• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Библиотека царя Ассирии Ашшурбанипала. Библиотеки мира.

    Одним из последних ассирийских правителей был Ашшурбанипал (668 – 626 гг. до н. э.) , высокообразованный для своего времени царь - грамотей, умеющий читать и писать.

    По его личному повелению, в течение всех сорока лет его правления, множество опытных писцов, разъезжали по всему ассирийскому государству. Они разыскивали древние книги в библиотеках и храмах Египта, Ассирии, Вавилона, Аккада, Ларса и, если невозможно было забрать оригиналы, снимали с них копии.

    На большинстве копий сохранились пометки, подтверждающие ее точность: “Согласно древнему подлиннику списано и сверено”. Если подлинник, с которого делалась копия, стерся от времени или был неразборчиво написан, то писцы помечали: “Стерто” или “Не знаю”. Имевшиеся на древних текстах устаревшие знаки писец должен был заменить современными, допускалось сокращение очень длинного текста. “…Разыскивай редкие таблички, хранящиеся в тамошних архивах, - гласил приказ царя, - копий которых у нас в Ассирии нет, и принеси их мне… Никто не смеет отказать тебе в выдаче табличек… ”

    За довольно небольшой срок Ашшурбанипалу удалось собрать одну из первых библиотек мира, отличавшуюся не только своей величиной, но и полнотой фондов и которая даже сегодня является одной из лучших сокровищниц известных человечеству. В своем фонде она имела десятки тысяч клинописных табличек не только о древних государствах Ассирии и Вавилона, но и по всем известным в то время отраслям знаний. Здесь имелась литература по географии и истории, грамматике и праву, математике и астрономии, медицине и естествознанию, прекрасно была представлена в фондах религиозно-богословская литература: сборники колдовских заклинаний против злых духов, болезней, сглазов и порчи; покаянные псалмы и исповедные вопросники.

    Царская библиотека, как свидетельствует запись на одной из табличек, скорее всего, была открыта для широкого пользования, и содержалась в образцовом порядке. Имелись инвентаризационные записи и каталог, велась систематизация фондов. На плитке указывалось название произведения, комната и полка где оно хранилось, отмечалось число строк в табличке.

    Финикия

    Изобретение стекла

    Легенда гласит, что однажды финикийский торговый корабль,который вёз груз соды, пристал к песчаному берегу.Купцы решили пообедать,развели огонь,достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы их поставить. Тогда они вместо камней использовали с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным,сода,расплавившись, смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Застыв, эта жидкость стала стеклом. так Финикийцы поняли, что стекло можно сварить из соды,песка и ракушек (извести).



    Пиратство

    Но все богатства и умения сами по себе не могли защитить финикийцев от полного разорения завоевателями. В борьбе за выживание финикийцев прежде всего выручала торговля и торговый флот. Одними из первых финикийцы научились делать корабли, а торговать, как видно, умели всегда. Вывозя свои товары в дальние страны, финикийские купцы привозили несметные богатства в кладовые Тира, Библа, Сидона, Арада. Из этих богатств они платили дань иноземным владыкам и, более того, охотно предоставля

    ли свой флот для торговли товарами завоевателей, служили посредниками в торговых сделках.

    Прибегали к услугам финикийского флота и иноземные воители. Не имевшие своих кораблей ассирийцы не только торговали с помощью финикийских купцов, но и вели захватнические военные экспедиции на кораблях финикийского военного флота. Так, ассирийский царь Саргон II (722-705 гг. до н. э.)

    опирался на финикийский флот при покорении Кипра.

    Живые и богатые купцы-финикийцы были выгоднее покорителям их земель, чем пустые разрушенные города и сожженные корабли. А торговали финикийцы почти по всему Саргон II древнему миру все

    возможными товарами. Кроме ливанского кедра, пурпурных тканей, изделий из металлов, стекла, финикийцы торговали вином, оливковым маслом и любым другим товаром, способным принести выгоду.

    Торговали финикийцы и рабами. Больше того, за финикийскими моряками закрепилась недобрая слава охотников за людьми и пиратов. Заманивая на корабли доверчивых

    жителей средиземноморских островков красивыми товарами, а то и нападая на чужие корабли, захватывали коварные финикийцы живой товар для работорговли. Они же первыми стали использовать труд рабов на галерах, приковывая рабов-гребцов к веслам. Такой человек не мог спастись при кораблекрушении, ведь он становился живым механизмом - придатком весла.



    Но рабы в древнем мире за людей не считались.

    Торговые корабли финикийцев бросали круглые, с дыркой для каната, камни-якоря в гаванях многих прибрежных портов Средиземного моря - в Египте, Греции, Испании, на Сицилии, Корсике и в Малой Азии. На дальних землях, там, где финикийские купцы подмечали особенно выгодные условия для торговли - местное население владело таким товаром, который выгодно было купить, чтобы потом продать в других странах или в самой Финикии, - они основывали долговременные торговые фактории. Торг в них велся круглый год без остановки. Порой особенно удачливые фактории становились городами. Из разных городов Финикии туда приплывали на кораблях переселенцы с семьями, обзаводились на новом месте хозяйством, возводили стены, строили храмы - возникала финикийская колония. Так, на приглянувшемся финикийцам месте промежуточной стоянки кораблей в Северной Африке, где финикийские моряки отдыхали, запасались водой

    и чинили свои корабли по пути в далекую Иберию (так называлась раньше Испания), возник когда-то Новый город - впоследствии могучий Карфаген.

    Занятие торговлей служило мощным стимулом развития финикийской культуры. Сложные расчеты, учеты проданных и купленных товаров, вынужденность общения с торговыми партнерами на удаленном расстоянии - все это способствовало созданию финикийцами собственной письменности, развитию математики. Необходимость ориентироваться по звездам и солнцу в дальних морских плаваниях привела к значительным достижениям финикийцев в астрономии. А о географии Земли, благодаря тем же плаваниям, финикийцы знали, наверное, лучше всех в мире. Ко всему прочему финикийцы изобрели деньги в том смысле, который мы вкладываем в это понятие.

    Палестина

    Почему распалось созданное Давидом единое израильско-иудейское царство?

    Непосредственным поводом к распаду в 926 году до нашей эры общееврейского государства, созданного царем Давидом, стали безрассудные действия «скудного разумом» Ровоама, старшего сына и преемника царя Соломона, однако более глубокие причины этого распада обусловлены политикой его отца и деда. Еще со времен Давида, отдававшего явное предпочтение иудеям и вениаминитянам, остальные десять еврейских племен остро ощущали свою ущемленность, отдаленность от трона. То обстоятельство, что для царя Давида «слово мужей Иудиных было сильнее, нежели слово Израильтян», однажды даже привело к попытке северных племен отделиться от него, быстро подавленной благодаря решительным действиям Иоава, главного военачальника Давида. Любовь Соломона к роскоши и грандиозным постройкам также накладывала тяжкое бремя на население Северной Палестины. После смерти Соломона представители северных племен не пришли в Иерусалим на коронацию нового царя, а вызвали Ровоама в Сихем, главный город ефремлян, «чтобы поставить его царем», и там заявили ему: «Отец твой наложил на нас тяжкое иго; но ты облегчи жестокую работу отца твоего, и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и мы будем служить тебе». Пообещав сообщить свое решение через три дня, Ровоам обратился к своим советникам и получил от них две противоположные по сути рекомендации. Более опытные советники рекомендовали молодому царю хотя бы временно уступить требованию северян: «Если ты на сей день будешь слугою народу сему и услужишь ему, и удовлетворишь им и будешь говорить им ласково, то они будут рабами на все дни». Однако советники помоложе, сверстники Ровоама, убеждали его, что только энергичный отпор попытке северных племен предъявить царю ультимативные требования может укрепить царскую власть и запугать недовольных. Ровоам опрометчиво последовал рекомендациям своих сверстников и объявил представителям северных племен: «Отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами». В ответ на эти роковые слова десять колен отложились от Ровоама и образовали Израильское царство, избрав своим царем Иеровоама.

    Отныне власть Иерусалима признавали только иудеи и вениаминитяне, чье царство стали называть Иудейским.

    была создана гигантская, по тем временам библиотека. Ашшурбанипал был единственным грамотным, среди всех ассирийских правителей. Кроме этого, он оказался заядлым библиофилом и коллекционировал самое дорогое, из доступных удовольствий - знания.

    Глиняная табличка N 11 с фрагментом мифа о Гильгамеше, на которой описывается история потопа ; (находится в коллекции Британского музея.)

    Во дворце была небольшая библиотека, но Ашшурбанипала она не устраивала. Как приличный маньяк, Ашшурбанипал добывал предметы для своей коллекции любыми способами. Он отправлял писцов в разные районы страны, чтобы те изготавливали копии любых текстов, которые попадутся. Кроме того, Ашшурбанипал заказывал во всех крупных храмовых архивах копии текстов, которые те пересылали ему в Ниневию. Ну и грабеж для коллекционера - это святое!

    Во время военных походов Ашшурбанипал совмещал приятное с полезным: захватывал целые клинописные библиотеки и тащил к себе во дворец. Наверное поэтому он так любил воевать. Свою библиотеку царь собирал почти 25 лет.

    Он нежно любил свою коллекцию, и придавал большое значение ее упорядочению. На каждой табличке был своеобразный экслибрис - имя царя. И было написано название оригинала, с которого снята копия. Библиотекари Ашшурбанипала не даром ели свой хлеб. Они проделывали огромную работу по каталогизации, копированию, комментированию и исследованию текстов библиотеки. Составлялись многочисленные глоссарии, списки литературы и комментарии. Основная часть книг была переводами с шумерских и вавилонских текстов. Их писали специалисты переводчики. Как правило, каждый текст хранился в шести копиях, и часто на нескольких языках.

    таблицы синонимов

    Книги были написаны на глиняных и восковых табличках, пергаментах и папирусах.
    Царь заслужено гордился свой образованностью. Он не просто собирал книги. Он их читал.

    "Я изучил то, что мне принес мудрый Адапа , овладел всем тайным искусством письма на табличках, стал разбираться в предсказаниях в небе и на земле, участвую в дискуссиях ученых мужей, предсказываю будущее вместе с опытнейшими толкователями предсказания по печени жертвенных животных. Я умею решать сложные, непростые задачи на деление и умножение, постоянно читаю мастерски выписанные таблички на таком сложном языке, как шумерский, или таком трудном для толкования, как аккадский, знаком с допотопными записями на камне, которые являются уже совсем непонятными."

    (Глядя на эти надписи, я понимаю,почему царь гордился. Чтобы добровольно читать ТАКОЕ, надо быть очень волевым человеком!)

    В библиотеке были книги обо всем: Книги заговоров, пророчеств, магических и религиозных ритуалов; Мифы; Медицинские тексты; Книги о лечении при помощи чародейства; Таблички с эпосом о Гильгамеше и мифологическим переводом Энума элиш ; Книги с молитвами, песнями, юридическими документами (например, законы Хаммурапи ), хозяйственными и административными записями, письмами, астрономическими и историческими трудами, записями политического характера, списками царей и поэтическими текстами. Были книги обо всем на свете, кроме математики. Наверное все математические тексты хранились отдельно и их не нашли. Или сперли, когда грабили дворец. Или они погибли в пожарах... Ну, и на солнце бывают пятно. Ашшурбанипал создал библиотеку, которая охватывала все накопленные человечеством знания.

    Текст про Иштар

    Через поколение после Ашшурбанипала его столица пала под ударами мидян и вавилонян. Библиотека не была разграблена. Наверное не все грабители любили читать. Большая часть книг, которые были написаны на восковых дощечках, папирусах и коже просто сгорела. Остались книги на глиняных табличках, которые оказались погребёнными под руинами дворцов, где хранилась. Сохранилось 25 000 глиняных табличек. Судя по древним каталогам, до нас дошло не более 10 % от всех собранных Ашшурбанипалом фондов. Библиотека была совсем не маленькой, даже по нашим меркам. А в VII веке до нашей эры, она не имела себе равных: 250 тысяч книг!!!

    Список астрологических предзнаименований по Луне, и комментарии

    Библиотека царя Ашшурбанапала

    Более 2500 лет назад на левом берегу реки Тигра стоял крупный город Ниневия. Еще в VII в. до н. э. Ниневия была столицей могущественного рабовладельческого государства Ассирии.

    Но в 612 г. до н. э. мидийские (Мидия - древнее государство, находившееся на северо-западе Иранского плоскогорья) и вавилонские войска захватили Ассирию и подожгли Ниневию. Много дней в городе бушевал пожар. Город был разрушен, уцелевшие жители бежали.

    Шли годы. Постепенно над развалинами образовались большие холмы, и через 200 лет никто уже точно не знал, где был расположен этот город...

    В 1849 г. английский путешественник Лейярд, отыскивая памятники древности, стал раскапывать холм около небольшой деревни Куюнджик на левом берегу реки Тигра. Вскоре он обнаружил какие-то развалины, погребенные под слоем земли. Оказалось, что это дворец ассирийского царя Ашшурбанапала (668 - 626 гг. до н. э.). Так была найдена древняя Ниневия.

    Постепенно откопали весь дворец. Он был построен на высокой и обширной искусственной террасе. Вход охраняли две огромные статуи быков с человеческими головами. Рельефы на стенах комнат и коридоров изображали охоту ассирийских царей на львов и сцены из военных походов.

    Во дворце Лейярд нашел около 30 тыс. небольших глиняных табличек разнообразной формы, они образовали целый пласт высотой в полметра. Таблички были исписаны очень мелкими клинообразными знаками. Такой клинописью пользовались в древности народы Междуречья. Каждый значок этого письма состоял из клинышков в разных сочетаниях и обозначал слог или слово. Для лучшей сохранности глиняные плитки были обожжены или высушены на солнце.

    Лейярд думал, что эти глиняные таблички не имеют большой ценности, его больше интересовали красивые вещи и рельефы на стенах дворца, но он все же отправил таблички в Лондон. Лет двадцать пролежали они неразобранными в Британском музее: в то время ученые еще только делали первые шаги в расшифровке вавилонской клинописи. Наконец, историки научились читать вавилонские письмена. Прочли они и таблички из дворца Ашшурбанапала. И только тогда стало ясно, какую огромную ценность представляет собой находка. Это была целая библиотека, подобранная заботливо и с большим умением.

    Ашшурбанапал хорошо знал письменность и науку своего времени. По его повелению писцы снимали копии с глиняных книг, хранившихся в библиотеках и архивах храмов Вавилона и других центров древней культуры Междуречья. А эти библиотеки составлялись в течение многих столетий.

    Так, во дворце Ашшурбанапала было собрано несколько тысяч глиняных книг. Они состояли из многих "листов" - табличек одинакового размера. На каждой табличке внизу было написано название книги и стоял номер "листа". Заглавием книги служили начальные слова первой таблички.

    В библиотеке книги размещались в определенном порядке, по отраслям знаний. Поиски нужной книги облегчали каталоги - списки, где указывалось название книги и число строк в каждой табличке. На всех глиняных "листах" стоит библиотечный штамп со словами: "Дворец Ашшурбанапала, царя Вселенной, царя Ассирии".

    Содержание глиняных книг очень разнообразно. Среди них грамматики, хроники (записи событий по годам), рассказывающие о важнейших исторических событиях Вавилонии н Ассирии, договоры между различными странами, законы, отчеты о строительстве царских дворцов, донесения чиновников, сообщения лазутчиков о положении в соседних странах, списки подвластных Ассирии народов с указанием размеров поступавших с них податей, сочинения по медицине, письма, перечни животных, растений и минералов, бухгалтерские книги царских хозяйств, различные жалобы, договоры, документы, составлявшиеся при покупке дома или рабов. Глиняные таблички многое рассказали ученым об истории, культуре, хозяйстве и религии народов древнего Междуречья.

    В этой библиотеке, крупнейшей для своего времени, были собраны книги, подводящие итоги научным достижениям шумеров, вавилонян и ассирийцев.

    Вавилонские и ассирийские жрецы хорошо знали математику. Уже в начале II тысячелетия до н. э. вавилоняне решали довольно сложные геометрические задачи по измерению площадей, умели составлять планы городов, дворцов и храмов.

    В древнем Междуречье при храмах строились многоэтажные (чаще семиэтажные) башни - зиккураты. С самого верхнего этажа зиккуратов жрецы из года в год вели наблюдения за движением небесных светил. В библиотеке хранились сочинения и по астрономии. В большинстве своем это копии более древних книг, составленных за тысячу с лишним лет до Ашшурбанапала. По этим книгам можно проследить зарождение и развитие астрономической науки. В древнем Междуречье при храмах строились многоэтажные (чаще семиэтажные) башни - зиккураты. С самого верхнего этажа зиккуратов жрецы из года в год вели наблюдения за движением небесных светил.

    Вавилоняне и ассирийцы умели рассчитывать время лунных и солнечных затмений, знали движение небесных светил, видимых простым глазом. Они умели также отличать планеты от звезд. Сохранились таблицы с астрономическими вычислениями расстояний между звездами.

    На основании наблюдений за движением Солнца, Луны и звезд жрецы составили календарь. Этот календарь указывал, когда будут разливы рек или спад воды и, следовательно, когда нужно начинать сельскохозяйственные работы.

    Вавилонские астрономы пользовались широкой известностью у других древних народов. Однако ассиро-вавилонская астрономия была неразрывно связана с астрологией, пытавшейся предсказывать будущее по звездам.

    Ассирийцы захватили многие соседние государства, даже Египет, и вели торговлю с более далекими странами.

    Поэтому ассирийцы были довольно хорошо осведомлены о природе и населении стран древнего Востока.

    Ученые нашли в библиотеке Ашшурбанапала географические карты. Еще очень примитивные, эти карты все же охватывали большую территорию от Урарту до Египта. Сохранились и географические справочники ассирийцев с названиями стран, городов и рек. Однако о строении Земли у вавилонян и ассирийцев были самые фантастические представления.

    Медицина в то время была тесно связана с магией. Вавилоняне и ассирийцы верили, что все болезни вызываются злыми духами, проникшими в человеческий организм. Чтобы вылечить болезнь, врач стремился изгнать злого духа из тела больного молитвами и заклинаниями. Иногда врачи лепили из глины изображения злых духов и разрушали их, полагая, что от этого больной может выздороветь.

    Больших успехов достигла хирургия, так как она была основана на изучении анатомии человеческого организма. Любопытно, что в то время сердце считали органом разума, а о роли мозга ничего не знали.

    Обломки глиняной таблички с планом дома. Ассирийские писцы знали не только свой ассиро-вавилонский, но также и древний шумерский язык. Шумеры изобрели клинописное письмо еще в конце IV тысячелетия до н. э. Позже вавилоняне и ассирийцы заимствовали шумерскую клинопись. В библиотеке Ашшурбанапала были найдены шумеро-вавилонские словари, сборники текстов на шумерском языке с пояснениями трудных для понимания мест, таблицы клинописных знаков, сборники грамматических примеров и упражнений. Они очень помогли европейским ученым в XIX в. расшифровать шумерскую письменность и изучить шумерский язык.

    Благодаря древней библиотеке нам хорошо известны легенды, мифы и предания шумеров, вавилонян и ассирийцев. Особенно интересны 12 глиняных табличек, на которых записано замечательное произведение в стихах - эпос о сказочном герое Гильгамеше. Эпос о Гильгамеше возник в Шумере около 2400 г. до н.э., а потом был переведен и на ассиро-вавилонский язык. Вот о чем говорит это сказание.

    Гильгамеш, сын богини Нинсун и смертного человека, в незапамятные времена царствовал в городе Уруке. Он был мудрым правителем и обладал богатырской силой. Гильгамеш заставил все население строить стены вокруг города. Недовольные этой повинностью, жители Урука обратились к богам с просьбой создать такое существо, которое побороло бы Гильгамеша. Боги создали полузверя-получеловека Энкиду.

    Но когда Гильгамеш и Энкиду вступили в единоборство, ни один из них не смог победить своего противника. Тогда они стали друзьями и совершили вместе много подвигов.

    Осада крепости. Рельеф из дворца Ашшурбанапала. IX век до н.э. Но вскоре Энкиду умер. Это привело Гильгамеша в отчаяние. Он стал бояться смерти и отправился к своему отдаленному предку Утнапиштиму, жившему на краю света. Боги даровали Утнапиштиму бессмертие за его праведный образ жизни, и Гильгамеш захотел узнать от него, как можно стать бессмертным. Преодолев множество трудностей, Гильгамеш нашел Утнапиштима. Тот после долгих колебаний рассказал Гильгамешу, что нужно съесть "траву жизни", которая растет на дне океана. Гильгамеш достал эту траву со дна океана. Но он хотел бессмертия не только для себя и решил принести траву жителям своего родного города Урука, чтобы весь народ узнал счастье вечной молодости. На обратном пути в Урук Гильгамеш решил искупаться и оставил "траву жизни" на берегу моря. Змея нашла эту траву, съела ее и стала бессмертной. А Гильгамеш, грустный, возвратился в свой родной Урук.

    Поэма воспевает волю к жизни, мужество героя, идущего к своей цели через все испытания, которые посылают ему коварные, злые и мстительные боги, олицетворяющие грозные силы природы.

    В своем эпосе древние вавилоняне выразили стремление человека познать законы природы, тайны жизни и смерти, обрести бессмертие.

    Множество и других ценных сведений о языке, истории, науке, быте, обычаях и законах древних народов Двуречья сохранила для нас глиняная библиотека Ашшурбанапала.

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://subscribe.ru/archive/history.alltheuniverse

    Наследницей шумерской культуры стала Вавилония, а затем - Ассирия. На протяжении многих веков ассирийские правители вели успешные войны с соседними государствами. В начале VII века до н. э. они подчинили себе Вавилонию, часть Малой Азии и даже Египет. Большую роль в завоевании новых земель сыграло хорошо обученное ассирийское войско: знаменитые ассирийские колесницы, конница и пехота.

    Столицей могущественного государства стала древняя Ниневия, основанная в V тысячелетии до н. э. Резиденция ассирийских правителей отличалась большим количеством дворцов. Построенные на возвышениях, окруженные высокими стенами, они поражали роскошной отделкой. Многочисленные скульптуры, золото и мрамор окружали их владельцев. У входа во дворцы стояли статуи крылатых быков с человеческими головами, которые должны были охранять их от злых божеств.

    Одним из последних ассирийских правителей был Ашшурбанипал (668 – 626 гг. до н. э.), высокообразованный для своего времени царь - грамотей, умеющий читать и писать. Его отец, ассирийский царь Асархаддон (680 – 669 гг. до н. э.), как считают некоторые исследователи, первоначально хотел сделать из сына верховного жреца. А жрецы были высокообразованными для своего времени людьми, - они должны были уметь читать клинопись и знать священные тексты.

    Жрецом Ашшурбанипал не стал, но любовь к чтению у него осталась на всю жизнь. На двух из найденных впоследствии археологами табличках, его рукой было написано, что он знал языки и писцовое искусство всех мастеров письма, присутствовал на собраниях переписчиков, решал сложные задачи с умножением и делением. Не удивительно, что именно этот правитель две с половиной тысячи лет назад собрал в своем дворце в Ниневии богатейшую библиотеку из десятков тысяч клинописных табличек.

    В VII веке до н. э. Ашшурбанипал подчинил своей власти огромную территорию. По его личному повелению, в течение всех сорока лет его правления, множество опытных писцов, знающих несколько языков, разъезжали по всему ассирийскому государству. Они разыскивали древние книги в библиотеках и храмах Египта, Ассирии, Вавилона, Аккада, Ларса и, если невозможно было забрать оригиналы, снимали с них копии.

    На большинстве копий сохранились пометки, подтверждающие ее точность: “Согласно древнему подлиннику списано и сверено”. Если подлинник, с которого делалась копия, стерся от времени или был неразборчиво написан, то писцы помечали: “Стерто” или “Не знаю”. Имевшиеся на древних текстах устаревшие знаки писец должен был заменить современными, допускалось сокращение очень длинного текста. “…Разыскивай редкие таблички, хранящиеся в тамошних архивах, - гласил приказ царя, - копий которых у нас в Ассирии нет, и принеси их мне… Никто не смеет отказать тебе в выдаче табличек…”

    За довольно небольшой срок Ашшурбанипалу удалось собрать одну из первых библиотек мира, отличавшуюся не только своей величиной, но и полнотой фондов и которая даже сегодня является одной из лучших сокровищниц известных человечеству. В своем фонде она имела десятки тысяч клинописных табличек не только о древних государствах Ассирии и Вавилона, но и по всем известным в то время отраслям знаний. Здесь имелась литература по географии и истории, грамматике и праву, математике и астрономии, медицине и естествознанию, прекрасно была представлена в фондах религиозно-богословская литература: сборники колдовских заклинаний против злых духов, болезней, сглазов и порчи; покаянные псалмы и исповедные вопросники.

    Царская библиотека, как свидетельствует запись на одной из табличек, скорее всего, была открыта для широкого пользования, и содержалась в образцовом порядке. Имелись инвентаризационные записи и каталог, велась систематизация фондов. На плитке указывалось название произведения, комната и полка где оно хранилось, отмечалось число строк в табличке.

    Если произведение не умещалось на одной табличке, то последняя строка предшествующей записи - повторялась на следующей. Внизу указывались начальные слова самого произведения. Таблички, которые относились к одному произведению, хранились вместе, в отдельном деревянном ящике или глиняном ларе и помещались на специальных полках в систематическом порядке. К полке прикреплялась этикетка с названием отрасли знания.

    При раскопках ученые нашли копии первых учебников клинописи, составленных еще в XVIII веке до н. э., различные словари, в том числе, шумеро-аккадский. Во фрагментах сохранился “Учебник для царевича Ашшурбанипала” – двуязычный учебный словарь. Была найдена вавилонская книга Бытия, эпос о Гильгамеше с легендой о потопе, различные сказания и мифы.

    Общее количество найденных учеными табличек составляло около 20 тысяч. Основной массив этих уникальных глиняных книг хранится в Британском музее (Лондон).

    В середине прошлого века около деревни Куюнджик на левом берегу реки Тигр археологи раскопали большой холм. Здесь обнаружена погребенная под толстым слоем земли столица Ассирии VII в. до н. э. Ниневия. В развалинах дворца ассирийского царя Ашшурбанапала (668-629 гг. до н. э.) были найдены тысячи глиняных табличек, исписанных мелкими клинообразными знаками. Такой клинописью пользовались в древности народы Междуречья. Каждый значок этого письма состоял из клинышков в разных сочетаниях и обозначал слог или слово.

    Во время правления Ашшурбанипала «вся земля была мирным домом», войн почти не было, и освобожденный от забот по обороне и нападению Ашшурбанипал посвящал время своей библиотеке, которую он собирал с большой любовью, систематически и со знанием «библиотечного дела».

    Общие сведения о библиотеке Ашшурбанипала

    Ученые насчитали в библиотеке Ашшурбанипала около 30 000 тысяч «глиняных книг». Во время пожара, когда впоследствии город погибал под ударами мидийских и вавилонских воинов, в губительном для Ниневии огне «глиняные книги» прошли обжиг, закалились и, таким образом, сохранились. Но, к сожалению, многие были разбиты.

    Библиотека царя Ашшурбанипала хранила на глиняных страницах своих книг почти все, чем были богаты культуры Шумера и Аккада . Ассирийцы по праву могли бы претендовать на звание первопечатников, ведь сколько царских указов, государственных и хозяйственных документов нужно было писать и переписывать, прежде чем рассылать их во все концы огромной Ассирийской державы! И чтобы делать это быстро, ассирийцы вырезбли на деревянной доске нужные надписи, делали с нее оттиски на глиняных табличках. Чем такая доска не печатный станок?

    Всё как в наших архивах

    Имелся в библиотеке и каталог, в котором записывали название, количество строк, отрасль знаний – отдела, к которому принадлежала книга. Найти нужную книгу не составляло труда: к каждой полке прикреплялась небольшая глиняная бирка с названием отдела – совсем как в современных библиотеках.

    Здесь были исторические тексты, свитки законов, медицинские справочники, описания путешествий, словари со списками шумерских слоговых знаков и грамматических форм и даже словари иностранных слов, так как Ассирия была связана чуть ли не со всеми странами Передней Азии.

    Часть книг в ниневийскую библиотеку была привезена из побежденных Ассирией стран, часть покупали в храмах других городов или у частных лиц. С тех пор как появились книги, появились и книголюбы. Сам Ашшурбанипал был рьяным коллекционером, и это не случайно.

    Ашшурбанипал – редкий случай среди царей Древнего Востока – был образованнейшим человеком для своего времени. Его отец Асаргаддон предполагал сделать сына верховным жрецом, поэтому юный Ашшурбанипал изучал все науки того времени. Любовь к книгам Ашшурбанипал сохранил до конца жизни, поэтому и отвел несколько комнат на втором этаже своего дворца под библиотеку.

    Все «глиняные книги» ниневийской библиотеки старше ее самой, ведь почти все они либо копии с шумеро-вавилонских текстов , либо древние таблички из государственных и храмовых архивов. По приказу царя во всех уголках его обширного государства многочисленные писцы снимали копии с литературных памятников. Работали они с большим старанием, и на многих табличках делали надпись, заверяющую идентичность копии и оригинала: «С древнего подлинника записано, а потом сверено». Ашшурбанипал постоянно требовал, чтобы царские чиновники заботились о пополнении его собрания. Было найдено несколько глиняных табличек с его распоряжениями: «Драгоценные таблички, которых нет в Ашшуре, найдите и доставьте их мне».

    Ассирийцы захватили многие соседние государства, даже Египет, где они господствовали 20 лет, и вели торговлю с более далекими странами. Поэтому они были хорошо осведомлены о природе и населении стран Древнего Востока. Ученые нашли в библиотеке Ашшурбанапала географические карты. Еще очень примитивные, эти карты все же охватывали большую территорию - от Урарту до Египта. Сохранились и географические справочники ассирийцев с названиями стран, городов и рек. Однако о строении Земли у вавилонян и ассирийцев были самые фантастические представления.

    В библиотеке Ашшурбанапала были найдены шумеро-вавилонские словари, сборники текстов на шумерском языке с пояснениями трудных для понимания мест, таблицы клинописных знаков, сборники грамматических примеров и упражнений.

    Все это очень помогло европейским ученым в XIX в. расшифровать шумерскую письменность и изучить шумерский язык.

    А вообще шумерский язык остается загадкой для человечества. Дело в том, что он не связан ни с каким другим языком мира. Иногда кажется, что они просто с неба свалились шесть тысяч (или даже больше) лет назад на территорию Нижней Месопотамии. Они сами иногда говорили о том, что прибыили с большого острова, но где вы видите большие острова рядом с Ираком? Мадагаскар, Шри-Ланка? Они далеко все, нормальных кораблей у них не было вроде бы.
    А заодно привести эти поразительные таблички, показывающие, как изменялись знаки шумерской клинописи во времени. И как почти рисунок превратился в набор черточек.

    источники:

    • http://www.telenir.net/istorija/100_velikih_sokrovish/p19.php
    • http://world.clow.ru/text/1150.htm