• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    До декабря 1987 года, когда потерпел крушение филиппинский паром «Донья Пас», гибель «Титаника» оставалась самой крупной по количеству жертв катастрофой на море в мирное время. Неформально является самой знаменитой катастрофой XX века.

    1496 человек погибли в этой катастрофе. Основная часть людей погибла от переохлаждения, поскольку температура океанской воды составляла −2°С. Спустя полтора часа после полного погружения «Титаника» на место трагедии прибыл пароход «Карпатия» и подобрал выживших в шлюпках. Спаслось 712 пассажиров и членов экипажа.

    Фредерик Флит, впередсмотрящий на «Титанике», который первым заметил айсберг. Он выжил и в дальнейшем участвовал в первой и второй мировых войнах. В 1965 году покончил жизнь самоубийством.

    Люди ждут новостей возле офисов Уайт Стар Лайн в Нью-Йорке.

    Апрель 1912 года. Шлюпки Титаника у причала Уайт Стар Лайн, в Нью-Йорке.

    18 апреля 1912. Люди ждут прибытия парохода Carpathia, с выжившими в катастрофе «Титаника», в Нью-Йорке.

    Выжившие члены экипажа, первый ряд: Ernest Archer, Frederick Fleet, Walter Perkis, George Symons и Frederick Clench. Второй ряд: Arthur Bright, George Hogg, John Moore, Frank Osman и Henry Etches.

    Толпа в Девонпорте слушает пережившего трагедию «Титаника».

    Секретарь Национального Союза матросов и пожарников выплачивает денежное вознаграждение оставшимся в живых членам экипажа «Титаника».

    Родственники ждут на железнодорожной платформе, прибытия в Саугемптон, выживших в катастрофе «Титаника».

    29 апреля 1912. Родственники ждут выживших в катастрофе «Титаника», на берегу, в Саутгемптоне.

    29 апреля 1912.Родственники встречают выживших в катастрофе «Титаника», после их возвращения в Саутгемптон.

    29 апреля 1912. Выжившие в катастрофе «Титаника» стюарды, ждут допроса комиссии по расследованию причин аварии.

    29 апреля 1912. Четыре члена экипажа «Титаник», братья Паско, которые выжили, вернулись в Саугемптон.

    Четырехлетний Мишель и двухлетний Эдмонд Навратил. Они известны как сироты Титаника — Луис и Лола. Они плыли на Титанике со своим отцом М. Навратил, который погиб во время катастрофы. Поскольку дети были малышами и не говорили по-английски, они не могли идентифицировать себя. Франкоязычная пассажирка первого класса Маргарет Хейс взяла на себя заботу о мальчиках, пока их мать, Марсель, не узнала из газетных статей их по фотографиям. Марсель отправилась в Нью-Йорк, и там воссоединилась со своими сыновьями 16 мая 1912 года.

    Луис и Лола.

    Радист Harold Thomas Coffin перед сенатской комиссией, на Waldorf-Astoria в Нью-Йорке.

    На этой фотографии, сделанной в ноябре 1912 года, медсестра держит на руках новорожденного Люсьена П. Смита. Родители Люсьена, Элоиза и Люсьен П. Смит-старший, поженились в феврале 1912 года и возвращались на «Титанике» из свадебного путешествия. Ей было восемнадцать, ему двадцать четыре; она спаслась, он погиб. На борту «Карпатии» Элоиза познакомилась с еще одним спасшимся пассажиром «Титаника» - Робертом Уильямсом Дэниэлом. Стоит отметить, что Дэниэл был одним из тех мужчин, кто спасся не потому, что сел в шлюпку с палубы корабля, а потому, что прыгнул в воду и доплыл до уже спущенной шлюпки.

    Они поженились в августе 1914 года, правда, девять лет спустя, в 1923-м, развелись. В том же 1923-м Элоиза вышла замуж в третий раз, а Роберт женился во второй (но не в последний - оба они побывали в браке по три раза). В 1935 году он был избран сенатором штата Вирджиния и работал в этой должности до своей смерти в 1940-м, а его сын от третьего брака, тоже Роберт Уильямс Дэниэл, был в 1972 году избран в Палату представителей США и работал там до 1983-го. Роберту-младшему было четыре года, когда его отец умер, а сам он дожил почти до столетней годовщины гибели «Титаника» - его не стало 4 февраля 2012 года.

    Наталья Деревянко

    Рассвет 15 апреля 1912 года. Северная Атлантика. Оранжевое солнце поднимается над морским горизонтом, приглушая свет звезд и прогоняя утреннюю дымку. Медленно-медленно отступает ночь, скрывавшая следы, одной из самых крупных морских катастроф в истории человечества.
    Двери, подушки, стулья, столы, шезлонги, обрывки бумаги, обломки были повсюду. Они плавно покачивались на волнах среди белых пятнышек, издали напоминающих чаек. Но при детальном рассмотрении, понимаешь, что эти пятнышки - тела погибших пассажиров и членов команды «Титаника» в их белоснежных спасательных жилетах. Некоторые из них смотрели вверх, на небо, как будто ожидая спасения, но большинство обреченно склонили свои головы в воду, смирившись с судьбой. И уже никто им не поможет, никто не спасёт. Всё кончено…

    Возможно, такая картина открылась взору «Карпатии», которая с выжившими пассажирами «Титаника», поменяв курс, шла мимо места катастрофы обратно в Нью-Йорк.

    В это же время руководство «Уайт Стар Лайн» приняло решение поднять тела всех погибших с поверхности океана. И это следовало сделать как можно быстрее, так как тела пока что находились более или менее сгруппировано и не разнеслись течением. Второй фактор - это то, что долгое пребывание тела в воде может усложнить процесс идентификации. Ну и конечно же, компания хотела хоть как то реабилитироваться перед семьями погибших - доставив тела родственникам для дальнейшего захоронения.

    Центром всей операции по подъёму тел стал небольшой канадский городок Галифакс. Именно здесь «Уайт Стар Лайн» зафрахтовало четыре судна:

    • «Миниа»
    • «Монтмагни»
    • «Алджерин»

    Так же был заключён договор с крупной похоронной конторой Галифакса «Джон Сноу энд компани» для обеспечения всех похоронных процедур.

    Тем временем в прессе стала появляться информация о «кладбище в океане», «…сотнях мёртвых тел, пугающих пассажиров, проплывающих мимо судов…».

    «Маккей-Беннетт» — британское судно-кабелеукладчик, принадлежавшее компании «Комёршл Кейбл Комапни». Основной его задачей было укладка и ремонт глубоководных кабелей. Помимо этого судно часто участвовало в спасательных операциях (например, спасение экипажа тонущей шхуны «Каледония» 12 февраля 1912 года). Но не это принесло ему известность.

    17 апреля 1912 года в 12.35 после всех приготовлений «Маккей-Беннетт» под командованием капитана Ф. Ларднера и с 75 членами экипажа на борту отправляется в свой «страшный рейс». В ходе этой миссии на борт погрузили не кабель, а гробы. За эту работу руководство «Уайт Стар Лайн» обязалась платить команде 550$ в сутки.

    Кабелеукладчик «Маккей-Беннет»

    На борту присутствовал владелец похоронной компании — Джон Сноу-младший. Под его руководством были загружены 103 гроба, несколько тонн льда, растворы для бальзамирования, мешки и 20 тонн железных прутьев. Свободные от работы матросы, сшивали из парусины мешочки, для личных вещей погибших.

    Один из мешков для личных вещей погибших.

    Бортинженер Фредерик Гамильтон детально описывал всё происходящее:

    «Утро 20 апреля 1912 года. К северу от нас видны очертания огромного айсберга. Думаю, мы очень близки к месту крушения многих надежд и молитв. Бальзамировщик становиться всё оживленнее, ведь скоро ему предстоит много работы».

    Вечер 20 апреля 1912 года. «Маккей-Беннетт» достигает места катастрофы. Начало операции по извлечению тел назначили на раннее утро следующего дня. Мужчинам потребуется вся их храбрость, чтобы пережить предстоящее.

    С момента гибели «Титаника» прошло 6 дней…

    Экипаж «Маккей-Беннетт». 1912 год. Капитан Ф. Ларднер в центре второго ряда.

    Рассвет 21 апреля 1912 года. Взору экипажа предстаёт ужасная картина – сотни тел, колыхающихся на волнах, среди обломков. И только сейчас матросы осознали масштабность всего произошедшего. Одни стали молиться, другие просто оцепенели. Так в тишине прошло около получаса. Затем придя в себя, матросы спустили шлюпки и осторожно направились в сторону «морского кладбища».

    «Море неспокойно. Ветер юго-западный. Координаты 41 ° 59` СШ 49 ° 25` ВД. Вытаскиваем тела. Прорубаем лёд».

    По описанию одного из членов экипажа, кожа замерших в воде пассажиров была белого цвета, волосы и брови покрыты инеем. Мацерация и тот факт, что тела разбухли, очень сильно затруднило работу, а работать пришлось очень быстро. Поднятые из воды тела на воздухе стали очень быстро разлагаться. Было предписано поднимать от 5 до 10 тел и возвращаться на судно.

    Квадратом обозначена область поиска тел судном «Маккет-Беннет». Фото с оригинала карты.

    В течении первого дня было поднято 51 тело (из них двое детей и три женщины). 24 тела были сильно повреждены или обезображены во время затопления судна, что делало невозможным идентификацию. Их было решено хоронить в море. Процесс захоронения в море был следующим. Железные прутья, что брали с собой (весом 12 кг с отверстием на конце), служили грузом для тел. Когда шлюпка подплывала к телу, труп осматривали, и принималось решение поднимать его или нет. Больше везло 1 и 2 классу. Экипаж или третий класс зачастую хоронили в море.

    С трупа снимали спасательный жилет, за ноги цепляли прутья, и тело тонуло. Остальные тела доставляли на борт «Маккей-Беннетт», где их расформировывали. Сначала тела раскладывали на палубе. В присутствии двух человек осматривались карманы, и составлялась опись всего найденного. Личные вещи, украшения и другие предметы складывались в мешок. Трупу присваивался номер, этот же номер наносили на мешок с его личными вещами. Это должно было облегчить процедуру опознания на борту или берегу. С трупа срезали одежду и сжигали её. Затем приступали к работе медэксперты. Они тщательно осматривали тело, фиксируя все ссадины, царапины, увечья, татуировки. Затем на пассажиров первого класса надевали пижамы. Все полученные таким образом данные согласно новым правилам фиксировались в специальном журнале. Интересен тот факт, что такая процедура опознания была применена впервые в истории и она же используется до сих пор экспертами, работающими на месте массовой гибели людей (авиакатастрофы, крупные ДТП, в местах боевых действий и т.д.). Даже после смерти пассажиров, с их телами обращались согласно классовой принадлежности. Тела экипажа «Титаника» не были забальзамированы и даже не уложены в мешки (на борту они лежали в больших ящиках, засыпаны льдом). Тела пассажиров второго и третьего класса были уложены в мешки, а тела пассажиров первого класса клали в гробы. Их расположили на юте.

    Из записей Фредерика Гамильтона:

    «Понедельник 22 апреля 1912 года. Сегодня утром мы прошли мимо огромного айсберга. Я очень хотел его сфотографировать, но шёл дождь. Сейчас мы находимся восточнее огромного поля обломков. А среди шезлонгов, частей интерьеров, бумаги, ящиков и прочего — тела, тела, тела…»

    «… 20.00. Дважды пробил колокол. Я слышу всплеск воды. Это означает, что началась похоронная церемония. Снова дважды бьёт колокол и снова всплеск, всплеск, всплеск…».

    Можно добавить, что церемонию проводил священник собора Всех Святых города Галифакса Камерон Хайнд.

    А вот что пишет в судовом журнале сам капитан:

    «Сегодня я принял тяжелое решение. Мы положили в мешки 24 неопознанных тела, к каждому прикрепили груз весом в 23 кг и похоронили в море. Привезти всех на берег у нас просто не будет возможности».

    Заметим, что практически все из них были пассажиры третьего класса или члены экипажа. Мною был замечен интересный факт. После того, как было найдено тело Дж.Астора, за что экипаж получил вознаграждение от его сына Винсента в размере 10 000 долларов, из пассажиров больше никого в море не хоронили. Совпадение ли?

    Поиск и подъём тел «Маккей-Беннетт» проводил вплоть до 26 апреля, когда ему на помощь прибыло судно «Миниа». 30 апреля судно вернулось в Галифакс со своим «грузом».

    Похоронная процессия на борту «Маккей-Бенетт».

    Тела погибших пассажиров «Титаника» на борту «Маккей-Беннетт».

    Одними из первых с борта были снесены тела экипажа «Титаника» в деревянных ящиках со льдом, затем тела пассажиров второго и третьего класса, которые уложили в мешки. Тела пассажиров первого класса были все в гробах, которые перенесли на берег в последнюю очередь. Вся процессия проходила в мертвой тишине, хотя пирс был забит родственниками, зеваками, журналистами, которые уже прозвали судно «корабль смерти».

    За период с 21 по 26 апреля 1912 года «Маккей-Беннетт» было найдено 306 тел (номера тел 1-306). 116 были похоронены в море и 190 доставлены в Галифакс, Новая Шотландия.

    Моряки с «Маккей-Беннетт» осматривают перевернувшуюся складную шлюпку В «Титаника».

    «Миниа»

    «Миниа» — второе судно зафрахтованное «Уайт Стар Лайн» для поиска погибших. 21 апреля 1912года от «Маккей-Беннетт» пришло сообщение о том, что они достигли места катастрофы, о большом количестве жертв и им может не хватить мешков, бальзамирующего состава, гробов и т.д. В тот же день, под командованием капитана Уильяма де Кальтерета на помощь из Галифакса выходит кабелеукладчик «Миниа» (на борту 150 гробов, 20 тонн льда и 10 тонн железных прутьев).

    26 апреля судно достигло места катастрофы и сменило «Маккей-Беннетт». В этот же день погода сильно испортилась. Поднялся ветер и пошёл мелкий противный дождь, что делало невозможным долгие поиски. Подъем тел становился опасным для самих спасателей.

    Кабелеукладчик «Миниа».

    Из интервью капитана У. де Кальтерета:

    «Нам всё-время приходилось ждать улучшения погоды. И как только океан становился к нам благосклонен, мы тут же начинали работу. Мы видели тела, но они дрейфовали очень далеко друг от друга. Добраться до них было тяжело, и, к сожалению, проходившие мимо пароходы не хотели нам помогать…»

    Но, из-за разрыва важного кабеля у берегов Канады «Минию» пришлось отозвать раньше запланированного.

    Хронология поднятия тел следующая:

    • 26 апреля поднято на борт 11 тел.;
    • 27 апреля — 1;
    • 28 апреля — 1;
    • 29 апреля — 1;
    • 30 апреля — 1;
    • 1 мая- 2;

    Экипаж судна «Миниа» поднимает тело погибшего пассажира «Титаника».

    Ходил слух, что члены команды «Минии» в нарушение всех правил занимались мародёрством. Преодолевая большие расстояния между одиноко дрейфующими телами, они попутно собирали вещи с поверхности океана в качестве сувениров. Я в это мало верила, но собирая материал для статьи, убедилась в обратном. nЧитая воспоминания капитана де Кальтерета, наткнулась вот на что. Привожу абзац полностью.

    « … Смерть людей произошла от переохлаждения, только один захлебнулся. В его легких была морская вода. Мне наиболее запомнились тела двух мужчин. Один, вероятно, упал с большой высоты и ударился об надстройки судна. У него отсутствовала ступня, а другая нога была сломана и вывернута. Второй, возможно, погиб от взрыва. Его лицо было обожжено, отсутствовал глаз. Да, там точно, что-то взорвалось, я видел на борту кресла из ресторана, их подголовники были испачканы углём, некоторые разломаны. Так же мы подняли большую секцию деревянной лестницы…».

    «… Были подняты шезлонги в хорошем состоянии, часть красивой фурнитуры, женское боа, буфетный шкафчик из салона первого класса…».

    Но с другой стороны, благодаря этим людям мы сегодня можем увидеть те предметы, которые до наших дней, возможно бы, не дожили.

    Осмотр тела погибшего пассажира «Титаника» на борту «Минии».

    На борту «Минии».

    Обнаружив 17 трупов (номера тел 307-323), из которых двое (не идентифицированных ) были похоронены в море, 3 мая 1912 года с 15 телами на борту судно направилось в Галифакс.

    Представители «Джон Сноу энд компани» забирают гробы с «Минии» в морг.

    6 мая, пришвартовавшись в порту назначения, команда перенесла неиспользованные гробы и мешки на третье судно, отправляющееся на поиски тел – пароход «Монтмагни».

    «Монтмагни»

    «Монтмагни» было небольшое судно, обслуживавшее маяки, оно принадлежало канадскому департаменту морского и рыбного хозяйства. Капитан Питер Джонсон. Судно вышло из небольшого порта Сорель и направилось в Галифакс, где по прибытию пополнило запасы, и где были наняты дополнительные члены команды. Один из бальзамировщиков похоронной конторы «Джон Сноу энд компани» поднялся на борт. Ему в помощь вызывается хирург из местной больницы. Преподобный С. Принц из местной церкви Св. Павла вышел в море в качестве капеллана.

    Пароход «Монтмагни».

    Утром 6 мая 1912 года в порту Галифакса швартуется «Миниа». И пока всё внимание было уделено разгрузке судна и фотографированию, никто и не заметил, как в полдень тихо в море ушёл «Монтмагни».

    Дойдя до места катастрофы «Титаника» погода вновь испортилась. Пошёл дождь. «Монтмагни» смог подобрать всего лишь 4 тела в течение 9-10 мая (номера 326-329). По непонятной причине они пропустили номера 324 и 325. Одно тело похоронили в море. Оставшиеся три доставили 13 мая в Луисбург, где железной дорогой их перевезли в Галифакс. Пополнив запасы «Монтмагни» снова вернулся к месту катастрофы, но, увы, кроме небольших деревянных обломков ничего не обнаружил. Никаких тел.

    19 мая около 18.00 «Монтмагни» сменило «Алджерин», последнее судно нанятое «Уайт Стар Лайн». 23 мая 1912 года «Монтмагни» вернулся в Галифакс и продолжил свою службу на благо канадскому правительству.

    «Алджерин».

    «Алджерин» последнее, четвертое судно, которое участвовало в операции по подъему тел под началом «Уайт Стар Лайн». Капитан — Джон Джекман.

    Грузопассажирское судно «Алджерин».

    О том, что происходило на борту и вокруг плавания «Алджерин» информации очень мало. Известно, что судно вышло из порта Св. Джонс (Ньюфаундленд) и исследовало место катастрофы в течение трёх недель. Было найдено одно тело (номер 330). Прекратив поиски, «Алджерин» 6 июня 1912 года вернулось в порт Св. Джонс и перегрузила гроб на пароход «Флоризель», которое 11 июня и доставило тело в Галифакс.

    На этом заканчивается официальная операция по поднятию тел пассажиров «Титаника», организованная «Уайт Стар Лайн». Были составлены окончательные списки погибших и пропавших без вести. Но, не смотря на все усилия, тела продолжали ещё некоторое время пугать проходящие мимо пароходы.

    Что ещё можно добавить.

    Известно, что «Карпатия» не стала поднимать тела трёх погибших из складной шлюпки А, оставив лодку дрейфовать. Эту шлюпку офицеры Уайлд и Мэрдок пытались спустить одной из последних, но из-за нахлынувшей на палубу волны складные борта шлюпки поднять не успели. В результате наполовину затопленная и перегруженная пассажирами, она была смыта в океан. Месяц спустя (13 мая), по иронии судьбы, другой пароход компании «Уайт Стар Лайн» «Оушеник» находит шлюпку в 160 милях южнее места катастрофы. Позже, пассажир сэр Шейн Лесли вспоминал:

    «…В полдень море было спокойным, когда впередсмотрящий крикнул, что впереди виднеется какой-то непонятный объект. Судно замедлило ход, и вскоре стало очевидным, что этот объект был одинокой спасательной шлюпкой, плавающей в Атлантике. Что было поистине ужасным, так это три тела, которые были в ней. По приказу с мостика, к ней послали шлюпку с офицером и врачом. Последовавшее зрелище было жутким. Волосы двух мертвых матросов побелели от солнца и соли, а третье тело, облаченное в вечерний костюм, распласталось на скамейках. Все три тела зашили в холщовые мешки, прикрепив стальной прут. Затем, одно за другим, их обернули в британский флаг, отпели и похоронили в море».

    Это были тела под номерами 331-333, которые в официальных списках не учтены.

    6 июня 1912 года. судно «Илфорд» находит тело (номер 334), которое похоронили в море. В официальном списке не значится.

    8 июня 1912 года пароход «Оттава» случайно находит тело (номер 335). Похоронено в море. В официальном списке не учтено.

    Подводя итог, можно сказать, что за время проведения операции с 17 апреля по 8 июня 1912 года было найдено 333 тела из 1512 погибших (около 22%).

    За период поисков 209 тел было доставлено в Галифакс. 59 из них были забраны родственниками и похоронены у себя на родине. Три различных кладбища в Галифаксе стали последним пристанищем для оставшихся 150 тел.

    С момента крушения «Титаника» прошёл 101 год, но его жертвы не забыты и, мне кажется, не будут забыты никогда. Ежегодно проходят поминальные мессы на месте гибели лайнера, ежегодно вспоминаются их имена. А, как известно, тот, кто не забыт, живёт вечно.

    Приложение.

    Разбивка по суднам, участвовавших в подъёме погибших (17.04 — 6.06.1912г).

    Специально для:

    Анатомия «Титаника»

    Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
    что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
    Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

    О печальной судьбе огромного лайнера «Титаник» знает практически каждый человек. Его гибель окутана мифами и догадками: кто-то считает, что скорость корабля была слишком высокая в опасной зоне, кто-то винит погодные условия, а кто-то думает, что это случайность. Но правду о том, что тогда происходило, могли знать и рассказать только выжившие пассажиры «Титаника».

    сайт делится с вами историями людей, которым удалось выжить в тот роковой день.

    10 апреля 1912 года пассажирский корабль «Титаник» ушел в свое первое и последнее путешествие. Более 2 000 «счастливчиков» поднялись на борт лайнера, и около 1 000 человек пришли попрощаться со своими родными. В ночь с 14 на 15 апреля огромное судно столкнулось с айсбергом и потерпело крушение. Примерно 700 человек остались в живых.

    Сироты «Титаника»

    Мишель (3 года) и Эдмонд Навратиль (2 года) поплыли на корабле вместе с отцом под вымышленными именами Луис и Лото. Отец Мишель-старший изображал из себя вдовца и говорил всем, что его жена умерла. На самом же деле он развелся с женой и без ее ведома увез детей. Когда корабль пошел ко дну, Мишель-старший взял малышей и посадил их в последнюю шлюпку, которая была спущена на воду. Последними словами, которые он им сказал, были: «Мой малыш, когда мама придет за вами, а она, конечно, придет, скажи ей, что я ее очень любил и до сих пор люблю. Скажи, что я ожидал, что она последует за нами, чтобы мы могли жить счастливо вместе в мире и свободе Нового Света».

    Так как их отец погиб, а дети были еще маленькими и не говорили по-английски, их родственников еще долго не удавалось найти. Позже мама мальчиков увидела их фотографию в газете и смогла воссоединиться с сыновьями только через месяц, 16 мая.

    Дальнейшая судьба братьев сложилась по-разному . Мишель женился на свой сокурснице, стал профессором психологии, прожил остаток жизни в Монпелье и умер в 92 года.

    Эдмонд тоже был женат, работал архитектором и строителем, во время Второй мировой войны вступил в ряды французской армии, но позже подорвал здоровье и умер в 43 года.

    Непотопляемая Молли

    Маргарет Браун была известна всем еще задолго до крушения «Титаника». Она была одной из первых женщин в США, баллотировавшихся на политическую должность за 8 лет до того, как женщины получили право голоса.

    Когда она была в Европе, то получила сообщение о том, что ее внук болен, и решила немедленно ехать в Нью-Йорк. Из-за ее быстрого решения немногие люди, включая ее семью, знали, что Маргарет была на борту «Титаника».

    После того как корабль столкнулся с айсбергом, Маргарет посадили в шлюпку № 6, где она руководила людьми, в то время как ответственный за это Роберт Хиченс был эмоционально нестабилен. К тому времени как «Карпатия» достигла Нью-Йорка, Маргарет была избрана председателем комитета выживших в кораблекрушении и успела собрать почти $ 10 000 для нуждающихся . Она не покидала «Карпатию», пока не удостоверилась, что всем выжившим оказали медицинскую помощь и они встретились с родными.

    Маргарет Браун наградили орденом за помощь спасенным с «Титаника», а позже она получила орден Почетного легиона за работу в комитете по освобождению Франции во время Первой мировой войны. Умерла от опухоли головного мозга в Нью-Йорке в возрасте 65 лет.

    Также известно, что ее никогда не называли Молли. Это имя ей придумали в Голливуде.

    Девушка, пережившая 3 крушения лайнеров

    Вайолетт Констанс Джессоп была стюардессой океанских лайнеров пассажирской компании White Star Line. Она была на борту «Олимпика», который столкнулся с крейсером «Хоук» в 1911 году, работала на «Титанике», который затонул в 1912 году, и во время Первой мировой войны служила сестрой милосердия на борту госпитального судна «Британник», который затонул после подрыва на мине.

    Несмотря на крушения, Вайолетт продолжила работать на судах, а в 1950 году перебралась в Грейт-Эшфилд в Суффолке, где наполнила свой дом воспоминаниями о 42 годах, проведенных на море. Вайолетт Джессоп умерла в возрасте 83 лет от сердечной недостаточности.

    Актриса снялась в фильме в той же одежде, в которой спаслась с «Титаника»

    Актриса Дороти Гибсон и ее мама были в Париже, когда решили купить билеты на «Титаник» в 1-й класс. В тот роковой день, 14 апреля, Дороти играла в бридж с двумя банкирами и примерно в 23:40 отправилась в свою каюту, когда услышала хруст. Дороти вместе с матерью сели в шлюпку № 7, которая была наполовину пуста, и попросили банкиров поплыть вместе с ними. В лодке образовалась пробоина, и казалось, что они пойдут ко дну вместе с «Титаником», но, к счастью, дырку смогли заткнуть одеждой.

    По прибытии в Нью-Йорк менеджер убедил ее сняться в фильме о кораблекрушении. Дороти Гибсон сама написала сценарий и носила в фильме ту самую одежду, в которой спаслась. Фильм «Спасшаяся с „Титаника“» вышел через месяц после катастрофы.

    Вскоре Дороти ушла из кино и посвятила себя работе в Метрополитен-опера. В 1928 году она вместе с матерью перебралась в Париж, а во время Второй мировой войны, когда она жила в Италии, ее обвинили в антифашистских настроениях и посадили в тюрьму Сан-Витторе в Милане, из которой ей удалось сбежать. Последующие годы она прожила в Париже, где и умерла от инфаркта в возрасте 65 лет.

    Парень, который смог встать на ноги после обморожения

    Ричард Норрис Уильямс плыл на корабле вместе со своим отцом, и во время крушения «Титаника» они вели себя очень спокойно. Семья Уильямсов хотела посидеть в баре, но стюард отказался открыть дверь, тогда они пошли в спортзал, чтобы не замерзнуть. Когда пассажиры оказались в воде, Ричард Норрис заметил складную шлюпку и забрался в нее. Отец погиб от рухнувшей дымовой трубы. Те, кому удалось выжить в этой шлюпке, были переведены в спасательную лодку № 14.

    На борту «Карпатии» врачи рекомендовали Ричарду ампутировать обмороженные ноги , но он отказался. Впоследствии Ричард вылечил ноги, продолжил свою карьеру теннисиста и получил золотую медаль на Олимпиаде, затем сражался на фронтах Первой мировой войны, после стал успешным инвестиционным банкиром в Филадельфии и в течение 22 лет был президентом исторического общества Пенсильвании.

    Ричард Норрис Уильямс умер от эмфиземы в возрасте 77 лет.

    9 апреля 1912 года. «Титаник» в порту Саутгемптона за день до отплытия в Америку.

    14 апреля исполнилось 105 лет со дня легендарной катастрофы. «Титаник» — британский пароход компании «Уайт Стар Лайн», второй из трёх пароходов-близнецов типа «Олимпик». Крупнейший пассажирский лайнер мира на момент своей постройки. Во время первого рейса 14 апреля 1912 года столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул.


    На борту находилось 1316 пассажиров и 908 членов экипажа, всего 2224 человека. Из них спаслись 711 человек, погибло 1513.

    Вот как рассказывали об этой трагедии журнал "Огонекъ" и журнал "Новая Иллюстрація":

    Обеденный зал на «Титанике», 1912 год.

    Комната для пассажиров второго класса на борту «Титаника», 1912 год.

    Парадная лестница «Титаника», 1912 год.

    Пассажиры на палубе «Титаника». Апрель, 1912.

    У оркестра «Титаника» было два состава. Квинтет возглавлял 33-летний британский скрипач Уоллас Хартли, в него входили еще один скрипач, контрабасист и два виолончелиста. Дополнительное трио музыкантов из бельгийского скрипача, французского виолончелиста и пианиста было нанято для «Титаника», чтобы придать Caf? Parisien континентальную нотку. Трио играло также в холле ресторана лайнера. Многие пассажиры считали судовой оркестр «Титаника» лучшим из тех, что они когда-либо слышали на кораблях. Обычно два состава оркестра «Титаника» работали независимо друг от друга - в разных частях лайнера и в разное время, но в ночь гибели корабля все восемь музыкантов впервые играли вместе. Они играли самую лучшую и веселую музыку до последних минут жизни лайнера. На фото: Музыканты судового оркестра «Титаника».

    Тело Хартли было найдено через две недели после гибели «Титаника» и отправлено в Англию. К его груди была привязана скрипка - подарок невесты.
    Среди других участников оркестра выживших не оказалось… Один из спасенных пассажиров «Титаника» напишет позже: «В ту ночь было совершено много героических поступков, но ни один из них не мог сравниться с подвигом этих нескольких музыкантов, игравших час за часом, хотя судно погружалось все глубже и глубже, а море подбиралось к месту, где они стояли. Музыка, которую они исполняли, дала им право быть внесенными в список героев вечной славы». На фото: Похороны дирижера и скрипача судового оркестра «Титаника» Уоллас Хартли. Апрель 1912.

    Айсберг, с которым, предположительно, столкнулся пассажирский лайнер «Титаник». Фотография была сделана с борта кабельного судна «Mackay Bennett», которым управлял капитан DeCarteret. Судно «Mackay Bennett» одним из первых прибыло на место катастрофы «Титаника». По словам капитана DeCarteret, это был единственный айсберг вблизи места крушения океанского лайнера.

    Спасательная шлюпка «Титаника», снятая одним из пассажиров парохода «Карпатия». Апрель, 1912.

    Спасательное судно «Карпатия» подобрало 712 выживших пассажиров «Титаника». На фотографии, сделанной пассажиром «Карпатии» Луисом М. Огденом, видны спасательные шлюпки, которые приближаются к «Карпатии».

    22 апреля 1912 года. Братья Мишель (4 года) и Эдмонд (2 года). Считались «сиротами Титаника» до тех пор, пока их мать не нашлась во Франции. Отец погиб во время крушения лайнера.

    Мишель умер в 2001 году последним из оставшихся в живых лиц мужского пола на «Титанике».

    Группа спасенных пассажиров «Титаника» на борту «Карпатии».

    Ещё одна группа спасенных пассажиров «Титаника».

    Капитан Эдвард Джон Смит (второй справа) с командой корабля.

    Рисунок тонущего “Титаника” после катастрофы.

    Пассажирский билет на «Титаник». Апрель 1912.

    Из 2224 человек, находившихся на борту океанского лайнера "Титаник", выжили лишь 706 человек. Среди них были и самоотверженные герои, и те, кто заботился лишь о своем спасении, и выжившие чудом, и те, кто не смог жить дальше, помня о сотнях погибших. Трагедия перевернула судьбы не только тех, кто был на корабле, но и тех, кто был вынужден ждать на суше своих близких.

    Проблема шлюпок

    Имевшиеся на лайнере спасательные средства могли вместить только 1178 человек. "Титаник" имел 20 спасательных шлюпок - к стандартному набору из 16 шлюпок двух типов вместимости (на 65 и 40 человек) были добавлены четыре складных шлюпки на 47 человек каждая.

    Ответственным за конструирование "Титаника" был директор-распорядитель пароходной компании "Уайт Стар Лайн" Джозеф Брюс Исмей. Именно он принял решение не размещать на борту корабля лишние спасательные шлюпки из соображений экономии денежных средств. Эти лодки могли бы спасти 1500 жизней - почти всех, кто погиб.

    Данное обстоятельство усугубляет то, что Исмей, невзирая на приказ капитана "женщины и дети прежде всего", вовремя занял свое место в шлюпке и смог выжить в катастрофе. На корабле "Карпатия", который поднял на борт 706 человек, Исмей расположился в отдельной каюте, в то время как остальные спали на полу и столах.

    Тем не менее, членам экипажа даже не удалось спустить на воду все шлюпки, которые были на корабле. Одну лодку смыло за борт, другая плавала в перевернутом состоянии. Поразителен и тот факт, что большинство лодок было заполнено не больше, чем на две трети. Это произошло по многим причинам.

    Поначалу пассажиры не хотели занимать места в шлюпках, потому что им казалось, что оставаться на "Титанике" было безопаснее. Позднее, когда стало очевидно, что гибель парохода неминуема, шлюпки заполнялись лучше.

    В одной из шлюпок, рассчитанной на 65 человек, спаслись лишь 12. Об этом случае не утихают споры. Состоятельный пассажир сэр Космо Дафф Гордон и его жена Люсиль - модельер, придумавшая слово "шик" - спаслись, заплатив семерым членам экипажа по пять фунтов каждому, чтобы те сели в лодку и гребли. По словам Гордона, это был акт великодушия. Но некоторые полагают, что он нанял моряков, чтобы как можно быстрее уплыть от тонущего корабля, тем самым, лишив остальных шанса на спасение.

    Среди пассажиров были и те, чей героизм не подвергался сомнению. 17-летний Джек Тэйер помогал другим забираться в шлюпки, при этом отказывался садиться сам. Когда корабль затонул, мальчик нырнул в ледяную воду. Он уцелел, забравшись на перевернутую шлюпку. Домой он вернулся знаменитостью, о нем говорила вся страна. Тэйер был одним из десяти людей, кто покончил с собой после трагедии.

    Цена спасения

    Другое обстоятельство трагедии заключается в том, что основная часть спасшихся пассажиров путешествовала первым и вторым классом. Так, из 143 женщин, которые путешествовали первым классом (билеты по 875 фунтов), погибли четыре. При этом три дамы сами отказались покидать корабль. Из тех, кто заплатил 12 фунтов за билет в каюты третьего класса, погибли более половины пассажиров. Из членов экипажа уцелеть смогли не более 25% человек. Признаки подобного социального расслоения наблюдались и после их смерти. Корабль, который был отправлен компанией "Уайт Стар Лайн" на поиски погибших, поднял тела только тех, кто плыл первым классом. Остальные были похоронены прямо в море.

    В ходе расследования обстоятельств гибели "Титаника" выяснилось, что многие пассажиры третьего класса погибли из-за собственной нерешительности и незнания английского языка. Так, некоторые боялись подниматься на шлюпочную палубу, считая это небезопасным; другие же спорили друг с другом и не могли решить, что делать.

    Не последнюю роль в этом сыграл языковой барьер - многие пассажиры не говорили по-английски, а потому не могли понять друг друга или хотя бы прочитать надписи на указателях, ведущих на верхние палубы.

    Когда некоторым все же удалось выбраться на шлюпочную палубу, почти все шлюпки "Титаника" уже были спущены на воду. На палубе оставалось лишь несколько складных шлюпок, которые команда собиралась спустить в последнюю очередь. В них-то и спаслись сумевшие выбраться из трюмов пассажиры третьего класса. Те, кто оказался в воде, погибли от переохлаждения практически моментально, поскольку температура воды не превышала минус два градуса по Цельсию.

    Прибытие в Нью-Йорк

    В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года радисты "Карпатии" получили сигнал бедствия с "Титаника". Другие корабли либо не откликнулись на призывы о помощи, либо находились слишком далеко. Узнав о ситуации на "Титанике", капитан "Карпатии" Артур Рострон немедленно отдал приказ следовать к месту тонущего лайнера. Чтобы развить максимальную скорость, пришлось отключить отопление на всем корабле.

    Утром 15 апреля, после того, как на борт "Карпатии" поднялся последний выживший пассажир "Титаника", корабль взял курс на Нью-Йорк. Прошло три дня, прежде чем судно достигло пункта назначения. За это время с судно было передано сообщение о том, что случилось. В результате чего, пресса начала публиковать слухи, что "Титаник" буксируют к пристани Нью-Йорка. Когда точно стало известно, что большая часть людей, находившихся на "Титанике", погибла, в офисы компании "Уайт Стар Лайн" во всем мире стали приходить толпы людей в надежде разузнать подробности. Только 17 апреля был оглашен неутонченный список погибших и пропавших без вести. А окончательный список был опубликован лишь через четыре дня после прибытия "Карпатии" в Нью-Йорк.

    В порту Нью-Йорка "Карпатию" встречали около 40 тысяч человек. Множество благотворительных организаций снабжала людей, спускавшихся на пристань, теплыми вещами, медикаментами, предлагали помочь добраться до дома, больницы или отеля. Многие направлялись домой к родственникам. Состоятельные пассажиры арендовали целые поезда. А членов экипажа разместили в пассажирских каютах другого корабля, принадлежавшего "Уайт Стар Лайн".

    Конечно, среди толпы встречавших "Карпатию" были и репортеры, которым не терпелось рассказать истории выживших пассажиров. Некоторым даже удалось подняться на борт "Карпатии", прежде чем она пришвартовалась.