• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Это статья полностью отвечает потребностям всех запутавшихся по жизни, у кого в последнее время возникала мысль “я не знаю, чего хочу от жизни”.

    Все наши желания уходят корнями в 7 человеческих потребностей . Я разделил их на 2 большие категории: физические и психологические.

    И если раскопать эти потребности поглубже, то вы можете действительно узнать, чего вам от жизни надо. Все, абсолютно все чего вы когда либо хотели или можете хотеть, попадает под одну из потребностей человека изложенных ниже.

    Эти 7 человеческих потребностей лежат в основе всех наших чувств, мыслей и поступков и объясняют любое поведение, наше или чужое. Они обобщают всю нашу сложную и порой необъяснимую психологию.

    Итак, уже давно пора познакомиться с собой:

    Физические потребности человека

    Мы живем, руководствуясь главным инстинктом – инстинктом самосохранения. Чем опасней для жизни ситуация, в которую мы попадаем, тем больший дискомфорт она будет нам причинять. Так что, что касается наших физиологических потребностей, тут природа расставила приоритеты за нас.

    Отсутствие кислорода убьет человека за секунды, поэтому дышать нам хочется больше всего. Экстремальный холод может уничтожить нас за несколько часов. Жажда займет немного дольше. Чуть “поприятней” в этом списке человеческих потребностей будет голод…

    Физический комфорт настолько запрограммирован в человеческие потребности, что даже когда все наши базовые нужды удовлетворены, мы все еще будем стараться их улучшать. Люди будут “по инерции” переезжать в бо льшие дома, даже когда в этом нет необходимости. Мы будем есть задолго до наступления голода и некоторые из нас до сих пор проводят по 4 часа в день на загазованных трассах, возвращаясь с работы на дачу, думая что так лучше для их организма – на даче воздух чище…

    Вывод: Зная как гипертрофирован в нашем понимании комфорт, вы сможете перестать улучшать то, что уже хорошо (комфортность вашей жизни) и обратить внимание на другие потребности, которые у вас еще абсолютно не удовлетворены.

    Вы сможете понять почему качество вашей жизни не улучшается с добавлением комфорта – комфорта уже достаточно, вы должны уделить внимание другим человеческим потребностям, которыми вы абсолютно пренебрегали.

    Психологические потребности человека

    Мы одновременно проживем . Одна из них реальная, маленькая, физическая. Другая проживается в нашем сознании, в мыслях – психологическая. Она намного превосходит по размерам настоящую жизнь. Все страхи, мечты, желания и переживания в основном придуманы нами, массируются нашим мозгом по долгу и большом количестве и совершенно не существуют в реальном мире.

    Психологические потребности человека требуют большего внимания в современном мире, так как физиологические уже легко удовлетворены, благодаря достижениям человечества и возросшему уровню жизни.

    Стабильность – это базовая психологическая потребность человека . Ее можно обобщить простым предложением: вера в то, что хуже не будет. В отличие от предыдущего пункта, стабильность – это психологическое понятие, основывающееся на наших мыслях, а не на объективной реальности. Стабильность – это зеркальное отражение физического комфорта в нашем сознании, вера в то, что главная наша потребность, физический комфорт, будет продолжаться.

    3. Новизна

    Новизна – это постоянная потребность человека, которая, если не удовлетворена, причиняет нам серьезный дискомфорт в виде скуки. Мы любим учиться, смотреть разные фильмы, ездить в новые места, испытывать свежие ощущения и даже нервничаем, когда блюда на нашей тарелке повторяются в течение дня! Новизна это одна из сильнейших потребностей человека, которая, возрастает в важности сразу после того, как стабильность достигнута, и начинает с ней конфликтовать.

    В поисках стабильности люди женятся и обретают постоянство. Но следом за ней приходит потребность новизны и их совместное будущее уже не так предсказуемо. Мы часто не знаем чего мы хотим, не из-за глупости, а потому, что наши потребности противоречат друг другу. И в разные периоды времени, у нас меняются желания, балансируя между стабильностью и новизной. Это надо принять как нормальное явление, а не задавать себе вопрос: “что со мной не так?”.

    Кстати, чем старше мы становимся, тем больше мы познаем в этом мире, а значит, тем меньше нового нас окружает, и с годами, скука может стать серьезной проблемой. Взрослые, вместо возросшего с опытом самопознания, из-за появившейся скуки начинают все больше “искать себя”, в то время как на самом деле они ищут не себя, а новизны, которая стремительно убывает из их жизни с каждым новым испытанным ощущением.

    4. Значимость

    Человеческая потребность, которая является, пожалуй, самой ненасытной – это наша значимость, важность. Мы готовы простить человека, который случайно посадил нам синяк и при этом извинился, но можем вцепиться в горло тому, кто подумал про нас плохое. Глубоко в нашем сознании мы думаем, что соотношение нас ко всему человечеству не 1:5 000 000 000 (миллиардам), а 1:1. Я и мир.

    При этом надо понять, что наша значимость выполняет важнейшую функцию в эволюции человека. Психологическая потребность быть значительным ставит для нас высокий стандарт и мы стремимся быть лучше. Мы придумываем себе имидж и из кожи вон лезем, чтобы ему соответствовать. Мы стараемся заполучить уважение других и согласны платить за это высокую цену. Мы готовы работать, учиться по 12 часов в день, только чтобы быть лучше, чем другие или превзойти себя вчерашнего.

    С самого детства мы мечтаем стать пожарниками, космонавтами или хирургами, потому что мы думаем, что то, что мы будем делать, сделает нас значительными. Мы верим, что профессия нашей мечты придаст нам важности в глазах других людей.

    Вспомните себя в детстве. Для меня, когда мне было 5 лет, пожарник в шлеме и сапогах, выглядел значительнее президента страны.

    Сегодняшняя эволюция человека, о которой я без сомнения еще напишу отдельные посты, во многом обязана потребности человека в значительности.

    5. Общение

    Потребность человека в общении объясняет огромное количество языков, которые сформировались на планете. Если вы проанализируете свою жизнь, то заметите что самые лучшие ощущения у вас в жизни связанны с другими людьми. Мы не можем в одиночку. Мы боимся тюремного заключения не столько потому, что это ограничит нашу свободу движения, сколько из-за того, что мы будем вырваны из нашего привычного круга общения. Общение – это потребность человека, которая может или конфликтовать со всеми остальными нуждами или помогать удовлетворять их, если оно происходит с правильными людьми. Вот почему наши самые счастливые моменты и самые большие несчастья связанны с другими людьми – общение с ними переплетено сразу с несколькими главными потребностями человека.

    6. Рост

    Если вы соедините две человеческие потребности – значимость и новизну, вы получите рост. Личностный рост, рост банковского счета, улучшения. Эта нужда настолько сильна в нас, что существует обособленно от остальных. Мы хотим развиваться, думаем как изменять себя и даже не можем остановиться во время празднования на 1-2 рюмках, потому что чувство опьянения нарастает. Нам всегда всего мало. Нам все надо улучшать. Улучшение себя это отдельная потребность, которая существует в каждом из нас.

    7. Желание помогать другим

    Последняя человеческая потребность – это желание помогать другим. Я поставил ее последней, потому что эта она меньше всего связана с инстинктом самосохранения и поэтому работает слабее остальных. Кроме того, мы не можем отдать другому, то чего у нас самих нет.

    Люди сначала зарабатывают деньги, а потом занимаются филантропизмом.

    Желание помогать людям идет последним в списке потребностей человека, но это не означает, что мы должны дожить до старости, чтобы занятся филантропизмом. Помощь другим развивает в нас множество других полезных для успеха качеств и проявляется в нашем поведении в разной степени с раннего возраста.

    Подводя итог, необходимо напомнить что, все наши желания уходят корнями в упомянутые выше 7 потребностей человека. И если мысль “я не знаю, чего хочу” вас все еще беспокоит, то вам нужно

    1. разбить упомянутые выше нужды до мельчайших деталей
    2. обнаружить множественные конфликты между ними и
    3. расставить для себя приоритеты.

    Это не так трудно как кажется, если заняться этим методически и потратить на это некоторое время. Вы проще, чем вы думаете.

    Потребности человека как источник его активности

    08.04.2015

    Снежана Иванова

    Сами потребности человека являются основой формирования мотива, который в психологии рассматривают в качестве «двигателя» личности...

    Человек, как и любое живое существо, запрограммирован природой на выживание, а для этого ему необходимо наличие определенных условий и средств. Если в какой-то момент своего эти условия и средства отсутствуют, то возникает состояние нужды, которое обуславливает появление избирательности реагирования человеческого организма. Эта избирательность обеспечивает возникновение ответной реакции на раздражители (или факторы), которые на данный момент являются наиболее важными для нормальной жизнедеятельности, сохранения жизни и дальнейшего развития. Переживание субъектом подобного состояния нужды в психологии именуют потребностью.

    Итак, проявление активности человека, а соответственно его жизнедеятельность и целенаправленная деятельность, напрямую зависит от наличия определенной потребности (или нужды), которая требует удовлетворения . Но только определенная система потребностей человека будет обуславливать целенаправленность его деятельности, а также способствовать развитию его личности. Сами потребности человека являются основой формирования мотива, который в психологии рассматривают в качестве своеобразного «двигателя» личности. и деятельности человека напрямую зависит от органических и культурных потребностей, а они в свою очередь, порождают , который направляет внимание личности и ее активность на различные объект и предметы окружающего мира с целью их познания и последующего овладения.

    Потребности человека: определение и особенности

    Под потребностями, которые являются главным источником активности личности, понимают особое внутреннее (субъективное) ощущение нужды человека, определяющее его зависимость от определенных условий и средств существования. Сама же активность, направленная на удовлетворение потребностей человека и регулируемая осознанной целью, называется деятельностью. Источниками активности личности как внутренней побуждающей силы направленной на удовлетворение различных потребностей являются:

    • органические и материальные потребности (еда, одежда, защита и т.д.);
    • духовные и культурные (познавательные, эстетические, социальные).

    Потребности человека находят отражение в наиболее стойких и жизненно важных зависимостях организма и среды, а система потребностей человека формируется под воздействием следующих факторов: социальных условий жизни людей, уровня развития производства и научно-технического прогресса. В психологии потребности изучаются в трех аспектах: как объект, как состояние и как свойство (более подробно описание этих значений представлено в таблице).

    Значение потребностей в психологии

    В психологии проблема потребностей рассматривалась многими учеными, поэтому на сегодняшний день существует достаточно много различных теорий, которые под потребностями понимали и нужду, и состояние, и процесс удовлетворения. Так, например, К. К. Платонов видел в потребностях в первую очередь нужду (точнее психическое явление отражения нужд организма или личности), а Д. А. Леонтьев рассматривал потребности через призму деятельности, в которой она находит свою реализацию (удовлетворение). Известный психолог прошлого столетия Курт Левин понимал под потребностями в первую очередь динамическое состояние, которое возникает у человека в момент осуществления ним какого-то действия или намерения.

    Анализ различных подходов и теорий в изучении данной проблемы позволяет говорить о том, что в психологии потребность рассматривалась в следующих аспектах:

    • как нужда (Л.И. Божович, В.И. Ковалев, С.Л. Рубинштейн);
    • как предмет удовлетворения нужды (А.Н. Леонтьев);
    • как необходимость (Б.И. Додонов, В.А. Василенко);
    • как отсутствие блага (В.С. Магун);
    • как отношение (Д.А. Леонтьев, М.С. Каган);
    • как нарушение стабильности (Д.А. Мак-Клелланд, В.Л. Оссовский);
    • как состояние (К. Левин);
    • как системная реакция личности (Е.П. Ильин).

    Потребности человека в психологии понимаются как динамически-активные состояния личности, которые составляют основу ее мотивационной сферы. А так как в процессе деятельности человека происходит не только развитие личности, но и изменения окружающей среды, потребности играют роль двигательной силы ее развития и здесь особое значение имеет их предметное содержание, а именно тот объем материальной и духовной культуры человечества, который влияет на формирование потребностей человека и их удовлетворение.

    Для того, что бы понять суть потребностей как двигательной силы необходимо учитывать ряд важных моментов, выделенных Е.П. Ильиным . Они заключаются в следующем:

    • потребности организма человека нужно отделять от потребностей личности (при этом нужда, то есть потребность организма, может быть неосознаваемой или осознаваемой, а вот потребность личности всегда осознаваемая);
    • потребность всегда связана с нуждой, под которой необходимо понимать не дефицит в чем-то, а желанность или нужность;
    • из личностных потребностей невозможно исключение состояние потребности, которое является сигналом для выбора средства удовлетворения потребностей;
    • появление потребности – механизм, который включает человеческую активность, направленную на поиск цели и ее достижение как необходимость удовлетворения возникшей потребности.

    Потребности отличаются пассивно-активным характером, то есть, с одной стороны они обусловлены биологической природой человека и дефицитом определенных условий, а также средств его существования, а с другой – они детерминируют активность субъект на преодоление возникшего дефицита. Существенный аспект человеческих потребностей – это их общественно-личностный характер, который находит свое проявление в мотивах, мотивации и, соответственно, во всей направленности личности. Вне зависимости от вида потребности и ее направленности все они обладают следующими признаками:

    • имеют свой предмет и являются осознанием нужды;
    • содержание потребностей зависит в первую очередь от условий и способов их удовлетворения;
    • они способны воспроизводиться.

    В потребностях, формирующих поведение и деятельность человека, а также в производственных от них мотивах, интересах, стремлениях, желаниях, влечениях и ценностных ориентациях заключается основа поведения личности.

    Виды потребностей человека

    Любая потребность человека изначально представляет собой органичность переплетения биологических, физиологических и психологических процессов, что и обусловливает наличие многих видов потребностей, которые характеризуются силой, периодичностью возникновения и способами их удовлетворения.

    Чаще всего в психологии выделяют следующие виды потребностей человека:

    • в зависимости от происхождения выделяют естественные (или органические) и культурные потребности;
    • по направленности различают материальные потребности и духовные;
    • в зависимости от того, к какой сфере они относятся (сферы деятельности), выделяют потребности в общении, в труде, в отдыхе и в познании (или образовательные потребности );
    • по объекту потребности могут быть биологическими, материальными и духовными (также выделяют еще и социальные потребности человека) ;
    • по своему происхождению потребности могут быть эндогенными (возникают вод воздействием внутренних факторов) и экзогенными (вызываемые внешними раздражителями).

    В психологической литературе также встречаются базовые, фундаментальные (или первичные) и вторичные потребности.

    Наибольшее внимание в психологии уделяется трем основным видам потребностей – материальным, духовным и социальным (или общественные потребности ), которые описаны ниже в таблице.

    Основные виды потребностей человека

    Материальные потребности человека являются первичными, так как они – основа его жизнедеятельности. Действительно, для того чтобы человек мог жить ему необходимо питание, одежда и жилье и эти потребности были сформированы в процессе филогенеза. Духовные потребности (или идеальные) являются сугубо человеческими, так как отражают в первую очередь уровень развития личности. К ним относят эстетические, этические и потребности в познании.

    Следует отметить, что и органические потребности, и духовные характеризуются динамичностью и взаимодействуют между собой, поэтому для формирования и развития духовных потребностей необходимо удовлетворение материальных (например, если человек не удовлетворяет потребность в пище, то он будет испытывать усталость, вялость, апатию и сонливость, что не может содействовать возникновению познавательной потребности).

    Отдельно следует рассмотреть общественные потребности (или социальные), которые формируются и развиваются под воздействием социума и являются отражением общественной природы человека. Удовлетворение этой потребности необходимо абсолютно каждому человеку как социальному существу и соответственно как личности.

    Классификации потребностей

    С того момента, как психология стала отдельной отраслью знаний множеством ученых было предпринято большое количество попыток классифицировать потребности. Все эти классификация очень разнообразны и в основном отражают лишь одну сторону проблемы. Именно поэтому, на сегодняшний день единая система потребностей человека, которая бы отвечала всем требованиям и интересам исследователей различных психологических школ и направлений, до сих пор не представлена научной общественности.

    • естественные желания человека и необходимые (без них невозможно прожить);
    • естественные желание, но не являющиеся необходимыми (если нет возможности их удовлетворения, то это не приведет к неизбежной смерти человека);
    • желания не являющиеся ни необходимыми, ни естественными (например стремление к славе).

    Автор информационной П.В. Симонов потребности делил на биологические, социальные и идеальные, которые в свою очередь могут быть потребностями нужды (или сохранения) и роста (или развития). Социальные потребности человека и идеальные по П.Симонову разделяются на потребности «для себя» и «для других».

    Довольно интересна классификация потребностей, предложенная Эрихом Фроммом . Известный психоаналитик выделял следующие специфические социальные потребности человека:

    • потребность человека в связях (принадлежность к группе);
    • потребность в самоутверждении (чувство значимости);
    • потребность в привязанности (потребность в теплых и ответных чувствах);
    • потребность в самосознании (собственная индивидуальность);
    • потребность в системе ориентации и объектах поклонения (принадлежность к культуре, нации, классу, религии и т.п).

    Но наибольшую популярность среди всех существующих классификаций получила уникальная система потребностей человека американского психолога Абрахама Маслоу (более известная как иерархия потребностей или пирамида потребностей). В основу своей классификации представитель гуманистического направления в психологии положил принцип группировки потребностей по схожести в иерархической последовательности – от низших потребностей к высшим. Иерархия потребностей А. Маслоу для удобства восприятия представлена в виде таблицы.

    Иерархия потребностей по А. Маслоу

    Основные группы Потребности Описание
    Дополнительные психологические потребности в самоактуализации (самореализации) максимальная реализация всех потенций человека, его способностей и развитие личности
    эстетические потребность в гармонии и красоте
    познавательные стремление узнавать и познавать окружающую действительность
    Основные психологические потребности в уважении, самоуважении и оценке потребность в успехе, одобрении, признания авторитета, компетентность и т.п.
    в любви и принадлежности необходимость быть в общности, социуме, быть принятыми и признанными
    в безопасности необходимость в защите, стабильности и безопасности
    Физиологические потребности физиологические или органические потребности в пище, кислороде, питье, сне, половое влечении и т.п.

    Предложив свою классификацию потребностей, А. Маслоу уточнил, что у человека не могут возникать высшие потребности (познавательные, эстетические и потребность в саморазвитие), если он не удовлетворил базовые (органические) потребности.

    Формирование потребностей человека

    Развитие потребностей человека можно анализировать в контексте общественно-исторического развития человечества и с позиции онтогенеза. Но следует отметить, что и в первом, и во втором случае исходными будут выступать материальные потребности. Это обусловлено тем, что именно они являются главным источником активности любого индивида, толкая его на максимальное взаимодействие с окружающей средой (и природной, и социальной)

    На базе материальных потребностей развивались и трансформировались духовные потребности человека, например потребность в познании базировалась на удовлетворении потребностей в пище, одежде и жилье. Что касается эстетических потребностей, то они также формировались благодаря развитию и усовершенствованию процесса производства и различных средств жизни, которые были необходимы для обеспечения более комфортных условий для жизнедеятельности человека. Таким образом, формирование потребностей человека обусловливалось общественно-историческим развитием, в ходе которого все человеческие потребности развивались и дифференцировались.

    Что же касается развития потребностей в течение жизненного пути человека (то есть в онтогенезе), то здесь также все начинается с удовлетворения естественных (органических) потребностей, которые обеспечивают установлению взаимоотношений между ребенком и взрослыми. В процессе удовлетворения базовых потребностей у детей формируются потребности в общении и познании, на основе которых появляются и другие социальные потребности. Важное влияние на развитие и формирование потребностей в детстве оказывает процесс воспитания, благодаря которому осуществляется коррекция и замещение деструктивных потребностей.

    Развитие и формирование потребностей человека согласно мнению А.Г. Ковалева должно подчиняться следующим правилам:

    • потребности возникают и укрепляются благодаря практике и систематичности потребления (то есть формирование по типу привычки);
    • развитие потребностей возможно в условиях расширенного воспроизводства при наличии разнообразных средств и способов ее удовлетворения (возникновение потребностей в процессе деятельности);
    • формирование потребностей происходит более комфортно, если необходимая для этого деятельность не будет изнурять ребенка (легкость, простота и положительный эмоциональный настрой);
    • на развитие потребностей существенное влияние оказывает переход от репродуктивной деятельности к творческой;
    • потребность будет укрепляться в том случае, если ребенок будет видеть ее значимость, как в личностном плане, так и в общественном (оценка и поощрение).

    В решении вопроса о формировании потребностей человека необходимо вернуться к иерархии потребностей А. Маслоу, который утверждал, что все потребности человека заданы ему в иерархической организации по определенным уровням. Таким образом, у каждого человека с момента его рождения в процессе его взросления и развития личности будут последовательно проявляться семь классов (конечно же, это в идеале) потребностей, начиная от наиболее примитивных (физиологических) потребностей и заканчивая потребностью в самоактуализации (стремлении к максимальной реализации личностью всех своих потенций, наиболее полной жизни), причем некоторые аспекты этой потребности начинают проявляться не раньше подросткового периода.

    По мнению А. Маслоу, жизнь человека на более высоком уровне потребностей обеспечивает ему наибольшую биологическую эффективность и соответственно более продолжительную жизнь, крепче здоровье, лучше сон и аппетит. Таким образом, цель удовлетворения потребностей базовых – стремление к возникновению у человека высших потребностей (в познании, в саморазвитии и самоактуализации).

    Основные способы и средства удовлетворения потребностей

    Удовлетворение потребностей человека является важным условием не только для комфортного его существования, но и для его выживания, ведь если не удовлетворять органические потребности человек погибнет в биологическом смысле, а если не удовлетворять духовные потребности – то умирает личность как социальное образование. Люди, удовлетворяя разные потребности, обучаются различным способам и усваивают разнообразные средства для достижения этой цели. Поэтому в зависимости от окружающей среды, условий и самой личности цель удовлетворения потребностей и способы для ее достижения будут различаться.

    В психологии наиболее популярные способы и средства удовлетворения потребностей заключаются:

    • в механизме формирования индивидуальных для человека способов удовлетворения своих потребностей (в процессе научения, формирования различных связей между раздражителями и последующей аналогии);
    • в процессе индивидуализации способов и средств удовлетворения базовых потребностей , которые выступают в качестве механизмов развития и формирования новых потребностей (сами способы удовлетворения потребностей могут превратиться в них самих, то есть появляются новые потребности);
    • в конкретизации способов и средств удовлетворения потребностей (происходит закрепление одного способа или же нескольких, с помощью которых происходит удовлетворение потребностей человека);
    • в процессе ментализации потребностей (осознание содержания или некоторых аспектов потребности);
    • в социализации способов и средств удовлетворения потребностей (происходит их подчинение ценностям культуры и нормам общества).

    Итак, в основе любой деятельности и активности человека всегда лежит какая-нибудь потребность, которая находит свое проявление в мотивах и именно потребности являются побуждающей силой, которая толкает человека к движению и развитию.

    Говоря о потребностях человека, подразумевают различные виды нужд , которые бывают как осознаваемые, так и неосознаваемые.

    Именно они являются источником порождений чувств, эмоций, желаний, стремлений и катализатором активности с целью их удовлетворения.

    Что это такое?

    Что означает понятие «потребность»? Выживание человека зависит от наличия соответствующих условий и средств.

    Если в определённый момент они отсутствуют — это вызывает состояние нужды.

    В конечном счёте человеческий организм начинает реагировать на раздражающие факторы и проявлять активность, так как от природы он запрограммирован на сохранение жизни и дальнейшее выживание.

    Состояние нужды, приводящее к деятельности субъекта и называется потребностью.

    Ни одного живого существа на планете нет столько потребностей, как у людей. Чтобы реализовать их, человек вынужден активно действовать, в результате чего разнонаправленно развивается и познаёт окружающий мир.

    Удовлетворение потребности сопровождается положительными эмоциями, в противном случае — отрицательными.

    Независимо от гендерной принадлежности, национальности или положения в обществе, каждый человек имеет потребности. Некоторые их виды появляются при рождении , другие по ходу дальнейшей жизни.

    С возрастом список потребностей меняется. К числу первичных относят нужду в воздухе, воде, еде, сексе. Вторичные потребности напрямую связаны с психологией. К ним относят нужду в уважении, успехе, признании.

    Классификация

    Вопрос, связанный с человеческими потребностями, изучался многими учёными и в различное время. В связи с этим существует много теорий и трактовок, которые по-разному описывают связь между потребностями, нуждой и процессом их удовлетворения.

    Основные виды потребностей:


    По Симонову

    В научной работе психолога П. В. Симонова приводится следующая классификация человеческих потребностей:

    • для других;
    • для себя.

    Идеальные потребности, заключающиеся в стремлении познать истину, подобного разделения не содержат.

    Поскольку истинное значение вещей и процессов подразумевает их единственную форму .

    При изучении человеческих нужд в наше время используют комплексный подход и полный арсенал научных методов.

    Не зная достоверных причин происхождения и формирования потребностей и степень их влияния на деятельность мозга, невозможно эффективно решать следующие задачи:

    • профилактика и лечение психических расстройств;
    • предотвращение асоциального и неадекватного поведения;
    • правильное воспитание.

    Понятие иерархии

    Иерархию потребностей вывел психолог Абрахам Маслоу . Многочисленные нужды и желания людей он скомпоновал в виде , которая наглядно демонстрировала его научный взгляд на данную проблему. В пирамиде Маслоу разместил потребности по мере их возрастания.

    Учёный был уверен, что пока индивидуум остро нуждается в примитивных вещах, он не думает о потребностях более высокого уровня. Маслоу приводил примеры в доказательство своей теории.

    Индивидуум начинает заниматься поиском социальной группы, принадлежность к которой могла бы удовлетворить его желания и избавить от одиночества.

    Четвёртый уровень связан с престижными потребностями людей. Это потребности, удовлетворяемые человеком в результате своей деятельности. К ним относят:

    Каждый член общества нуждается в признании своих способностей и талантов со стороны окружающих. Человек добивается самоуважения и начинает верить в собственные силы, когда достигает в жизни определённых результатов.

    Находятся на пятом уровне. Здесь находятся:

    • самоидентификация;
    • самовыражение;
    • самореализация;
    • самоутверждение;
    • саморазвитие.

    Маслоу убеждён, что необходимость самовыражения проявляется у человека только после того, как все нижестоящие потребности полностью удовлетворены .

    В соответствии с теорией учёного, индивидуум действует в строгом соответствии с иерархией, приведённой в пирамиде. Большая часть людей поступает именно таким образом.

    Однако есть и исключения. Существует узкая группа индивидуумов, которые ставят свои идеалы выше бытовых проблем.

    Сюда относят людей науки и искусства, стремящихся к самореализации и развитию, несмотря на лишения и голод. Обычно у таких индивидуумов существует личная иерархия потребностей , в соответствии с которой они живут.

    Различия между низшими и высшими

    Чем различаются высшие и низшие потребности? Низшие потребности связаны с естественными нуждами тела .

    Необходимость в базовых условиях для выживания — еде, воздухе, воде — определена самой природой.

    В чем выражают себя высшие потребности? Высшие потребности выходят далеко за рамки , необходимые для физического выживания и поддержки функционирования организма.

    Нужда индивидуума в развитии, заботе о других людях и любви, самореализации — это уже не просто ряд важных потребностей, а список ценностей, не имеющих прямого отношения к потребностям тела.

    Объекты и средства удовлетворения

    Для физического выживания и комфортного существования человек нуждается в удовлетворении потребностей. Для достижения этой цели люди осваивают различные средства и обучаются разным способам достигать желаемого.

    Объектами и средствами удовлетворения человеческих потребностей являются блага. Это вещи или средства, которые предназначены для удовлетворения определённых человеческих потребностей.

    В этом качестве выступают:


    • духовные;
    • интеллектуальные,
    • образовательные и информационные.

    Варианты выявления

    Какими способами можно выявить потребности людей? Природные потребности наиболее полно описаны Маслоу.

    Они характерны для подавляющего числа людей . Эффективный способ выявления потребностей является тщательный анализ характеристик и действий конкретного человека:

    • мотив;
    • доминанта;
    • обычаи;
    • навыки;
    • вкусы.

    Природные потребности являются неотъемлемой частью существования человека. Не имеет значения, на каком уровне он находится в данный момент и в чём испытывает нужду.

    При возникновении трудностей с удовлетворением базовых потребностей, индивидуум спуститься на ступень ниже . И будет там находиться, пока не удовлетворит эту потребность в полной мере.

    Фундаментальные потребности человека и их удовлетворение:

    Потребностью называется определенная нужда действующего субъекта в совокупности окружающих обстоятельств его существования, привязанность к внешним условиям, исходящая из его личностной природы. Это существенное звено в системе отношений с другими людьми выступает причиной жизнедеятельности человека. Потребности распространяются на всю сферу социальной, материальной и органической жизни, указывая на тесные взаимосвязи между этими понятиями.

    Проявление потребности

    Потребность проявляется в избирательном отношении индивидуума к существующим условиям внешнего мира и является динамической и циклической величиной. Первичные потребности относятся к биологическим нуждам, помимо этого, человек испытывает необходимость пребывания в социуме. Особенность потребности такова, что она является внутренним побуждением и стимулом для деятельности, но одновременно работа становится предметом необходимости.

    В то же время занятие каким-либо делом формирует новые потребности, так как нужны определенные средства и затраты для воплощения задуманного в жизнь.

    Потребности в обществе

    Общество, в котором не развивают и не воспроизводят обречено на деградацию. Нужды людей в разные эпохи соответствуют духу предпринимательства и развития, отражают недовольство и отчаяние, выражают коллективизм, общую веру в последующие дела, обобщают стремления людей, притязания, нуждающиеся в периодическом удовлетворении. Соотношение первичных и вторичных потребностей формируется не только в плане социального положения, но под действием принятого образа жизни, уровня духовного развития, разнообразия социальных и психологических групп в обществе.

    Без удовлетворения насущных потребностей общество не может существовать, заниматься воспроизводством общественных ценностей на уровне исторических и культурных стандартов. Насущные потребности в перемещении, общении, владении информацией требуют от общества развития транспорта, средств общения, образовательных институтов. Люди заботятся о том, чтобы удовлетворить первичные и вторичные потребности.

    Виды потребностей

    Человеческие потребности настолько разнообразны, что для их обобщения в различных категориях требуется классификация по нескольким критериям:

    • по значимости разделяют первичные потребности и вторичные;
    • по группировке субъектов выделяют коллективные, индивидуальные, общественные и групповые;
    • по выбору направления их делят на этические, материальные, эстетические и духовные;
    • по возможности исполнения существуют идеальные и реальные потребности;
    • по сферам деятельности выделяют желание трудиться, физический отдых, общение и экономические направления;
    • по способу удовлетворения нужды подразделяют на экономические, требующие ограниченных материальных ресурсов для производства и неэкономические (потребность в воздухе, солнце, воде).

    Первичные потребности

    К этой категории относят врожденные физиологические потребности, без которых человек не может существовать физически. К ним относят желание есть и пить, необходимость дышать чистым воздухом, регулярный сон, удовлетворение сексуальных желаний.

    Первичные нужды существуют на генетическом уровне, а вторичные возникают с увеличением жизненного опыта

    Вторичные потребности

    Имеют психологическую природу, к ним относят желание быть успешным, уважаемым членом общества, появление привязанностей. Первичные и вторичные потребности различаются тем, что неудовлетворение желаний второй категории не приведет индивидуума к физической смерти. Вторичные стремления подразделяют на идеальные, социальные и духовные.

    Социальные потребности

    В этой категории желаний превалирует потребность общаться с другими индивидуумами, проявить себя в общественной деятельности, получить общее признание. Сюда входит стремление принадлежать к определенному кругу или социальной группе, занимать в ней не последнее место. Эти желания развиваются у человека в связи с его собственными субъективными представлениями о структуре данного слоя общества.

    Идеальные потребности

    К этой группе относят стремления развиваться самостоятельно, проявляющиеся в желании получать новую информацию, исследовать ее и ориентироваться в социуме. Потребность изучать окружающую действительность приводит к осознанию места в современном мире, познание смысла жизни, ведет к пониманию своего предназначения и существования. Переплетаются с идеальными первичные потребности и духовные желания, которые представляют собой стремление к творческой деятельности и осознанию прекрасного.

    Духовные стремления

    Духовные интересы развиваются у человека в связи с желанием сделать богаче жизненный опыт, расширить кругозор, развить творческие способности.

    Рост личностного потенциала заставляет индивидуума не только интересоваться культурой человечества, но и заботиться о представлении ценностей собственной цивилизации. Духовные стремления предполагают рост психологического напряжения при эмоциональных переживаниях, осознание ценности выбранной идеологической цели.

    Человек, обладающий духовными интересами, повышает мастерство, стремится к высоким результатам в области деятельности и творчества. Индивидуум относится к работе не только как средству обогащения, но познает собственную личность через труд. Духовные, биологические и тесно переплетаются между собой. В отличие от животного мира, в человеческом обществе первичной является потребность биологического существования, но она постепенно превращается в социальную.

    Природа человеческой личности многогранна, отсюда возникает многообразие видов потребностей. Проявление стремлений в различных социальных и природных условиях делает трудной их классификацию и разделение на группы. Многие исследователи предлагают различные разграничения, ставя во главе угла мотивацию.

    Классификация потребностей другого порядка

    Первичные потребности человека подразделяют на:

    • физиологические, которые заключаются в существовании и воспроизводстве потомства, еде, дыхании, крове, сне и других нуждах тела;
    • являющие собой желание обеспечить комфорт и безопасность проживания, труд для получения благ, уверенность в дальнейшей жизни.

    Вторичные потребности, приобретенные в ходе жизненного пути, подразделяют на:

    • социальные стремления получить связи в обществе, иметь дружеские и личные привязанности, заботиться о сородичах, добиться к себе внимания, участвовать в совместных проектах и деятельности;
    • престижные желания (уважать самого себя, получить признание других лиц, достичь успеха, высоких наград, продвинуться по карьерной лестнице);
    • духовные - необходимость самовыражаться, реализовать свой творческий потенциал.

    Классификация желаний по А. Маслоу

    Если вы узнаете, что у человека есть нужда в крове, пище и здоровом образе жизни, то вы определите первичную потребность. Нужда заставляет индивидуума стремиться получить насущные блага или изменить нежелательное положение (неуважение, позор, одиночество, опасность). Потребность выражается в мотивации, которая в зависимости от уровня развития личности приобретает конкретную и определенную форму.

    К первичным потребностям относятся физиологические нужды, например продолжение рода, желание пить воду, дышать и т. д. Человек хочет защищать себя и своих близких от врагов, помогать им в лечении болезней, уберечь от нищеты. Желание попасть в определенную социальную группу переправляет исследователя в другую категорию - социальных потребностей. Помимо этих стремлений, индивидуум испытывает желание нравиться окружающим и требует уважительного к себе отношения.

    Постоянно меняются, в процессе эволюции человека постепенно происходит пересмотр мотивации. Закон Э. Энгеля гласит, что спрос на низкокачественные продовольственные товары снижается по мере роста доходов. Одновременно увеличивается спрос на продовольственные товары, которые требуются повышенного качества при улучшении уровня человеческой жизни.

    Мотив поведения

    О существовании потребностей судят по делам человека и его поведению. Нужды и стремления относят к такой величине, которую непосредственно измерить и наблюдать нельзя. Исследователи в области психологии определили, что некоторые потребности побуждают индивидуума к действию. Ощущение потребности заставляет человека действовать для удовлетворения нужд.

    Побуждение определяется как недостаток чего-либо, который превращается в определенное направление действия, и человек концентрируется на достижении результата. Результат в своем конечном проявлении означает средство для удовлетворения желания. Если вы достигаете определенной цели, то это может означать полное удовлетворение, частичное или неполное. Тогда определите соотношение первичных и вторичных потребностей и попытайтесь изменить направление поиска, мотивацию при этом оставив прежней.

    Величина удовлетворения, полученного в результате деятельности, оставляет след в памяти и определяет поведение индивидуума в будущем в похожих обстоятельствах. Человек повторяет те поступки, которые вызвали удовлетворение первичных потребностей, и не совершает действий, ведущих к невыполнению задуманного. Этот закон называют законом результата.

    Менеджеры в современном обществе моделируют ситуации, позволяющие людям ощущать удовлетворение посредством такого поведения, которое выгодно им. Например, человек в процессе производственной деятельности должен представлять завершение работы в виде содержательного результата. Если построить технологический процесс таким образом, что индивидуум не будет видеть конечного результата работы, это приведет к исчезновению интереса к деятельности, нарушению дисциплины и прогулам. Это правило требует от администрации так развивать производственную сферу, чтобы технология не вступала в конфликт с человеческими потребностями.

    Интересы

    Могут проявляться как непосредственные и косвенные. Например, каждого студента к отдельным аспектам своей дипломной работы, расчетам, чертежам является косвенным. Тогда как непосредственным интересом можно считать защиту полностью оформленной работы. Помимо этого, интересы бывают отрицательного и положительного характера.

    Заключение

    Некоторые люди имеют мало интересов, их круг ограничен только материальными потребностями, поэтому характеристика личности определяется желаниями человека и степенью его развития. Интересы банковского деятеля могут совсем не совпадать со стремлениями, например, художника, писателя, крестьянина и других людей. Сколько людей на свете, столько различных потребностей, нужд, стремлений и желаний возникает у них.

    Потребности или нужда – это самый сильный фактор, определяющий целенаправленность активности любого субъекта, поскольку личностные потребности человека являются основной мотивацией, двигающей силой, побуждающей индивидуум на конкретные действия с целью их удовлетворения.

    Можно также говорить о том, что потребности человека – это специфическое состояние личности, проявляющееся зависимостью от возможности в определенных условиях или событиях.

    Активность личности находит свое проявление именно в удовлетворении появляющихся потребностей, которые формируются под влиянием условий воспитания и различных культурных, духовных ценностей.

    Сугубо биологическая точка зрения рассматривает такое понятие как «надобность» в качестве специфического состояния организма, выражающее объективное желание в каком-либо материальном или духовном благе. Исходя из такого определения, можно говорить, что потребности полностью зависят от жизненного образа конкретного индивидуума. А также от сферы его обитания и условий, которые она ему задает.

    В современном мире существует много различных возможностей, что приводит к наличию большого спектра потребностей каждого индивидуума. Не стоит также забывать, что на формирование желаний влияют особенности воспитания, культурный уровень, масса различных социальных условий. Создать единую систему, которая позволила бы максимально точно классифицировать все виды личностных потребностей практически нереально.

    Сейчас уже предложена масса классификаций, распределяющих потребности в группы по тому или иному признаку. Простейшая из них подразделяет индивидуальные нужды на материальные и духовные. Материальные нужды также принято называть биологическими, подразумевая тот факт, что они реализуются как исключительно естественные потребности человека как существующего вида.

    К биологическим потребностям относят, например, потребность в еде, отдыхе и сне, необходимость в тепле и одежде, наличие дома, личное пространство, сексуальные потребности. Другой же вид потребностей, которые принято называть духовными или идеальными, включает в себя такие стремления как потребность в своем социальном признании, дружбе, отношениях, общении, познании мира в целом.

    Также популярной является концепция, выдвинутая А.Х. Маслоу. Согласно ей, иерархическая структура потребностей представляет собой определенное направление деятельности индивидуума в зависимости от того, какой «уровень» иерархии потребностей удовлетворен, а какой – нет. Сам Маслоу изображал ее в виде пирамиды, где каждый последующий сегмент заключал в себе определенную потребность, регулирующую поведение субъекта в зависимости от степени удовлетворения предыдущих сегментов.

    Следует отметить тот неизменный факт, что у каждого индивидуума существует своя степень выраженности любых потребностей, так как эта черта является сугубо уникальной. Тем не менее, ни один человек не сможет полноценно существовать, скажем, без окружающего социума, поскольку его наличие делает возможным удовлетворение потребности в актуализации своего «Я».

    Ведущие потребности личности

    В психологии все чаще применяется выделенный ряд надобностей, которые представляют собой так называемые ведущие потребности личности или основные потребности. Наличие данного ряда потребностей не зависит от возраста или пола индивидуума, при этом они могу розниться не только по своему содержанию, но и по уровню их выраженности в окружающем социуме.

    Подразумевается первичное соотношение одной потребности к другим, что обуславливает некоторую приоритетность. Это факт также подчеркивал создатель иерархической структуры потребностей Маслоу. При этом он называл потребности, вызванные отсутствием того или иного блага «дефицитными».

    В случае «дефицитной» потребности индивидуум всячески концентрирует свои действия на восполнение данного дефицита, в то время как другие потребности становятся «вторичными». К примеру, если человек испытывает выраженное чувство жажды или голода, его уже мало беспокоит мнение соседа или близких людей о его внешнем виде или каком-то поступке.

    Выделяют шесть общих групп ведущих потребностей:

    • Физические потребности и нужды. Они включают в себя такие естественные и физиологические нужды как наличие воздуха, еды, питья, возможности отдыха и сна. Также к данной группе причисляют и социальные потребности в общении и интимных отношениях.
    • Отдельным уровнем выделены эмоциональные потребности. Это может быть необходимость в постороннем доверии, признании, чувствах дружбы и любви.
    • Общественная потребность – нужда в том, чтобы обладать определенной «нишей» в каком-либо обществе, дружеском коллективе, организации.
    • Интеллектуальные потребности представляют собой необходимость находить ответы на возникающие вопросы, нужду в удовлетворении любопытства.
    • Также выделяют ряд духовных потребностей. Они заключаются в необходимости веры в божество, высшее существование, определенную атрибутику. Подобные вещи помогают сохранить внутреннюю гармонию и переносить возникающие трудности.
    • Творческая потребность, заключающаяся в необходимости самовыражения любым из доступных способов, творческой реализации.

    Необходимо подчеркнуть, что удовлетворение личностных потребностей человека – это неотъемлемая часть его благосостояния. Выполнение всех основных нужд является залогом позитивного настроя и эмоциональной гармонии человека.

    Личностные потребности и мотивация

    Мотивационный процесс человека характерен тем, что он представляет собой совокупность различной направленности деятельности индивидуума. Она может заключаться как в стремлении достижения определенной цели, так и в попытках любым способом избежать ее, выражаться в решении вопроса о том, должно быть реализовано определенное действие или же нет.

    Характерным является то, что данные сложные процессы в сознании сопровождаются определенным эмоциональным всплеском, который может найти свое проявление в возбуждении, волнении, радости или страха. Также мотивационные процессы нередко сопровождаются субъективным ощущением внезапного роста или упадка сил.

    Можно утверждать, что личностные потребности и мотивация связаны между собой, поскольку именно она определяет целенаправленность действий индивидуума, являясь движущим механизмом в принятии решений, собранности, преодолении возникающих преград и трудностей. Дело в том, что под мотивацией подразумевают не только совокупность конкретных мотивов, подталкивающих к достижению целей.

    Мотивация – это набор психофизиологических процессов, влияющих на целенаправленность действий и уровень внутренней энергии, которая является необходимой для выполнения этих самых действий.

    Следует отметить, что мотивация является своеобразным следствием возникающих у индивидуума потребностей. По сути, она представляет собой своеобразный «посредник» между возникающей потребностью и реальными физическим активными действиями, выражаясь в виде психического «побуждения к движению». Этим также объясняется тот факт, что за, казалось бы, одинаковыми действиями разных индивидуумов, стоит совершенно разная мотивация и причина.