• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Его называют Тони Старком реального мира, достойным наследником Билла Гейтса и Стива Джобса в одном лице. Предприниматель, сколотивший состояние на интернет-стартапах, превратился в визионера, который думает о лучшем будущем для человечества. Слабо разбираясь в интернет-банкинге, ракетостроении и электромобилях, Илон Маск раз за разом врывался в новую отрасль с уверенностью, что он лучше других знает, чего хотят клиенты. И оказывалось, что он действительно знает!

    Африканское детство

    Илон Маск родился 28 июня 1971 года в южноафриканской Претории. Его отец Эррол был успешным инженером из уважаемой семьи. Мать Мэй в юности была моделью, а затем преуспевающим диетологом. Илон был первым ребёнком в семье. Следом на свет появились брат Кимбал и сестра Тоска (будущий режиссёр и продюсер). Хотя родители Илона были знакомы с детства и Эррол много лет добивался руки Мэй, их брак не был счастливым. Когда Илону исполнилось семь, пара подала на развод.

    Сначала дети остались с матерью, но затем Илон переехал к отцу. Как он сам позже вспоминал, с матерью осталось трое детей, а у отца не было никого, он выглядел одиноким и грустным. Вскоре к отцу перебрался и Кимбал. Впоследствии братья не раз сомневались в своём решении: Эррол оказался строгим и требовательным, ему трудно было угодить. Тем не менее он дал своим сыновьям хорошее образование и привил любовь к точным наукам.

    Илон отличался от других детей. Он был умнее сверстников и не разделял их интереса к спорту и развлечениям. Мальчик часто «отключался» от внешнего мира, погружаясь в себя. Одноклассники травили его. Маск сменил несколько школ, но так и не завёл настоящих друзей.

    Проблемы в школе и дома привели к тому, что Маск с ранних лет искал убежище в книгах. В юности он зачитывался романами Верна, Азимова, Хайнлайна и Толкина. «Академия» и «Луна - суровая хозяйка» пробудили в нём интерес к космосу, а роман Дугласа Адамса «Автостопом по галактике» помог справиться с личностным кризисом в четырнадцать лет. С тех пор Маск руководствуется принципом «Главное - задавать правильные вопросы».

    Вторым увлечением Маска стали компьютеры. Едва столкнувшись с этим чудом техники, он выпросил у отца свой первый компьютер - Commodore VIC-20, популярную в начале восьмидесятых модель с целыми пятью килобайтами памяти. Маск сам освоил программирование и уже в двенадцать лет написал видеоигру Blastar, которую продал одному из местных журналов за пятьсот долларов.

    Хоть Эррол и купил сыну компьютер, сам он скептически относился к увлечению Илона, считая компьютеры всего лишь дорогими игрушками. Он хотел, чтобы Илон стал инженером, как и он сам. Отсутствие поддержки и перспектив заставили Илон задуматься об эмиграции. Он грезил об Америке, которая казалась ему страной неограниченных возможностей для умных и находчивых. Воспользовавшись тем, что мать была уроженкой Канады, Маск получил канадское гражданство и в семнадцатилетнем возрасте отправился покорять Америку.

    Американская мечта: Zip2

    Поначалу на новом месте было непросто. Первые годы Илон постоянно переезжал, перебивался черновой работой, пока не осел на ферме у родственников. Вскоре в Канаду переехали Мэй и Кимбал. Илон поступил в университет Куинс в провинции Онтарио, где продолжил изучать программирование. По его словам, он выбрал Куинс потому, что среди его слушателей было больше всего девушек. Расчёт оправдался на все сто - в университете Илон познакомился с будущей женой, Жюстин.

    Получив диплом, Маск поступил в магистратуру Пенсильванского университета по физике и экономике. Тогда он уже интересовался космосом, альтернативной энергетикой и интернет-стартапами. После Пенсильвании Маск отправился в Стэнфорд (Калифорния) для получения докторской степени, но уже два дня спустя бросил учёбу и вместе с братом открыл свой первый бизнес в Кремниевой долине.

    В середине девяностых акции интернет-компаний росли как на дрожжах, и Маск просто не мог оставаться в стороне. Илона посетила идея создать Zip2 - цифровой аналог «Жёлтых страниц», позволявший, как он выражался, в любом районе Сан-Франциско найти ближайшую пиццерию и узнать, как к ней проехать.

    Поначалу Маски столкнулись с проблемой: никто не хотел вкладывать в их начинание деньги. Большинство компаний ещё понятия не имели, зачем им собственный сайт и на кой сдалась реклама в интернете. Братьям помог отец, прислав двадцать восемь тысяч долларов. Этого хватило на аренду небольшого офиса, покупку оборудования и необходимых лицензий. Первые три месяца Илон и Кимбал жили в офисе: им не на что было снимать жильё. Из мебели у них была лишь пара матрасов.

    Братья разделили полномочия: Илон почти не покидал офиса, всё своё время тратя на улучшение продуктов, Кимбал же искал клиентов. Первое время он просто обходил округу и предлагал свои услуги парикмахерским, автосалонам, ресторанам и магазинчикам. Кого-то удалось заинтересовать. О Zip2 заговорили, у компании появились инвесторы, и дела пошли в гору.

    Но новые акционеры сомневались в способностях молодого предпринимателя руководить собственным начинанием и пригласили более опытного управляющего - Рича Соркина. Соркин решил иначе расставить акценты: теперь Zip2 в основном поставляла программное обеспечение для газет, а сам Маск хотел сосредоточиться на работе с потребителями. Он пытался сместить Соркина и занять его место, но совет директоров не поддержал Илона.

    Смысл бороться вскоре пропал. Крупная фирма Compac приобрела Zip2 за 307 миллионов долларов, из которых 22 миллиона достались лично Илону. В свои двадцать семь лет он превратился в миллионера. Конечно, он купил квартиру и шикарную машину, но большую часть денег пустил на новый проект.

    Если у тебя есть миллионы долларов, это меняет твой образ жизни - те, кто говорит иначе, нагло врут. Мне уже не нужно работать для выживания. Но я работаю каждый день, даже на выходных, и я несколько лет не был в отпуске.

    Илон Маск

    X.com и PayPal

    Работа над Zip2 преподала Илону урок. Он обрёл уверенность в себе и из робкого программиста превратился в уверенного бизнесмена. Но главное, Маск понял, что больше не должен терять контроль над своими проектами. После продажи Zip2 его привлекла отрасль, где была масса денег и проблем, которые можно было исправить с помощью интернета. Речь шла о банковской сфере, которая на тот момент была громоздкой, неуклюжей и недальновидной и не понимала возможностей цифровой эры.

    Потратив собственные 12 миллионов, Илон создал первый в истории сервис онлайн-банкинга с порнографическим названием X.com. Маска не пугало, что многие технологии надо придумывать с нуля. Он был уверен, что совершит революцию в банковской сфере, и его уверенность привлекала к нему инвесторов, а там и клиентов. Возможность перевести деньги парой щелчков мыши без заполнения длинных платёжных поручений всего за несколько месяцев привлекла к сервису двести тысяч человек.

    Роберт Дауни-младший признал, что Тони Старк в его исполнении частично списан с Маска, и уговорил Илона на камео в «Железном человеке 2».

    Скоро у X.com появился первый серьёзный конкурент в лице столь же молодого и амбициозного стартапа Confinity, которым заправляли Макс Левчин и Питер Тиль. Компании потратили уйму сил и средств на борьбу, пока не пришли к выводу, что проще объединить усилия. Крупнейшим акционером и управляющим новой компании стал Илон Маск, который так и не научился ладить с людьми. Между Илоном и Левчином с Тилем начались ссоры. Причиной стало название объединённой компании - всем нравилось предложенное основателями Confinity название PayPal, и только Маск цеплялся за X.com.

    В результате конфликта Тиль покинул компанию, а Левчин начал угрожать, что последует за ним. Начались и технические проблемы: сервера не справлялись с наплывом клиентов, в программах обнаруживались «дыры», что грозило штрафами от банков. В компании зрело недовольство Маском. Воспользовавшись отсутствием Илона, который наконец-то женился на Жюстин и отправился в свадебное путешествие, совет директоров сместил его с должности и назначил на это место Питера Тиля.

    Маск прервал путешествие и попробовал бороться, но вскоре остыл, осознав, что Левчин и Тиль действительно знают своё дело. Он остался акционером компании и продолжил вкладывать в неё деньги. Когда крупнейший интернет-аукцион eBay захотел приобрести PayPal, ни у одного члена правления не возникло сомнений, что надо соглашаться, но Маск посоветовал сохранять терпение и ждать. Наконец, после серии отказов, в июне 2002 года eBay предложил полтора миллиарда долларов. Как крупнейший акционер, Маск получил 250 миллионов.

    История X.com двояко сказалась на репутации Маска. С одной стороны, он заслужил славу гения, создавшего уникальный продукт с нуля. С другой, он снова не смог поладить с партнёрами и допустил ряд ошибок в управлении компанией. Одни поговаривают, что если бы Илон остался у руля ещё на несколько месяцев, компанию ждал крах. Другие возражают, что ему не хватило времени - хотя многие идеи Маска на первый взгляд кажутся абсурдными, время доказывает его правоту.

    SpaceX и Tesla Motors

    После ухода из PayPal Маск возобновил свадебное путешествие. В поездке он подхватил опасную форму малярии и едва не умер. На полное восстановление ушло полгода, за это время Илон похудел на двадцать килограммов.

    Незадолго до продажи PayPal у Илона и Жюстин родился первенец. Но счастье родителей было недолгим - ребёнок умер от так называемого синдрома внезапной детской смерти. Маск справился с горем в своей типичной манере - с головой ушёл в работу. Позже коллеги вспоминали, что рабочие трудности порой вызывали у Илона слёзы, но эту утрату он перенёс молча. Маск не любил выставлять свою личную жизнь напоказ.

    Окончательно убедившись во вреде отдыха, Маск вернулся к работе. Поскольку его влияние в PayPal сократилось, Илон вспомнил о своём детском увлечении космосом. Маск чувствовал, что мир утратил веру в лучшее будущее, и хотел вдохновить человечество на новые свершения. Поначалу планы Маска были весьма наивными - он собирался купить старую российскую баллистическую ракету и с её помощью отправить корабль на Марс. Проект загнулся - Маск не сошёлся в цене с продавцами. Тогда ему и пришла в голову идея производства маленьких, экономичных ракет, которые могут завоевать рынок коммерческих перевозок на орбиту за счёт низкой стоимости запуска.

    В те времена Маск ничего не смыслил в ракетостроении. Масштабы работ он представлял себе плохо, поэтому назначал себе чересчур оптимистические сроки, в которые было нереально уложиться. Критики частенько упрекали Маска во лжи, но Маск искренне верил в свои слова и неустанно работал, чтобы претворить сказанное в жизнь. Такого же отношения он ожидал и от своих сотрудников, поэтому люди, не готовые пахать по двенадцать - шестнадцать часов в день, недолго задерживались у Маска.

    В июне 2002 года он основал Space Exploration Technologies Corporation (SpaceX). Поначалу Маск хотел производить только двигатели, а остальные детали закупать у сторонних поставщиков. Но он быстро убедился, что приемлемого качества можно добиться только самому.

    Параллельно Маск заинтересовался электромобилями. На это его натолкнули два знакомства - сначала Илон встретил талантливого инженера Джеффри Штробеля, работавшего над экономичной батареей для электромобиля, а затем пересёкся с Мартином Эберхардом и Марком Тарпеннингом, основателями компании Tesla Motors, целью которой было создание электромобиля нового поколения. Маск влюбился в идею и вложил в Tesla семь миллионов, став крупнейшим акционером. При этом оперативное управление компанией осталось в руках Эберхарда и Тарпеннинга.

    Первые два прототипа Tesla Roadster были встречены с энтузиазмом, и в компанию стали поступать заказы. Но попытка перейти от штучного производства к массовому едва не привела к краху.

    Оба предприятия Маск финансировал из собственного кармана и поэтому оказался на грани банкротства. Средства на счетах Маска таяли, а работа над первой ракетой SpaceX Falcon 1 на четыре года отставала от графика. Первые три запуска Falcon 1 кончились провалом. Череда неудач на старте - не редкость космической промышленности, но SpaceX не могла себе позволить такой роскоши. Инженеры исправили все недочёты и четвёртый запуск прошёл успешно, но на пятый уже не оставалось денег.

    У NASA есть дурацкий принцип, согласно которому ошибки недопустимы. В моей компании неудача возможна. Если что-то не разваливается, значит, вы недостаточно хорошо изобретаете.

    Илон Маск

    Основатель Tesla Мартин Эберхард (Nicki Dugan / Flickr)

    В Tesla дела обстояли ещё хуже. Контрагенты постоянно срывали поставки деталей, издержки росли, а публика начинала терять терпение. Себестоимость одного автомобиля по оптимистичным прогнозам составляла 170–200 тысяч долларов, а Tesla планировала продавать Roadster за 85 тысяч. Маск разочаровался в руководстве Эберхарда и сместил его. Мартин тяжело перенёс увольнение и развернул в СМИ кампанию против Маска. Их отношения так и остались напряжёнными, но Эберхард позже признал, что без Маска Tesla разорилась бы в самом начале.

    В жизни Илона наступили нелёгкие времена. Никто всерьёз не верил в успех его начинаний, и постоянные неудачи SpaceX и Tesla не укрепляли его репутацию. В прессу просочились слухи о финансовых проблемах компаний.

    Под откос покатилась и личная жизнь. Для Илона семья всегда стояла на втором месте после работы. Хотя Илон и Жюстин были знакомы много лет и растили пятерых детей, она всегда чувствовала, что для мужа была чем-то вроде аксессуара. Их брак зашёл в тупик, и Илон подал на развод. Маск отнёсся к бракоразводному процессу как к бизнес-проекту и добивался максимально удобного для себя результата. Пресса недоумевала, почему мультимиллионер спорит с матерью своих пятерых детей о сумме отступных. Но Илон не мог позволить себе лишние траты.

    В декабре 2008 года у Маска кончились деньги. Если бы к январю Илон не нашёл нужные средства, Tesla можно было объявлять банкротом, а сотрудникам SpaceX было бы не на что платить зарплату. Маск прикинул, что ему придётся пожертвовать одной из компаний ради сохранения другой, но не смог сделать выбор.

    Прорыв

    Маск нашёл деньги в самый последний момент. Он вложил остатки своих средств в Tesla и убедил инвесторов поверить в неё ещё один раз. А со SpaceX ему просто повезло. Маск долго пытался убедить NASA, что его компания может стать подрядчиком по перевозке грузов на орбиту. И 23 декабря 2008 года космическое агентство подписало со SpaceX полуторамиллиардный контракт на двенадцать рейсов к МКС.

    И вот тут начинания Маска заработали на полную мощность, и из человека, который долгие годы обещал, обещал и снова обещал, он превратился в человека, который начал делать. Сейчас SpaceX принадлежит сразу несколько рекордов, и Маск не намерен останавливаться на достигнутом.

    У Tesla дела тоже идут хорошо. Tesla Roadster неплохо продавался, но настоящим хитом стала вышедшая в 2012 году модель S. Tesla Motors позиционирует её как «iPhone на колёсах». Даже распространение строится по модели Apple - Tesla реализует машины через интернет и специальные точки продаж, расположенные в крупных торговых центрах. Владельцам модели S практически не нужно платить за обслуживание. Программы автоматически обновляются через интернет, а на любой из электрозаправок Tesla владельцы могут зарядить свои машины бесплатно. Или, если торопятся, могут поменять аккумулятор, но уже за деньги. Помимо машин, Tesla производит батареи для электромобилей других компаний, причём продажа батарей приносит даже больше дохода.

    Даже если случится зомби-апокалипсис, вы всё равно сможете путешествовать благодаря заправкам и системе Tesla Supercharging.

    Илон Маск

    Преуспевает и ещё одно начинание Маска - компания SolarCity, созданная Илоном и его двоюродными братьями. SolarCity - один из крупнейших поставщиков солнечной энергии в Америке, в прошлом году стоимость её активов оценивалась в 7 миллиардов.

    Впрочем, жизнь Маска нельзя назвать беззаботной. Он говорит, что ставит перед собой три цели: снабдить человечество экологически чистым транспортом и источниками энергии и помочь строительству колоний в других мирах. Илон мечтает умереть на Марсе. И если первые две задачи близки к выполнению, то до третьей ещё идти и идти.

    Маск считает главной задачей SpaceX покорение других планет Солнечной системы. Начать он планирует с Марса. Космический корабль Dragon V2, который SpaceX сейчас разрабатывает для нужд NASA, в идеале должен стать основой для полётов на Красную планету, но амбиции Маска простираются гораздо дальше. Недавно магнат напомнил, что для создания колонии на Марсе планету нужно терраформировать. Для этих целей Маск предлагает использовать… термоядерное оружие. По его рассчетам, взрыв двух термоядерных бомб в атмосфере в районе полюсов Марса запустит реакцию по разогреву планеты и в итоге превратит её в более благоприятное место для людей.

    Я хотел бы умереть на Марсе. Только, конечно, не при неудачной посадке.

    Илон Маск

    А в 2009 году Маск обрушился с критикой на проект высокоскоростной железной дороги, которая должна соединить Сан-Франциско и Лос-Анджелес. Он заявил, что это будет самая дорогая дорога в мире. В качестве альтернативы Маск предложил проект скоростного вакуумного поезда Hyperloop, работающего от солнечных батарей. Hyperloop - это огромный надземный трубопровод, по которому со скоростью свыше тысячи километров в час перемещаются пассажирские и грузовые капсулы.

    По расчётам Маска, Hyperloop обойдётся в несколько раз дешевле, капсулы будут двигаться с небольшими интервалами, а дорога между городами займёт всего полчаса. Впрочем, сам Маск не намерен заниматься строительством и планирует выложить чертежи проекта в открытый доступ. Сегодня существует сразу несколько команд, готовых воплотить видение Илона в жизнь.

    Каков он?

    Несмотря на все его успехи, Маска часто критикуют. В прессе подсчитали, что с момента основания SpaceX, Tesla и SolarCity получили суммарно 5 миллиардов долларов в виде госзаказов, субсидий и налоговых льгот. Маска обвиняют в том, что без помощи дяди Сэма он бы ничего не достиг.

    Впрочем, пусть и с помощью государства, он добился того, чего не удавалось никому. И вряд ли смог бы это сделать, если бы не твёрдость характера. Знакомые рассказывают, что Маск строг и порой жесток с сотрудниками и партнёрами. Он совершенно не считается с чувствами других людей. Тем не менее, сотрудники SpaceX и Tesla преданны своему начальнику и говорят, что, хотя в общении он неисправимый засранец, он знает, чего хочет, и умеет заражать оптимизмом других. Илон не терпит отмазок, оправданий и задержек, но, когда возникают сложности, первым вызывается помочь.

    Рабочая неделя Маска превышает сто часов. Он фактически живёт на работе и постоянно летает между офисами компаний на личном самолёте, чтобы экономить время.Он стремится быть в курсе всех проблем своих подчинённых, и для него норма ответить на электронное письмо от сотрудников в течение получаса, даже если оно пришло глубокой ночью.

    * * *

    Идеи Илона Маска кажутся безумством, но раз за разом он оказывается прав, просто общество не поспевает за ходом его мыслей. В другом мире Илон Маск отлично подошёл бы на роль злодея в очередной серии «бондианы», но его страсть к науке, космосу и фантастике мешают разглядеть в нём беспринципного дельца. Он остаётся визионером, озабоченным лучшим будущим для всего человечества, живущим в эпоху, когда самые светлые умы думают, как впихнуть побольше фотографий котиков в пост в социальной сети.

    Мне нравится участвовать в проектах, которые меняют мир. Это сделал интернет, и космос, вероятно, изменит мир больше, чем что бы то ни было. Если человечество сможет выйти за пределы Земли, очевидно, что там лежит его будущее.

    Илон Маск

    В наш циничный и расчётливый век осталось мало таких идейных мечтателей. Поэтому за Илона Маска хочется держать кулаки и верить, что у него всё получится.

    Если вам мало статьи…

    В начале 2015 года на прилавках книжных магазинов появилась книга американского журналиста Эшли Вэнса «Илон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее». Работая над книгой, Вэнс опросил родных и друзей Маска, бывших и нынешних сотрудников Tesla, SpaceX, PayPal и Zip2.

    Сам Маск поначалу не хотел помогать Вэнсу с работой, но потом согласился - при условии, что он сможет предложить собственные версии изложенных событий. Вэнс отказал, но Маск внезапно принял условия репортёра и регулярно встречался с ним на протяжении всей работы над книгой. Сам Вэнс считает, что Маска убедила решительность журналиста и его уверенность в том, как нужно работать.

    В книге есть немало забавных моментов - например, Маск рассказывал, что его семья боялась, как бы представители российской космической отрасли не наняли убийц, чтобы устранить конкурента.

    Илон Маск - выскочка. Илон Маск - гений. Илон Маск - просто талантливый менеджер. У кого-то он вызывает зависть, другие хотят походить на него. Все как обычно, когда речь идет об известном и успешном человеке. Мало кто помнит, где истоки, в чем правда, а в чем ложь: существующая информация, которая касается конца 1990-х - начала 2000-х, окутана каким-то странным туманом. Именно тогда, как принято считать, «все и началось».

    Знакомым с биографией Маска известно, что родился он в 1971 году в ЮАР, однако родную страну покинул еще в молодости. Его мать - из Канады - была на тот момент моделью и профессиональным диетологом, отец - инженером-электронщиком. Может, именно он и повлиял на будущее сына, так как после развода родителей в 1979 году Илон и его младший брат Кимбал решили остаться с папой.

    В 2015 году Эррол Маск, отец Илона, дал интервью журналу Fortune. В нем Маск-старший уверял, что сына интересовали в первую очередь книги, а не отвлеченные беседы о спорте или подобные темы. «Он был интровертом-мыслителем», - рассказал Эррол. Родители нередко идеализируют своих детей, тем более когда те действительно смогли добиться многого.

    Изгой

    По словам старосты школы, в которой учился Илон, будущий миллиардер состоял в компьютерном клубе учебного заведения. Вероятно. Оказалось, что в юности Маск был весьма неприметным, особой активности в общих мероприятиях не проявлял, а друзей среди других школьников у него было, мягко говоря, мало - один раз мальчик даже попал со сломанным носом в больницу, после того как его избили местные хулиганы-заводилы. Когда читаешь о детстве Илона, может сложиться образ заучки, которого никто не замечает, а если видит - норовит дать подзатыльник. Как оно было на самом деле, никто уже не признается.

    В возрасте примерно 9-10 лет Маск получил в свое распоряжение только вышедший на рынок компьютер Commodore VIC-20 с обучающим курсом, рассчитанным на полгода. Пытливый ум помог разобраться в основах программирования за три дня. В 12 лет Илон написал игру, которую умудрился продать компьютерному журналу за $500 (сегодня это чуть более $1,2 тыс. с учетом инфляции). Blastar скорее ужасна, тем не менее упоминание о ней появилось на страницах издания PC and Office Technology. «Банальная, но все равно лучше, чем Flappy Bird», - заявил Маск, уже став миллиардером.

    Путь в Кремниевую долину

    Когда Илону стукнуло 17 лет, он иммигрировал в Канаду - ведь ЮАР не та страна, где можно получить хороший старт для технологической карьеры. «Кремниевая долина была для Маска как Земля обетованная», - пишет один из биографов. А другой источник называет совершенно банальную причину - ни Илон, ни его младший брат Кимбал не желали отбывать обязательную воинскую повинность в стране, где родились. Тем более там царил апартеид. Согласно другой версии в Канаду юный Маск отправился на собственно заработанные деньги и без согласия на то родителей, но также из-за нежелания служить. Наконец, наиболее романтичный вариант - Илон поехал покорять мир.

    Илон Маск во время учебы в Канаде

    Здесь будущий бизнесмен не задержался надолго и через пару лет перевелся из канадского вуза в Университет Пенсильвании в США. Затем была предпринята попытка поступить в Стэнфорд. Она оказалась безуспешной, поскольку очень хотелось работать.

    Еще будучи студентом, Маск задумался о том, кем и чем он хочет стать. Отправной точкой для него оказался вопрос: «Что окажет наибольшее влияние на будущее человечества?» Ответ состоял из списка, в котором перечислялись: интернет; устойчивая энергетика; исследование космоса и, в частности, возможность создания постоянных колоний вне Земли; искусственный интеллект; перепрограммирование ДНК. Об этом Илон рассказал в одном из радиоинтервью StarTalk несколько лет назад. Слова, впрочем, воспринимаются с долей недоверия - с трудом можно представить, как полтора-два десятка лет назад Маск составляет столь продвинутый список. Впрочем, не все ограничены потребностями типа «новая машина, дом и много денег»...

    Начать Илон решил с энергетики, что и привело молодого человека в Стэнфорд, где он попытался заняться изучением суперконденсаторов. Параллельно Маск занимался написанием ПО, ориентированного на интернет, да составлял бизнес-планы. В 1995 году Netscape был на коне, недавно начал свою работу Amazon, а приятель Илона Адео Ресси запустил в 1994 году городской сайт Total New York и нарадоваться не мог своему детищу (которое позже было продано корпорации AOL). Вокруг как грибы появлялись новые компании и предприятия, которые сегодня называют не иначе как стартапы. Билл Гейтс по телевизору в шоу Дэвида Леттермана вещал о будущем интернета. Сам Маск, «будучи в тренде», использовал телефонный справочник, купленный на CD, для создания сайта-каталога предприятий и организаций, но чего-то ему не хватало.


    Амбициозный юарец эмоционально заболел - на него начал наваливаться «синдром упущенной выгоды». А ведь еще не заработал Google. Кроме того, Илон якобы серьезно задолжал по студенческому кредиту. Надо было что-то делать!

    PayPal

    Однако чем ближе к общему признанию, тем больше противоречий появляется в биографии Маска. Но вот «звездный мальчик» родился - одновременно с компанией Zip2, примитивным по нынешним меркам «городским гидом» в сети, современной заменой тех самых «Желтых страниц». Идея была не нова и, вероятно, позаимствована у Адео Ресси с его уже существующим проектом.

    После двух дней в Стэнфорде Илон покидает университет и отдает все силы Zip2, основанной совместно с братом. Говорят, Маск жил прямо в офисе, не упуская ни минуты рабочего времени. Проект успешно развивался, пока в 1999 году его не купила Compaq за $307 млн, что принесло 27-летнему Илону $22 млн.

    Здесь все оказалось не слишком гладко. Дело в том, что в 1998-м Zip2 намеревалась объединиться с конкурентом в лице CitySearch и сумма сделки оценивалась в те же $300 млн. Платформа Маска должна была раствориться в новом предприятии, что, видимо, не устроило IT-бизнесмена. По неофициальным данным, соглашение в последний момент в одностороннем порядке разорвал именно будущий основатель SpaceX.

    В любом случае, как только Илон избавился от Zip2, он оказался вовлечен в новый стартап - X.com, ставший впоследствии частью одной из крупнейших электронных платежных систем. Проект планировался как финансовая платформа, что-то вроде продвинутого онлайн-банка. А необычное имя? Звучит красиво, ни к чему конкретно не обязывает. Хотя кому-то буква «X» навевала мысли о порноиндустрии.

    На запуск стартапа пошли деньги, вырученные от продажи Zip2, а также сторонние инвестиции. В том же здании, где находился офис новой компании, разместилась еще одна фирма со сходным родом деятельности - Confinity. И если вначале они уживались мирно, то позже стало очевидно - это прямые конкуренты. Рынок был огромен, и сегодня, вероятно, проекты смогли бы поделить сферы влияния. Однако X.com и Confinity решили слиться. В первой работало больше сотрудников, клиентская база была объемнее, темпы роста фиксировались высокие. Для основателей Confinity, которая опережала компанию Маска разве что по количеству пользователей eBay, это стало решающими факторами.

    В марте 2000 года X.com приобрела Confinity. Сделка произошла после конфликта Илона с тогдашним президентом основанной им компании Биллом Харрисом, не разделявшим оптимизм Маска в отношении слияния. Стоит отметить, что Харрис уже тогда имел весьма продолжительный опыт работы в IT-сфере и поддерживал Илона со времен Zip2. В то же время один из бывших сотрудников X.com и PayPal как-то написал, что Харрис был хорошим финансистом (помог привлечь $100 млн инвестиций), однако не слишком выдающимся CEO. В итоге он покинул новообразованную компанию.

    Свято место пусто не бывает, и во втором квартале 2000 года место Харриса занял Маск. Однако пробыл он на посту топ-менеджера лишь до осени того же года. Из-за разногласий с членами правления Илон лишился звания CEO. Одной из причин ухода якобы стал конфликт на почве выбора серверной платформы - Маск был против бесплатной Unix и требовал перейти на решение от Microsoft.

    Кстати, Илон в чем-то походит на Стива Джобса, уволенного в свое время из Apple, - Маск переживал подобное и в Zip2, и в PayPal. Из последней его уволили, когда бизнесмен летел к месту отдыха: по его словам, это должен был быть первый отпуск за долгие годы.

    В 2001 году объединенное предприятие назвали PayPal - по имени одного из продуктов Confinity. Теперь всем руководил Питер Тиль, сооснователь последней.

    Ну а на момент приобретения PayPal компанией eBay в 2002-м за $1,5 млрд, у Илона имелся 11-процентный пакет акций финансовой платформы. Профит!

    Мечта о космосе перестает быть мечтой. Рождение SpaceX и Tesla

    Деньги есть, идеи тоже. Причем идеи давние, а не придуманные на ходу. Первым «долгоиграющим» проектом Маска стала не Tesla, как могут предположить многие, а SpaceX. Марсом и космосом Илон грезил давно (корабли SpaceX не случайно получили название Falcon - в честь «Тысячелетнего сокола» из «Звездных войн»), поэтому и приступил к реализации мечты, основав Space Exploration Technologies Corporation. Зачем? Чтобы построить свой космический корабль для полета к Красной планете, отправить туда «парник» и устроить «марсианский оазис».

    Маска не останавливали слова друзей и коллег, которые отговаривали его от начатого дела. До успеха, который и сейчас выглядит несколько шатким с финансовой точки зрения, пройдет очень много времени. Ведь о SpaceX всерьез заговорили лишь в 2008 году: тогда Falcon 1 стала первой частной ракетой на жидком топливе, добравшейся до орбиты Земли и доставившей туда полезный груз. До того момента к проекту Илона относились с недоверием. А вот между 2002 и 2008 годами в истории компании образовалась дыра. В 2003-м, например, о молодом бизнесмене осторожно и с долей иронии писала газета The Los Angeles Times. Автор материала не мог определиться: технологический ли гений Маск или очередной Дон Кихот.

    На звезды тогда смотрел не только Илон. В 2004 году Virgin Galactic и некоторые другие компании весьма оптимистично видели будущее космического туризма, собираясь года через 3-4 наладить регулярные коммерческие запуски «простых смертных» туда, где не летают самолеты. Как известно, реальность внесла серьезные коррективы.

    Основанная Маском SpaceX активно вела разработку технологии, рассказывая как о достижениях, так и о провалах. Компоненты ракеты-носителя развалились во время испытаний из-за просчетов? На сайте проекта появляется новость: «Топливный бак деформировался из-за неисправности клапана». Вторая подряд проблема? Снова «фейл»? Пятый перенос сроков? Под сообщениями о неудачах Илон подписывается своим именем. Пошла «белая полоса»? Об этом все узнают в то же мгновение из первых уст.

    Возникает чувство, что все придумал и реализовал один-единственный человек - сам Маск. Очевидно, что это не так. Простой пример: разработкой двигателей серии Merlin занимался Том Мюллер, работодателем которого до определенного момента выступала компания TRW. Здесь главный инженер входил в команду, создававшую мощнейший TR-106. Однако не всем был доволен Мюллер, который считал, что его не ценят, а идеи не используют. Как итог - разработка крупнейшего в мире ракетного двигателя на жидком топливе в частном гараже. Гараже, Карл! Что сделал Илон? Позвал Мюллера в 2002 году на работу. Сейчас инженер занимает пост технического директора в SpaceX. Маск избрал интересный подход к поиску топов, поэтому и люди в компании появлялись не случайные и по-своему интересные. Увлеченные специалисты, которым позволяют реализовать себя, ищут таких же, и все вместе они делают так, чтобы их детище - компания и ее проекты - развивались.

    Когда с момента основания SpaceX прошло совсем немного времени, Илон приступил к реализации очередной своей идеи фикс. Либо просто загорелся чем-то новым. В 2004 году он, уже будучи в совете директоров Tesla, стал инвестором этого стартапа Мартина Эберхарда и Марка Тарпеннинга, основанного годом ранее. Бизнесмен увидел перспективность проекта и вложил в него деньги. При том что главной целью основателей Tesla было не создание полностью электрического средства передвижения, а лишь поиск эффективных технологий, которые позволят сократить потребление нефти. Говоря проще - сделать «зеленый» автомобиль.

    История линейна, когда она стала фактом, а до того момента все может пойти в любом направлении. Это к вопросу о том, продолжила бы Tesla существование без денег Маска или нет. Может, к 2017 году о ней бы уже все забыли? Или, наоборот, компания захватила бы автомобильный рынок, как Apple или Samsung - мобильный? Сегодня в Tesla Motors Илона официально считают сооснователем - на то, судя по всему, есть причины, и стороннее мнение вряд ли кого-то волнует. Как итог, Tesla пошла по стопам Chrysler, которая в 1925 году стала «последним успешным автостартапом в США», а те, кто выходил на рынок с электрокарами, вообще не добились серьезного успеха.

    Свою роль в создании Roadster - коммерческого первенца Tesla - сыграл автомобиль AC Propulsion tzero. Якобы именно его силовой блок использовался в прототипе автомобиля Маска. Внешний вид «подарил» Lotus, так как Илон был одержим британскими спорткарами. Уже в 2006 году был представлен Tesla Roadster, выпуск же массовой версии длился с 2008 по 2012 год. Именно Маск стал человеком, который смог привлечь все необходимые для реализации проекта инвестиции. Так было в 2004 году, в 2005-м, 2007-м, 2009-м - десятки миллионов долларов появились благодаря Илону. В 2007 году компанию покинул один из ее основателей - Мартин Эберхард. Предприятие ненадолго возглавил израильский бизнесмен, сокративший штат на 10% и добившийся прибыльности Tesla. В 2008-м его заменил Маск.

    Где-то в этот период Tesla и SpaceX уже создают впечатление крепнущих компаний - у них появляются коммерческие продукты и доказательства того, что время было потрачено не зря. Свои коррективы внес финансовый кризис, который не затронул разве что лемуров Мадагаскара. Илон, сравнивший происходящее с периодом Великой депрессии, уволил еще четверть сотрудников компании, а также анонсировал перенос выпуска первой Model S. «Есть и положительный момент: у нас появилось время сделать ее еще лучше», - сказал бизнесмен.

    Почти крах и миллиардные контракты

    В 2008 году компании грозило банкротство, однако Маск смог избежать этого, а спустя пару месяцев, весной 2009-го, в штаб-квартире SpaceX был выставлен прототип Model S. Прошедший же год Илон описывал как худший в своей жизни: Tesla теряла деньги, а SpaceX не могла запустить Falcon 1…

    На этот период пришелся переломный момент в новейшей истории SpaceX и Tesla: несмотря на всю критику и преграды, в том числе финансовые, проекты выстояли. А тут еще подоспел контракт с NASA на $1,6 млрд. Кроме того, народ активно оформлял предзаказы на Model S, в проект уверовала Daimler AG, прикупившая за смешные теперь $50 млн 10% Tesla (сегодня доля оценивается в миллиарды долларов). Прибыльность, к слову, по крайней мере у Tesla, до сих пор остается под большим вопросом - однако это не останавливает Маска.


    Несколько деловых лидеров и миллиардер Элон Маск, создатель PayPal, Tesla и Space X, вкладывают большие деньги в амбициозные, беспрецедентные проекты на основе современных технологий и научных достижений. Ожидаемые с нетерпением продукты и услуги от проектов Tesla, SpaceX, Hyperloop и даже PayPal Galactic провозглашают начало новой эры экологической и скоростной транспортной системы, а также недорогих путешествий в космос для отдыха и бизнеса. Предлагаем познакомиться с самыми интригующими, восхитительными и даже пугающими проектами, инициированными Элоном Маском.

    Элон Маск считается одним из самых богатых людей в мире, он часто доказывал неправоту многих исследователей относительно реальности рискованных проектов. Вместе с многообещающими компаниями Boeing, Ford и Lockheed Martin у него есть все шансы на осуществление своих проектов в будущем.


    Если бы Элону Маску удалось, то мы бы уже путешествовали в капсулах на 30 человек по специальным трубам со скоростью 1223 км/ч. Путешествие в транспортной системе Hyperloop осуществляется по принципу авиаперелетов, но на основе воздушной подушки и с меньшей степенью турбулентности. Этот проект обойдется в 60 миллиардов долларов, и Маск планирует финансировать его самостоятельно.


    Современные авиалайнеры несут ответственность за грандиозные загрязнения воздуха, за большие аэропорты, которым требуются взлетные полосы, а значит, происходит разрушение окружающей среды. Во время одной из телевизионных встреч с Элоном Маском и предпринимателями стало известно, что миллиардер интересуется способом создания реактивных самолетов нового поколения. Они будут летать на электричестве, вертикально взлетать и развивать сверхзвуковую скорость. Кроме этого, самолеты будут менее опасны для окружающей среды, а время полетов сократится.


    В сотрудничестве с компанией Google Элон Маск решил полностью изменить представление о принципе управления автомобилем. В то время как Google разрабатывает автомобили без руля, Элон Маск успешно внедряет идею использования автопилотов в автомобилях. В отличие от лазерных сенсоров, предлагаемых Google, Маск верит, что оптические сенсоры, управляемые компьютером, будут более эффективными, чем система радаров.


    Для того, чтобы осуществить проект Tesla относительно экологичных автомобилей, Маск хочет установить серию быстрозарядных станций для электрокаров, что позволит обеспечить беспрепятственную поездку от Лос-Анжелеса до Нью-Йорка – от побережья до побережья – без использования бензина. Установка каждой станции, которая гарантирует зарядку автомобиля всего за 30 минут, обойдется в 300 000 долларов. Они будут установлены в Колорадо, Иллинойсе, Техасе, Орегоне, а также в Ванкувере, Канада. Всего планируют установить 100 станций, и участники проекта бесплатно смогут заряжать аккумуляторы своих автомобилей.

    6. Роботы-операторы заправок


    Для того чтобы проекты от Tesla стали более совершенными, не только в отношении новых стандартов, применяемых для создания транспортных средств, но и в предоставлении сервиса, Маск решил создавать роботов-операторов заправок. Они будут ответственны за зарядку литий-ионных аккумуляторов от Tesla. Клиенты смогут приобретать услуги по зарядке аккумулятора 450 кг за цену обычной заправки бензином. Каждая автоматическая станция обойдется в 500 000 долларов, и первые уже установлены в Калифорнии.


    Проект Элона Маска Grasshopper («Кузнечик») от компании SpaceX посвящен созданию усовершенствованных ракет и реактивных самолетов. Обычно, взлетая и приземляясь, ракеты теряют свои части, которые падают в океан. Ракета «Кузнечик» способна избегать потерь и всегда готова взлететь снова, что приводит к экономии средств. Она способна безопасно приземляться в вертикальном положении.


    Для того чтобы осуществить все проекты, связанные с путешествиями в космос, необходимо построить не только сам корабль, но и космодром. Это позволит многим частным компаниям арендовать ракеты и реактивные самолеты для деловых миссий, для доставки людей и грузов. Маск и его команда уже выбрали место – Браунсвиль, Техас. Этот космодром станет альтернативой мысу Канаверал и Ванденбергу.


    Один из источников состояния Маска система PayPal в сотрудничестве с Search for Extraterrestrial Intelligence решает проблему создания межгалактической валюты. Эта система официально адаптирует денежную систему Земли к использованию в космосе, что позволит компаниям и туристам совершать торговые сделки, используя свои домашние счета. Этой системой смогут воспользоваться инопланетяне для покупок сувениров и продуктов.


    Компания PayPal Galactic планирует установить интернет связь Земли с Марсом или другой понравившейся туристам планетой. Уже запущено около 700 маленьких спутников на орбиту, что обеспечит всю Землю скоростным интернетом, включая самые бедные и удаленные уголки планеты.


    Элон Маск хочет уйти из жизни на Марсе, поэтому он разрабатывает проект по колонизации планеты. Марсианская колония будет насчитывать 80 000 человек, которая начнется только с 10 добровольцев, устанавливающих инфраструктуру для тех, кто прибудет позже. И Маск не единственный, кто разрабатывает возможность путешествий в космосе, есть ещё

    Западный мир держится на активных, бойких, умных, немного авантюрных людях, создающих свой бизнес. И пусть на одного успешного бизнесмена были сотни неудачников, но именно они становились двигателем и брендом Запада. И одним из них был Элон Маск.

    Детство

    Биография Элона Маска весьма похожа на аналогичные рассказы о жизни таких же бизнесменов, политиков, известных актеров и ученых. Причем нередко все эти профессии соединялись в одних и тех же людях. Маск не является коренным американцем - он появился на свет в Претории (ЮАР) в начале семидесятых. Город, в котором родился Элон Маск, сформировался как административная столица страны, считавшаяся к тому же научным центром. Там работали его родители - папа (по профессии инженер) и мама - в юности канадская модель, а потом диетолог. В семье, кроме Элона, росли еще двое детей.

    В десять лет Элону вручили первый компьютер, что позволило ему активно заниматься новыми технологиями. Уже в двенадцать лет он сумел реализовать свою первую компьютерную игру за 500 долларов. Вырученные средства подросток вложил в фармацевтическую фирму и через некоторое время выручил за акции в несколько раз больше. На эти деньги в 17 лет Маск переезжает в Канаду. Там он познает новую жизнь, в том числе узнает, что такое бедность. Так, он учился существовать на 1 доллар в сутки, к счастью, не получив при этом болезни пищевого тракта.

    Формирование мировоззрения

    В юношескую пору Маск буквально поглощал философские и религиозной книги. Но самое существенное воздействие на него оказала фантастика, например, книга «Автостопом по галактике». По словам будущего бизнесмена, именно тогда он решил, что надо, прежде всего, уметь задавать нужные вопросы. И когда он устроился в колледж, то уже понял, как повлиять на развитие цивилизации - он будет работать над переселением землян на новые планеты. Предприниматель поставил перед собой задачу - сделать фантастику реальной, чтобы внести вклад в развитие космической отрасли. И начал искать средства.

    Первые шаги в бизнесе

    В начале девяностых Маск меняет место жительства и останавливается в США, где устраивается в университет Пенсильвании и начинает изучать столь противоположные предметы, как физика и бизнес. Докторскую диссертацию он сочиняет в Стэндфордском университете, но на занятия не ходит. Вместе со своими приятелями, такими же, как он, студентами, Маск создает фирму Zip2. В конце двадцатого века эта кампания была выкуплена Compaq Computer за 307 млн долларов, из них юноша получил 20 млн долларов. На эти деньги он обзавелся самолетом McLaren F1 и переселился в элитное жилье.

    От X.com до SolarCity

    Бизнесмен не оставался на месте. Элон Маск, биография которого насыщена самыми разными, нередко просто чудесными явлениями, создает в конце двадцатого века новую компанию сразу же после того, как продал предыдущую. Фирма X.com оказалась поначалу успешной, однако, затем появились проблемы. Через пару лет компанию переименовали в PayPal, соединившись с последней.

    Обе структуры работали над развитием индивидуальных электронных денежных переводов через систему e-mail, а итогом коммерческой сделки было объединение платежных систем. На практике, однако, так не получилось. Маск твердо стоял за бренд X.com, не переименовывая его в PayPal. Коллеги думали иначе. Это привело к расколу в руководстве кампании.

    Развитие событий завершилось уходом Маска по решению совета директоров. Но сама идея Илона об образовании новой компании путем объединения двух фирм вместе с быстрым развитием компьютерной системы онлайн-оплаты способствовала росту имиджа предприятия в рекордные сроки. Фирма была уже бесповоротно преобразована в PayPal. Значительные изменения и рост стоимости дали возможность разместить ценные бумаги на бирже в начале 2002 г. В этом же году компания PayPal была приобретена eBay за 1,5 млрд долларов США. С учетом того, что Маск имел 11,7 % акций фирмы, он получил 175 млн долларов.

    Новый бизнес

    В 2006 году Маск оформляет SolarCity - фирму, хозяином и техническим работником которой он до сих пор является. Эта организация работает над созданием компактных электростанций для индивидуального применения на кровлях зданий. Но ведущий принцип был в том, чтобы не строить хозяевам домов электростанции самостоятельно, а получать их в лизинг на большой период. Покупатель может сам проанализировать коммерческую пользу от реализации такого проекта, ведь он за очень низкую цену приобретает свою индивидуальную солнечную электростанцию. Их хозяевами обычно становятся рядовые американцы. Бизнес оказался успешным.

    Но сам Элон Маск уже шел к другим проектам.

    Happy end по-американски

    Здесь надо сделать небольшую паузу. Элон Маск, биография которого имеет и бурные успехи, и фиаско, оказался очень удачлив, когда дело касается инновационных замыслов. В последние годы его фирма движется успешнее соперников. В структуре свыше 30 операционных центров в США, очередной клиент приходит через каждые пять минут, а впереди - большая очередь тех, кто желает работать с солнечной энергией. SolarCity уже смонтировала подобное оборудование на более чем несколько десятков тысяч домов и теперь оценивается как одна из наиболее крупных.

    Отсюда серьезные сдвиги в судьбе самого Маска. В перечне миллиардеров журнала Forbs в 2016 г. состояние Элона Маска оценивается в 10,7 млрд долларов.

    В декабре этого же года он оказался в числе членов Президентского форума по стратегии и политике при президенте США Трампе - небольшого объединения из 16 американских бизнесменов, собранного с целью разработки решений для 45-го президента США по задачам в сфере экономики.

    Элон Маск за свою еще не очень продолжительную жизнь получил большое количество наград за то, что сумел изобрести. В 2008 г. он оказался в перечне 75 наиболее значительных людей года по версии журнала Esquire. В 2011 г. бизнесмен принимает премию Хайнлайна за большие достижения в коммерциализации космоса. Тогда же Forbes включил его в список 20 наиболее влиятельных молодых крупных бизнесменов.

    Элон Маск был вторым предпринимателем, который образовал три фирмы стоимостью свыше 1 млрд долларов каждая. После этого большое число дельцов хотели воспроизвести такой успех. Однако их ждало фиаско. Похоже, что бизнесмен работал по иным законам. Или он родился под крылом фортуны.

    Выход в космос

    Элон Маск, биография которого показывает, что в любом случае нельзя останавливаться, создает ракетостроительную фирму в 2002 г. При этом сразу же было объявлено, что основная задача - уменьшение затрат на полеты в космос и освоение Марса. Элон Маск (SpaceX - его детище) определяется как частный автор, производитель ряда ракет-носителей и коммерческий оператор космических структур.

    И его снова ждал успех. В этом же году НАСА заключило с компанией договор на сумму 1,6 млрд долларов США на 12 запусков ракеты Falcon 9 и космического корабля Dragon к международной космической станции для смены устаревших носителей.

    Такой большой интерес был вызван, по воспоминаниям самого Элона, не только тягой к прибыли, но и идеями крупных фантастов, в частности, романов Айзека Азимова с его идеями повсеместного освоения вселенной. Бизнесмен считал, что расширение владений человечества на нескольких планетах будет хорошей защитой от опасности ликвидации цивилизации.

    К настоящему времени SpaceX сделала некоторое число космических ракет и космический корабль Dragon. В 2010 г. он оказался первым кораблем, успешно запущенным, выведенным на орбиту и вернувшимся обратно. Позднее, в 2015 году, он был первым кораблем, присоединенным к МКС.

    В 2006 г. фирма Маска сумела занять первое место в конкурсе NASA по получению грантов на космические объекты и заработала на этом 278 млн долларов. Сейчас уже проведено пять успешных полетов.

    Tesla

    Имя Элона Маска навсегда связано еще с одной фирмой - Tesla Motors. В 2010 г. акции фирмы, которая никогда не демонстрирована нормальных доходов, были предъявлены для открытой продажи. И момент был таким успешным, что в сразу же стоимость на торгах акций поднялась на 41%. Forbes окрестил их самыми прибыльными акциями года.

    В 2012 г. Маск высказал уверенность в том, что через полвека все автомобили станут электрическими. Он принялся работать по этой линии, и в 2008 г. Элон Маск Tesla Roadster все-таки создал - это первый электрический автомобиль, отданный в серийное производство.

    Бизнес-план

    Маска нередко уподобляют Стиву Джобсу. Тот употреблял фразу «поле искажения реальности», убеждая всех, что невозможное возможно. Товарищи Маска по работе утверждают, что он собирает материал так, чтобы технологии развивались в рамках его действительности.

    Его компания Tesla Motors нередко была на грани разорения, хотя сам Элон Маск и добился больших результатов в бизнесе. Биография «Тесла»-создателя дает понять, что бизнесмен всеми методами стремился сохранить компанию на плаву. С годами положение улучшалось.

    Немного о личном

    Личная жизнь Элона Маска не отличается оригинальностью по сравнению с остальными знаменитыми людьми. Первая супруга, Джастин Маск, обучалась с Элоном в одном университете в Канаде. Их брак состоялся в 2000 г., у них пятеро сыновей. Но осенью 2008 г. супруги решили разойтись, т. к. Маск начал встречаться с английской актрисой Талудой Райли. Второй брак состоялся в 2010 г. и оказался неудачным - несколько раз пара разводилась, затем снова сходилась, пока в 2016 г. не рассталась навсегда.

    На настоящий момент Илон Маск встречается с американской актрисой Эмбер Херд.

    Надо жить по-другому

    Elon Musk, биография которого учит нас постоянно выходить из общего ряда, считает, что инновациям препятствует способность людей думать аналогиями. Поэтому они не организовывают свежие идеи, а стараются усовершенствовать существующее. Бизнесмен полагает, что необходимо расширять реальность и организовывать что-то принципиально противоположное.

    Вот, кстати, космос как будто является нереальным для бизнеса. Для реализации проектов в этой области надо много денег. Но Маск убежден, что расходы можно резко уменьшить, если обозначить новую задачу полетов. Из-за этого он образовал SpaceX, целью которой считается колонизация планет. Предприниматель отмечает, что когда необходимо переселить людей Земли на иную планету, надо совершить это недорого.

    Трудно жить новатором

    В этом весь Elon Musk. Одним из успехов фирмы служит решение General Motors развивать Chevy Volt. Это небольшая машина с потенциалом электрической зарядки. На уровне электромобиля он в состоянии проехать 65 км. В период создания 33 тыс. человек захотели купить автомобиль.

    Элон Маск, планы которого всегда оптимистичны, стал успешным, реализуя безумные, казалось бы, идеи. Однако он не только стал самодостаточным человеком, прокормил семью, он еще и вошел в историю. Бизнесмен стремится улучшить жизнь и поэтому трудится над проектами, которые в последующие годы дадут возможность развиваться человечеству.

    2018 год уже стал худшим в истории. Производитель электрокаров до сих пор не может выйти на заявленные производственные мощности, квартальные убытки растут рекордными темпами, репутация трещит по швам, инвесторы негодуют, а эксцентричное поведение Маска только подливает масла в огонь. Теперь его пытаются засудить акционеры и британский водолаз, а Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) что-то вынюхивает на предмет финансовых манипуляций. Главный новатор современности всерьез рискует попасть под гражданское, а то и уголовное преследование. Как Илон Маск тянет собственную компанию на дно - в материале .

    Твиты крутятся - лавэха мутится

    В начале августа по всему интернету мгновенно разлетелась новость о том, что Маск собирается все акции Tesla и превратить ее в частную компанию. Об этом предприниматель легко и непринужденно сообщил в своем Twitter, добавив, что «финансирование обеспечено». По словам Маска, он был готов заплатить за каждую акцию Tesla 420 долларов, что превышало текущее на тот момент рыночное предложение примерно на 15 процентов. Заявление главы компании мгновенно спровоцировало ажиотаж на рынке ценных бумаг, поскольку желающие подзаработать на разнице цен кинулись скупать акции Tesla, в результате чего котировки выросли на семь процентов.

    Чуть позже в тот же день глава Tesla подогрел ситуацию, сообщив, что не будет продавать свой пакет и для верности еще раз повторил свое предложение. В итоге NASDAQ даже была вынуждена на какое-то время приостановить торги акциями Tesla, а на момент их закрытия котировки акций компании прибавили в общей сложности 11 процентов. По подсчетам , на паре постов в Twitter Маск заработал 1,4 миллиарда долларов. Правда, через несколько дней объявились те, кто деньги, наоборот, потерял.

    «Шортисты», или акционеры Tesla, играющие на понижение, потеряли на скандальном твите Маска в сумме более миллиарда долларов. Некоторые из них объединились для обращения в суд. Истцы утверждают, что глава Tesla нарушил законодательство о ценных бумагах, а его заявление об обеспечении финансирования вывода компании с биржи недостоверно. Иными словами, недовольные акционеры уверены, что Маск преследовал одну единственную цель: толкнуть акции вверх. Однако действия главы компании не понравились не только «шортящим» акции Tesla инвесторам - достоверность его слов и Комиссия по ценным бумагам США.

    Ловко соскочил

    Свою инициативу Маск объяснил тем, что превращение в частную компанию помогло бы успешному развитию Tesla. Он отметил, что статус публичной компании скорее вредит ее продвижению, в частности, из-за необходимости обнародования квартальных финансовых отчетов и колебаний курса акций. Однако как всегда громкие заявления предпринимателя вылились почти в недельное молчание. 13 августа Маск обнародовал обновление, заявив, что компанию готов выкупить Суверенный фонд благосостояния Саудовской Аравии (PIF), у которого уже есть пятипроцентный пакет акций. Тем самым он подтвердил информацию источников , сообщавших ранее о заинтересованности Эр-Рияда в Tesla.

    Правда, уже 17 августа в интервью Маск сообщил, что выдал желаемое за действительное. По словам источников, переговоры с представителями фонда вселили в бизнесмена уверенность в поддержке начинания, но саудовцы в итоге не подтвердили заинтересованности в приватизации Tesla. Одновременно в СМИ слухи, что PIF ведет переговоры с конкурентом американской компании - китайским стартапом Lucid Motors, а выкуп Tesla может профинансировать Space X. Правда, откуда у другой компании Маска 66 миллиардов долларов - столько потребуется для выкупа без учета пакета CEO компании - не уточнялось.

    Еще через несколько дней Маск объявил, что все останется как есть - Tesla не будет частной. «Исходя из отзывов, которые я получил, очевидно, что большинство нынешних акционеров Tesla считают, что нам лучше оставаться публичной компанией», - говорится в сообщении, размещенном в официальном блоге производителя электромобилей. По словам Маска, он и раньше знал, что процесс преобразования в полностью частную компанию будет сложным, но после консультаций понял, что он окажется «еще более затратным по времени и сбивающим с толку».

    А воз и ныне там

    Помимо новых разбирательств о себе дают знать и старые проблемы компании - а именно ее убыточность и трудности на производстве. Отказавшись от идеи делать Tesla частной, Маск признал, что уход с биржи помешал бы увеличить производство электромобилей Model 3, что на сегодняшний день остается приоритетной задачей. Tesla подкралась к объему выпуска Model 3 в пять тысяч машин в неделю на полгода позже обещанного срока - по состоянию на 31 августа еженедельно с конвейера сходят 4588 электромобилей. Маск обещал добиться такого уровня производства еще в конце 2017 года. Более того, по итогам второго квартала 2018 он заявил о планах выйти на уровень производства шести тысяч Model 3 в неделю к концу августа - и снова слова на ветер.

    В начале августа компания отчиталась о финансовых результатах за апрель-июнь 2018 года. И хотя совокупная выручка Tesla выросла до четырех миллиардов долларов против 2,79 миллиарда годом ранее и опередила ожидания аналитиков в 3,29 миллиарда, убытки компании также подросли. Чистый убыток за второй квартал составил 717,5 миллиона долларов по сравнению с 336,4 миллиона долларов за аналогичный период 2017 года. Но Илон Маск все равно заверил инвесторов, что уже до конца 2018 года компания выйдет на устойчивую прибыль и начнет возвращать долги. Он также извинился перед аналитиками за их прошлую беседу: тогда Маск на «тупые» вопросы и заявил, что ему скучно. А Bloomberg похвалил бизнесмена, написав, что он ведет себя как «настоящий CEO», но в обещания Маска верится с трудом.

    Чувак, ты очень странный

    На проблемы финансового и производственного характера накладывается экстравагантное поведения главы компании. Последнее время Маск не вылезает из скандалов и уже приобрел славу одиозной фигуры. Теперь с ним судятся не только акционеры Tesla, но и спасавший тайских детей из затопленной пещеры британский дайвер, которого миллиардер бездоказательно «педофилом». Такую реакцию у предпринимателя вызвало то, что водолаз Верн Ансворт раскритиковал мини-субмарину, которую собрали инженеры Space X специально для спасательной операции. По словам Ансворта, у подлодки, которая являлась не чем иным, как пиар-ходом, не было ни единого шанса добраться до детей, заблокированных в пещере. В итоге он заключил, что Маск может засунуть себе эту подлодку куда подальше.. Сам бизнесмен как главный акционер потерял почти 300 миллионов долларов после разборок в Twitter. Он также вступил в словесную перепалку еще с парой подписчиков. Один из них заявил, что Маск выкачивает деньги со всего мира ради своих проектов. На это инженер ответил, что, в отличие от автора вопроса, он создал рабочие места для 300 тысяч человек, и полюбопытствовал, чем может похвастаться подписчик.

    В своем Twitter предприниматель то о банкротстве Tesla из-за продажи пасхальных яиц, то из-за краденого рисунка единорога. С точки зрения степени эксцентричного поведения в соцсетях глава Tesla может запросто конкурировать с президентом США . Особенно их роднят склочные отношения со средствами массовой информации. Например, в июле Маск развернул травлю против журналистки Business Insider Линетт Лопес, по словам которой Tesla списывает около 40 процентов сырья на металлолом, а в Model 3 установлены дефективные аккумуляторы. До этого инженер