• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Образ матери-женщины в современной литературе

    « О мать моя, подвигнут я тобою,

    во мне спасла живую душу ты».

    У каждого из нас есть самый дорогой и близкий человек - это мать. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Её доброта и забота согревают нас и в грустные минуты. Несомненно, все свои тайны, сокровенные мечты мы доверяем маме, с ней советуемся. Она наш лучший друг, мудрый советчик. Мама является нашим ангелом - хранителем. Мать способна на любую жертву ради детей. Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери!

    Всё самое дорогое и святое, что есть на земле, связано с женщиной. Истинное назначение женщины - быть матерью. Она любит своего дитя всем сердцем. Велика сила материнской любви! О ней написано немало книг. Мать, безусловно, - это самый важный в жизни каждого из нас человек. Именно она находится всегда рядом с нами.

    Известные учёные и писатели, певцы и композиторы многим обязаны своим матерям. Они с благодарностью вспоминают о том, что сделали для них матери. Современный писатель Ю. Бондарев в рассказе « Мать» пишет о своей матери. Автор говорит о том, что мать научила его верить в добро, самому нести его людям.

    Многие современные авторы обращаются к этой теме. С любовью и уважением пишет о своей матери известный хирург и писатель Ф. Углов в книге « Сердце хирурга». Автор утверждает, что «сыновнюю любовь и большое уважение к матери не стёрли годы». Родом она была из сибирских крестьян. Писатель всегда удивлялся терпению русской женщины, восхищался её достоинством и добротой. Несмотря на невзгоды, тяжёлые испытания, мать Ф. Углова не утратила милосердия, сострадания к людям, всегда стремилась чем - либо помочь. « Желание помочь другим, охота к труду были в нашей матери» -, писал автор. Возможно, любовь к людям, к работе были у писателя от матери. Какие слова нужно найти, чтобы написать о материнской мудрости и материнской любви? Углов благодарен матери за всё, чему она научила в жизни. Сама же мать совсем не ходила в школу, была неграмотной. Обладала прекрасной памятью, легко запоминала содержание книг, которые читались в доме вслух, неплохо знала историю русского народа, помнила даты важнейших событий, имена и дела выдающихся людей. Писатель утверждает, что любовь к чтению привили ему мать и отец, который очень любил читать вслух. Любовь к чтению, к русской истории и к русскому народу были заложены в писателе ещё с детства. Углов в своей книге также рассказывает о том, что суждения матери были просты, человечны, поражали глубиной обобщений. Особенно близко к сердцу принимала она судьбы своих односельчанок, в разговорах с сочувствием и большим пониманием относилась к политическим ссыльным, которые жили в деревне. Осознавала, что всё их «преступление» - это стремление облегчить жизнь народа. Мать очень сочувствовала этим людям. Ф.Углов писал, что его мать была простой крестьянкой, но была в ней интеллигентность и душевность. Когда же Углов работал врачом, мать помогала его семье. «Всю работу по дому и заботу о нас брала на себя, создавая тот уют, без которого невозможна плодотворная работа», - вспоминал писатель. Часто мать приводила из жизни случаи, где справедливость всегда торжествовала. Автор пишет, что очень любил эти « мамины разговоры». Они всегда были проникнуты любовью к людям и верой в справедливость. « Ложь и зло на коротких ножках ходят, а добро живёт долго», - говорила мать. От таких слов легче становилось на душе, « быстрее забывались обиды». Мать Ф.Углова была беспокойным, неравнодушным человеком. Автор вспоминает тот случай, когда его мама рассказала ему о судьбе Наташи. Эта девушка жила в одной деревне с его матерью. После этой истории Углов понял, что от него ждут профессиональной помощи. Эту девушку считали безнадёжной больной. Никто из хирургов не брался её оперировать. Матери Углова было очень жаль Наташу, и она уговорила сына пойти на такую рискованную операцию. Внимание и забота матери хирурга, его « золотые руки » спасли девушку. Ф.Углов всегда прислушивался к материнскому наказу: « Федя, старайся делать людям добро. От этого им легче и сам делаешься чище. Да и такое оно, добро: сделал его в одном месте, оно возвращается к тебе в другом, когда и не ждёшь совсем…» Автор в своей книге пишет о том, что его мать была воплощением доброты и долготерпения, как и большинство простых русских женщин, чья душевная забота всегда согревала их детей. Писатель утверждает, что именно матери дают сыновьям силу и уверенность. Это они стоят у начала любого человеческого подвига.

    В повести « Последний срок » В.Распутин рассказывает о последних днях старухи Анны и о поведении её взрослых детей, «преждевременно» съехавшихся в родительский дом. Поражает огромное жизнелюбие старой крестьянки. Жизнь её была тяжёлой: разруха, голод, война. Женщина вырастила пятеро детей. Люся и Варвара, а также старший сын Илья жили в городе. С младшим сыном Михаилом она «доживала свой век». Почувствовав приближение смерти, старуха Анна решила попрощаться со своими детьми. « Вот уже приехали четверо из них, теперь все ждали самую младшую из них - Татьяну». Старуха любила её больше всех, она была её «поздним и последним ребёнком». Анна считала, что именно младшая дочь будет её утешением в старости. С горечью пишет автор о том, что забывают дети о своих матерях, забывают приехать, поздравить, послать письмо. А ведь матери нужно очень немногое: любовь и внимание детей. Хорошо, когда между матерью и детьми есть взаимопонимание, когда не только мать несёт ответственность за судьбу детей, но и дети являются её защитой и опорой.

    Тяжёлой была судьба русской женщины, русской крестьянки. О нелёгкой доле простой русской женщины пишет А. И. Солженицин в рассказе « Матрёнин двор ». Это произведение написано целиком о женщине. Несмотря на множество не связанных с нею событий, Матрёна является главным действующим лицом. Вокруг неё развивается сюжет рассказа. Эта женщина видела в жизни немало горя: смерть детей, предательство мужа. Тяжёлая работа изнуряла её физически, но душа у Матрёны была добрая, отзывчивая к чужой беде. Она не боялась никакой работы, трудилась в колхозе, за что получала копейки. Никогда не была ей работа в тягость, « ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна ». Жила она бедно, убого, одиноко. Её считали «потерянной старухой», измотанной трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в её доме, опасаясь, что Матрёна будет просить у них помощи. А когда погибла Матрёна Васильевна, опять же помогая своим родственникам, вспомнили её не только добрым словом. Говорили, что « не бережливая, помогала бесплатно ». Даже о сердечности и простоте Матрёны говорили с презрительным сожалением.. « Не понятая и брошенная даже мужем своим, сохранившая шесть детей, смешная, по - глупому работающая на других бесплатно, она не скопила имущества к смерти. Грязно - белая коза, колченогая кошка, фикусы…» Вот характеристика Матрены с точки зрения людей, живших рядом с ней. Всеми забытая, никому не нужная…А ведь не смогли - то разглядеть в этой женщине главного - доброты её, не поняли, что « есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит ни село, ни город, ни вся наша земля ».

    Сколько бескорыстия, самоотверженности в поступках матери! Зачастую слепая любовь материнская, к сожалению, оказывается губительной для её детей. Об этом повествует рассказ В.Быкова « Свояки ». Оба сына крестьянки, совсем мальчишки, собрались в партизаны. «Отец их погиб на фронте, и так страшно матери отпускать детей, так жалко, так хочется остановить». И вот она растерянная, бежит в соседнюю деревню к свояку за помощью и советом. « Свояк - это же свой, родня, хоть и полицай, придёт не откажет, ведь всего - то и надо припугнуть немного»,- так думала женщина. А обернулось всё ужасной трагедией. Прибегает она домой вслед за полицаями, но поздно. Видит, как легко и просто убивают её мальчиков. И жить дальше она не смогла ». Мать добрела до колодца и торопливо ринулась в мрачную, зыбкую пройму. Материнский инстинкт обманул женщину. Дело - то и не в ней, а в жестоких обстоятельствах, делающих людей бесчеловечными.

    Многое пришлось выстрадать матерям, вынести суровые испытания в годы Великой Отечественной войны, в послевоенное время. Современный писатель В.Астафьев утверждал: « Матери! Матери! Зачем вы покорились человеческой смерти?»

    В великом и неоплатном долгу все мы перед своими матерями, низко склоняем колени перед их мужеством, бесконечной добротой и нежностью.

    1. Айтматов Ч. Материнское поле: повесть.

    2. Белов В. Даня: рассказ.

    3. Берггольц О. Письмо на Каму: стихотворение.

    4. Бунин И. Мать: стихотворение.

    5. Воронкова Л. Девочка из города: повесть.

    6. Воскресенская З. Сердце матери: рассказы.

    7. Георгиевская С. Галина мама: рассказ.

    8. Гончаров И. Подвигнут я тобою. Слово о матери.- Л.: Дет. лит.,1988.-144 с.

    9. Горький М. Мать: роман.

    10. Дементьев А. Баллада о матери; Памяти мамы.

    11. Евтушенко Е. Уходят матери: стихотворение.

    12. Емельянов Б. Мамины руки. Мамино горе: рассказы.

    13. Есенин С. Письмо матери.

    14. Закруткин В. Матерь человеческая: повесть.

    15. Звягинцева В. К портрету матери: стихотворение.

    16. Исаковский М. Матери. Памяти матери. Русской женщине: стихотворения.

    17. Корнилов Б. Мама: стихотворение.

    18. Луконин М. Мама: стихотворение.

    19. Львов М. Стихи о матери.

    20. Мать: Сборник стихотворений русских и советских поэтов о матери.

    21. Некрасов Н. Кому на Руси жить хорошо: поэма.

    22. Паустовский К. Телеграмма: рассказ.

    23. Распутин В. Последний срок: повесть.

    24. Рубцов Н. Памяти матери: стихотворение.

    25. Смеляков Я. Вот опять ты мне вспомнилась, мама…: стихотворение.

    26. Хаустов Л. Матери: стихотворение.

    27. Шукшин В. Боря; Материнское сердце; Сны матери; Сураз: повести, рассказы.

    28. Яшин А. С матерью наедине. Молитва матери: стихотворения.

    Эссе « Образ матери в русской литературе»

    «Образ твой, что так велик и прост» - эссе по произведениям русских поэтов

    Спирина Анна Алексеевна

    Автономное образовательное учреждение высшего

    профессионального образования

    «Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина»

    Бокситогорский институт (филиал)

    Колледж

    3 курс

    Специальность Дошкольное образование

    Преподаватель: Зайцева Зоя Александровна

    Мы будем вечно прославлять

    Ту женщину, чье имя – Мать! М. Джалиль

    Мама – наш лучший друг и мудрый советчик. Именно поэтому образ матери становится одним из главных в литературе.

    Я верю, что женщина – чудо такое,

    Какого на Млечном пути не сыскать,

    И если «любовь» – это слово святое,

    То трижды священное – «женщина – мать».

    Велика и многообразна русская литература. Неоспоримо её гражданское и общественное звучание и значение. Одна из святых страниц в нашей литературе, дорогая и близкая любому не очерствевшему сердцу, - это произведения о матери. Что может быть на свете священнее слова «мать»!..

    Человек, только-только начинающий лепетать, неуверенно складывает по слогам слово «ма-ма».

    Почерневший от бессонной работы хлебороб благодарно произносит: «Спасибо, кормилица-мать!»

    Солдат посылает последнюю пулю врагу: «За Родину-мать!»

    Все самые дорогие святыни названы и одарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.

    Мать… Самый дорогой и близкий человек. Мать – наш ангел-хранитель. Любящее сердце матери принадлежит всегда её детям. «Вся любовь, все

    чувства, что есть нежного и страстного в женщине, всё обратилось у ней в одно материнское чувство», - пишет Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба».

    По-настоящему глубоко тема матери ярко освещена Н.А.Некрасовым. В его произведениях есть некая восходящая триада развития этого образа, более того – идеи матери: мать, мать-родина, мать – высшее идеальное начало.

    В стихотворении «Баюшки-баю» мать – последнее прибежище перед лицом всех потерь, утраты музы, перед лицом самой смерти. Мать утешает, прощает:

    Ещё вчера людская злоба

    Тебе обиду нанесла;

    Всему конец, не бойся гроба!

    Не будешь знать ты больше зла!

    Не бойся клеветы, родимый,

    Ты заплатил ей дань живой,

    Не бойся стужи нестерпимой:

    Я схороню тебя весной.

    «Баюшки-баю» вместе с поэмой «Мать» вошли в сборник, который стал как бы поэтическим завещанием поэта.

    В творчестве М.Ю.Лермонтова особое место занимает образ матери. В стихотворении «Кавказ» он пишет:

    В младенческих летах я мать потерял.
    Но мнилось, что в розовый вечера час

    Та степь повторяла мне памятный глас.

    А пронизанные болью и страданием слова он вкладывает в уста Мцыри (поэма «Мцыри»):

    Я никому не мог сказать

    Священных слов «отец» и «мать».

    Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии С.А.Есенина, замечательного русского поэта. Наиболее отчетливо образ матери начинает проявляться у Есенина в последние годы его творчества. Разочаровавшись в целом ряде собственных убеждений и идеалов, поэт обращается к образу матери и родного дома как к единственному пристанищу человека в мрачном мире суровой действительности. Именно здесь герой его произведений ищет покоя и обретения гармонии. В стихотворении «Письмо матери» Есенин пишет:

    Ты жива ещё, моя старушка?

    Жив и я. Привет тебе, привет!

    Пусть струится над твоей избушкой

    Тот вечерний несказанный свет.

    Сыновние чувства лирического героя выражены с пронзительной художественной силой:

    Ты одна мне помощь и отрада,

    Ты дна мне несказанный свет.

    А какие проникновенные стихи о матери пишет Расул Гамзатов, советский и российский поэт:

    Изрек пророк:

    Нет бога, кроме бога!-

    Я говорю:

    Нет мамы, кроме мамы!..-

    Никто меня не встретит у порога,

    Где сходятся тропинки, словно шрамы.

    Кто разожжет теперь огонь в камине,

    Чтобы зимой согрелся я с дороги?

    Кто мне, любя, грехи отпустит ныне

    И за меня помолится в тревоге?

    Расул Гамзатов советует нам, поколению 21 века:

    Не оставляйте матерей одних,

    Они от одиночества стареют.

    Среди забот, влюбленности и книг

    Не забывайте с ними быть добрее.

    ……….Поэт Дмитрий Кедрин в своём стихотворении «Сердце» показал, что сердце матери может простить всё:

    Он сердце её на цветном рушнике

    Кохане приносит в косматой руке.

    В пути у него помутилось в глазах,

    Всходя на крылечко, споткнулся казак.

    И матери сердце, упав на порог,

    Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

    Николай Заболоцкий посвящает стихотворение самому милому и дорогому образу – образу матери. В нём поэт призывает всех:

    Слушайте, пока есть мамы,

    Приезжайте к ним без телеграмм.

    Поэтесса Л.Татьяничева учит нас беречь самое ценное на свете – сердце матери, помнить о ней всегда, не причинять боль, быть благодарными:

    Мы маме так редко приносим букеты,

    Но каждый так часто её огорчает,

    А добрая мама прощает всё это.

    Да, действительно, мама умеет прощать и любить искренне и нежно, не прося при этом ничего взамен.

    Как здорово, что есть замечательный праздник – День матери. В нашей стране День матери стали отмечать сравнительно недавно. 30 ноября 1998 года указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина утвержден ежегодный праздник - День Матери, который празднуется в последнее воскресенье ноября . Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день мы можем ещё раз высказать слова благодарности всем матерям, которые нас любят, о нас заботятся, дарят нам тепло, нежность и ласку. Женщина-мать – это жизнь, надежда и любовь.

    Внеклассное мероприятие на тему «Образ матери в русской литературе»
    для учащихся 6­7кл
    Учитель русского языка и литературы С.В. Баилова
    Цель: формирование и развитие художественной культуры учеников на основе ценностей
    отношения к материнству средствами литературы.
    Задачи:




    проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям,
    изображен образ женщины­матери
    воспитывать у учащихся уважительное отношение к женщине­матери
    воспитывать патриота и гражданина, нацеленного на совершенствование общества, в
    котором он живет
    развивать духовно­нравственный мир учащихся, их национальное самосознание
    Оборудование: проектор, презентация
    Ход мероприятия
    1. Видеоролик «Ave Maria”
    2. Вступление:
    Слайд 2
    МАТЬ ­ символ жизни, святости, вечности, тепла и всепобеждающей любви.
    Самое дорогое, родное, святое связано с этим образом: для всех людей ­ это Матушка
    Земля, Родина­мать, Природа­матушка, и та, которая родила и живет во имя ребенка ­
    мама.
    Материнство во все времена было свято и явля лось высшей ценностью. В искусстве всех
    народов есть тема материнства. Искусство европейских стран невозможно представить без
    образа Богоматери. В Западной Европе он связан с культом Мадонны, а на Руси с
    Богородицей.
    Икона «Владимирская Богоматерь»(XII в.) Младенец нежно прижимается своим личиком
    к материнской щеке и обвивает рукой её шею. Детские глаза устремлены к Матери, они
    словно ищут у неё защиты. На её строгом лице затаились тревога и печаль. При всей
    материнской нежности в её облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.
    Молодая женщина с ребёнком на руках, легко ступающая по облакам навстречу своей
    трагической судьбе, Мария должна отдать своего сына на страдания и муку, чтобы все
    люди были счастливы. Прекрасные глаза матери печальны.Рафаэль славит величие
    женщины, Мария ­ идеал материнства. Художник воспевает красоту, женственность,
    нежность и бескорыстие матери.
    Тема материнства ­ одна из древнейших тем в мировой культуре.

    Мама… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое
    детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим
    теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Она ­ наш ангел – хранитель.
    Поэтому тема матери издавна занимает важное место как в классической, так и в
    современной литературе.
    Не сосчитать светлых образов матерей, которые донесли до нас сказки и легенды,
    стихи и песни, рассказы и повести, романы и мемуары
    Уже в фольклорных произведениях – в свадебных и похоронных песнях – возникает образ
    матери. В духовных стихах этот образ предстаёт через образ Богоматери, особо
    чтимый на Руси.
    Особенно часто образ матери встречается в произведениях для детей.
    Свет маминых глаз, тепло маминых рук, ласковый голос, нежная улыбка ­ эти выражения
    не приедаются, не кажутся избитыми, потому что они подлинны, органичны, в них нет
    жеманства. Душа ­ с радостью или с тоской ­ но всегда откликается на них.
    Слайд 3, 4
    В поэзии XIX века тема матери в первую очередь связана с именами М. Ю. Лермонтова и
    Н. А. Некрасова.
    Слайд 5
    Лермонтов, очень рано лишившийся матери, вспоминает ее образ, ее песни, которые она
    пела ему, в своем творчестве.
    «Ангел» (отрывок из стихотворения читают учащиеся)
    Слайд 6,7
    По­настоящему глубоко и полно тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича
    Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил
    достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И
    юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери
    Она учила его любви и состраданию к тем, «чей идеал – убавленное горе», то есть к
    крепостным.
    Образ женщины – матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях: в
    поэме «Кому на Руси жить хорошо», в стихотворениях «В полном разгаре страда
    деревенская», « Орина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны», «Мать»
    Великое чувство! У каждых дверей,
    В какой стороне ни заедем,
    Мы слышим, как дети зовут матерей,
    Далёких, но рвущихся к детям.
    Великое чувство! Его до конца
    Мы живо в душе сохраняем, -

    Мы любим сестру, и жену, и отца,
    Но в муках мы мать вспоминаем! (отрывок читают учащиеся)
    Слайд 8
    Только что познакомились с одним из величайших произведений 19 века, созданным Н.В.
    Гоголем, «Тарас Бульба».
    Уделяя большое внимание описанию главных героев произведения, автор всего
    несколько страниц посвящает образу матери Андрия и Остапа. Но и этих строк
    достаточно, чтобы проникнуться сочувствием к этой маленькой, хрупкой женщине,
    безумно любящих своих детей.
    (Об образе матери в произведении читают учащиеся)
    (В произведении мы впервые встречаемся с матерью, когда она встречает своих
    сыновей. «…бледная, худощавая и добрая мать их, стоявшая у порога и не успевшая еще
    обнять ненаглядных детей своих».
    Среди сильных героев повести мы увидели слабую, маленькую женщину, которая любит
    своих детей и с уважением относится к своему мужу. Когда Тарас спросил у младшего,
    почему он его не колотит, мать сказала: «..И придет же тебе в голову этакое, что бы дитя
    родное било отца.»
    Она очень переживала, что они так мало будут дома. «…и мне не удастся наглядеться
    на них.» Она всю ночь не спала, глядела на детей своих и не могла наглядеться. «Сыны мои,
    сыны мои милые! Что будет с вами? Что ждет вас?..»
    Хотя у нее был муж и два сына, она была одинокая: детей она видела редко, а Тараса
    «… в год два – три дня, и потом несколько лет о нем не бывало слуху.» В молодости она
    терпела от Тараса оскорбления и даже он ее бил, наверно она была очень красива, но
    быстро постарела. Всю ночь мать надеялась, что поездка отложится, и ее дети поживут
    дома. Но этого не случилось. «Бедная старушка, лишенная последней надежды, уныло
    поплелась в хату.»
    Перед отъездом Тарас попросил мать благословить сыновей. «Мать, слабая, как мать,
    обняла их, вынула две небольшие иконы, надела им, рыдая, на шею…Не забывайте, сынки,
    мать вашу… пришлите хоть весточку о себе…»Когда Тарас с Остапом и Андреем уезжали,
    она выбежала за ними за ворота, как бы знала, что больше никогда не увидит их)
    Слайд 9
    ­ Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А.
    Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке.
    Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в
    стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания сыновей­солдат.

    «О, моя терпеливая мать!» ­ это восклицание вырвалось у него не случайно: много
    волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. Так возникает частый у
    Есенина мотив вины сына.
    В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью
    юности, но более всего влечёт туда тоскующая о сыне мать.
    Образ матери для него сродни эконописному – их роднит вечное терпение, ожидание,
    надежда на «помощь и отраду». Есенин создал в литературе настоящий культ матери.
    «Лучше тебя никого не видал» ­ скажет поэт о своей матери.
    Прослушать «Письмо матери» в исполнении Малинина.(аудиозапись)
    Слайд 10
    Вслед за Есениным эту тему продолжали и продолжают многие писатели и поэты.
    О том, что пришлось пережить матерям в военные годы, написано немало
    проникновенных произведений. Нет ничего страшнее для матери, чем потеря самого
    родного и близкого для нее существа на свете – ее ребенка. А сколько слез пришлось им
    пролить только в годы ВОвойны.
    Презентация «Закруткин «Матерь человеческая») (представляют учащиеся)
    (В 1969 году Виталий Закруткин написал повесть «Матерь человеческая», о простой
    женщине­крестьянке, сумевшей выстоять в страшных испытаниях в годы войны и стать
    продолжательницей рода и возродить к жизни родную Землю. На глазах главной героини
    произведения Марии фашисты повесили ее мужа и маленького сыночка, сожгли деревню, а
    жителей угнали в Германию. Она чудом осталась жива. Но она верила, что русские войска

    Образ матери в произведениях русской литературы.

    Малькова Зумара Сагитовна.

    МБОУ «Большетарханская СОШ» Тетюшского муниципального района РТ.

    Цели урока:

    • проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображен образ женщины-матери
    • развивать духовно-нравственный мир учащихся, их национальное самосознание
    • воспитывать у учащихся уважительное отношение к женщине-матери
    • воспитывать патриота и гражданина, нацеленного на совершенствование общества, в котором он живет

    Ход урока:

    I. Вступительное слово учителя

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ПРИТЧА О МАМЕ»

    Велика и многообразна русская литература. Неоспоримо её гражданское и общественное звучание и значение. Из этого великого моря можно черпать беспрестанно – и не обмелеет оно вовеки. Не случайно, поэтому выходят у нас книги о товариществе и дружбе, любви и природе, солдатском мужестве и Родине… И любая из этих тем получила своё полное и достойное воплощение в глубоких и своеобразных произведениях отечественных мастеров.

    Но есть ещё одна святая страница в нашей литературе, дорогая и близкая любому неочерствевшему сердцу, - это произведения о матери.

    С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего её старость; и презрением казним того, кто в горькую старческую её пору отвернулся от неё, отказал в доброй памяти, куске или крове.

    По отношению человека к матери народ меряет своё отношение к человеку.

    II. Определение цели занятия.

    СЛАЙД № 4 Проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображён образ женщины - матери.

    III. Образ матери в устном народном творчестве

    Слово учителя. Облик матери уже в устном народном творчестве приобрёл пленительные черты хранительницы очага, работящей и верной жены, защитницы собственных детей и неизменной радетельницы за всех обездоленных, оскорблённых и обиженных. Эти определяющие качества материнской души отображены и воспеты ещё в русских народных сказках и народных песнях.

    ПЕСНЯ БУЛАНОВОЙ « МАМА»

    IV. Образ матери в печатной литературе

    Слово учителя . В печатной литературе, которая по известным причинам поначалу была уделом только представителей высших классов, образ матери долгое время оставался в тени. Возможно, названный предмет не считался достойным высокого слога, а может быть, причина такого явления более проста и естественна: ведь тогда дворянским детям, как правило, брали для воспитания не только гувернёров, но и кормилиц, и дети дворянского сословия в отличие от детей крестьянских были искусственно отдалены от матери и вскармливались молоком других женщин; поэтому и происходило – пусть не вполне осознанное – притупление сыновних чувств, что не могло в конечном счёте не сказываться и на творчестве будущих поэтов и прозаиков.

    Не случайно у Пушкина не написано ни одного стихотворения о своей матери и столько прелестных поэтических посвящений няне Арине Родионовне, которую, кстати, поэт часто называл нежно и бережно – «мамушкой».

    Мать в творчестве великого русского поэта Н.А. Некрасова

    Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель.

    Именно поэтому образ матери становится одним из главных в русской литературе уже в XIX веке.

    По-настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:

    И если я легко стряхнул с годами
    С души моей тлетворные следы
    Поправшей всё разумное ногами,
    Гордившейся невежеством среды,
    И если я наполнил жизнь борьбою
    За идеал добра и красоты,
    И носит песнь, слагаемая мною,
    Живой любви глубокие черты –
    О, мать моя, подвигнут я тобою!
    Во мне спасла живую душу ты!
    (Из стихотворения «Мать»)

    Вопрос классу:

    Каким же образом «спасла душу» поэта его мать?

    Выступления учащихся (чтение и анализ произведений).

    Ученик 1 - Прежде всего, будучи женщиной высокообразованной, она приобщала своих детей к умственным, в частности литературным, интересам. В поэме «Мать» Некрасов вспоминает, что ещё ребёнком, благодаря матери, он познакомился с образами Данте и Шекспира. Она же учила его любви и состраданию к тем, «чей идеал – убавленное горе», то есть к крепостным.

    Ученик 2 - Образ женщины – матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях «В полном разгаре страда деревенская»

    В полном разгаре страда деревенская...

    Доля ты!- русская долюшка женская!

    Вряд ли труднее сыскать.

    Не мудрено, что ты вянешь до времени,

    Всевыносящего русского племени

    Многострадальная мать!

    Зной нестерпимый: равнина безлесная,

    Нивы, покосы да ширь поднебесная -

    Солнце нещадно палит.

    Бедная баба из сил выбивается,

    Столб насекомых над ней колыхается,

    Жалит, щекочет, жужжит!

    Приподнимая косулю тяжелую,

    Баба порезала ноженьку голую -

    Некогда кровь унимать!

    Слышится крик у соседней полосыньки,

    Баба туда - растрепалися косыньки,-

    Надо ребенка качать!

    Что же ты стала над ним в отупении?

    Пой ему песню о вечном терпении,

    Пой, терпеливая мать!..

    Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,

    Право, сказать мудрено.

    В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,

    Канут они - всё равно!

    Вот она губы свои опаленные

    Жадно подносит к краям...

    Вкусны ли, милая, слезы соленые

    С кислым кваском пополам?..

    (Начало 1863)

    Стихотворение Некрасова “В полном разгаре страда деревенская...” рассказывает о трудной доле русской женщины, матери, крестьянки. Эта тема вообще характерна для творчества Некрасова, её возникновение объясняется биографически. Поэт вырос в семье, где отец был “домашним тираном”, мучающим мать. С детства Некрасов видел страдания любимых женщин, матери и сестры, брак которой, кстати, тоже не принёс ей счастья. Поэт тяжело переживал смерть матери и винил в ней отца, а через год умерла его сестра...

    « Орина, мать солдатская»

    Ученик 3 - Стихотворение «Внимая ужасам войны»

    Стихотворение “Внимая ужасам войны...”, посвященное Крымской войне 1853-1856 годов, звучит поразительно современно.. Произведение поразительно своевременное, оно напоминает живущим о непреходящей ценности жизни, кажется, только матери, дающие жизнь, понимают ее святое назначение. А безумцы, втягивающие новые поколения в войны, ничего не хотят понимать. Не слышат голоса разума. Скольким российским матерям близко и понятно это стихотворение:
    Небольшое, всего в 17 строчек, стихотворение поражает глубиной гуманизма, заключенного в нем. Язык поэта лаконичен и прост, нет развернутых и сложных метафор, лишь точные эпитеты, подчеркивающие замысел художника: дела - “лицемерные”, раз не ведут к прекращению войн, лишь слезы “искренние”, и искренни они “одни”, все остальное - ложь. Страшно заключение поэта, что забудет и друг, и жена - их он также причисляет к “лицемерному” миру.
    Заканчивается стихотворение сравнением в фольклорном стиле матерей с поникшей плакучей ивой. Использование фольклорного образа сообщает произведению обобщающее значение: не об одной Крымской войне оно - обо всех, после которых рыдают матери и сама природа:

    Слово учителя. « Кто же защитит тебя?» - обращается поэт в одном из своих стихотворений.

    Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаменим, но велик!

    Некрасовские традиции в изображении светлого образа матери - крестьянки в лирике С.А. Есенина

    (По ходу лекции учителя звучат стихи Есенина о матери в исполнении учащихся (наизусть))

    Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке.

    Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Наделённый индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины, возникает ещё в юношеских стихах поэта, как сказочный образ той, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. Этот образ принимает и конкретный земной облик крестьянки, занятой повседневными делами: «Мать с ухватами не сладится, нагибается низко…»

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ПИСЬМО МАТЕРИ» Есенин (читает М. Трошин)

    Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы Есениным в образе матери. «О, моя терпеливая мать!» - это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. Так возникает частый у Есенина мотив вины сына. В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью юности, но более всего влечёт туда тоскующая о сыне мать.

    «Милая, добрая, старая, нежная» мать видится поэту «за родительским ужином». Мать волнуется – сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить её в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет». Сын, «по-прежнему такой же нежный», «мечтает лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом». В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет».

    Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания –«поджиданье седых матерей».

    Сыновья стали солдатами, царская служба увела их на кровавые поля мировой войны. Редко-редко приходят от них «каракули, выводимые с таким трудом», но всё ждут их «хижины хилые», согретые материнским сердцем. Есенина можно поставить рядом с Некрасовым, воспевшим «слёзы бедных матерей».

    Им не забыть своих детей,
    Погибших на кровавой ниве,
    Как не поднять плакучей иве
    Своих поникнувших ветвей.

    Поэма «Реквием» А.А. Ахматовой.

    Эти строки из далёкого 19 века напоминают нам о горьком плаче матери, который мы слышим в поэме Анны Андреевны Ахматовой «Реквием». Вот оно, бессмертие истинной поэзии, вот она, завидная протяжённость её существования во времени!

    Поэма имеет реальную основу: 17 месяцев (1938 – 1939 годы) Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Льва Гумилёва: он арестовывался трижды: в 1935, 1938 и 1949 годах.

    Поэма «Реквием» - это дань памяти тем страшным годам и всем прошедшим с ней этот трудный путь, всем замеченным, всем родным осужденных. В поэме отражены не только личные трагические обстоятельства жизни автора, но и горе всех русских женщин, тех жен, матерей, сестер, что стояли с ней вместе 17 страшных месяцев в тюремных очередях в Ленинграде.

    (Звучат отрывки из поэмы в исполнении мастеров художественного слова. Фонохрестоматия. 11 класс)

    Но это судьба не только одной матери. А судьба многих матерей России, изо дня в день простаивавших перед тюрьмами в многочисленных очередях с передачами для детей, арестованных носителями режима, Сталинского режима, режима жестоких репрессий.

    Перед этим горем гнутся горы,
    Не течёт великая река,
    Но крепки тюремные затворы,
    А за ними «каторжные норы»
    И смертельная тоска.

    Мать проходит круги ада.

    Тема заступничества за миллионы матерей зазвучала из уст Ахматовой. Личное переживание автора тонет в общенародном страдании:

    Аудиозапись, читает Ахматова:

    Нет, это не я, это кто-то другой страдает.

    Я бы так не могла, а то, что случилось,

    Пусть черные сукна покроют,

    И пусть унесут фонари…

    Через всю поэму проходит судьба матери и сына, образы которых соотнесены с евангельской символикой. Вот перед нами простая русская женщина, в памяти которой навсегда останется плач детей, оплывшая свеча у божницы, смертный пот на челе любимого человека, которого уводят на рассвете. И так же она будет плакать по нему, как когда-то плакали стрелецкие «женки» под стенами Кремля. То в образе лирической героини проступают черты самой Ахматовой, которая не верит, что все происходит именно с ней – «насмешницей», «любимицей всех друзей», «царскосельской грешницей». Свой долг Поэта Ахматова выполнила с честью – воспела и возвеличила страдания тысяч матерей, которые стали жертвами кровавого произвола.

    «Реквием» - вселенский приговор бесчеловечной системе, обрекающей мать на безмерные и неутешные страдания, а единственного ей возлюбленного, сына – на небытие.

    Трагедийность образа матери в произведениях о Великой Отечественной войне.

    Слово учителя

    Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма. И стал выглядеть ещё более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточённости минувшей войны. Кто более матери перенёс страданий в эту пору? Об этом книги матерей Е. Кошевой «Повесть о сыне», Космодемьянской «Повесть о Зое и Шуре»…

    Да разве об этом расскажешь –
    В какие ты годы жила!
    Какая безмерная тяжесть
    На женские плечи легла!
    (М, Исаковский).

    Наши матери не только теряли своих сыновей, переживали оккупацию, работали до изнеможения, помогая фронту, но они сами гибли в фашистских концлагерях, их пытали, сжигали в печах крематориев.

    Вопрос классу

    Почему же люди, которым именно женщина-мать подарила жизнь, так жестоки к ней?

    (Ответы-выступления, размышления учащихся)

    Роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»

    В романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» насилие предстаёт в разных видах, и писатель создаёт яркие, пронзительные картины той угрозы, которую оно несёт для жизни.

    Ученица читает письмо матери физика Штрума Анны Семёновны, написанное ею накануне гибели обитателей еврейского гетто. ЧИТАЮ ПИСЬМО МАТЕРИ

    "Витя, я уверена, мое письмо дойдет до тебя, хотя я за линией фронта и за колючей проволокой еврейского гетто. Твой ответ я никогда не получу, меня не будет. Я хочу, чтобы ты знал о моих последних днях, с этой мыслью мне легче уйти из жизни.

    Витенька, я заканчиваю свое письмо и отнесу его к ограде гетто и передам своему другу. Это письмо нелегко оборвать, оно - мой последний разговор с тобой, и, переправив письмо, я окончательно ухожу от тебя, ты уж никогда не узнаешь о последних моих часах. Это наше самое последнее расставание. Что скажу я тебе, прощаясь, перед вечной разлукой? В эти дни, как и всю жизнь, ты был моей радостью. По ночам я вспоминала тебя, твою детскую одежду, твои первые книжки, вспоминала твое первое письмо, первый школьный день, все, все вспоминала от первых дней твоей жизни до последней весточки от тебя, телеграммы, полученной 30 июня. Я закрывала глаза, и мне казалось - ты заслонил меня от надвигающегося ужаса, мой друг. А когда я вспоминала, что происходит вокруг, я радовалась, что ты не возле меня - пусть ужасная судьба минет тебя.

    Витя, я всегда была одинока. В бессонные ночи я плакала от тоски. Ведь никто не знал этого. Моим утешением была мысль о том, что я расскажу тебе о своей жизни. Расскажу, почему мы разошлись с твоим папой, почему такие долгие годы я жила одна. И я часто думала, - как Витя удивится, узнав, что мама его делала ошибки, безумствовала, ревновала, что ее ревновали, была такой, как все молодые. Но моя судьба закончить жизнь одиноко, не поделившись с тобой. Иногда мне казалось, что я не должна жить вдали от тебя, слишком я тебя любила, думала, что любовь дает мне право быть с тобой на старости. Иногда мне казалось, что я не должна жить вместе с тобой, слишком я тебя любила.

    Ну, enfin… Будь всегда счастлив с теми, кого ты любишь, кто окружает тебя, кто стал для тебя ближе матери. Прости меня.

    С улицы слышен плач женщин, ругань полицейских, а я смотрю на эти страницы, и мне кажется, что я защищена от страшного мира, полного страдания.

    Как закончить мне письмо? Где взять силы, сынок? Есть ли человеческие слова, способные выразить мою любовь к тебе? Целую тебя, твои глаза, твой лоб, волосы.

    Помни, что всегда в дни счастья и в день горя материнская любовь с тобой, ее никто не в силах убить.

    Витенька… Вот и последняя строка последнего маминого письма к тебе. Живи, живи, живи вечно… Мама".

    Впечатления учащихся от услышанного (примерные ответы)

    Ученик 1 - Его нельзя читать без содрогания и слёз. Ужас, чувство страха охватывают меня. Как могли люди вынести эти нечеловеческие испытания, выпавшие на их долю. И особенно страшно, становится не по себе, когда плохо матери, самому святому существу на земле.

    Ученик 3 - Мать способна на любую жертву ради детей! Велика сила материнской любви!

    Слово учителя

    Мать Василия Гроссмана погибла в 1942 году от рук фашистских палачей.

    В 1961 году, через 19 лет после смерти матери, сын написал ей письмо. Оно сохранилось в архиве вдовы писателя.

    ЧИТАЮ ПИСЬМО СЫНА

    Дорогая мамочка, я узнал о твоей смерти зимой 1944 года. Приехал в Бердичев, вошёл в дом, в котором ты жила, и понял. Что тебя нет в живых. Но ещё 8 сентября 1941 года я чувствовал сердцем, что тебя нет.

    Ночью на фронте я увидел сон – вошёл в комнату, ясно зная, что это твоя комната, и увидел пустое кресло, ясно зная, что ты в нём спала: свешивался с кресла платок, которым ты прикрывала ноги. Смотрел на это пустое кресло долго, а когда проснулся, знал, что тебя нет уже на земле.

    Но я не знал, какой ужасной смертью умерла ты. Об этом я узнал, расспросив людей, знавших о массовой казни, произошедшей 15 сентября 1941 годы. Я десятки раз, а может сотни, пытался представить себе, как ты умерла. Как шла на смерть, старался представить человека, который тебя убил. Он был последним, который тебя видел. Я знаю, что ты думала обо мне очень много всё это время.

    Теперь уже больше девяти лет, как я не пишу тебе писем, не рассказываю о своей жизни, делах. И за эти девять лет накопилось столько в душе. Что я решил написать тебе, рассказать и, конечно, пожаловаться, так как никому, по существу, нет дела до моих печалей, только тебе одной было до них дело. Я буду с тобой откровенен… Прежде всего, я хочу сказать тебе, что за эти 9 лет я смог по- настоящему поверить, что люблю тебя – так как ни на иоту не уменьшилось моё чувство к тебе, я не забываю тебя, не успокаиваюсь, не утешаюсь, время не лечит меня.

    Дорогая моя, прошло уже 20 лет со дня твоей смерти. Я люблю тебя, я помню тебя каждый день своей жизни, и горе моё все эти 20 лет неотступно. Ты для меня человеческое. И твоя страшная судьба – это судьба человека в нечеловеческое время. Я всю жизнь храню веру, что всё моё хорошее, честное, доброе – всё это от тебя. Сегодня я перечитывал несколько твоих писем ко мне. И сегодня я снова плакал, читая твои письма. Я плачу над письмами – потому что ты – твоя доброта, чистота, твоя горькая, горькая жизнь, твоя справедливость, благородство, твоя любовь ко мне, твоя забота о людях, твой чудный ум. Я ничего не боюсь, потому что твоя любовь со мной, и потому что моя любовь вечно со мной.

    И та горячая слеза, пролитая писателем по его старой матери и по еврейскому народу обжигает наши сердца и оставляет на них рубец памяти.

    V. Заключительное слово учителя. Подведение итогов.

    Ваша Мама – всегда с вами: она в шепоте листьев, когда вы идете по улице; она – запах ваших недавно выстиранных носков или отбеленных простыней; она – прохладная рука на лбу, когда вам нехорошо. Ваша Мама живет внутри вашего смеха. И она – кристаллик в каждой капле вашей слезы. Она – то место, куда вы прибываете с Небес – ваш первый дом; и она – карта, по которой вы следуете каждым своим шагом.

    Она – ваша первая любовь и ваше первое горе, и ничто на земле не может разделить вас. Ни время, ни место … ни даже смерть!

    Просмотр отрывка из фильма «Мамы», 2012 года.

    VI. Домашнее задание (дифференцированное):

    1. подготовить выразительное чтение (наизусть) стихотворения или прозы о матери
    2. сочинение «Я хочу рассказать Вам о маме…»
    3. сочинение - эссе «Легко ли быть матерью?»
    4. монолог «Мать»
    5. киносценарий «Баллада о матери»