• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет Новиковская Ольга Андреевна

    Вкладыши

    Вкладыши

    Для игры приготовьте стаканчики или коробочки-вкладыши четырех-шести размеров.

    Поставьте вкладыши на стол перед ребенком и на глазах у малыша вынимайте их один из другого. Затем покажите малышу, как надо вкладывать их один в другой. При этом вложите лишь два предмета, убывающих по величине, а остальные предложите сложить ребенку.

    В следующий раз усложните игру, увеличив число вкладышей.

    Игра учит ребенка ориентироваться в близких величинах, развивает зрительное внимание, глазомер, усидчивость.

    Из книги Энциклопедия методов раннего развития автора Рапопорт Анна

    Рамки-вкладыши Классические «рамки-вкладыши Монтессори» представляют собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат и т. д.). К каждому вкладышу приделана маленькая ручка, чтобы ребенок мог вынуть фигурку или вложить ее обратно в

    Из книги Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет автора Новиковская Ольга Андреевна

    Рамки-вкладыши Возьмите рамки-вкладыши Монтессори.На этот раз предложите ребенку вложить в окошечки (рамки) уже не объемные, а плоские изображения предметов (это могут быть геометрические фигуры, изображения различных игрушек, животных, фруктов).Первую фигурку вложите в

    Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

    Подкладки (вкладыши) для груди Одноразовые подкладки или многоразовые хлопчатобумажные подкладки для груди можно носить внутри бюстгальтера, чтобы они впитывали подтекающее молоко.Вот несколько советов по использованию этих подкладок: Избегайте подкладок из


    Рамки-вкладыши впервые придумала Мария Монтессори. Она заметила, что в разные периоды жизни ребенок концентрируется на определенных занятиях. Например, в возрасте одного года - полутора лет дети любят подбирать предметы по форме и размеру.

    Игры из серии «Рамки-вкладыши» позволяют им не только заниматься любимым делом, но и узнавать много нового и интересного, тренировать мелкую мускулатуру рук. Вы можете найти много рамок-вкладышей: «Листья деревьев», «Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Бабочки», «Рыбы», «Птицы», «Животные Африки», «Домашние животные», «Геометрические фигуры», «Дроби», «Алфавит»,» Цифры» и т. д. Эти рамки и вкладыши имеют свои степени сложности, но варианты игры в них похожи.

    Отзывы о детских интернет-магазинах читайте по ссылке kidstovary.ru .

    Какие бывают рамки-вкладыши

    В рамке-вкладыше ребенку нужно вытащить из планшета изображение, вырезанное в нем. Потом вынутая деталь должна быть помещена обратно, что сделать бывает нелегко, ведь важно правильно подобрать вкладыш к рамке, точно его повернуть и вставить.

    Картинка-вкладыш представляет собой картинку с вырезанными частями. Нужно найти недостающие кусочки и вложить на свои места, чтобы получилось целостное изображение. Занятия с картинками-вкладышами очень хороши для становления и развития только появляющегося у малыша наглядно-образного мышления, развития речи.

    Выбирать картинки-вкладыши, необходимо исходя из возраста ребенка: чем он младше, тем меньше должно быть вырезано кусочков, тем крупнее детали.

    Рамки-вкладыши обучают:

    1. Основам классификации и логике (поганка, боровик, опята - грибы).

    2. Обучают понятиям, связанным с формой.

    3. Ориентации на плоскости (необходимо вставить определенный вид животного в подходящую для этого рамку).

    4. Различать предметы по силуэтам.

    5. Ребенок с помощью рамок-вкладышей учиться обводить, раскрашивать, заштриховывать, не вылезая за контур рисунка, следуя от простого к сложному.

    6. Ребенок учиться распознавать предметы по видам (например, увидев на картинке в книжке боровик, он скажет не просто «грибок», а, как минимум, гриб-боровик).

    Рамки-вкладыши развивают:

    • мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию
    • целостное восприятие
    • любознательность, познавательный интерес
    • обогащение словаря
    • расширение представлений детей о явлениях и предметах окружающего мира
    • формирование умения выделять связи между предметами и явлениями окружающего мира

    Рамки-вкладыши можно выбрать не только по степени сложности, но и в соответствии с интересами ребенка.

    С какого возраста можно играть рамками-вкладышами

    Примерно с 8 месяцев, когда малыш уже что-то умеет делать ручками. Для малышей подбирайте разнообразные рамки-вкладыши, где просто нужно вытаскивать и вставлять обратно. Вы достаете вкладыш и пытаетесь вставить его обратно, примеряя ко всем «окошкам» пока не найдете нужное. С помощью этих нехитрых манипуляций развивается глазомер малыша и совершенствуется координация движений.

    Еще один вид вкладышей для малышей являются вкладыши с маленькой ручкой на каждой фигурке. Для чего нужна ручка? Думаете для удобства? Вовсе нет! Малыш берет такой вкладыш с ручкой с помощью трех пальцев: большого, указательного, среднего. Эти пальцы в дальнейшем участвуют в процессе письма, и таким образом происходит заблаговременная косвенная подготовка руки к письму.

    В играх с рамками-вкладышами, связанных с выкладыванием, вкладыванием происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи.

    Для детей до 2 лет выбирайте рамки-вкладыши с игрушками, фруктами и овощами, геометрическими формами. Словом, выбирайте рамки с яркими и знакомыми ребенку предметами, рамки с сюжетом.

    В своей повседневной жизни дети очень часто сталкиваются с частями целого (половинка яблока, четвертинка хлеба и т. д.), поэтому, представление о частном как части целого, может сформироваться у них рано. Поэтому, деткам после 2 лет можно предложить рамки-вкладыши, состоящие не из одной, а из нескольких частей.

    Сами по себе фигурки тоже являются игрушками, подходящими, например, для разыгрывания небольшого спектакля. Можно также попросить ребенка назвать цвета фигур, спросить его какая из них больше. Вы сможете объяснить малышу понятия «большой», «маленький», «средний», «самый маленький», «самый большой», «больше чем», «меньше чем». Играя с ребенком, давайте ему задания на сравнение фигурок, счет, выстраивание их в правильной последовательности (по росту). Такие задания развивают аналитическое мышление и словарный запас.

    Что еще можно делать с фигурками?

    Их можно обводить и закрашивать, дорисовывать части тела, определять на ощупь, и даже вешать на елку в качестве новогодних игрушек, фигурки можно использовать как счетный материал. Можно описывать фигурки, называть их свойства. Придумывать истории. Можно разыграть настольный театр, где будут задействованы все фигурки рамки.

    Игры с рамками-вкладышами

    Демонстрация

    Покажите новую игру малышу, не давая в руки. Выньте и вставьте вкладыш любой формы (например, квадрат) в рамку. Ребенок увидит, что вкладыш вошел в рамку. Повторите это действие несколько раз, вынимая вкладыш. Примерьте по очереди два разных вкладыша к рамке. Ребенок увидит, что один из них точно совпадает с рамкой, а второй - не совпадает. Обычно двух-трех показов достаточно для того, чтобы малыш заинтересовался Вашими действиями и потребовал игру к себе.

    Не забывайте разговаривать с ребенком при показе игры, не употребляя слишком много слов, не спеша, не повышая голоса. Например, скажите: «ЧТО ЭТО? - ЭТО КВАДРАТ, А ЭТО КРУГ!». Не забывайте хвалить самих себя «Как хорошо!» и ребенка «Молодец, Ваня, сложил квадрат!»

    А теперь пусть малыш сам повозится и новой игрушкой.

    Обводка фигур на листе бумаги

    Это тоже игра. Игру желательно проводить, сидя за столом, держа ребенка на коленях. Для этого особенно хороши рамки без подложки, изнутри их легче обводить. Возьмите одну из любимых фигур (по выбору ребенка) и положите на лист бумаги. Это может быть любая часть фигуры - вкладыш или рамка.

    Удерживайте вкладыш, прижав его к листу бумаги одновременно рукой ребенка и своей рукой. Помогите обвести цветным фломастером фигуру. Передвиньте вкладыш на листе и возьмите фломастер другого цвета. Полюбуйтесь результатом вместе с ребенком. У вас получатся красивые фигуры одинаковой формы, но разных цветов. Прежде чем обводить фломастером, дайте ребенку ощупать игру, проведите его пальцем по периметру. При этом не забудьте, что можно расположить вкладыш не только в любом месте листа, но и в любом положении. Например, из квадрата, расположенного по диагонали, получится ромб.

    Позднее, используя прием обводки, Вы можете предложить малышу составлять из обведенных геометрических фигур рисунки. Например, «домик» состоит из прямоугольника и треугольника, «Солнышко» получается при обводке круга и так далее. Но, НЕ ДОПУСКАЙТЕ преобладания обводки, как художественного приема в творчестве малыша. То есть сначала ребенку необходимо показать и научить его рисовать солнышко без использования круглого вкладыша. С помощью обводки вы можете создавать новые фигуры.

    Счетный материал

    Отсчитываем вкладыши и раскладываем (либо раздаем игрушкам), сопровождая словами: «ОДИН, ДВА! НА, ТЕБЕ, МИШКА! НА, ТЕБЕ, ЗАЙКА!». «Зайке один, Мишке один!» Здесь же можно показать вычитание и сложение. «Один, два и еще один! Один, два, три! Получилось три!»

    Особой игрой можно сделать складывание фигур (вкладышей и рамок) в мешок, сумку, или чашечку. Этот прием можно использовать в конце занятия, а можно сделать самостоятельным занятием. Положите несколько вкладышей и несколько рамок в большую емкость (тазик, кастрюлю, коробку и т.д.). Покажите малышу: «Вот сколько!». Берите по одной фигуре, не слишком быстро и не слишком медленно, и называйте их, не употребляя лишних слов: «КРУГ!», «ТРЕУГОЛЬНИК!» и опускайте в мешочек. Берите следующую фигурку и показывайте ребенку: «КВАДРАТ!». Берите следующую: «КРУГ!».

    Можно придумать разные игры, главное, чтобы вам нравилось этим заниматься. В начале, вы сами будете показывать и многократно повторять свои действия. Но не думайте, что все это напрасно. Ничего подобного. Ваши действия будут только поддерживать интерес к игре, подкидывая все новые и новые варианты ее использования. Только обязательно на некоторое время «забывайте» об этой игре, чтобы потом снова испытать радость встречи с ней и открыть ее новые возможности.

    Подготовила Юлия Билык

    В этой статье опишем примеры развивающих игр с вкладышами-мисочками и рамками-вкладышами – для ребенка первого года жизни.

    Какие игрушки можно назвать вкладышами?

    Многие известные и популярные педагоги разных времен (Монтесорри, Никитины, Зайцев и пр.), в своих учениях о развивающей игре рекомендуют использовать эти простые, но действительно полезные игрушки. Поэтому, игрушки-вкладыши – можно с уверенностью отнести к развивающим игрушкам.

    Какие бывают вкладыши?

    Вкладыши могут быть самыми разнообразными, но все их подвиды разделяются на две категории:

    Вкладыши-мисочки – это набор полых предметов одинаковой формы, но разного размера. Это могут быть кубики, стаканчики, цилиндры, мисочки, половинки шара, убывающие по величине или даже матрешки. Их можно вкладывать друг в друга, выкладывать из них пирамидку и пр.
    Рамки-вкладыши - это рамки (или объемные коробки) – с прорезями-окошками разных форм, к ним существуют «ключики» - вкладыши соответствующих форм – для заполнения этих окошек...

    Какие способности ребенка могут развить вкладыши?

    Вкладывая составные части вкладыша - друг в друга по размеру и форме, ребенок учится соотносить величину и форму предметов , а также координировать действия руки и глаза . Эти игрушки очень полезны для развития мышления и восприятия формы и размера ребенком , как в конце первого, так и на всем втором и даже третьем году жизни малыша. В процессе игры с этими предметами, ребенок с Вашим участием открывает такие свойства предметов, как: глубокий, плоский, круглый, овальный, большой, маленький и т.д.

    Вкладыши дают возможность взаимодействовать с ними разнообразно , поэтому они помогутразвить воображение малыша . Так, например, в игре с вкладышами-мисочками можно как вкладывать их друг в друга, так и выкладывать из них пирамидку. Если же они окрашены в различные цвета, это можно использовать для ознакомления ребенка с цветом . Если у мисочек есть рельефное изображение на донышке, можно использовать их как формочки для игр с песком. Мисочки, с отверстиями на дне и без них, можно также использовать для экспериментов с водой. Фантазиям нет предела – вкладыши в форме кубов можно использовать даже как домики для сюжетных игр .

    Как правильно выбрать игрушки-вкладыши?

    Кроме основных требований к выбору игрушек при выборе вкладышей необходимо учесть и такие факторы:

    Ориентируйтесь на возраст Вашего крохи: для малыша от 10 месяцев подойдет набор полых вкладышей, состоящий из трех предметов, явно различающихся по величине (можно выбрать таковой из полного набора вкладышей). В рамках-вкладышах должны присутствовать пока только примитивные геометрические фигуры - треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. Такие малышу будет проще освоить, а уж позднее можно будет включить и сложные фигуры и формы.

    Стоит обратить внимание на то, как выполнена их конструкция . Например, вкладыши-мисочки должны быть изготовлены так, чтобы вкладывать их друг в друга - было удобно и просто даже самой неопытной детской руке. Если малыш самостоятельно не сможет справиться с таким заданием – он устанет и откажется от такой игры. Рамки-вкладыши же должны быть небольшие: размером 20-25 см., чтобы кроха мог охватить их взглядом. Отверстия для вкладышей должны четко соответствовать их контуру. В одно и то же отверстие должен вставляться только один подходящий по форме вкладыш. Ведь вкладыш-«круг» тоже можно вставить в отверстие-«квадрат» – если тот будет больше его по размеру.

    Вкладыши могут быть сделаны из любого материала (пластмассовые, деревянные, картонные) – в любом случае они должны быть приятны на ощупь.

    В рамках-вкладышах следует обращать внимание и на то, что если они выполнены из мягкого материала, то мягкость контура не позволяла вставить в отверстие вкладыш несоответствующей ему формы , так если ребенок его сомнет в руке. Если игрушка это позволяет - то ребенок занимается простым вкладыванием и перестает ориентироваться на особенности формы, не освоив развивающей задачи.

    Хорошо, если выбранные вами игрушки будут обладать многофактурностью, широкой гаммой цветов – это поможет развить у ребенка сенсорную активность.

    Как играть с ребенком во вкладыши?

    Вкладыши-мисочки

    Для начала предложите малышу всего 2-3 предмета, явно различающихся по величине.

    Вкладывание

    Дайте малышу несколько вкладышей (2-3) для самостоятельных манипуляций. Понаблюдайте за ним – будет ли он вкладывать их друг в друга. После самостоятельной игры покажите ему, как собрать все вкладыши в один – самый большой. Возможно, кроха удивится – как так – было много, а все поместились в один. Повторяя Ваши действия, иногда ребенок будет пробовать силой втиснуть большой вкладыш в маленький...

    Понаблюдайте за ним, и если ребёнок «зациклился» на таком бесполезном действии, не ждите, пока он начнет капризничать устав от собственных «неудач». Ни в коем случае не нужно порицать малыша за его упрямство – оно вполне характерно для его возраста. Просто дайте ему в руку для вкладывания другой подходящий кубик и вместе с ним вложите его. Постепенно, методом проб и ошибок, малыш научится выбирать подходящие по размеру предметы. Вложив все части игрушки-вкладыша, он опять будет разбирать их и собирать вновь и вновь – закрепляя приобретенные знания и навыки.

    Прятки

    Прятки – это хороший способ разнообразить игру с вкладышами, если она чуть поднадоела Вашему чаду. Итак, у Вас три кубика – маленький, средний и большой. Незаметно от ребенка на столе накройте кубики в указанном порядке полостью вниз, а затем устройте игру в прятки.
    Снимите больший кубик на глазах у ребёнка его. Кроха увидит следующий кубик поменьше, потом снимите и его, показав самый маленький. Комментируйте свои действия – побуждая интерес малыша: «Что там у нас тут прячется? Смотри, кубик! А вот еще кубик!» Потом опять – только теперь, чтобы ребенок видел - накройте меньшие кубики большими, приговаривая: «А теперь давай спрячем его вот так. Нет кубика. А теперь и этот тоже спрячем. Вот один кубик остался! Поищи – где кубики спрятались?». Малыш наверняка захочет участвовать в этой занимательной игре. Сначала он сможет только снимать верхние кубики, а Вы будете снова собирать их. Обучите его действуя его руками как можно спрятать маленький кубик, одев на него больший. Также покажите и объясните, что спрятать можно только меньший предмет в больший, а не наоборот. Как только малыш научился взаимодействовать с вкладышами - постепенно игру можно усложнять, увеличивая, например, число вкладышей.
    Еще один вариант игры: возьмите три разноцветных вкладыша и одну маленькую игрушку – подходящую для того, что прикрыть ее можно любым из трех вкладышей. Выставите на стол перед ребенком три кубика-вкладыша вверх дном, и прямо перед его глазами спрячьте под один из них игрушку. Выждав непродолжительное время, спросите: «Где зайчик? (игрушка)» Сразу ли малыш найдет ее? Эта игра поможет развить у ребенка память.

    Башенка

    Постройка башенки – это еще один отличный вариант игры с вкладышами. Можно добавить количество вкладышей – до 5-6. Поставьте на глазах малыша меньший кубик на дно большего, перевернутого полостью вниз, а самого маленького – на дно среднего. «Удивитесь»: «Вот какая у нас башня получилась!». Позвольте малышу исследовать Вашу работу, скорее всего он развалит башенку. Скажите: «Вот какой ты сильный – развалил такую большую башенку!». Возводите башенки для своего крохи снова и снова. И через определённое количество повторов, ему тоже захочется выстроить кубики в высоту. Ребенок будет ставить один вкладыш на другой раз за разом, и на собственных практических действиях убедится, что башенка растет только тогда, когда маленький кубик ставится на больший. Такая игра будет занимать его до 1,5-2-х лет.

    Рамки-вкладыши

    Ребёнку нужно для каждого отверстия подобрать подходящую по форме (или размеру) «крышечку», чтобы закрыть его. В рамках-вкладышах должны присутствовать пока только примитивные геометрические фигуры - треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. Такие малышу будет проще освоить, а уж позднее можно будет включить и сложные фигуры и формы.

    Закрой окошко!

    Покажите ребенку, как можно закрыть «крышечкой» каждое окошко. Остановитесь на одной форме. Обведите пальцем малыша по контуру, сначала отверстия, а потом – вкладыша. Затем помогите малышу поместить вкладыш самому. Объясните ему: «Видишь, для каждого окошка подходит только одна «крышечка», а другие не помещаются. Попробуй сам!» Вместе с ним подбирайте соответствующие по форме вкладыши для каждого отверстия. Затем предоставьте ему возможность играть самостоятельно.
    Следите за тем, чтобы игра ставила перед ребенком задачи определенной сложности. Ведь однообразно играть, после определенного количества повторов, ребенку может просто надоесть, и он потеряет интерес к игрушке. Изменяйте задания, например, за счет введения новых форм (ромбы, сердечки, овалы, пятиугольники и др.), так и за счет способа действия.

    Фото: Скриншот игры Far Cry 3: Blood Dragon

    Сейчас все подряд пытаются заработать на ностальгии. Новые версии старых игр, сиквелы к сериям десяти-, а то и двадцатилетней давности, небольшие инди-проекты, стилизованные под 1980-е или начало 1990-х - этим занимаются все, от крупных игровых издательств до маленьких студий, состоящих из пары человек. Но ностальгия - не гарантия успеха; отсылки к старому доброму прошлому не помешали Duke Nukem Forever провалиться, а многим безвестным проектам кануть в Лету. Тем удивительней, что команде, которая делала Far Cry 3: Blood Dragon практически удалось вывести формулу идеальной ретро-игры.

    Главным грехом создателей ретро-игр является попытка напрямую торгануть старым добрым прошлым. Они не стараются переосмыслять штампы, которые использовались в боевиках тех лет. Топорная ирония (привет все тому же Дюку Нюкему) - это максимум, на который можно рассчитывать, играя в ретро-шутер. Там будет либо пафос (совершенно прямолинейный, со спасением президента и/или мира с каменным выражением лица), либо тупейшие шутки, которые так или иначе восходят к fuck you, asshole из первого «Терминатора».

    Blood Dragon идет по иному пути. Да, он заимствует и цитирует. Да, в игре полно отсылок к образам, знакомым любому, кто рос в 1980-е и 1990-е - начиная от самой идеи киборгов-коммандо, спасающих мир, и заканчивая локациями, которые заставляют вспомнить Mortal Kombat. Да, это не тонкие игры в постмодернизм. Да, тупых шуток там тоже достаточно. Но игра Ubisoft - это больше чем набор штампов, надерганных из культовых фильмов и игр. Потому что она отсылает не столько к ним самим, сколько к нашим воспоминаниям о том, как эти фильмы и игры выглядели в детстве.

    Сюжет (и вся стилистика) игры до боли напоминает те истории, которые дети младшего школьного возраста, познакомившиеся с «Терминатором» и «Парком Юрского периода», рассказывали друг другу на переменах, пока играли во вкладыши на подоконниках. Это классическая детская сказка о том, кто кого сборет, Терминатор тиранозавра или тиранозавр Терминатора. И благодаря этой концепции разработчики получают абсолютную свободу придумывать свой больной безумный мир, в котором ни одна деталь не будет выбивающейся или излишней (или слишком уж трэшовой).

    Гигантские радиоактивные динозавры, которые стреляют лазерами из глаз? Куда без них. Годзилла передает вам привет и попутно жрет друзей и врагов, попавших под ноги. Кибернетические акулы, охраняющие тайный реактор? Легко, им даже не удивляешься. Ужасные зомби с горящими зелеными глазами, сделанные из живых и мертвых безумных ученых (running dead, бегущие мертвецы, в пику популярным нынче ходячим)? Тоже ерунда, вписываются в мир как родные. Главный злодей - киборг, маньяк и любитель хлебнуть драконьей крови? И без него тут тоже никак не обойтись.

    Все это приправлено щедрой долей «крутых шуток», а также огромным количеством взрывов, пинков и коварных нападений со спины. Игра остается верна себе до самого финала, в котором герой окончательно сражает врага с помощью убер-оружия (как известно, оно всегда появляется в настоящих детских историях про борьбу супердобра и суперзла).

    По геймплею Blood Dragon практически не отличается от собственно Far Cry 3: и там, и там есть остров, который надо исследовать (в аддоне он, конечно, значительно меньше). Он населен животными, которых (как и в просто Far Cry 3) можно отстреливать и получать за это бонусы. По дорогам ездят машины и шатаются патрули (особой опасности они не представляют: как и в основной игре, искусственный интеллект тут не блещет). Если заниматься тем, что мы привыкли делать в Far Cry 3 (шляться по острову и вырезать все подряд), то игра наскучивает очень быстро. Особой разницы между СВД и «кобраконом», по сути, нет, и неважно, кто населяет очередной гарнизон - киборги из Омеги или обычные пираты. Различаются они разве что визуально: пейзажи в Blood Dragon ассоциируются не столько с отпуском в тропиках, сколько с Super Contra - но только с видом от первого лица.

    В Blood Dragon интереснее всего следовать сюжетной кампании - прискорбно короткой, но очень увлекательной и разнообразной. За семь миссий, которые в ней есть, герой успевает взорвать кучу стратегических объектов, набить морду двум радиоактивным драконам, а в финале - даже покататься на одном из них. Помимо стандартной зачистки лабораторий с безумными учеными (ее украшают хорошо написанные диалоги, в которых ученые, например, переругиваются с искусственным интеллектом или обещают герою безвременную, но разнообразную кончину) там можно попасть в параллельный мир, где воссоздается атмосфера игр вроде Blood. И все это происходит под отличную музыку, выдержанную в духе 1980-х, и перемежается заставками, стилистика которых также хорошо знакома тем, кто вырос в этот период. Вишенкой на торте служит то, что главного героя, киборга-коммандо модели Марк IV Рекса Пауэр Кольта, озвучивает Майкл Бин. И благодаря его голосу иллюзия возвращения в детство становится завершенной.

    Blood Dragon не пытается умничать и иронизировать над старым добрым прошлым или дословно его копировать. Он вбирает в себя все, чем запомнился этот период тогдашним детям, и выдает его в виде единого целого - в виде отличной игры об очередном спасении мира, которая выглядит так, словно это мы выдумали ее сюжет двадцать лет назад.

    И это лучшее доказательство того, что даже в металлической груди ретро-шутера может биться настоящее человеческое сердце.

    Среди многочисленных игр, существующих на современном рынке, конечно, есть и такие, которые позволяют ребенку разбирать их на части и вновь складывать в единое целое, а также вкладывать отдельные формы друг в друга. Отсюда и их название - игрушки-вкладыши. Благодаря своему разнообразию они отлично подходят для детей разного возраста, начиная с самых маленьких. Вкладыши характеризуются тем, что они сами подсказывают правильный способ действия. Экспериментируя с ними, малыш учится подбирать нужные детали на глаз и выполнять правильное действие сразу, без предварительных практических проб. Игрушек типа "вкладыши" очень много. Их можно разделить на две группы: НАБОРЫ ВКЛАДЫШЕЙ И КОРОБКИ ДЛЯ ФОРМ И ДЛЯ ПРЕДМЕТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ Рассмотрим каждую из этих групп подробнее.

    Наборы вкладышей

    Игрушки этого типа состоят из нескольких (от 3 до 12) полых предметов одинаковой формы и разного размера. Они подходят для ребенка, начиная с 10 месяцев. Это могут быть кубики, стаканчики, цилиндры, мисочки, половинки шара, убывающие по величине. Сначала дети будут просто вынимать стаканчики один из другого и вставлять их друг в друга, не ориентируясь пока на размер предметов. Это способствует развитию наглядно-действенного мышления посредством соотносящих действий. Ведь играя с двумя и более предметами необходимо учитывать и сопоставлять свойства разных предметов - их форму, величину, твердость, местоположение. Для развития мелкой моторики полезно простое перекладывание мелких предметов из стаканчика в стаканчик. Однако эти "мелочи" должны быть достаточно крупными по размеру, чтобы кроха не смог их проглотить. Это процесс настолько увлекателен для малыша, что за этим занятием он может проводить много времени. Причем сначала дети предпочитают вытаскивать и разбрасывать предметы: например, взрослый собирает в стаканчик колечки и шарики, а ребенок достает их, и так повторяется несколько раз. В начале второго года жизни собирание мелких предметов в какую-либо емкость становится для карапуза любимым занятием. Он может сосредоточенно собирать в коробочку или миску палочки, колесики, шишки и прочие подходящие предметы, а потом доставать их. При этом очень важно, чтобы взрослый правильно сориентировал малыша. Помогая крохе вкладывать меньший предмет в больший, мама учит ребенка соотносить величину предметов, координируя действия рук и работу глаз. Можно также показать малышу, как собирать предметы в кастрюльку, потом переложить их в коробочку, в мешочек и снова в кастрюльку. Причем, основное удовольствие ребенку приносит сам процесс перемещения предметов, а не полученный результат. Еще одно интересное занятие - раскладывание предметов по разным емкостям. Все элементы вкладышей (например, мисочки) нужно поставить в ряд, в порядке убывания размера, а затем показать ребенку, как можно разложить в них какие-либо мелкие предметы (шарики, кубики, мелких куколок) так, чтобы в каждой мисочке был только один предмет, и ни одной пустой не осталось. Ребенок наверняка захочет продолжить это занятие самостоятельно. Конечно, поначалу предметы, которые разместит малыш, не будут соответствовать величине мисочек, но не следует обращать на это внимания. Главное, чтобы в каждой из них находилась какая-то одна вещь. Через некоторое время можно будет подбирать предметы В соответствии с размером емкости - в большую мисочку класть шарик побольше, в маленькую - поменьше. Позже можно предложить малышу такую игру как прятки. Для этого используются 2-3 предмета, явно различающихся по величине. Например, кубики. Самый большой из них, внутри которого спрятаны все остальные, маленькие, ставится на стол, полостью вниз. А затем взрослый снимает его, на глазах у ребенка. Малыш видит следующий кубик, поменьше, а взрослый снимает и его, показав самый маленький. После этого следует снова накрыть меньшие кубики большими, сопровождая свои действия словами: "Что там у нас прячется? Смотри, еще кубик, а под ним еще! А теперь давай спрячем его, вот так, нету кубика, и этот тоже спрячем. Опять только один кубик остался". Сначала малыш будет только снимать верхние кубики, а взрослый - опять собирать их. Можно попробовать вместе с малышом (действуя его руками) спрятать маленький кубик, надев на него большой. Главное, показать ребенку, что спрятать можно только меньший предмет в больший, а не наоборот. Постепенно задачу для малыша нужно усложнять, увеличивая число вкладышей, чтобы было интереснее. Например, дать ребенку 4-5 стаканчиков для самостоятельных манипуляций и предложить ему собрать их вместе, в один. Причем, в первый раз взрослый должен сам показать ребенку, как это делается - было много, а все поместились в один предмет (кубик, шарик и.т.п.). Как правило, поначалу малыши пытаются силой втиснуть один предмет в другой. Если ребенок "зациклился" на этом бесполезном действии, можно дать ему в руку другой подходящий элемент и помочь вложить его. Не следует осуждать кроху, если он не может справиться с этой задачей самостоятельно. Уже само стремление действовать с предметами и принимать при этом помощь взрослых похвально. Постепенно дитя научится отличать подходящие и неподходящие предметы, выбирать нужные. Вложив все детали, он опять будет разбирать их, а затем - собирать снова. Когда малыш уже немного освоит действия с вкладышами, взрослый для него может построить башенку из кубиков. Кубики-вкладыши располагают вверх дном, и меньший ставится на дно большего. Возводя "постройку", взрослый удивляется: "Вот какая башня получилась!" Таким образом, башня может расти в высоту, пока малыш не развалит ее. Сначала он будет только разваливать башенки, а взрослые - опять возводить их. Но через определенное время ребенку тоже захочется выстроить кубики в высоту: он попробует ставить их один на другой и постепенно убедится, что башня получается только тогда, когда меньший кубик ставится на больший. Метод перебора вкладышей и подбора через практические действия является преобладающим для детей до 1,5-2-х лет.

    Самые популярные вкладыши

    Известные всем деревянные куклы в нарисованных ярких платках - матрешки - это тоже один из видов вкладышей. С ними можно разыгрывать много интересных и полезных для развития малыша сюжетов. В игре с матрешкой можно, например, научить детей выделять разные качества величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это, конечно же, способствует развитию координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей.

    Примерный сюжет игры

    Усевшись за столик вместе с ребенком, взрослый достает большую матрешку и восхищается ее красотой: "Посмотри, какая красавица к нам пришла! Ее зовут Матреша. Какой у нее платочек, какие щечки..." Полюбовавшись куклой, взрослый берет ее в руки и удивленно говорит малышу: "Что-то она тяжелая и гремит. Может там что-то есть внутри? Давай посмотрим!" Открывая матрешку, можно произнести вместе с ребенком волшебное "заклинание": "Матрешка-матрешка, откройся немножко!" Этот процесс можно слегка растянуть, чтобы усилить ожидание и любопытство ребенка. Открыв большую матрешку и обнаружив в ней другую, взрослый удивляется и вместе с ребенком рассматривает ее, как и первую. Затем две матрешки ставятся рядом, и взрослый предлагает ребенку сравнить их, спрашивая: какая выше, а какая ниже, какой платочек у маленькой и какого цвета фартук у большой. При этом надо объяснить ребенку, что по форме обе куклы одинаковые, а по размеру - разные. Затем можно продолжать поиски - не спрятался ли и во второй матрешке кто-нибудь? Следующую, третью, матрешку можно доставать под те же слова, и пусть малыш снова сравнит ее с предыдущими. Так можно играть до тех пор, пока все матрешки не выйдут. При этом, нужно обратить внимание ребенка на то, что все матрешки одеты по-разному и каждая следующая меньше предыдущей на целую голову. Более упрощенным вариантом матрешек являются бочонки-с ними могут играть дети младшего возраста. Кроме того, внести разнообразие в игру с вкладышами помогут стаканчики с дырочками на дне. Можно просеивать сквозь них песок или переливать воду. Из одних стаканчиков вода будет литься одной струйкой, из других получится душ, а из третьих жидкость и вовсе не будет вытекать. Такие занимательные игры очень нравятся детям.

    Правила отбора

    При выборе вкладышей стоит обратить внимание на то, как они выполнены. Эти игрушки не должны быть перегружены излишними функциями. Если это, к примеру, стаканчики-мисочки, то они должны быть изготовлены так, чтобы вынимать и вкладывать их было легко и удобно. Иначе ребенок не сможет справиться с такой "забавой", устанет и быстро откажется от игры. Вкладыши могут быть как пластмассовые, так и деревянные или картонные - главное, чтобы они были приятны на ощупь. Цвет не имеет особого значения, но хорошо, если это будут основные цвета (красный, зеленый, синий, желтый).

    Творческий подход

    Воображение всегда позволит найти заменители игрушек-вкладышей среди окружающих предметов. В этой роли может выступить обычная кухонная посуда, которая так интересна малышам, - кастрюли, пластиковые стаканы, цилиндры разной высоты и ширины. Дети с огромным удовольствием будут перекладывать различные по величине предметы из емкости в емкость, "помогут" маме перебрать лук в корзине, перелить воду. Тем более что "взрослые" предметы так привлекательны для малышей. Такие игры способствуют развитию воображения у детей более старшего возраста.

    Коробки для форм и предметных изображений

    Данную разновидность вкладышей еще называют "почтовыми ящиками". Это специальные пособия с прорезями или углублениями различной формы и размера, в которые вкладываются соответствующие предметы или картинки. Такие игровые пособия способствуют развитию восприятия формы и размера. Дети знакомятся с основными формами (круг, квадрат, треугольник и т.д.), учатся узнавать предметы по контуру, а также сравнивать их по величине.

    Правила отбора

    Выбирая такие игрушки, следует обращать внимание на то, чтобы ребенку было удобно с ними играть. Предметы должны легко входить в отверстия, которые в свою очередь обязаны четко соответствовать контуру. Коробки для форм могут быть выполнены из пластмассы, дерева, или из мягких материалов. Пластмасса и дерево полностью отвечают необходимым требованиям. Однако мягкие коврики, хотя и очень приятны на ощупь, хороши лишь в том случае, если задание необходимо выполнить на плоскости - тогда фигуры хорошо входят в отверстия. А вот объемные коробки из такого материала как показывает опыт, неудобны, поскольку мягкость контура позволяет вставить в отверстие предмет любой формы, а не тот, который ей соответствует. В результате ребенок перестает ориентироваться на особенности формы, а занимается простым вкладыванием и развивающая задача остается неосвоенной. Для детей младшего возраста лучше выбирать коробки (или доски) с четко обозначенными геометрическими формами (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Пусть сначала малыш усвоит простые формы, а потом уже переходит к более сложным. Причем, взрослые должны учесть: как только карапуз сможет без труда обращаться с данным видом вкладышей, игрушка ему надоест. Поэтому родителям придется следить за тем, чтобы игра ставила перед ребенком задачи определенной сложности. Изменять задания подобным образом можно как за счет введения новых форм (ромбы, сердечки, овалы, пятиугольники и др.), так и за счет способа действия. Сейчас можно встретить огромное количество разновидностей так называемых "почтовых ящиков". Это и домики с отверстиями для окон и дверей, и машинки с отверстиями для колес, фар и многое другое. В таких игрушках само действие по вкладыванию предметов различной формы включено в какой-то игровой сюжет. Например, ребенок не просто вкладывает кружок в соответствующее отверстие, а прикрепляет колесо к машине. Однако и такие игрушки интересны для детей только в первые дни. Как только малыши начинают правильно вкладывать предметы, игрушка теряет для них интерес. Задача родителей - вовремя заметить, что это занятие больше не представляет ценности для ребенка, и предоставить более интересный вариант игры. Например, классифицировать картинки по какому-либо признаку: "найди все фрукты" или "накрой на стол". Для детей более старшего возраста подходят вкладыши с изображениями разных предметов, ориентируясь на форму которых ребенок должен найти соответствующее окошко. Первое время игра с предметными картинками также требует участия взрослого. Надо показать малышу, как можно закрыть крышечками соответствующие окошки, обратить его внимание на то, что для каждого окошка подходит только одна определенная крышечка, а другие не помещаются. Полезно обвести пальчик ребенка по краю крышечки, чтобы он не только увидел, но и почувствовал углы, ровные линии или округлости разных форм. Кроме того, нужно вместе с крохой подобрать соответствующие по форме крышечки для каждого окошка, а затем предоставить ему возможность сделать то же самое самостоятельно. Особенно хороши такие вкладыши, где предметные картинки являются частями большой сюжетной картины. В этом случае можно разыгрывать ситуации с развитием какой-нибудь сказки, истории. Еще одним усложненным вариантом вкладышей являются так называемые составные картинки, когда одно изображение состоит из нескольких частей. Их очень много, и они различаются по степени сложности. Так, малыши 2-3 лет способны справится с двух-трехсоставной картинкой. Ее можно собирать, как вставляя части в отверстия, так и без опоры на контур. По мере взросления ребенка число составных частей игрушки увеличивается, усложняется и задача. Такие занятия способствуют формированию целостного образа предмета, развивают образное мышление. При выборе таких игрушек важно учитывать, чтобы образ, который предстоит собрать ребенку, был знаком ему. Это могут быть как фигуры животных, так и машины, дома. Таким образом, игра с разного рода вкладышами не просто развивает моторику, координацию движений и пространственное мышление, но и требует от ребенка концентрации внимания, сосредоточенности, направленности на результат, а также воспитывает в нем усидчивость и терпение.