• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Попова Ксения Андреевна

    8Б класс

    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа пос. Круглое Поле»

    Тукаевского муниципального района Республики Татарстан

    Наименование работы: «Произведения русских писателей в изобразительном искусстве».

    Руководитель: учитель ИЗО Гуфранова Надежда Вениаминовна

    Оглавление

      Введение.

    2.1.

    2.2. Иллюстрации художника-графика А. Лебедева.

    3. Заключение.

    «Произведения Н.А.Некрасова в изобразительном искусстве».

      Введение.

    В этом 2010-11 учебном году мы отмечаем юбилейные даты русских писателей: 120 лет со дня рождения М.А. Булгакова, 190 лет со дня рождения Н.А. Некрасова, 190 лет со дня рождения Ф.М. Достоевского и многих других.

    Месяц назад мы участвовали во Всероссийском конкурсе детского рисунка «Я из лесу вышел». Конкурс посвящался 190-летия со дня рождения Н.А.Некрасова и вошел в проект «Отчизна глазами детей».

    Чтобы участвовать в этом конкурсе мне пришлось прочесть большинство замечательных произведений Н.А.Некрасова, рассмотреть работы художников - передвижников, художников – иллюстраторов.

    Эти знания мне помогли подготовиться к научно-практической конференции имени Л.Н.Толстого.

      «Произведения Н.А. Некрасова в изобразительном искусстве».

    Некрасовские типажи, некрасовская деревня, некрасовский пейзаж - как часто встречаются эти определения в очерках и монографиях о многих русских художниках. Поэзия Некрасова оказала определенное влияние на формирование и утверждение демократических тенденций и в русском изобразительном искусстве 1850-х- 1870-х годов. Некрасовские взгляды на российскую действительность были близки многим художникам-передвижникам.

      1. Стихотворение Н.А.Некрасова «Тишина» и картина художника И.И.Шишкина «Рожь».

    Из статьи И.В.Долгополова «Иван Шишкин» я узнала, что наш земляк, Иван Иванович Шишкин, написал пейзаж «Рожь». Картина писалась после совершенной художником в 1877 году поездки в Елабугу. На протяжении всей своей жизни он постоянно приезжал в отчий край, где словно черпал новые творческие силы. Найденный на родине мотив, запечатленный в одном из карандашных набросков с лаконичной авторской надписью: "Эта", и лег в основу картины.

    Само название "Рожь" в известной степени выражает сущность изображенного, где все так мудро просто, и в то же время значительно. Это произведение невольно ассоциируется со стихотворением Н. А. Некрасова «Тишина» – которого Шишкин особенно любил.

    Все рожь кругом, как степь, живая,

    Ни замков, ни морей, ни гор.

    Спасибо, сторона родная,

    За твой врачующий простор.

    И В. Долгополов анализирует картину «Рожь» такими словами:

    «…Особенный, тихий, погожий выдался день.

    Величаво, просторно раскинулась нива спеющих хлебов, и среди этого океана золотой ржи, словно сторожа русского богатства, встали великаны-сосны, вознеся свои гордые вершины к самому небу.

    Невероятная тишина царит в пейзаже. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Только щебет малых пташек - ласточек, над самой землей пронзительно режущих воздух, - нарушает покой. В сизом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков.

    Парит.

    И, несмотря на то, что ветерок не колышет ни один колосок, ни одну веточку сосен, душа чует - быть грозе...

    Неясное состояние тревоги усиливает обгоревший одинокий скелет дерева, нелепо и дико торчащий среди этой чарующей благодати. Может, удар молнии сжег сосну?

    Странно и тоскливо маячит она, напоминая зрителю о случайностях, невзгодах, бедах самого автора полотна.

    Не так идиллически спокоен этот ландшафт. Серьезная, почти минорная нота сложной, трудной жизни, не всегда ясной и постижимой, слышна в картине. Ее раскрывает и поддерживает тема дороги, утопающей во ржи, по которой бредут два путника, а над ними высоко, высоко в голубом зените кружат птицы…»

    И. Н. Крамской в своем письме к Илье Репину писал: «"Рожь" - одна из удачнейших вещей Шишкина вообще. Благодаря широкой линейной перспективе и цветовому обобщению в передаче поля спелой ржи и почти безжизненной воздушной среды, живописец достигает монументальности повествования. Пейзаж намеренно статичен, словно запечатлен художником для вечности.

    2.2.Иллюстрации художника-графика А. Лебедева.

    Художники некрасовского круга стремились «передавать все, что только может быть схвачено карандашом замечательного, как в минувшей, так, в особенности, и в современной жизни русского народа...» Художники нередко подчеркивали в поэзии Некрасова сатирическое, обличительное начало. Возможно, самые значительные иллюстрации к произведениям поэта в то время были созданы известным графиком А. Лебедевым. К творчеству Некрасова Лебедев впервые обратился в середине 1860-х гг. Работы А. Лебедева близки по духу его поэзии. Художник намеренно выбирает стихотворения и поэмы о тяжелой жизни простого народа, сочувствие к «маленькому человеку», критика существующих порядков: "Размышления у парадного подъезда", «Кому на Руси жить хорошо». Рисунки Лебедева трудно назвать иллюстрациями в современном смысле. Это станковые композиции. Альбом его рисунков «Кое-что из Некрасова» (1878) пользовался немалым успехом, но не был завершен, поскольку цензура запретила издание.

    2.3. Женские образы в творчестве поэта Н.А. Некрасова и художников А.Г. Венецианова и В.Г. Перова

    В своем творчестве Некрасов уделяет особое внимание раскрытию женских образов. При этом, наблюдая и изучая женский характер, он не ограничивается своим кругом - кругом родового дворянства. Его творческая интуиция и поэтическое воображение способно проникнуть в душу и простой крестьянки, и жены декабриста, и даже падшей женщины.

    Русская крестьянка стала героиней многих стихотворений и поэм Некрасова; все они проникнуты глубоким состраданием к ее судьбе:

    Тот сердце в груди не носил,

    Кто слез над тобою не лил,-

    пишет поэт, говоря о судьбе русской женщины.

    Женщины в некрасовской поэзии всегда обречены на несправедливость, ее несчастная судьба предопределена тем обществом, в котором она живет. Это мы видим в поэмах Н.А. Некрасова "Русские женщины", "Мороз, Красный нос", в центре одной из наиболее значимых глав поэмы-эпопеи "Кому на Руси жить хорошо" - опять образ женщины, крестьянки. В одном из своих стихотворений поэт называет молодую крестьянку, избиваемую на площади, сестрой своей музы.

    Вчерашний день, часу в шестом,

    Зашел я на Сенную;

    Там били женщину кнутом,

    Крестьянку молодую.

    Ни звука из ее груди,

    Лишь бич свистал, играя...

    И Музе я сказал: "Гляди!

    Сестра твоя родная!"

    А. Амшинская в статье «Алексей Гаврилович Венецианов» утверждает, что в картинах прототипами крестьянок Венецианова являлись женщины Некрасова, хотя созданы они были на четверть века позже. Я полностью согласна с ней, хотя многие критики опровергают это. Они ссылаются на то, что в критической литературе о Некрасове, ни в работах, посвященных Венецианову, они не нашли сопоставления их произведений.

    Читая произведения Н.А. Некрасова и рассматривая картины художника А.Г. Венецианова, я вижу сходство.

    Галерея народных женских образов Венецианова разнообразна - различны внешность позировавших художнику крестьянок, их характер, возраст. Однако есть нечто общее во внутреннем состоянии, что всех их объединяет.

    Ранняя картина Венецианова "Очищение свеклы" изображает группу крестьянок, занятых чисткой свеклы. Приход парня нарушил монотонный, размеренный ритм работы, и в эту минуту неожиданной передышки обнаруживается свойственное каждой из женщин состояние: маленькая девочка - несмышленыш занята своей кашей, девочка-подросток погружена в счастливый мир сказок, стоящая на пороге зрелости девушка полна трепетного любопытства перед жизнью. Лицо ее обращено к старшей соседке, и как бы в ответ на своей полной надежды взор, она встречает потухший безрадостный взгляд немолодой женщины, ведущей какой-то безмолвный диалог с пришедшим юношей. Выражение лица крестьянки поражает равнодушием, физической и душевной усталостью, полной внутренней опустошенностью, за которой уже нет и не может быть надежд.

    Рассматривая картину, я вспомнила стихотворение Н.А. Некрасова «Тройка»:

    От работы черной, и трудной

    Отцветешь, не успевши расцвесть,

    Погрузишься ты в сон непробудный.

    Будешь нянчить, работать и есть.

    Ту же усталость и внутреннюю опустошенность видим мы в лице женщины, обувающей лапти, на картине "Гумно".

    Я думаю, вы согласны со мной, что сюжеты и герои произведений Некрасова и Венецианова похожи. Их произведения проникнуты глубоким состраданием к русской женщине «крестьянке», замученной работой, несчастная судьба которой становится объектом их изображения.

    Однако русская женщина предстает в стихах Некрасова и картинах Венецианова "величавой славянкой", как назвал его Некрасов в поэме "Мороз, Красный нос". Во внешнем облике такой женщины воплотились народные представления о настоящей красавце: крепко сложенной, румяной, живой, ловкой, трудолюбивой.

    Красавица миру на диво,

    Румяна, стройна, высока,

    Во всякой одежде красива,

    Во всякой работе ловка.

    Такой же теплотой и человечностью веет от картины Венецианова "Купальщицы". Купальщицы Венецианова - это обычные русские крестьянки, со здоровыми и красивыми телами, у них сильные и огрубевшие руки, чуть покрасневшие колени. Действительно, такая женщина

    Коня на скаку остановит,

    В горящую избу войдет.

    Мы можем сказать, что идеал Некрасова и Венецианова - это красивая русская женщина, румяная, живая, трудолюбивая. Кого ни изображали поэт и художник - крестьянок или представителей дворянства - они преклоняются перед решительностью и гордостью русской женщины, ее способностью на самопожертвование и силой характера, вместе с тем с любовью описывают простых русских девушек, их чистые лица и чистые души, их свежесть, теплоту и человечность.

    Такова, например, картина Перова «Проводы покойника», в которой всё - и надломленная горем фигура вдовы, и широко раскрытые печальные глаза детей, и сумеречный, тоскливый зимний пейзаж, и гроб, обитый рогожей,- всё с удивительной силой передаёт идею поэмы Некрасова «Мороз - Красный нос» и невольно вызывает в памяти скорбные строки:

    Савраска увяз в половине сугроба;

    Ребята с покойником оба

    Две пары промёрзлых лаптей

    Сидели, не смея рыдать.

    Да угол рогожей покрытого гроба

    И, правя Савраской, у гроба

    Торчат из убогих дровней…

    С вожжами их бедная мать

    Шагала…

    Картина «Проводы покойника» - итог глубокого изучения Перовым крестьянской жизни, ставшей отныне главной темой его искусства.

      Заключение.

    К произведениям Н.А. Некрасова обращались художники разного плана, находя в его поэзии много интересного для себя.

    Некрасов – поэт вдохновил своим стихотворением «Тишина» И. Шишкина («Рожь»); поэмами «Кому на Руси жить хорошо» и «Размышления у парадного подъезда» художника – графика А. Лебедева; стихотворениями и поэмами «Русские женщины», «Мороз, Красный нос», «Тройка», Г. Венецианова («Очищение свеклы», «Гумно», «Купальщицы», Гадание на картах», «Утро помещицы»); В. Перова («Тройка», «Проводы покойника»); стихотворение «Зеленый шум» А. Рылеева («Зеленый шум»); поэмой «Размышление у парадного подъезда» И.Репина («Бурлаки на Волге»); стихотворение «Железная дорога» Г. Савицкого («Ремонтные работы на железной дороге»).

    Художники – иллюстраторы, такие как А.Лебедев, В. Серов, В. Нагаев, Н. Воробьев, С. Герасимов, П. Соколов с любовью иллюстрируют действительно «народного» поэта.

    Список литературы.

    1. Амитров Г. Поэма Н.А.Некрасова "Русские женщины". - М.: Детская литература, 1965.

    2. Амшинская А. Алексей Гаврилович Венецианов. - М., 1980.

    3. Алексей Гаврилович Венецианов. Статья. Письма. Современники о художнике. Сост., вступ.ст.и примеч. А.В.Корнилов.- Л.,1980.

    4. Краткая литературная энциклопедия. Т.6. - М., 1982.

    5. Леонтьева Г.К. Алексей Гавриилович Венецианов. - Л., 1980.

    6. Некрасов Н.А. Стихотворения и поэмы. - Уфа, 1981.

    7. Степанов Н. Поэма Н.А.Некрасова "Русские женщины". - М.: Детская литература, 1985.

    8.И.В.Долгополов «Иван Шишкин», журнал «Художники».

    9. sparrow.ucoz.ru/

    10. load/detskie_raboty...

    1 1. nekrasov.niv.ru

    Великий русский поэт Н.А.Некрасов знаком нам с детских лет. Его творчество оказало воздействие на всё дальнейшее развитие русской поэзии. Наследник и продолжатель традиций А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.В.Кольцова, Некрасов поведал о страданиях и надеждах народа. Его поэзия явилась важнейшим явлением русской общественной жизни, навсегда вошла в сокровищницу русской культуры.

    Поэт родился 10 декабря 1821 года в Немирове – местечке Каменец - Подольской губернии (ныне Винницкая область). Детские годы Некрасова прошли в селе Грешневе близ Ярославля – родовом имении отца-помещика. Здесь, на Волге, в окружении прекрасной русской природы, он с детства видел ужасы крепостного права, подневольного труда крестьян и бурлаков. Поэт на всю жизнь сохранил в своей душе любовь к русской природе и ненависть к бесправию и угнетению. В 1838 году, окончив ярославскую гимназию, Некрасов по воле отца должен был поступить в военное учебное заведение – Дворянский полк. Однако, поэт не подчинился отцу и стал вольнослушателем Петербургского университета, за что был лишён всякой материальной поддержки со стороны отца. Об этих и последующих годах, полных тяжкой нужды и лишений, поэт писал впоследствии:

    …Праздник жизни – молодости голы-

    Я убил под тяжестью труда…

    Впервые Некрасов начинает печататься в 1838 году. Пишет стихи, рассказы, водевили, рецензии. Первый сборник стихов «Мечты и звуки» был издан в 1840 году. В 1842 году он сблизился с В.Г Белинским и его кружком, что определило всё дальнейшее развитие творчества Некрасова. Памяти великого критика – демократа поэт посвятил немало строк, полных восхищения и благодарности.

    …Ты нас гуманно мыслить научил,

    Едва ль не первый вспомнил о народе,

    Едва ль не первый ты заговорил

    О равенстве, о братстве, о свободе …



    С этого времени темой его произведений становится не «чистая лирика», а жизнь простого народа, правдивое изображение отрицательных сторон крепостнической жизни, чиновничье – бюрократической России. Поэт пишет стихотворение « В дороге», «Современная ода», «Колыбельная», «Псовая охота», «Нравственный человек» и другие, а также ряд прозаических произведений и критических статей. В 1847 Году Некрасов совместно с И.И.Панаевым приобретает журнал «Современник» и становится его бессменным редактором – издателем. В «Современнике» сотрудничал Н. Г. Чернышевский а затем и Н. А. Добролюбов. В 1856 году Некрасов выпускает сборник стихов, восторженно встреченный передовыми людьми России. Несколько стихотворений из сборника, напечатанных в «Современнике», вызвали резкое недовольство правительства. Некрасову было объявлено, что «первое подобная выходка подвергнет его журнал совершенному прекращению.

    Во второй половине 50 – начале 60-х годов поэт создает произведения, тема которых – жизнь угнетённого крестьянства. В этот период написаны «Размышления у парадного подъезда», «Песня Ерёмушке», «На Волге», «Рыцарь на час», «Крестьянские дети», «Коробейники», «Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос» и другие.

    В 1866 году после покушения Каракозова на Александра II правительство усилило полицейские репрессии. «Современник» был закрыт. В1868 году Некрасов вместе с М. Е. Салтыковым-Щедриным становится во главе журнала «Отечественные записки», который под их руководством превратился в выразителя передовых демократических идей. В эти годы темой творчества Некрасова стала революционная борьба против самодержавного строя. Тогда были написаны поэмы «Русские женщины» и «Кому на Руси жить хорошо».

    Жизненный путь Н. А. Некрасова завершился 1878 года. Похороны поэта достигшего всенародного признания, носили характер народной политической демонстрации. Некрасов – поэт истинно народный. Многие его стихи стали песнями, его произведения вдохновили многих художников, композиторов.


    Автор предлагаемых иллюстраций к произведениям Н. А. Некрасова – Дементий Алексеевич Шмаринов, народный художник СССР, действительный член Академии художеств, лауреат Государственных премий СССР, один из ведущих мастеров советского изобразительного искусства. За многие годы своей творческой деятельности художник создал иллюстрации к произведениям крупнейших представителей русской и мировой классики.

    Д. А. Шмаринов родился 29 апреля (12 мая) 1907 года в Казани в семье агронома. Учился в Киеве (1919-1922) в студии Н. А. Прахова и в Москве у Д. Н. Кардовского (1923-1928). Известен в основном как иллюстратор. Его работам присущи реалистическая точность изобразительной интерпретации литературных произведений, убедительность передачи драматических ситуаций и социально-психологических характеристик его героев. В годы Великой Отечественой войны выполнил ряд политических плакатов и серию станковых рисунков, проникнутых гневной патетикой и повествующих о страданиях и мужестве советского народа в борьбе с врагом. Автор книги «Годы жизни и работы» (1989)


    «Тройка» (1846)

    Что ты жадно глядишь на дорогу

    В стороне от веселых дорог?

    Знать, забило сердечко тревогу –

    Все лицо твое вспыхнуло вдруг.

    И зачем ты бежишь торопливо

    За промчавшейся тройкой вослед?...

    На тебя, подбоченясь красиво,

    Загляделся проезжий корнет.

    На тебя заглядеться не диво.

    Полюбить тебя всякий не прочь:

    Вьется алая лента игриво

    В волосах твоих, черных, как ночь;

    Сквозь румянец щеки твоей смуглой

    Пробивается легкий пушок

    Из-под брови твоей полукруглой

    Смотрит бойко лукавый глазок.

    Взгляд один чернобровой дикарки,

    Полный чар, зажигающих кровь,

    Старика разорит на подарки,

    В сердце юноши кинет любовь.


    «несжатая полоса» (1854)

    Поздняя осень. Грачи улетели,

    Лес обнажился, поля опустели,

    Только не сжата полоска одна…

    Грустную думу наводит она.

    Кажется, шепчут колосья друг другу:

    «Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,

    Скучно склонятся до самой земли,

    Тучные зерна купая в пыли!

    Нас, что ни ночь, разоряют станицы

    Всякой пролетной прожорливой птицы,

    Заяц нас топчет, и буря нас бьет…

    Где же наш пахарь? чего еще ждет?»



    «размышления у парадного подъезда» (1858)

    Раз я видел сюда мужики подошли,

    Деревенские русские люди,

    Помолились на церковь и стали вдали,

    Свесив русские головы к груди;

    Показался швейцар. «Допусти», - говорят

    С выражением надежды и муки.

    Он гостей оглядывал: некрасивы на взгляд!

    Загорелые лица и руки,

    Армячишка худой на плечах,

    По котомке на спинах согнутых,

    Крест на шее и кровь на ногах,

    В самодельные лапти обутых

    (Знать брели –то долгонько они

    Из каких-нибудь дальних губерний).



    «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ» (1861)

    Ух, жарко!... До полдня грибы собирали.

    Вот из лису вышли – навстречу как раз

    Синеющей лентой, извилистой, длинной,

    Река луговая: спрыгнули гурьбой,

    И русых головок над речкой пустынной

    Что белых грибов на полянке лесной!

    Река огласилась и смехом, и воем:

    Тут драка- не драка, игра – не игра…

    А солнце палит их полуденным зноем.

    Домой, ребятишки! Обедать пора.

    Вернулись. У каждого полно лукошко,

    А сколько рассказов! Попался косой,

    Поймали ежа, заблудились немножко

    И видели волка.. у, страшный какой!

    Ежу предлагают и мох, и козявок,

    Корней молочко ему отдал свое –

    Не пьет! Отступились….



    «ЗЕЛЕНЫЙ шУМ» (1862-1863)

    Идет-гудет Зеленый шум,

    Зеленый Шум, весенний шум!

    Играючи расходятся

    Вдруг ветер верховой:

    Качнет кусты ольховые,

    Подымет пыль цветочную,

    Как облако, - все зелено:

    И воздух, и вода!

    Идет-гудет Зеленый Шум,

    Зеленый Шум, весенний шум!

    «В ПОЛНОМ РАЗГАРЕ СТРАДА ДЕРЕВЕНСКАЯ» (1862-1863)

    Слышится крик у соседей полосыньки,

    Баба туда - растрепалися косыньки,-

    Надо ребенка качать!

    Что же ты стала над ним в отупении?

    Пой ему песню о вечном терпении,

    Пой, терпеливая мать!...

    Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,

    Право, сказать мудрено.

    В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,

    Канут они - все равно!

    Вот она губы свои опаленные

    Жадно подносит к краям…..

    Вкусны ли, милая, слезы соленные

    С кислым квасом пополам?..



    «МОРОЗ, Красный НОС» (1863-1864)

    Ни звука! Душа умирает

    Для скорби, для страсти. Стоишь

    И чувствуешь, как покоряет

    Ее эта мертвая тишь.

    Ни звука! И видишь ты синий

    Свод неба, да солнце, да лес,

    В серебрено- матовый иней

    Наряженный, полный чудес,

    Влекущей неведомой тайной,

    Глубоко-бесстрастный… но вот

    Послышался шорох случайный-

    Вершинами белка идет.

    Ком снегу она уронила

    На Дарью, прыгнув по сосне.

    А Дарья стояла и стыла

    В своем заколдованном сне….



    «железная дорога» (1864)

    Стыдно робеть, закрываться перчаткою,

    Ты уж не маленький!... Волосом рус,

    Видишь, стоит, изможден лихорадкою,

    Высокорослый, больной белорус:

    Губы бескровные, веки упавшие,

    Язвы на тощи руках,

    Вечно в воде по колено стоявшие

    Ноги опухли; колтун в волосах;

    Ямою грудь, что на заступ старательно

    Изо дня в день налегала весь век…

    Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:

    Трудно свой хлеб добывал человек!

    Не разогнул свою спину горбатую

    Он и теперь еще: тупо мочит

    И механически ржавой лопатою

    Мерзлую землю долбит!

    Эту привычку к труду благородную

    Нам бы не худо с тобой перенять…

    Благослови же работу народную

    И научись мужика уважать.


    «дядюшка Яков» (1867)

    «Стой, старина!» Старика обступили

    Парней, и девок, и детушек тьма.

    Все наменяли сластей, накупили-

    То-то была суета, кутерьма!

    Смех на кого-то Кузю печального:

    Держит коня перед носом сусального;

    Конь- загляденье и лаком кусок….

    Где тебе вытерпеть? Ешь, паренек!

    Жалко девочку сиротку Феклушу:

    Все-то жуют, а ты слюнки глотай…

    «По грушу! По грушу!

    Купи, сменяй!»



    «генерал Топтыгин» (1867)

    Быстро, бешено неслась

    Тройка- и не диво:

    На ухабе всякий раз

    Зверь рычал ретиво;

    Только стон кругом стоял:

    «Очищай дорогу!

    Сам Топтыгин генерал

    Едет на берлогу!»

    Вздрогнет встречный мужичок,

    Жутко станет бабе,

    Как мохнатый седочок

    Рявкнет на ухабе.

    А коням подавно страх-

    Не передохнули!

    Верст пятнадцать на весь мах

    Бедные отдули!



    Она проснулась – в руку сон!

    Чу, слышен впереди

    «Эй, кучер, погоди»

    То ссыльных партия идет,

    Больней заныла грудь.

    Княгиня деньги им дает,-

    «Спасибо, добрый путь!»

    Ей долго, долго лица их

    Мерещатся потом,

    И не прогнать ей дум своих,

    Не позабыться сном!



    «кому на Руси жить хорошо» (1863-1877)

    В каком году - рассчитывай,

    В какой земле – угадывай,

    На столбовой дороженьке

    Сошлись семь мужиков:

    Семь временнообязанных,

    Подтянутой губернии,

    Уезда Терпигорева,

    Пустопорожней волости,

    Из смежных деревень:

    Заплатова, Дырявина,

    Разутова, Знобишина,

    Горелова, Неелова-

    Неурожайка тож,

    Сошлися - и заспорили:

    Кому живется весело вольготно на Руси?

    Роман сказал: помещику,

    Демьян сказал: чиновнику,

    Лука сказал: попу.

    Купчине толстопузому! –

    Сказали братья Губины,

    Иван и Митродор.

    Старик Пахом потужился

    И молвил, в землю глядючи:

    Вельможному боярину,

    Министру государеву.

    А Пров сказал: царю…



    «русские женщины» (1871-1872)

    Она проснулась – в руку сон!

    Чу, слышен впереди

    Печальный звон – кандальный звон!

    «Эй, кучер, погоди»

    10 декабря 2004 года в 16.30 Министерство культуры и массовых коммуникаций, Всероссийский музей А.С.Пушкина, Мемориальный Музей-квартира Н.А.Некрасова к 183-ой годовщине со дня рождения Н.А.Некрасова представляют выставку из фондов музея "Творчество Н.А.Некрасова в иллюстрациях художников XIX-XX вв.".

    Экспозиция Музея-квартиры Н.А.Некрасова - филиала Всероссийского музея А.С.Пушкина - рассказывает о жизни и творчестве Н.А.Некрасова и его современников в послепушкинскую эпоху. В этой квартире, где поэт прожил последние двадцать лет, находилась редакция лучших русских журналов 2-ой пол. XIX в.: "Современника", задуманного и издававшегося еще Пушкиным, и "Отечественных записок". Здесь бывал весь цвет российской литературы этой эпохи: И.Тургенев, Л.Толстой, А.Островский, Ф.Достоевский, М.Салтыков-Щедрин и мн. др. известные поэты и писатели.

    Музей активно участвует в культурной жизни Петербурга и в своих выставочных залах периодически организует временные выставки петербургских художников, как мастеров русской реалистической живописи, так и современных.

    Данная выставка из собрания музея представляет иллюстрации художников XIX-XX веков к произведениям Н.А.Некрасова.

    Развитие репродукционной гравюры на дереве вызвало в 1830-1850-е гг. волну широкого иллюстри-рования в России. Использование этой техники позволило значительно увеличить книжные тиражи, сокра-тить издательские расходы, сделать иллюстрированную книгу более доступной читателю, и с этих пор кар-тинка, карикатура, политипаж становятся непременной принадлежностью книг, различных сборников, периодических изданий. Именно в эти годы Н.А.Некрасов формировался как поэт и издатель. Являясь писате-лем натуральной школы, он одним из первых пришел к мысли, что текст и картинка дополняют друг друга. Пример такого эстетического единства демонстрирует на выставке некрасовский "Иллюстрированный альманах".

    Хронологические рамки представленных на выставке экспонатов таковы: от первых прижизненных иллюстраций к произведениям Н.А.Некрасова - до работ художников конца ХХ столетия.

    В первом зале выставлены работы А.И.Лебедева, Н.В.Иевлева, П.П.Соклова, Е.М.Бем, Н.Д.Дмитриева-Оренбургского, Р.К.Жуковского, Е.Е.Бернардского, М.П.Клодта.

    Во втором зале экспонируются иллюстрации художников второй половины ХХ в., таких известных мастеров, как: Н.И.Альтман, Д.А.Шмаринов, К.А.Клементьева, А.Ф.Пахомов, В.А.Серов, Б.А.Протоклитов, Д.Боровский. Представлены некоторые изделия художников Палеха по теме выставки.

    Графические работы мастеров разных художественных школ, составляющие основу выставки, отличаются друг от друга по технике исполнения, по манере и степени дарования. В них точно угадывается эпоха, в которую они создавались. Суровое время начала ХХ в. отразилось в рисунках П.Шмарова 1905 г. Рисунки тушью Д.Н.Кардовского к рассказу "Двадцать пять рублей" проникнуты иронией и мягким юмором. Рисунки Д.И.Митрохина показаны как в оригинале, так и на страницах изданного в Петрограде в 1919 г. "Первого сборника" стихотворений Н.А.Некрасова. Серия блистательных акварелей художников Б.М.Кустодиева, Г.К.Савицкого, П.Д.Бучкина была выполнена в 1921 г. в Петрограде к 100-летию Н.А.Некрасова. Являясь законченными произведениями графики, эти рисунки неотделимы от некрасовского текста, переведенного художниками на язык зрительных образов.

    У этих работ много достоинств, но в литературном музее на первое место хочется поставить умение художника прочитать текст Н.А.Некрасова, стремление понять авторский замысел, деликатность и чуткость художника к манере и стилю поэта.

    Открытие такой выставки и проведение праздничного мероприятия, посвященного очередной годовщине со дня рождения поэта - заметное событие в жизни Петербурга. Ждем гостей в выставочных залах Музея Н.А.Некрасова на Литейном.


    Семья и Детство Будущий поэт родился в Винницком уезде Подольской губернии, отец Некрасова поручик Алексей Сергеевич Некрасов.С самого детства великий русский писатель Некрасов любил природу. Маленький Некрасов, выросший на Волге в селе Грешнево Ярославской губернии, очень много времени проводил на берегу речки. Он любил гулять по полю, проводить время в лесу, часами смотреть на небо. Его можно назвать истинным ценителем свободы. Ведь вовремя таких близких контактов с природой он испытывал свободу.Винницком уездеПодольской губернии Семейные отношения Некрасова сложно было назвать хорошими. У Некрасова был отец настоящим деспотом. Он угнетал всех членов семьи. Особенно страдала от главы семейства мать великого русского писателя. К превеликому сожалению мать Некрасова, Елена Андреевна очень рано умерла. Некрасов очень сильно любил мать. Смерть самого близкого человека в его жизни стала для него трагедией, что он показывает во многих своих произведениях. Дом Некрасова Н.А.


    Учеба и первый поэтический опыт. Некрасов начал писать стихи с семи лет. Но до поступления в гимназию писал лишь от случая к случаю, это были слабые, наивные попытки срифмовать несколько строк. Теперь же к поэзии он стал относиться серьезнее. Сначала Некрасов пробовал писать сатиры на своих товарищей, а потом и лирические стихотворения. «А главное, - вспоминал поэт,- что ни прочту, тому и подражаю». Ярославская Гимназия,в которой с 1832 г. учился Н.А.Некрасов


    Начало литературной деятельности (Первый сборник стихов Некрасова) В 1840 году Некрасов выпускает сборник стихов с инициалами Н. Н. под заглавием «Мечты и звуки». В начале 1840-х Некрасов становится сотрудником «Отечественных записок», сначала библиографического отдела. Белинский близко с ним познакомился, полюбил его и оценил достоинства его ума. Он понял, однако, что в области прозы из Некрасова ничего, кроме заурядного журнального сотрудника, не выйдет, но восторженно одобрил стихотворение его «В дороге».Скоро Некрасов стал усердно публиковаться. Он выпустил в свет ряд альманахов: «Статейки в стихах без картинок» (1843), «Физиология Петербурга» (1845), «1 апреля» (1846), «Петербургский Сборник» (1846).


    Стихотворение "В дороге" как пролог к "некрасовской теме" Иллюстрацией к стихотворению Н.А. Некрасова "В дороге" также может послужить картина художника А..О. Орловского "Путешественник в кибитке", 1819г. Иллюстрация к стихотворению.


    Любовь к русскому народу в лирике Н.А. Некрасова Творчество Н. А. Некрасова наполнено горячей любовью к русскому народу. В стихотворении «Элегия» поэт написал: «Я лиру посвятил народу своему…» Он страдал, видя бедственное положение крестьянства. Он не мог понять, почему талантливый, трудолюбивый, остроумный народ смиренно терпит угнетение и не пытается отстаивать свои права. "Размышления у парадного подъезда" "Железная дорога"


    Тема женской доли в лирике Н.А. Некрасова Мать Николая Некрасова, вопреки воле родителей, вышла замуж по любви. Но брак не был счастлив, жила семья бедно, из 13 детей в живых остались только 3. Кроме того, Александра Андреевна, очень страдала в замужестве. Она была человеком высокой культуры, а ее муж - человеком грубым, жестоким, невежественным. Он нередко избивал ее. Но сам Николай Некрасов очень её любил. Именно она привила поэту любовь к литературе и русскому языку. Безмерным уважением и состраданием к ней озарены многие его стихотворения: "Родина", "Мать", "Баюшки- баю", "Рыцарь на час" и др. Так, благодаря Александре Андреевне, образ русской женщины и трудная женская доля заняли значительное место в творчестве Некрасова.


    Некрасов Н. А. - «Мать» Она была исполнена печали, И между тем, как шумны и резвы Три отрока вокруг нее играли, Ее уста задумчиво шептали: "Несчастные! зачем родились вы? Пойдете вы дорогою прямою И вам судьбы своей не избежать!" Не омрачай веселья их тоскою, Не плачь над ними, мученица-мать! Но говори им с молодости ранней: Есть времена, есть целые века, В которые нет ничего желанней, Прекраснее - тернового венка... Иллюстрация к поэме "Кому на Руси жить хорошо" Иллюстрация к стихотворению "Калистрат"


    Стихотворения, посвящённые русским детям Тема детства и образы детей занимают особое и важное место в поэзии Н.А.Некрасова. Это было вызвано прежде всего тем, что в детях поэт видел будущее и с ними связывал надежды на грядущее обновление своей многострадальной родины. В основу своих детских стихотворений поэт положил собственные наблюдения над жизнью, нравами, обычаями и речью народа, с которым он постоянно общался во время своих охотничьих скитаний. Цикл "Стихотворения, посвящённые русским детям" Некрасов намеревался включить в книгу для чтения.


    Образ русской природы в лирике Н. А. Некрасова Николай Алексеевич Некрасов истинно народный поэт и истинно русский человек, всем сердцем и всей душой любящий Россию. Велика в творчестве Некрасова тема русской природы. Стихотворения Некрасова, в которых идет речь о природе, необыкновенно легки, оптимистичны. Для Некрасова природа одушевленный предмет, то, что вселяет в поэта надежду в будущее, вдохновляет и поддерживает в трудную минуту. Иллюстрацией к стихотворению "На Волге" можно считать картину И. Е. Репина "Бурлаки на Волге"


    "Современник" В 1846 году Н. А. Некрасов вместе с Иваном Панаевым взял в аренду журнал "Современник", основанный еще Пушкиным. 1 января 1847 года вышла первая книжка "Современника". Впервые в России появился журнал с ярко выраженной революционно - демократической программой. В первых же книжках "Современника" были напечатаны "Кто виноват?", "Сорока-воровка" Герцена, "Обыкновенная история" Гончарова, "Псовая охота" Некрасова и другие произведения, заключающие процесс против строя.


    "Панаевский цикл" в любовной лирике Н. А. Некрасова Любовная лирика – во многом лирический дневник Некрасова, в котором он поведал о самых сокровенных сердечных переживаниях. Если мы обратимся к его творчеству, то заметим, что почти все любовные признания поэта были посвящены его единственной музе – Авдотье Яковлевне Панаевой и известны под названием «панаевский цикл».


    Поэма "Мороз, Красный Нос" В 1863 г. появилось самое выдержанное из всех произведений Некрасова - "Мороз, Красный Нос". Это - апофеоз русской крестьянки, в которой автор усматривает исчезающий тип "величавой славянки".Поэма рисует светлые стороны крестьянской натуры, проносящиеся перед замерзающей в лесу Дарьей яркие картины былого счастья - и всё это превосходно написано великолепными стихами. Поэт задумал изобразить судьбу и характер крестьянской женщины, ее терпение и выносливость, любовь к труду, доброту и поэтичность ее души.Поэма «Мороз, Красный нос» последний шаг поэта на пути к созданию цельной картины народной жизни, освобождённой от присутствия и оценок автора.


    Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".. Год написания: Публикация: Работу над поэмой "Кому на Руси жить хорошо" Некрасов начал в середине 1860-х годов и продолжал до своих последних дней, так и не успев ее завершить. Эта поэма повествует о путешествии семерых мужиков по всей Руси с целью поиска счастливого человека. Идея поэмы рассуждение о счастье человека в современном мире. Тема поэмы- изображение пореформенной России на протяжении десяти- пятнадцати лет после отмены крепостного права. Обложка поэмы "Кому на Руси жить хорошо". (Издательство "Детская Литература")


    "Как опасно предаваться честолюбивым снам". "Как опасно предаваться честолюбивым снам" - фарс в стихах, с примесью прозы, написанный Достоевским, Некрасовом и Григоровичем и опубликованный в 1846 году в юмористическом иллюстрированном альманахе "Первое Апреля" Н. А. Некрасова. После запрещения цензурой альманаха "Зубоскал" Некрасов с помощью Григоровича и Достоевского под псевдонимами: Пружинин и Белопяткин (Некрасов), Зубоскалов (Достоевский и Григорович создают новый альманах "Первое Апреля". Григоровичу принадлежат 2, 4 и 5 главы, Достоевскому 3 и 6 главы, глава 8, по мнению Г. М. Фридлендера, была написана Григоровичем. Произведение не раз подвергалось жесткой критике со стороны консервативных журналистов таких как, Нестор Кукольник, Фаддея Булгарина и др. Так же встречались положительные отзывы со стороны В. Г. Белинского и в журнале "Финский вестник".


    Авторы "Как Опасно Предаваться честолюбивым снам". Н. А. Некрасов Ф. М. Достоевский




    22 Журнал "Отечественные записки" в 1868 году.


    Некрасова Зинаида Николаевна(Фекла Анисимовна Викторова) 18 мая 1876 года Некрасов написал стихотворение, открывшее цикл, посвященный Зинаиде Николаевне. "Т ы еще на жизнь имеешь право, Быстро я иду к закату дней, Я умру- моя померкнет слава, Не дивись и не тужи о ней! Знай, дитя; ей долгим, ярким светом Не гореть на имени моем: Мне борьба мешала быть поэтом, Песня мне мешала быть бойцом. Кто, служа великим целям векам, Жизнь свою всецело отдаёт На борьбу за брата человека, Только тот себя переживет... "


    13 февраля 1877 года Некрасов вновь обращается со стихотворным посланием к жене. "Пододвинь перо, бумагу, книги! Милый друг! Легенду я слыхал: Пали с плеч подвижника вереги, И подвижник мертвый пал! Помогай же мне трудиться, Зина! Труд всегда меня животворил. Вот еще красивая картина - Запиши, пока я не забыл! Да не плачь украдкой! - Верь надежде, Смейся, пой, как пела ты весной, Повторяй друзьям моим, как прежде, Каждый стих, записанный тобой. Говори, что ты довольна другом: В торжестве одержанных побед Над своим мучительным недугом Позабыл о смерти твой поэт!"
    Память о творчестве Н.А. Некрасова после его смерти. Мемориальный музей-квартира Н.А. Некрасова. В этом доме Н. А. Некрасов прожил с 1857 года до своей кончины в 1877 году. Все эти годы в квартире поэта находилась редакция двух прогрессивных журналов: «Современника», задуманного и издававшегося еще А. Пушкиным, и «Отечественных записок». В годы квартира Некрасова становится подлинным центром культурной и литературной жизни Петербурга.Это позволяет музейной экспозиции рассказывать не только о жизни и творчестве Н. А. Некрасова, но и о судьбах русской литературы и ее наиболее ярких представителей в послепушкинскую эпоху.