущались. Прекратили свое существование Лавра, многие монастыри Московской и Владимирской епархий. После кончины преподобного Германа подошла очередь и Зосимовой пустыни. Большевики разогнали ее в один день - на Вознесение, которое пришлось в 1923 году на 6 мая по старому стилю. Братия рассеялась. Судьбы некоторых отныне были связаны с Высоко-Петровским монастырем, где настоятельствовал духовный сын прп. Германа епископ Варфоломей (Ремов), другие поселились поблизости от закрытой пустыни и Лавры (в частности, в Загорске жил до самой своей кончины знаменитый старец Алексий (Соловьев).

    В ближайшие годы большинству из них суждено было ступить на тернистый путь мученичества и исповедничества. А в поруганной Зосимовой пустыни расположился детский дом. Он хозяйничал здесь недолго, уступив место куда более «прочному» постояльцу - воинской части.
    Монастырские корпуса переоборудовали под жилье для офицеров и их семей, в Смоленском соборе был устроен клуб. Но и этот этап многотрудной истории обители постепенно уходит в прошлое.

    В 1992 году в Зосимову пустынь пришли первые монахи. 15 марта 1992 года с Указа Епископа (ныне Митрополит) Владимирского и Суздальского Евлогия об открытии монастыря и возобновления в нем монашеской жизни. Началось возрождение монастыря.

    В июле 1994 года состоялась канонизация основателя обители схимонаха Зосимы (для общецерковного прославления, память 28 июня и 26 июля) и преп. Германа (Гомзина, на епархиальном уровне, память 30 января) а в 2000 году преп. Алексия (Соловьёва, также для общецерковного прославления, память 2 октября).

    Смоленская Зосимова пустынь входила в число приписных пустыней и скитов вокруг Троице-Сергиевой лавры. Сейчас действует как мужской монастырь, но находится на территории войсковой части - проход осуществяется по документам с записью в журнал.



    Своим основанием в конце XVII века обитель обязана схимонаху Зосиме. После смерти схимника в середине XVIII века обитель прекратила свое существование и два столетия действительно пустовала. Несколько попыток ее возродить были безуспешны. Лишь в 1848 году местный фабрикант Зубов поставил деревянную часовню над могилой Зосимы. В 1867 г. пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой лавры, к которой она и была приписана.

    В конце XIX века, при игумене Германе, Зосимова пустынь переживала расцвет. Здесь было около ста монахов. В 1896 году заботами наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Павла после двухвекового запустения пустынь была восстановлена. В 1897 г. над могилой основателя выстроили большой Смоленский собор (главный храм пустыни в честь Смоленской иконы Божией Матери был освящен в 1900 году), чуть позднее выстроили еще два каменных храма - Всех Святых и Сергия Радонежского.

    Главной святыней обители почиталась Смоленская икона Богоматери, хранившаяся в роде бояр Колычевых, родственников св. Филиппа, Митрополита московского, келейная икона св. Димитрия Ростовского. В ковчежцах при этой иконе хранились части пояса Богоматери и мощей св. Георгия Победоносца. Также святыней монастыря был крест с частицей древа Креста Господня, привезенный с Афона в начале XVI века. В храме Смоленской Божией Матери находилась усыпальница основателя пустыни преподобного Зосимы.

    При монастыре существовал странноприимный дом для богомольцев. Благодатными почитались иконы кисти игумена Германа. За сотни верст от пустыни известен был старец Алексий Зосимовский, принявший здесь постриг в 1898 году. Старчествовать он начал с 1906 года, а в 1916 году ушел в "полный затвор". Нарушил он его в 1917 году - не по своей воле: Алексия избрали делегатом Поместного собора, и именно зосимовский старец вынул из ковчега жребий с именем Тихона - нового патриарха Русской Православной Церкви.

    Дважды в год крестные ходы направлялись из обители к двум святым колодцам, вырытым еще старцем Зосимою. После революции Зосимова пустынь просуществовала недолго. В первый же месяц ограбили монастырский собор. После закрытия в ноябре 1919 года Троице-Сергиевой лавры в Зосимову пустынь передали часть мощей св. Сергия Радонежского. В начале февраля 1923 года умер игумен Герман, а на следующий день после его похорон из Александрова приехала "ликвидационная комиссия" и к лету 1923 года пустынь стояла уже заброшенная, с разоренными храмами и наглухо запертыми воротами. Впоследствии здесь размещалась воинская часть. В марте 1992 года епископ Владимирский и Суздальский Евлогий получил прошение об открытии монастыря, а в апреле, на Пасху, стены Зосимовой пустыни вновь увидели молебен и крестный ход.



    Смоленская Зосимова пустынь, общежительная, в 27 верстах от Троице-Сергиевой лавры и в 3 верстах от железнодорожной станции Арсаки, в Александровском уезде. Восстановлена в 1896 году заботами наместника Сергиевой лавры архимандрита Павла, после двухвекового запустения, на месте подвигов и посмертного покоя чтимого старца, схимонаха Зосимы, подвизавшегося здесь в конце XVII и начале XVIII века (1710-1713 годы). В 1900 году освящен главный соборный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери; он заключает в себе могилу старца. В пустыни хранятся: крест с частицею древа креста Господня, привезенный с Афона (ему более 300 лет), и редкая икона Смоленской Божией Матери, хранившаяся в роде бояр Колычевых, родственников святого Филиппа, келейная икона святого Дмитрия Ростовского. Пустынь приписана к лавре. При ней странноприимный дом.

    Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».



    Смоленская Зосимова пустынь основана в 25 верстах от Троице-Сергиевой Лавры в так называемой Ульяниной пустоши Александровского уезда Владимирской губернии, среди дивного леса, на берегу небольшой речки Молохчи, лаврским старцем схимонахом Зосимой в последней четверти XVII века. Судя по имеющемуся в Зосимовой пустыни образу Пресвятой Богородицы Смоленской "Одигитрии", принадлежавшему, вероятно, самому старцу Зосиме, он был родом из Смоленской области, где особенно почитается эта икона. Предание гласит, что схимонах Зосима поселился в лесу не один, а с монахом Ионой, которого называли келейником старца. Подвиги старца привлекали к нему даже лиц царской фамилии. Для приезжих выстроили особую часовню, в которой они могли молиться вместе со старцем. Из царской фамилии, по одним указаниям, старца чтили Елизавета Петровна, впоследствии Всероссийская Императрица, а другие источники говорят о сестре Петра I, Наталье Алексеевне. Около келии о. Зосимы и устроенной им часовни мало-помалу собрались иноки, и образовалось подобие пустынного общежития. Схимонах Зосима скончался около 1710-1713 годов. Мощи старца Зосимы сохранены Божией милостью до наших времён.

    После смерти основателя Зосимову пустынь несколько раз упраздняли и вновь возобновляли. Первый раз она была упразднена в 1722 году указом о присоединении малых монастырей к большим. Церковное имущество поступило в Лукьянову пустынь Александровского уезда. Часовню сломал владелец местных лесов в 20-х годах XIX века, но почитание старца не прекратилось, и в 1848 году её восстановили. В июле 1866 года часовня и три десятины леса вокруг неё были пожертвованы в пользу киновии Боголюбской Богоматери и, по распоряжению начальника киновии схимонаха Филиппа, в Зосимовой пустыни стали жить и трудиться братии.

    Последним строителем Смоленской Зосимовой пустыни перед трагедией 1920-х годов был преподобный схиигумен Герман (Гавриил Гомзин). При нём Зосимова обитель обрела свой величественный вид: три храма, братские корпуса, часовни, склады и хозяйственные постройки были обнесены высокой кирпичной стеной, над которой парила высокая, трёхъярусная колокольня с установленными позже, в 1912 году, курантами. Весь архитектурный комплекс монастыря создавался по проектам лаврского архитектора Латкова. После закрытия Зосимовой пустыни в 1923 году многие зосимовские старцы нашли приют в Высокопетровском монастыре в Москве под началом епископа Варфоломея (Ремова), духовного сына схиигумена Германа.

    Восстановление монашеской жизни в Свято-Смоленской Зосимовой пустыни началось в 1992 году, а 26 июля 1994 года состоялось торжество прославления основателя пустыни преподобного Зосимы как местночтимого святого.

    Из книг: "Зосимовский Патерик. Жития святых и подвижников благочестия Свято-Смоленской Зосимовой пустыни" в 2-х томах. Зосимова пустынь, 2012 г.

    "Женская Зосимова пустынь. Исторический очерк". Сост. монахиня Зосима (Верховская). Паломник, Москва, 2008 г.

    Зосимова пустынь своим основанием в конце XVII века обязана схимонаху Зосиме. После смерти схимника в середине XVIII века обитель прекратила свое существование и два столетия действительно пустовала. Несколько попыток ее возродить были безуспешны. Лишь в 1848 году местный фабрикант Зубов поставил деревянную часовню над могилой Зосимы. В 1867 г. пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой лавры, к которой она и была приписана.

    В конце XIX века, при игумене Германе, Зосимова пустынь переживала расцвет. Здесь было около ста монахов. В 1896 году заботами наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Павла после двухвекового запустения пустынь была восстановлена. В 1897 г. над могилой основателя выстроили большой Смоленский собор (главный храм пустыни в честь Смоленской иконы Божией Матери был освящен в 1900 году), чуть позднее выстроили еще два каменных храма — Всех Святых и Сергия Радонежского.

    Главной святыней обители почиталась Смоленская икона Богоматери, хранившаяся в роде бояр Колычевых, родственников св. Филиппа, Митрополита московского, келейная икона св. Димитрия Ростовского. В ковчежцах при этой иконе хранились части пояса Богоматери и мощей св. Георгия Победоносца. Также святыней монастыря был крест с частицей древа Креста Господня, привезенный с Афона в начале XVI века. В храме Смоленской Божией Матери находилась усыпальница основателя пустыни преподобного Зосимы.

    При монастыре существовал странноприимный дом для богомольцев. Благодатными почитались иконы кисти игумена Германа. За сотни верст от пустыни известен был старец Алексий Зосимовский, принявший здесь постриг в 1898 году. Старчествовать он начал с 1906 года, а в 1916 году ушел в «полный затвор». Нарушил он его в 1917 году — не по своей воле: Алексия избрали делегатом Поместного собора, и именно зосимовский старец вынул из ковчега жребий с именем Тихона — нового патриарха Русской Православной Церкви.

    Дважды в год крестные ходы направлялись из обители к двум святым колодцам, вырытым еще старцем Зосимою. После революции Зосимова пустынь просуществовала недолго. В первый же месяц ограбили монастырский собор. После закрытия в ноябре 1919 года Троице-Сергиевой лавры в Зосимову пустынь передали часть мощей св. Сергия Радонежского. В начале февраля 1923 года умер игумен Герман, а на следующий день после его похорон из Александрова приехала «ликвидационная комиссия» и к лету 1923 года пустынь стояла уже заброшенная, с разоренными храмами и наглухо запертыми воротами. Впоследствии здесь размещалась воинская часть. В марте 1992 года епископ Владимирский и Суздальский Евлогий получил прошение об открытии монастыря, а в апреле, на Пасху, стены Зосимовой пустыни вновь увидели молебен и крестный ход.

    Адрес проезда:

    Московская область, по дороге от села Никульское в сторону военной части. Иногда можно проехать через село Плеханы, что во Владимрской области, но дорога может отсутствовать.

    Координаты GPS: 56.359531, 38.428294

    Алексей ★★★★★

    (30-11-2014)

    После посещения просто поражен этим местом. Монастырь очень беден, это видно везде и во всём, но это не отталкивает, а притягивает. Там такая искренность, такой службы, такого искреннего служения не видел. Идеальное место для душевного очищения.
    Просто поразил хор солдат.
    Советую посетить, но если требуется уединения, лучше приезжать в будние дни.
    Рекомендую.

    Гуртовой Евгений ★★★★★

    (1-11-2014)

    я служил там срочку.....обязательно хочу там оказаться как ни будь.....самое страшное что на святых мощах показывали кино и танцевали 2 раза в неделю при СССР.......В 92 Г МОНАХИ СТАЛИ ЗАСЕЛЯТСЯ,ДАЛЬШЕ НЕ ЗНАЮ....

    Монастырь находится на территории воинской части. Приехали вечером в субботу, попросили права, выписали пропуск, проверили багажник. Монастырь реставрируется, конечно, много еще что нужно сделать. Думаю, что в солнечную погоду, тут очень красиво. Нам с погодой не повезло, от чего монастырь казался немного мрачным. Попали на службу. Когда только входили в храм, нас поразило очень красивое пение. В церковном хоре пели солдаты, проходящие службу в воинской части. Честно говоря такого красивого пения не слышали ни где. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

    Остались на службу. Наше присутствие вызвало большой интерес, как у немногочисленных прихожан, так и среди духовенства. Нас разглядывали с неподдельным интересом. Что было не особо приятно. В целом все понравилось. Дорога при подъезде к монастырю очень узкая, а местные не особо утруждают себя сбрасывать скорость на поворотах, того и гляди снесут ухо у машины.

    Ангелина и Ольга ★★★★★

    (3-09-2013)

    Этот монастырь - для тех, кто действительно нуждается в искренности, намоленности самой обители и мест, где он находится, кто хочет "почистить" свою душу от накопившейся пустоты, бессмысленной праздности и ежедневного равнодушия к судьбам рядом живущих людей. Ему почему- то веришь с первого посещения и первого впечатления. Сюда хочется приезжать вновь и вновь. Очень бы хотелось, чтобы он силами монахов, ни один из которых не претендует на святость, непогрешимость и "руководство...продолжение src="/jpg/plus.gif">

    душами" паломников, оставался местом, где люди могли бы "чистить себя", а не красоваться и не соревноваться на фоне монастыря в знании истории, русского языка и знании не совсем красивых сторон жизни и быта монахов, простодушно доверенных Вам. Они -одни из нас, хотя может и знают русский язык хуже, только раньше нас решили стать лучше и оставить после себя что-нибудь стоящее. Получается ли это у них - не нам судить. На место Вашего духовника никто из них не претендует. Для каждого из них - это тяжкое испытание, а для Вас - радость общения с человеком, которому бесконечно доверяешь, и который находит личное время, чтобы искренне и несуетно вникнуть в твои проблемы и выслушать тебя, и не выложит потом твои "болячки" на сайте. Для нас с дочерью таким человеком стал о. Варнава, общение с которым помогает нам преодолевать серьезные жизненные проблемы, что не исключает нашего уважения к другим монахам обители. Лично у нас монахи ничего не просили, даже когда их спрашиваешь об этом. Но, по нашим наблюдениям, они крайне нуждаются буквально во всем, поэтому, если соберетесь туда, то можно помочь всем, чем сможете. О результатах союза армии и монастыря спросите лучше солдат и послушайте православный хор инженерных войск России. Побольше бы людей, которые хоть что-то делают для возрождения православия в России, помогают нуждающимся в добром слове, и помогают чужим сыновьям осознать такие понятия как Русь, Вера и Отечество.

    Алексей Зверев ★★★★★

    (16-09-2012)

    Для проезда в монастырь надо заранее договориться по телефону монастыря 84924494711, это коммутатор и попросить соединить с номером 2-35. Еще можно позвонить о. Мелхиседеку, это эконом монастыря, по мобильному 89209410534. Если захотите переночевать в монастыре, то также нужно получить его благословение. Ночлег и трапеза в монастыре бесплатные, но могут попросит помочь на послушаниях.Мы с женой когда были ее попросили помочь помыть посуду после ужина, я остался незадействованным.Исповедовались мы у старенького батюшки, схимника о. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

    Зосимы, это было такое, что запоминается на всю жизнь. Еще запомнилось дивное пение солдатского хора на службе. Но главное это конечно возможность приложиться к мощам святых, которые утром открывают. Мощи святого Зосимы источают чудесный аромат.

    ★★★★★

    (15-08-2012)

    Русским православным верующим и просто всем,любящим свою историю, неповторимую архитектуру русских храмов, красоту природы и святые места надо обязательно посетить Свято-Смоленскую Зосимову мужскую пустынь.Для меня было потрясение и открытие этих мест заново через 34 года.
    Родители служили в воинской части и в те года Смоленский собор был жемчужиной и украшением тех мест, хотя и использовался не по назначению.Посетила вновь только в апреле 2012 году с паломнической поездкой.Необыкновенные чувства и переживания!!!. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

    Благословенные места детства и отрочества,воспринимаю как чудо такое возрождение этих святых для всех христиан мест.

    Татьяна Лебедева ★★★★★

    (18-07-2012)

    В мае 2012г с мужем поехали на автомобиле в Арсаки. Живем и работаем в Переславле-Залесском. Он военврач, я экскурсовод. Много лет назад детство мужа проходило в войсковой части Арсак. Наше путешествие в Смоленско-Зосимову пустынь стало самым памятным событием года. Поклон земной отцу Варнаве. Респект и благодарность служащим вч. Трудникам и руководству монастыря - долгие лета! Мы вернемся не раз. И обязательно останемся на службе.

    Галина ★★★★★

    (12-07-2012)

    Мы прибыли вечером. На улице зима. Красота необыкновенная. Зашли в храм, полумрак, горят свечи. На душе сразу стало тихо и тепло. Прихожан немножко: гражданские и военные. Стоят все тихо, склонив головы... Каждый молится о своем. Из алтаря слышно молитву священника ко Господу. А в левом приделе храма идет исповедь. И так страшно идти к батюшке Варнаве на исповедь. Его глаза смотрят тебе в душу. Можно ничего не говорить, он все видит и ласково наставляет. Нет ничего лучше этой минуты, когда за тебя дорогой батюшка Варнава возносит молитву ко Господу о прощении твоих грехов и милости к тебе-грешному. ...

      СМОЛЕНСКАЯ ЗОСИМОВА ПУСТЫНЬ, мужская, в Александровском районе Владимирской области. Расположена в 25 километрах к северо востоку от Сергиева Посада на живописном холме близ речки Молохча, в местечке под названием Ульянова пустошь. Основана… … Энциклопедический словарь

      Владимирская еп., в Александровском у. Восстановлена в 1896 заботами наместника Сергиевой лавры архим. Павла, после двухвекового запустения, на месте подвигов и посмертного покоя чтимого старца, схимонаха Зосимы, подвизавшегося здесь в к. XVII и… … Русская история

      Смоленская Зосимова пустынь монастырь во Владимирской области. Зосимова пустынь основана схимонахом Зосимой, выходцем из Троице Сергиева монастыря, которому удалось собрать возле себя несколько человек братии. Однако после кончины старца большая … Википедия

      Зосимова пустынь: Монастыри Смоленская Зосимова пустынь, Владимирская область Троице Одигитриевская (Зосимова) пустынь, Троицкий административный округ Москвы Другое Зосимова Пустынь ж/д платформа Киевского направления МЖД в Московской… … Википедия

      Смоленская Зосимова - мужская пустынь, находящаяся во Владимирской губ., в 19 в. от гор. Александрова, основана в XVII в. В 1722 г. упразднена, в 1728 – восстановлена; опять упразднена и разорена в 1764, в 1869 – снова восстановлена. Храмов 3,… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

      ЗОСИМОВА ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ И В ЧЕСТЬ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ОДИГИТРИЯ» ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ - Зосимова пустынь. Литография. 70 е гг. XIX в. (ЦИМ МДА) Зосимова пустынь. Литография. 70 е гг. XIX в. (ЦИМ МДА) (Московской епархии), находится близ с. Руднева Наро Фоминского р на Московской обл. Основана в 1826 г. по благословению митр.… … Православная энциклопедия

      Монастырь Лукианова пустынь Страна Россия Местоположение Владимирская область … Википедия