• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    В процессе эволюции человечество прошло несколько этапов развития массового сознания, каждый из которых характеризуется определенным отношением человека к миру, социуму, к себе; формами поведения и мифологической системой. Пройденные этапы не исчезают бесследно, а остаются в коллективном бессознательном. Эта информация передается в ходе воспитания и обучения каждому ребенку в форме произведений, построенных на классических мифологемах, корни которых уходят к более глубоким пластам культуры. Таким образом, мифы составляют основной материал, из которого строится массовое сознание.

    Сохранение информации о пройденных этапах (пластах) часто приводит к тому, что при определенных условиях возможна регрессия человека до уровня одного из этих этапов, с характерными изменениями мышления, поведения, видения мира. Данный эффект проявляется в целом ряде явлений:

    Криминальная субкультура. «В зоне ряд экзотических явлений характеризует первобытное общество. Обряды инициаций в «паханы; жестокая кара за нарушения «табу»; наколки как символ принадлежности. Несколько бранных слов могут выражать сотни понятий, состояний и надобностей», Л. Самойлов, «Путешествие в перевернутый мир».

    Массовые психозы, приводящие к беспорядкам, войнам и революциям.

    Возможность реагирования на определенные символы в соответствии с архаичными сценариями поведения: подсознательное отождествление себя или значимых людей с животными-тотемами, вовлеченность в стандартные мифологические сетки, использование архаических образов при описании мира.

    Предпосылками для возникновения такого эффекта могут являться фрустрация основных потребностей личности, эмоциональное вовлечение в уже сформированную субкультуру, а также непосредственная рестимуляция архаичных пластов психики образами и символами, связанными с данными культурными уровнями.

    Рестимуляция соответствующих пластов может проявляться в виде неосознаваемой религиозности, под которой понимается выполнение человеком каких-либо архаических религиозных ритуалов без осознания их религиозной сути и смысла совершаемых действий. Строительство своего мировоззрения на системе религиозных мифов без осознания мифологической природы своих представлений.

    Иерархию мифов можно выстроить как в массовом сознании, так и в бессознательном отдельного человека. В общем виде можно выделить следующие пласты коллективного бессознательного: тотемический, фетишистский, анимический, первобытно-магический и мифологический.

    С ними соотносятся несколько устойчивых религиозных форм. Наиболее архаичной из известных на сегодняшний день религиозных систем, является тотемизм.

    Тотемизм представляет собой отождествление себя или группы людей с каким-либо животным (реже - растением), именуемым тотемом. Характерные черты тотемических культов:

    • 1. Табу (запрет) на убийство животного-тотема, за исключением особых ритуальных случаев (совместного поедания тотема)
    • 2. Ритуальное подражание тотему
    • 3. Использование частей животного-тотема (когтей, зубов, шкуры), убитого в культовых целях, появление тотемических фетишей
    • 4. Существование тотемического мифа, описывающего возникновение данной тотемической общности
    • 5. Экзогамность тотемической группы
    • 6. Наличие ритуала тотемической инициации

    Ритуал тотемической инициации считается самым древним и архаичным, именно он является прообразом всех сегодняшних ритуалов инициаций как в религиозной, так и в светской жизни.

    По достижении половой зрелости мальчиков (реже - девочек) выделяли в отдельную группу и налагали на них ряд ритуальных ограничений. Параллельно юношу обучали охотничьим навыкам, посвящали в мифы и предания племени, где важную роль играл миф о чудовище, поедающем мальчиков, а затем оживляющем их в качестве взрослых членов племени. По завершении подготовки кандидатам предлагался свободный и сознательный выбор - пойти на инициацию, то есть на съедение. Если юноша отказывался, он оставался в племени, но не пользовался правами взрослого члена. Согласившихся отводили в место обитания злого чудовища, где их подвергали на выносливость к боли и терпению. Символическое поедание - прохождение через обруч с воткнутыми в него зубами - кульминационный момент. В знак умирания и воскрешения бедолаге наносились раны. Распространенной была процедура обрезания. В племенах с фантазией кандидату могли выбить зуб, выщипать волосы. После этого горемыке объясняли эзотерический миф инициации, повествовавший о добром духе-покровителе. Сообщали, что никакого чудовища, поедающего мальчиков нет, брали подписку о неразглашении, и он становился равноправным субъектом деятельности.

    С психологической точки зрения тотемизм интересен как первый шаг к осознанию человеком себя, своей сущности, своего вида и роли в окружающем мире. Фактически тотем был первым самоназванием человека как вида. Показательно, что развитие тотемизма шло от группового к индивидуальному (нагуализм), что наглядно демонстрировало индивидуализацию сознания на этом этапе. С социальной точки зрения тотемизм интересен как первый шаг к социальной структурированности человеческого сообщества.

    Современная культура ничуть не меньше изобилует проявлениями этой религиозной формы. Следы тотемизма прослеживаются на государственных символах, гербах городов. Животная символика присутствует и в спортивной субкультуре, причем не просто в названии команд, но и в ритуалах тотемического характера, использующихся для повышения уровня агрессивности и ощущения группового единства. В ход идет даже «боевая раскраска» под оного животного. В религиозных системах тотем вовсю замещает многие религиозные образы: Святой дух предстает в виде голубя, Сатана в виде змея, чтеырех Евангелистов часто сопровождают их животные-символы: орел, бык, лев.

    Наряду с тотемизмом у первобытных народов существовала и другая религиозная форма - фетишизм. Хотя его трудно назвать самостоятельной религиозной системой, он крайне интересен для рассмотрения.

    Фетишизм - система представлений, основанная на признании за некоторыми предметами (фетишами) - способности влиять на жизнь человека. Первыми фетишами были части животного-тотема. В дальнейшем перечень предметов, которые обладают дивными свойствами, стал расширяться. Если первобытный человек маршировал на охоту, да споткнулся о камень, да охота при этом оказывалась удачной, то чудо-камень становился фетишем. И к нему норовили прикоснуться всякий раз, когда нужно было идти на охоту. Этот же принцип явился зачаточной формой гомеопатического закона магии. В более развитых формах фетишизма к фетшиу могли обратиться с просьбой, могли сделать жертвоприношение («кормление фетиша»), а могли и просто выпороть. Логика проста - испытав боль, фетиш лучше запомнит, о чем его просили (как человека).

    Психологическая сущность фетишизма крылась (да и сейчас кроется) в свойстве человеческой психики - опредмечивать переживания, то есть переносить на внешний объект комплекс эмоциональных состояний. Такое опредмечивание является разновидностью интроекции, то есть выведения наружу психологических напряжений.

    Фетишизм несмотря на свои древние корни является одной из наиболее устойчивых религиозных форм и присущ не только всем позднейшим религиям, но и современной культуре. Государственные фетиши: флаги, гербы, символы, значки. Изобилует ими студенческая субкультура. Человек окружает себя индивидуальными фетишами: амулетами, талисманами, камнями, «счастливыми» предметами, предметами «на память».

    Под анимизмом понимают первобытное мировоззрение, основанное на приписывании предметам окружающего мира индивидуальной жизненной силы, а в клинически-критических ситуациях и личных черт. Предположительно, что человечество, пришло к такому открытию, распространив способности фетишей влиять на жизнь людей, на все окружающие предметы. В «развитом» анимизме возникает представление о возможности отделения нематериальной субстанции от материальной составляющей, то есть о духах. На этом этапе сознания возникает культура сновидений, погребальных культов и система ритуалов, регламентирующих отношения с природой.

    Основные представления анимизма были незатейливы и сводились к следующему. Болезнь вызывалась одним из двух факторов: вторжением в человека и в его жизнь постороннего духа. Такой казус мог произойти вследствие нарушения человеком правил и запретов, связанных с миром духов (нанесение обиды этому духу, разрушение его физического жилья, например, срубание дерева, убийство животного или врага). Чтобы предотвратить заболевание (в качестве профилактики) - исполнялись ритуалы по задабриванию такого пострадавшего духа. Соблюдался траур по убиенному, менялась внешность (чтобы дух не узнал). Отсюда небезызвестный обычай боевой раскраски у индейцев. Лечили заболевания особые люди и до гениального просто - с помощью угроз или уговоров заставляли духа покинуть тело больного.

    Второй фактор болезни - это утеря человеком своего собственного духа или нанесение ему вреда. Это связывалось с восприятием сна как результата отделения духа человека от его оболочки и блуждание в мире духов. В результате таких блужданий дух мог заблудиться, мог быть насильственно задержан другими духами и даже (какое коварство!) - быть уничтоженным! Для предотвращения такой вопиющей ситуации были известны «надежные методы»: укрывание во сне, завязывание перед сном рта, обматывание себя веревками. Лечили «похищение духа» весьма способные люди, которые могли находясь в измененном состоянии сознания (трансе), найти утраченный дух и вернуть его законному владельцу. Наиболее широко и полно эта методика разработалась и применялась в шаманизме.

    Анимистическая теория происхождения религий (Э.Тайлор) рассматривает анимизм как исходную точку возникновения всех более поздних религий.

    Переход анимизма в политеизм произошел вследствие развития представления о духах, и их трансформацию в образы богов. Подобные тенденции Э.Тайлор связывает с развитием абстрактного мышления у первобытного человека, которое двигалось в двух направлениях:

    • 1. Более абстрактное понимание мира
    • 2. Абстрагирование в понимании духа с точки зрения его взаимосвязи с материей

    Психологическая теория сущности анимизма:

    Вопрос о том, существуют ли духи, занимает мыслящее человечество с давних времен. В ходе его решений «мнения депутатов разделились». Причем диаметрально противоположно.

    Попыткой объединить две известные концепции, две непримиримые точки зрения на этот вопрос, является психологическая трактовка религиозных представлений, предложенная выдающимся психологом и философом К.Г. Юнгом.

    Эта трактовка базируется на психоаналитической концепции бессознательной составляющей человеческой психики, а также в введенном самим Юнгом понятии «автономный бессознательный комплекс» (АБК). Согласно вице-апостолу - это взаимосвязанная группа переживаний человека, вытесненная в бессознательное и продолжающая жить там как целостное автономное образование, косвенно влияющая на психологическое состояние человека, а также через психосоматику на его здоровье. Поскольку сознание пытается защититься от его беспардонного влияния, в психике возникает мощный интерпсихический конфликт, приводящий к высокой напряженности, избавиться от которой помогают включающиеся в действие защитные механизмы психики. Одним из них является механизм проекции. Суть этого механизма в проецировании внутренних тревожащих факторов во вне.

    Ярким примером действия такого механизма является тест Роршаха или его бытовой аналог: при долгом разглядывании хаотического рисунка на обоях или чернильного пятна начинают проступать конкретные узнаваемые образы. Они могут быть эмоционально окрашенными - например, тревожащими, предостерегающими. Эти образы не случайны. Анализируя их, можно определить состояние психики человека, раскрыть ее эмоциональную наполненость до таких глубин, которые человек даже не может осознать. Современный человек отторгает эти образы, не обращает на них внимание, считает их детской забавой, однако правильно их используя, он мог бы не только исследовать состояние своего бессознательного, но и влиять на него.

    Именно так и поступал первобытный человек, взаимодействуя с духами, которые являлись (согласно этой теории) ничем иным как проекцией его бессознательных комплексов.

    Исходя из вышесказанного - ритуалы анимизма, как и ритуалы более поздних религиозных систем, можно интерпретировать как рычаги управления собственными бессознательными напряжениями.

    Проиллюстрируем это на примере одного из ритуалов анимизма.

    «Ритуал задабривания убитого на охоте врага»

    Дух убитого в данном примере символизирует чувство вины, которое испытывает человек, лишивший жизни другое существо, а ритуал - это символическая компенсация вины. По убитому врагу носили траур, который вместе с большим количеством запретов представлялся символическим наказанием, избавляющим от чувства вины.

    Аналогично интерпретируется и жертвоприношение, которое, по сути, является отказом от части какого-либо имущества, то есть является самонаказанием.

    Первобытная магия

    В основе магии лежит представление о существовании тонкой взаимосвязи между всеми явлениями окружающего мира. Повлияв на одно явление, мы чудесным образом можем изменить другое.

    Выделяют два закона причинно-следственной взаимосвязи феноменов окружающего мира, используемых в культуре первобытной магии: гомеопатический и симпатический.

    Гомеопатический закон гласит, что подобное порождает подобное. То есть следствие похоже на свою причину. Яркой иллюстрацией этого закона является представление о том, что если нанести вред изображению человека, то человек может заболеть и даже умереть.

    Согласно симпатическому закону (или закону заражения): предмет, находившиеся какое-то время в контакте, соприкосновении, остаются связанными друг с другом. Повлияв на один из таких предметов, можно повлиять и на другой. Этот удивительно тонкий закон лежит в основе представления о том, что человеку можно нанести вред, воздействуя на остатки его пищи, кусочки волос, ногтей, и т.п.

    Как видим, магические представления о мире коренным образом отличались от анимистических.

    Природа в системе магических представлений не является мыслящим, наделенным свободой выбора объектом. Наоборот, все происходящее жестко регламентировано причинно-следственными законами. Любое событие вызвано правильно совершенными ритуалами. Тогда как в анимистическом мире всем управляют духи, причем по своему усмотрению. И могут как удовлетворять просьбы людей, так и «иметь их в виду».

    Шаманизм

    Шаман - посредник во взаимоотношениях мира людей и мира духов.

    Космогония шаманизма предполагает наличие трех миров: верхнего - неба, среднего - мира людей и нижнего - подземного.

    Шаман по выбору духов. Когда человек заболевал так называемой шаманской болезнью и его начинали посещать видения, галюны, поведение становилось странным и неупорядоченным, случались припадки, похожие на эпилептические. В видениях являлись духи и предлагали ему стать шаманом. Если претендент пытался отказаться от почетной миссии, духи угрожали убить его, и болезнь обострялась. Если выбранный духами человек соглашался на сотрудничество, он излечивался, однако у него оставалась способность по своему желанию вызывать шаманский транс. Новопосвященный шаман начинал осваивать свое ремесло.

    Шаман по обучению. Характерная профессиональная прослойка для более развитых культур. Чтобы стать таким шаманом, человек проходил подготовительный курс у уже признанного шамана, часто у старшего родственника. Затем запрашивалась санкция у духов, и после получения таковой человек становился шаманом.

    Шаман по передаче получал духов-помощников и статус шамана от другого шамана, чаще всего по наследству. Известны случаи продажи духов-помощников.

    Следует отметить, что профессия шамана была достаточно трудной, и даже опасной (известны случаи, когда могли и порешить болезного, если тот не смог вызвать дождя или еще чего).

    Вершиной шаманского культа являлось шаманское путешествие, во время которого шаман в состоянии транса мог отделять свой дух от тела и перемещаться в мир духов. Там улаживались всяческие дела, передавались просьбы, отыскивались заблудшие души и возвращались законному владельцу.

    В зависимости от направления путешествия шаманы делились на белых (путешествующих в верхний мир) и черных (в нижний мир). Подобное разделение не связано с добрыми и злыми деяниями, так как с помощью духов верхнего и нижнего мира можно было как делать добро, так и пакостить. Шаманы высокого уровня могли путешествовать без виз и авиабилетов во всех трех мирах.

    В особо сложных случаях группа шаманов могла предпринять совместное путешествие - камлание. Подобные камлания могли продолжаться по несколько суток подряд.

    Достаточно долгое время (даже в серьезных трудах по религиоведению) бытовало мнение, что шаманизм - примитивное суеверие первобытных народов, а шаманы - обманщики и шарлатаны. Однако исследования последних трех десятилетий в области трансперсональной психологии коренным образом изменили взгляд на феномен шаманизма. Это исследования, посвященные измененным состояниям сознания (ИСС), которые впервые были обнаружены как результат воздействия на человека психоделических препаратов. В дальнейшем были выявлены и другие, немедикаментозные методы вхождения в ИСС (холотропное дыхание, ребефинг, медитативные техники).

    Исследования С. Гроффа людей, находящихся в разных формах ИСС, выявили поразительное сходство между собой, а также с известными в этнографии описаниями шаманских путешествий.

    Использование шаманского опыта, обогащенного различными интерпретациями западной психологии, позволило разработать ряд эффективных психотехник, направленных на лечение психологических и психосоматических расстройств. Успехи последних десятилетий в психосоматической медицине также дали возможность по-новому взглянуть на терапевтические процедуры, используемые шаманами.

    Что же представляет собой шаманское путешествие с точки зрения психологии? Принимая положение о человеческой психике как результате взаимодействия трех составляющих: подсознания, сверхсознания и сознания (а сознание обычного человека надежно отделено от подсознания и сверхсознания), констатируем, что шаман (он же человек, пребывающий в ИСС) приоткрывает свое сознание бессознательным образом, и беспрепятственно путешествует в нижний мир - подсознание, или в верхний - сверхсознание. Кому что больше нравится…

    10. Классификация религий. Лекции + учебник + википедия.

    Существуют следующие классификации религий по следующим признакам:

      Количество Богов

      Монотеизм (иудаизм, христианство, ислам)

      Дитеизм (зороастризм)

      Политеизм (анимизм, фетишизм, тотемизм, культ предков)

      Различение религий по времени и месту происхождения

      Первобытные (в Вавилоне) фетишизм, анемизм, магия, аниматизм (не уверена в правильности написания).

      Рабовладельческие общества

    Вавилон, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим, Древняя Персия (зороастризм – Древний Иран)

      Религия Средних веков

      Нового времени (протестантизм)

      Новые религиозные движения

      Количество адептов и по уровню социального единства

      Индивидуальная религия – один человек

      Семейные или родовые (культ предков)

      Племенные (анимизм, тотемизм)

      Национальные и народные (индуизм, иудаизм)

      Мировые и космополитические – надгосударственные (христианство, ислам, буддизм, неоконфуцианство, бахаризм)

      По идеям

      Идея спасения (сансара)

      Спасение свыше, не признает реикарнацию. (христианство)

      По отношению к государству

      Разрешенные (христианство и т.п.)

      Запрещенные (сатанисты)

      В зависимости от нахождения абсолюта

      Космоцентрические

      Эгоцентрические

      Социоцентрические («светские»)

      Модель связи человека с Богом

    1.Пантеизм

    2.Панентеизм

    Монотеи́зм (букв. «единобожие» - от греч. μονος - один, θεος - Бог) - религиозное представление и учение о едином Боге (в противоположность политеизму).

    Монотеизм можно классифицировать на теизм, пантеизм, панентеизм и деизм. В отдельных источниках монотеизм может противопоставляться пантеизму. В монотеизме, в узком понимании теизма, Бог персонифицируется, то есть является определённой «личностью». Монотеизм характерен для авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам), но также представлен в философии индуизма, в сикхизме, в других религиях.

    Дитеизм – двубожие. Убеждение, что существует два соперничающих друг с другом бога. Например, один злой, другой добро, один покровительствует порядку, другой - хаосу. Такие религии как зурванизм, манихейство, и мандеизм все были представителями дуалистических философий, но также и монотеистическими религиями, так как в каждой есть верховный и трансцендентальный Первый Принцип, из которого две равные, но противоположные сущности произошли. Ярким представителем такой религии является зороастризм, который содержит как монотеистические, так и дуалистические черты. Зороастризм никогда не проповедовал явный монотеизм (подобно иудаизму или исламу), являясь на деле оригинальной попыткой унификации политеистической религии под культом единого верховного Бога. Зороастри́зм, также маздеи́зм («Благая вера почитания Мудрого», перс. behdin, «Благая Вера») - одна из древнейших религий, берущая начало в откровении пророка Спитамы Заратуштры, полученном им от Бога - Ахура Мазды. В основе учения Заратуштры - свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. В древности и раннем средневековье зороастризм был распространен преимущественно на территории Большого Ирана. К настоящему времени зороастризм в основном вытеснен исламом, небольшие общины сохранились в Иране и Индии. «Дух» в зороастрийском понимании это «мысль». Два изначальных духа - добрый и злой (Спента и Ангра) - символизируют две противонаправленные ментальности: направленную на созидание и направленную на разрушение. Последняя (Ангра Маинью, Ахриман) объявляется главным врагом Ахура Мазды и его мира, его Разрушителем и прежде всего губителем человеческого сознания, чьё разрушение оборачивается деградацией общества и затем всего мира. Отсюда проистекает задача зороастрийца - следовать Спента Маинью (доброму духу, созидательному мышлению) и подобно своему творцу Ахура Мазде воплощать в своих деяниях Ашу (вселенский закон добра) и отвергать Друдж (ложь, зло, разрушение).

    Политеи́зм (от греч. πολύς, «многочисленный, много» + греч. θεός, «Бог, божество» - «многобожие») - религиозное мировоззрение, совокупность верований, основанная на вере в нескольких богов, которые имеют собственные пристрастия, характер, вступают в отношения с другими богами и имеют специфическую сферу влияния.

    Политеизм противостоит монотеизму - вере в единого Бога, и атеизму - отрицающему существование Бога или богов. Происхождение и связь политеизма с монотеизмом является предметом дискуссий среди антропологов и историков религий. Большинство исследователей склоняются к мнению, что политеизм является древнейшей формой религиозной жизни человека, из которой вырос монотеизм. В Библии политеизм отождествляется с язычеством (понимается как измена единому Богу), в которое впадал еврейский народ на протяжении всей своей истории. Во времена царя Соломона и позднейших царей в Израиле легально существовали священные горы и священные рощи, в которых совершалось поклонение языческим богам: Ваалу, Дагону, Астарте и другим божествам, распространенным в Средиземноморье и Передней Азии.

    В парадигме политеизма мир представляется в виде иерархии различных божеств, обладающих большей или меньшей властью, имеющих свой облик (часто антропоморфный) и свою определённую сферу управления в природе и обществе. Пантеон богов представляет собой сложную систему взаимоотношений. Сфера деятельности каждого бога отделена от сферы деятельности других. Например, в др. Греции Посейдон - бог водной стихии, Гея - богиня земли; в социальной сфере - Гермес - бог торговли, славянский Велес - бог скотоводства и т. д. Во главе пантеона обычно стоит верховный бог, но не единственный, в отличие от монотеизма. В рамках политеизма поклонение племенным богам не исключает признания богов других народов.

    Выделяют различные виды политеизма: анимизм, считающий все явления природы одушевленными, источником которых служит вмешательство духов и демонов; фетишизм - почитание материальных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами; тотемизм - вера в родственную связь между племенем с одной стороны и определенным животным, растением или явлением природы - с другой. Для архаичных форм политеизма также характерен культ предков, которые магически участвуют в жизни потомков. Эти формы первобытных религиозных представлений существовали в тесном переплетении друг с другом.

    Религиозная практика политеизма (его ритуалы) направлена на установление контакта с божеством и получение от него какой-либо помощи в обмен на приношения (жертвоприношение) со стороны человека. Знание законов взаимодействия с богами и умение применять их на практике дает власть над окружающей реальностью. Утверждение власти над реальностью с помощью ритуала - это магизм. Политеизм магичен по своей сути, поскольку мир богов не является трансцендентным, он растворен в природе; поэтому любая хозяйственная, военная или политическая деятельность человека входит в соприкосновение с тем или иным богом и правильный ритуал обеспечивает её успешность. Поскольку ритуал есть повторение сакрального акта сотворения мира, как и каждое действие - повторение перводействия бога-демиурга, миф утверждает данную реальность как абсолютно значимую. Ничему новому, никакой инициативе, спонтанным актам в этой реальности нет места. Поэтому политеистическое общество является традиционным обществом, в котором любое развитие и изменение не имеют ценности.

    Протестанти́зм или протеста́нтство - одно из трёх, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых Церквей, церковных союзов и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией - широким антикатолическим движением XVI века в Европе.

    Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа (верой в Его смерть за грехи всех людей и в Его воскресение из мёртвых).

    Христиане-протестанты верят, что Библия является единственным источником христианского вероучения, её изучение и применение в собственной жизни считается важной задачей каждого верующего. Протестанты прилагают усилия, чтобы Библия была доступна людям на их национальных языках.

    Священное Предание, согласно взглядам протестантов, авторитетно настолько, насколько оно основано на Библии и подтверждается Библией. Подобный критерий характерен для оценки любых других религиозных учений, мнений и практик, включая и своих собственных. Взгляды и практики, не подтверждающиеся учением Библии, не считаются авторитетными и обязательными к исполнению.

    Таким образом протестантизм определил принципиальными три положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии).

    Окончательное формирование протестантского богословия произошло к середине XVII века.

    Новое религиозное движение (НРД) - это религиозная или духовная группа, зародившаяся недавно или ещё не получившая общественного признания в качестве деноминации, церкви или религии.

    Термин НРД охватывает собой широкий спектр движений, начиная с тех, которые основаны на новых подходах к религии и духовности и предоставляющие своим последователям свободное членство, и заканчивая общинными организациями, которые требуют от своих последователей значительного соответствия другим членам группы и социальной индивидуальности, что отделяет их от остальной части общества. Использование этого термина принято не всеми группами, к которым он применяется. По мнению некоторых исследователей термин «НРД» считается академическим и нейтрально окрашенным термином, он был введён в научный обиход во второй половине XX века в противопоставление терминам «секта» или «культ», хотя первоначально и это понятие несло на себе отрицательный оттенок. Принцип деления организаций на «новые» и «традиционные» (в хронологическом варианте) лёг в основу современного российского законодательства, хотя сам термин «новое религиозное движение» не имеет законодательного определения.

    В настоящее время в России по некоторым оценкам насчитывается около 300 тыс. последователей всех НРД.

    От других терминов понятие НРД отличается тем, что определяющую роль в нём играет не фактический, а хронологический аспект. В общем смысле «новым религиозным движением» называется любая религиозная группа, не признанная (или пока не признанная) традиционной в отдельно взятом обществе. Соответственно, список НРД меняется как в зависимости от временного критерия, принятого тем или иным исследователем, так и в зависимости от конкретного социума, о котором идёт речь.

    Например, Международное общество сознания Кришны на Западе многие считают новым религиозным движением, поскольку оно относительно ново для западной культуры. Однако в Индии религию кришнаитов считают вполне традиционной, поскольку бенгальский вайшнавизм (течение в индуизме, к которому относится Общество сознания Кришны) известен там с начала XVI века.

    Эгоцентрическая религия это налаживание или восстановление духовной связи индивида со своим истинным Я, поиск собственной незримой сущности внутри себя, внутренний диалог о своем сокровенном и священном архетипе и о резервах самоусовершенствования. Такого рода индивидуалистическая религия, чаще всего атеистическая, внецерковная и внеконфессиональная, обычно исходит из идеи о самодостаточности истинного Я как микрокосма. Подчас сам индивидуальный микрокосм может пониматься не только как конденсат Вселенной, но и как снятая и вечно пребывающая в Я вся историческая смена людей. Все, что есть, было и будет, уже заключено в истинном Я (в Я с большой буквы, в отличие от эмпирического я), мое же несовершенное и повседневное я стремится воссоединиться с абсолютным в самом себе.

    Характерный пример эгоцентрической религии дзэнбуддизм. Эгоцентрическая религиозность, возможно, служит предельным духовным основанием философского субъективного идеализма и имманентной философии с их самодостаточными принципами Познай самого себя и Ищи любой объект лишь внутри самопознания. В ХХ в. распространению различных вариантов эгоцентрической религии способствовали ницшеанская доктрина о смерти Бога и рождении сверхчеловека, а также атеистический экзистенциализм с его концепциями потерянного человека, человека как кузнеца своего счастья и человека, видящего ад в других людях.

    Эгоцентрическая религиямобилизует резервы самопознания и творчества индивида, совершенствует способности личности, формирует уважительное отношение к своему Я как к непреходящей ценности. Но, взятая сама по себе, эта религия явно недостаточна для выполнения социальных и космических функций человека. Преобразуясь же в компонент социоцентрической или космоцентрической религии и лишаясь вследствие этого многих своих негативных черт, духовное восхождение к истинному Я помогает более полному постижению максимыОтносись к другому, как к самому себе.

    Социоцентрическая религия выражает стремление родового человека или какой-либо части общества собрать все свои разрозненные сущностные силы воедино. Эти силы односторонне проявляются через отдельных индивидов, и их нужно сплотить, дабы обрести всеединство. Разделение труда и узкая специализация в обществе в тенденции низводят индивидов до частичной функции. При этом архетип соборности постепенно утрачивается. Восстановить утраченное социальное единство или воссоздать такое единство на новом и более высоком духовном уровне основная цель социоцентрической религии. В зависимости от ее идеалов, канонов и отношения к эгоцентрическому аспекту духовности она либо способствует, либо, напротив, тормозит, сопротивляется совершенствованию индивидуальности.

    Космоцентрические религии обычно определяются как восстановление или налаживание связи с Богом, космическим центром, средоточием Вселенной. Например, христианство, основанное на идее о том, что Адам своим грехопадением порвал связь с Богом, испытывает в лице народившегося от Бога человечества вину перед Творцом и пытается восстановить с Ним духовную близость. Второй Адам Иисус Христос искупил первородный грех, и теперь все христиане, родившиеся к новой жизни через крещение водой и Святым Духом, находятся в духовной связи с Богом.

    Пантеизм, панентеизм, теизм – см. вопр. 12.

    Монотеистическая религия как тип религиозного мировоззрения появилась задолго до начала нашей эры и представляла собой как персонификацию Бога, так и представление и наделение всех сил природы единым сознательным эгрегором. Одни мировые религии наделают Бога личностью и её качествами; другие — всего лишь возвышают центральное божество над остальными. Например, православное христианство — монотеистическая религия, в основе которой лежит образ триединства Бога.

    Чтобы пролить свет на столь запутанную систему религиозных верований, требуется рассмотреть сам термин с нескольких аспектов. Здесь следует помнить о том, что все мировые монотеистические религии принадлежат к трём типам. Это авраамические, восточно-азиатские религии и религии Америки. Строго говоря, монотеистической религией не является та, которая основана на функционировании нескольких культов, но имеет центрального бога, возвышающегося над остальными.

    Монотеистические религии имеют две теоретические формы — инклюзивную и эксклюзивную. Согласно первой — инклюзивной — теории, Бог может иметь несколько божественных персонификаций при условии их единения в целом центральном эгрегоре. Эксклюзивная теория наделяет образ Бога трансцентентными личностными качествами.

    Данная структура подразумевает в себе глубокую неднородность. Например, деизм предполагает уход от дел Божественного Создателя сразу после сотворения мира и поддерживает концепцию невмешательства сверхъестественных сил в ход развития Вселенной; пантеизм подразумевает святость самой Вселенной и отвергает антропоморфные облик и сущность Бога; теизм, наоборот, заключает в себе общую идею существования Творца и активного его участия в мировых процессах.

    Учения Древнего Мира

    Египетская древняя монотеистическая религия, с одной стороны, представляла собой некое подобие единобожия; с другой стороны, она также состояла из большого количества местных комбинированных культов. Попытка объединить все эти культы под эгидой единого бога, покровительствовавшего фараону и Египту, была предпринята Эхнатоном в 6 веке до нашей эры. После его смерти религиозные верования вернулись в прежнее русло политеизма.

    Попытки систематизировать божественный пантеон и привести его к единому личностному образу предпринимались греческими мыслителями Ксефаном и Гесиодом. В «Государстве» Платон ставит целью поиск Абсолютной Истины, властной надо всеми вещами в мире. Позже на основе его трактатов представители эллинистического иудаизма предпринимали попытки синтезировать платонизм и иудаистические представления о Боге. Расцвет идеи о монотеистичности божественной сущности относится к периоду античности.

    Монотеизм в иудаизме

    С еврейской традиционной точки зрения, первичность монотеизма была разрушена в процессе развития человечества распадом его на множественные культы. Современный иудаизм как монотестическая религия строго отрицает существование каких-либо сверхъестественных сторонних сил, в том числе богов, неподконтрольных Создателю.

    Но в своей истории иудаизм не всегда имел такую теологическую основу. И ранние этапы его развития проходили под статусом монолатрии — политеистической веры в возвышение главного бога над второстепенными.

    Мировые монотеистические религии, такие как христианство и ислам, свои истоки имеют в иудаизме.

    Определение понятия в христианстве

    В христианстве господствует ветхозаветная авраамическая теория монотеизма и Бога — как единственного вселенского творца. Однако христианство — монотеистическая религия, основные направления которой вносят в неё идею триединства Бога в трёх проявляениях — ипостасях — Отца, Сына и Святого Духа. Этот догмат Троицы накладывает на трактовку христианства исламом и иудаизмом политеистический или тритеистический характер. Как утверждает само христианство, «монотеистическая религия» как понятие в полной мере отражена в его основной концепции, но сама идея тритеизма не раз выдвигалась богословами, пока не была отвергнута Первым Никейским Собором. Впрочем, среди историков бытует мнение, что в России существовали последователи православных течений, отрицающих триединство Бога, которым покровительствовал сам Иван Третий.

    Таким образом, просьбу «объясните понятие монотеистической религии» можно удоволетворить, приведя определение монотеизма как веры в единого Бога, который может иметь в этом мире несколько ипостасей.

    Исламские монотеистические воззрения

    Ислам строго монотеистичен. Принцип монотеистичности провозглашается в Первом Столпе Веры: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед — пророк Его». Таким образом, аксиома единственности и целостности бога — Таухид — заключена в его фундаментальной теории, и все обряды, ритуалы и религиозные действия призваны показать Единственность и Целостность Бога (Аллаха).

    Величайшим грехом в исламе является ширк — приравнивание к Аллаху других божеств и личностей — этот грех непрощаем.

    Согласно исламу все великие пророки исповедовали монотеизм.

    Специфические особенности бахаи

    Данная религия берет свое начало в шиитском исламе, ныне многими исследователями расценивается как самостоятельное течение, однако в самом исламе считается вероотступнической религией, а её последователи на территории мусульманских республик ранее подвергались гонениям.

    Название «бахаи» происходит от имени основателя религии Бахауллы («Слава Божья») — Мирзы Хусейна Али, который родился в 1812 году в семье потомков царской персидской династии.

    Бахаизм строго монотеистичен. Он утверждает, что все попытки познать Бога будут тщетны и бесполезны. Единственной связью между людьми и Богом являются «Богоявленные» — пророки.

    Особенностью бахаи как религиозного учения является открытое признание всех религий истинными, а Бога единым во всех ипостасях.

    Индуистический и сикхский монотеизм

    Не все мировые монотеистические религии имеют схожие черты. Это обусловлено их различным территориальным, ментальным и даже политическим происхождением. Например, невозможно провести параллель между монотеизмом христианства и индуизма. Индуизм представляет собой огромную систему различных обрядов, верований, местных национальных традиций, философий и теорий, основанных на монотеизме, пантеизме, политеизме и тесно связанных с языковыми диалектами и письмом. На такую широкую религиозную структуру сильно повлияла кастовая стратификация индийского общества. Монотеистические представления индуизма чрезвычайно сложны — все божества объединены в один сонм и созданы Единым Творцом.

    Сикхизм, как разновидность индуизма, также утверждает принцип монотеизма в своем постулате «Один Бог для всех», в котором Бог раскрывается аспектами Абсолюта и индивидуальной частицы Бога, живущей в каждом человеке. Физический мир иллюзорен, Бог пребывает во времени.

    Китайская система теологических мировоззрений

    Начиная с 1766 года до нашей эры традиционным мировоззрением китайских императорских династий становится почитание Шан-Ди — «верховного предка», «Бога» — или неба как самой могущественной силы (Тань). Таким образом, китайская древняя система мировоззрений — это своего рода первая монотеистическая религия человечества, существовашая раньше буддизма, христианства и ислама. Бог здесь персонифицировался, но не приобретал телесной формы, что равняет Шан-Ди с моизмом. Однако эта религия не является монотеистической в полном смысле — в каждой местности существовал свой пантеон малых земных божеств, определяющих особенности материального мира.

    Таким образом, на просьбу «объясните понятие «монотеистическая религия» можно сказать, что такой религии свойственен монизм — внешний мир майя является всего лишь иллюзией, а Бог заполняет всё течение времени.

    Единый Бог в зороастризме

    Зороастризм никогда не утверждал идею чёткого единобожия, балансируя между дуализмом и монотеизмом. По его учению, распространившемуся в первом тысячелении до нашей эры по Ирану, верховным единым божеством является Ахура Мазда. В противовес ему существует и действует Ангра-Майнью — бог смерти и мрака. Каждый человек должен разжечь в себе огонь Ахура Мазды и изничтожить Ангра-Майнью.

    Зороастризм оказал заметное влияние на развитие идей авраамических религий.

    Америка. Монотеизм инков

    Наблюдается тенденция монотеинизации религиозных верований народов Анд, где происходит процесс объединения всех божеств в образ бога Викарочи, например, сближение самого Викарочи, создателя мира, с Пача-Камаком, создателем людей.

    Таким образом, составляя примерное объяснение в ответ на просьбу «объясните понятие монотеистическая религия», следует упомянуть, что в некоторых религиозных системах боги, имеющие схожие функции, со временем сливаются в один образ.

    Религии могут быть

    монотеистическими (единобожие) и политеистическими (пантеон богов);

    родо-племенными (распространены у народов, у которых сохранились архаические общественные структуры, например, у аборигенов Австралии и Океании);

    народностно-национальными (индуизм, конфуцианство, сикхизм и т.д.);

    мировыми. К мировым (наднациональным) религиям относятся: буддизм (основные направления – махаяна и хинаяна), христианство (гл. разновидности – католицизм, православие, протестантизм), ислам (основные направления – суннизм и шиизм).

    Архаичные формы религиозных верований

    Одной из общепризнанных форм древних религиозных верований является фетишизм – придание сверхъестественных (магических) свойств каким-либо предметам действительности . Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека формой или свойствами. Если фетиш помогал, то его почитали, если нет – заменяли другим или «наказывали». Другой ранней формой религии считают тотемизм – веру в существование магических связей между группой людей и определённым видом животных (растений). Этнографы считают, что тотемизм тесно связан с хозяйственной деятельностью человека присваивающей культуры (собирательство, охота). Вид растений, животных, играющих особую роль в жизнедеятельности первобытного человека, становился тотемом, что отражалось в мифах о происхождении человека и мира. Тотемизм мог включать и ритуальное употребление тотемных животных, растений. Есть предположение, что в рамках тотемизма возникла целая система табу (запрет), своеобразный механизм регулирования социокультурного бытия древнего человека. Распространённой формой древнейших верований была магия (колдовство) – совокупность представлений и действий, в основе которых уверенность в возможности влияния на действительность искусством использования таинственных сил. Магия и сегодня сохраняется в тех сферах деятельности человека, где он не уверен в эффективности своей обычной практики. Современные этнографы предлагают классификацию магии по различным основаниям. Например, по целям воздействия магию делят на виды: любовную, лечебную, вредоносную, военную, хозяйственную. Профессиональные маги – шаманы, колдуны, бахсы (у казахов) – выполняли функцию духовных лидеров и занимали соответствующее место в социокультурной системе. Среди древних форм религиозных верований называют и анимизм (душа) - веру в существование душ и духов . Согласно концепции видного исследователя анимизма антрополога Э. Тайлора, верования развивались из двух источников: осмысление психических состояний (сон, галлюцинация, болезнь) и стремление к олицетворению и одухотворению окружающей действительности.


    Одной из самых ранних форм родоплеменных религий является тотемизм – вера в родственную связь между племенем с одной стороны и определенным животным, растением или явлением природы – с другой. В первобытном обществе был распространен и фетишизм – почитание материальных предметов, якобы наделенных сверхъестественными свойствами. Кроме того, для родового строя характерен культ предков, которые якобы влияют на жизнь потомков. Вера в духов и душу, всеобщую одухотворенность природы называется анимизмом. Эти формы первобытных религиозных представлений существовали в тесном переплетении друг с другом. Была распространена вера в магию, которая через определенные действия и заклинания должна была повлиять на человека или природные явления.

    Виды религий

    Политеи́зм (от греч. πολύς, «многочисленный, много» + греч. θεός, «Бог, божество» - «многобожие») - религиозное мировоззрение, совокупность верований, основанная на вере в нескольких богов, которые имеют собственные пристрастия, характер, вступают в отношения с другими богами и имеют специфическую сферу влияния. Среди существенных изменений в характере религиозных верований периода перехода от общинной к государственной организации является замена иерархии духов иерархией богов, получившей наименование политеизма (многобожие). Боги связаны с природными стихиями и социокультурными силами. Меняется религиозная деятельность; она становится регламентированной. Появляются социальный слой профессиональных служителей культа, зачастую сочетающих религиозную деятельность с иной духовной, а также постоянные святилища, становящиеся центром религиозной жизни. Таким образом, религия начинает оформляться как самостоятельная сфера жизни общества, социокультурная подсистема государственно-организованных сообществ.

    Для религий Древнего Египта, Индии, Греции, ацтеков, майя, древних германцев, древней Руси характерно было многобожие - политеизм .

    Единобожие (монотеизм) характерно для таких религий, как иудаизм, христианство, ислам, сикхизм и некоторых других. С точки зрения верующих, приверженцев вышеперечисленных религий, появление их стало следствием Божественного действия.

    Пантеизм - учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеизм был распространён в ряде античных религиозно-философских школ (стоики и др.), в ряде средневековых учений (см. Спиноза и т. д.). Многие элементы пантеизма присутствуют в отдельных формах язычества и неоязычества, а также в ряде современных синкретических оккультных учений: теософии, Живой Этике и др.

    Существуют также религии без Бога (в том смысле, какой придаёт этому понятию западное религиоведение) - вера в абстрактный идеал: буддизм, джайнизм

    МОНОТЕИЗМ (единобожие), система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге. Противоположен политеизму (многобожию). Характерен прежде всего для религий авраамовского круга (иудаизма, христианства, ислама).

    Хотя религии авраамовского круга исходили из положения, что единобожие являлось первоначальной религией человечества, с течением времен искаженной людьми и превращенной ими в многобожие, в действительности оно возникло значительно позже политеизма. Самая ранняя монотеистическая религия – иудаизм – первоначально носила политеистический характер и освободилась от него только в 7 в. до н.э. Однако монотеистический культ имел гораздо более давнюю историю, чем монотеистическая вера. В некоторых культурах признание многобожия не означало почитания многих богов (генотеизм): верующий часто поклонялся только верховному богу пантеона (культ Атона в Древнем Египте). Кроме того, еще в древности появилась тенденция рассматривать остальных богов как различные ипостаси одного главного божества, наиболее ярко выразившаяся в индуизме, где все боги (Вишну, Шива и др.) считаются воплощениями исходного божественного абсолюта – брахмана.

    При этом некоторые признанные монотеистические религии до сих пор обладают некоторыми политеистическими чертами. Так, наиболее влиятельные направления христианства (католицизм, православие, лютеранство) разделяют идею троичного божества: одного единого бога в трех лицах (Отец, Сын, Святой Дух). Эта идея воспринималась и воспринимается строгими монотеистами и вне (иудеи, мусульмане), и внутри христианства (ариане) как отступление от единобожия.

    История

    Монотеизм в Древнем Египте

    Ряд египтологов утверждает, что в Древнем Египте издавна существовал монотеизм. По этому вопросу выделяют три позиции:

    • традиция монотеизма существовала в течение всей истории Древнего Египта и была главенствующей (Вире, Дриотоп, Моренц, Вергот, Бадж);
    • первоначальная монотеисическая традиция в течение времени исказилась в политеистическую (Пьерре);
    • монотеизм в Древнем Египте был открыт только для жречества, а политеизм был уделом простолюдинов (Море).

    Египтология признаёт, что монотеизм являлся исконной египетской религиозной традицией. «Для египтян различные боги с их особенными именами были всего лишь ипостасями или проявлениями Единого…», писал Вергот. Монотеистические воззрения египтян дошли до нас в «Мемфиском трактате», в котором Птах провозглашается Единым Творцом и Судьёй Вселенной, и в поучениях Гераклеопольского царя царевичу Мерикара, в которых затрагиваются религиозные верования египтян III тысяелетия до н. э.

    Первая известная попытка использования монотеизма в качестве государственной религии была предпринята в Египте фараоном Эхнатоном в XIV веке до нашей эры. Однако после смерти Эхнатона Египет возвратился к традиционной религии в форме политеизма.

    Монотеистические религии

    С традиционной еврейской точки зрения, которой придерживались Маймонид (XII век) и другие еврейские мыслители, монотеизм - первичен и изначально был преобладающей формой почитания Высшей Силы, в то время как все другие культы образовались позже, в результате деградации идеи единобожия. Подобной теории в наше время придерживаются также и часть современных исследователей. Они склонны полагать, что в основе даже примитивных форм политеизма, таких, как фетишизм или шаманство , лежит вера в единую интегральную силу, в некую духовную сущность (см. монолатрия). Исследования показывают, что даже у самых примитивных племён существует вера в Высшую Силу как причину всего, что происходит в мире, и она является общей для всех народов, даже для бушменов или обитателей джунглей Южной Америки - племён, почти полностью изолированных от внешних культурных влияний.

    Я и Отец - одно. Иоанн. 10:30

    Это несомненно монотеистическая система представлений о высших силах.

    Человек многие века жил в надежде об избавлении от страданий этого мира. Подавляющее большинство древней духовной литературы говорит о реальности этого избавления через некоего мессию (машиах ивр. ). Ученики Иисуса называют его Христом (Христос греч. - мессия). Христианство сегодня имеет огромное число последователей, образовавших множество конфессий. Основные христианские конфессии: католицизм, православие, протестантизм.

    Критика христианства

    Критика христианства не менее популярна чем само христианство. Наибольшее количество исторических конфликтов в истории последних двух тысячелетий связаны именно с христианством. Критике подвергаются как отдельные доктринальные положения христианства, так и вся система вероучения в целом.

    В связи с неприятием христианского догмата о Троице , монотеистичность христианства оспаривается:

    См. Толстой Л. Н. против обожествления Иисуса .
    • антитринитариями и т. д.

    Ширк - многобожие , заключается в приравнивании Аллаху равных, «сотоварищей». Ширк является самым страшным грехом в Исламе, за который человек не получит прощения. Ширк делится на большой и малый. Большой ширк - это прямое неповиновение Аллаху и приравнивание ему сотоварищей. Малый ширк - это лицемерие которое заключается в том, что человек пользуется положениями религии ради своей личной выгоды.

    Согласно учению ислама , чистый Таухид (монотеизм) исповедовали все пророки - от Адама до Мухаммада . Сам же ислам, согласно Корану и Сунне пророка Мухаммада , возрождает Таухид Ибрахима (библейского Авраама), который называется Ханиф. С исторической точки зрения ислам является самой молодой авраамической религией со строгим принципом единобожия в своей основе.

    Примечания

    Ссылки

    • Статья «Монотеизм » в Электронной еврейской энциклопедии
    • Статья «Монотеизм » в Энциклопедии современной эзотерики
    • Статья «Монотеизм » в энциклопедии Кругосвет