• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Правила постановки двоеточия

    § 159. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение:

    Если перечислению предшествует обобщающее слово (а нередко, кроме того, еще слова например, как-то, а именно), например:

    Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его вepховий и островов.

    Выступили знакомые подробности: оленьи рога, полки с книгами, зеркало, печь с отдушником, который давно надо было починить, отцовский диван, большой стол, на столе открытая книга, сломанная пепельница, тетрадь с его почерком.

    Л. Толстой

    Острогою бьется крупная рыба, как-то: щуки, сомы, жерехи, судаки.

    С. Аксаков

    Если перед перечислением нет обобщающего слова, но необходимо предупредить читателя, что далее следует какой-либо перечень, например:

    Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и еще кой-какие привлекательные узелки и коробочки.

    Л. Толстой

    § 160. Двоеточие ставится перед перечислением, находящимся в середине предложения, если перечислению предшествует обобщающее слово или слова как-то, например, а именно, например:

    И все это: и река, и прутья верболоза, и этот мальчишка – напомнило мне далекие дни детства.

    Первенцев

    Я посетил крупнейшие города СССР, а именно: Москву, Ленинград, Баку, Киев – и возвратился на Урал.

    О тире после перечисления, стоящего в середине предложения после двоеточия, см. /strong”, п. 3, примечание”.

    § 161. Двоеточие ставится после предложения, за которым следует одно или несколько предложений, не соединенных с первым посредством cоюзов и заключающих в себе:

    А)разъяснение или раскрытие содержания того, о чем говорится в первом предложении, например:

    Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана.

    Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили ее: то кормление грудного ребенка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей.

    Л. Толстой

    Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два законченных столба, была полна народа.

    Лермонтов

    Б)основание, причина того, о чем говорится в первом предложении, например:

    Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки.

    Некрасов

    Недаром боги греческие признавали над собою неотразимую власть судьбы: судьба – это была та темная граница, за которую не пepecтупало сознание древних.

    Белинский

    § 162. Двоеточие ставится между двумя предложениями, не соединенными посредством союзов, если в первом предложении такими глаголами, как видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание, например:

    И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки.

    А. Н. Толстой

    Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагез…

    Лермонтов

    Вот наконец, мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею…

    Лермонтов

    Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

    Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя.

    Н. Островский

    Но (без оттенка предупреждения):

    Слышу, земля задрожала.

    Некрасов

    § 163. Двоеточие ставится после предложения, вводящего прямую речь, в частности – прямой вопрос или восклицание, например:

    Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошел и молвил: “Вы ко мне писали, не отпирайтесь”.

    По окончании работы Петр спросил Ибрагима: “Нравится ли тебе девушка, с которой ты танцевал менуэт на прошедшей ассамблее?”

    А я думал: “Какой это тяжелый и ленивый малый!”

    Примечание. Группу предложений, в составе которых есть прямая речь, следует отличать от сложных предложений с придаточным: перед придаточным ставится, как обычно, запятая, а в конце его – знак, требуемый характером всего сложного предложения, например:

    Я думал о том, какой это тяжелый и ленивый малый.

    Я старался вспомнить, где был я в этот день ровно год тому назад.

    Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад?

    Как тяжело вспоминать о том, что было в этот ужасный день!

    Правила русской орфографии и пунктуации 1956 г.

    (No Ratings Yet)

    Правила постановки двоеточия – Двоеточие, Пунктуация

    Другие сочинения по теме:

    1. Правила постановки многоточия Правила постановки многоточия & 185. Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания, причем знаки вопросительный и восклицательный, если...
    2. Правила постановки восклицательного знака § 182. Знак восклицательный ставится в конце восклицательного предложения, например: Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!...
    3. Правила постановки точки Правила постановки точки & 125. Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения, как полного, так и неполного,...
    4. Правила постановки скобок § 188. В скобки заключаются слова и предложения, вставляемые в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой...
    5. Правила постановки знаков при прямой речи Правила постановки знаков при прямой речи & 195. Для выделения прямой речи употребляются тире...
    6. Хорошая книга – та, в которой сочинитель говорит то, что должно, не говорит того, что не должно, и говорит так,...
    7. Правила постановки кавычек § 192. Кавычками выделяются цитаты. § 193. Кавычками выделяются: слова, употребляемые не в своем обычном значении; слова,...
    8. Запятая между однородными членами предложения § 143. Запятая ставится между однородными членами предложения, не соединенными посредством союзов, например: Со всех...
    9. Запятая между главным и придаточным предложениями § 140. Запятая ставится между главным и придаточным предложениями, а если придаточное стоит внутри...
    10. Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя. Вольтер Запятая между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное, и между придаточными,...
    11. Запятые при сравнительных оборотах Запятые при сравнительных оборотах & 150. Запятыми выделяются сравнительные обороты, начинающиеся союзами как, словно, точно, (как)...
    12. Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как...
    13. О сочетаниях знаков препинания О сочетаниях знаков препинания & 198. При встрече запятой и тире сначала ставится запятая, а затем...
    14. Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя. Вольтер Запятая между повторяющимися словами Запятая между повторяющимися словами & 149. Запятая...
    15. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения Чтобы выполнить синтаксический разбор сложносочиненного предложения, необходимо: 1. Как и при разборе простого предложения, назвать вид...
    16. Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя. Вольтер Запятые при словах и группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова...

    В статье пойдет речь о том, как оформлять списки и перечни. Какие требования предъявляются с точки зрения пунктуации, удобства восприятия и общего юзабилити.

    Обозначение элементов списка

    Когда в предложении встречается перечисление существует два варианта его записи:

    поставить двоеточие и перечислить составляющие перечня в одну строку, отделяя части запятыми;
    создать перечень, в котором каждый элемент будет стоять на новой строке.

    Второй вариант более предпочтителен с точки зрения восприятия текста и общего внешнего вида. Каждый элемент списка начинается с новой строки (пример 1).

    Чтобы сделать визуальное оформление еще понятнее используют маркеры (пример 2). Маркерами выступают цифры арабского или римского алфавита, различные спецсимволы и буквы.

    Списки делятся на простые, т.е. состоящие из одного уровня членения текста (см. Примеры 2) и составные, включающие 2 и более уровней (см. Пример 3).

    Глубина членения влияет на выбор символов, стоящих в начале каждого элемента списка. Например, четырех уровненный составной список выглядит так:

    Т.е. с понижением уровня списка происходит переход от старших маркеров к более младшим. В общем случае иерарких маркеров выглядит следующим образом (от старших к младшим):

    1. Римские цифры.
    2. Арабские цифры с точкой.
    3. Арабские цифры со скобкой.
    4. Латинские или русские буквы со скобкой.
    5. Спец. символы (тире, звездочки, точки).

    Часто, чтобы не усложнять работу со списками, используют только арабские цифры. При этом для обозначения нижестоящего уровня к первой цифре прибавляют еще одну, отделяя их точкой:

    Правило: если в конце списка стоит «и др.», «и т.д.» или «и т.п.», то такой текст не располагают на отдельной строке, а оставляют в конце предыдущего элемента списка (см. Примеры 4).

    Пунктуационное оформление списков (перечней)

    В Примере 3 хорошо видно, что заголовки первого и второго уровней начинаются с заглавных букв, а заголовки последующих уровней – со строчных. Это происходит потому, что после римских и арабских (без скобок) цифр по правилам русского языка ставится точка (а после точки начинается новое предложение, которое пишется с заглавной буквы). После арабских цифр со скобками, строчных букв со скобками точки не ставится, поэтому последующий текст начинается с маленькой буквы.

    Другая ситуация с использованием спец. символов. Если перед списком, в котором маркерами выступают спец. символы, стоит двоеточие, то каждый пункт начинается со строчной буквы, а в конце ставится точка с запятой. И только самый последний пункт оканчивается точкой. Так происходит потому, что такой список является одним предложением, представленным в виде перечня для удобства восприятия.

    С другой стороны, если подобный перечень не является частью продолжения, то каждый элемент начинается с прописной буквы и оканчивается точкой. В этом случае мы имеем дело с перечнем предложений, отделенных друг от друга точками.

    Это же правило действует на составные списки. Если заголовок предполагает последующее членение текста, то в конце него ставится двоеточие, если же последующего членения не будет, ставится точка. Если части перечня состоят из простых словосочетаний или одного слова, они отделяются друг от друга запятыми

    Если части перечня усложнены (внутри них несколько слов или есть запятые), их лучше отделять точкой с запятой (см. Пример 6).

    Если внутри элемента присутствует самостоятельное предложение, начинающееся с заглавной буквы, то в конце него ставится точкой с запятой:

    Согласованность элементов списка

    Начальные слова каждого элемента списка должны согласовываться между собой в роде, числе и падеже. А также все элементы списка должны согласовываться в роде, числе и падеже со словами (или словом) в предваряющем перечень предложении, после которого стоит двоеточие.

    Неправильно:

    Последний элемент списка употреблен в ином падеже по сравнению с остальными.

    Неправильно:

    Данный перечень может показаться безукоризненным, если бы не одно «но». Слово «соблюдение» требует после себя слов в родительном падеже, которые бы отвечали на вопросы «кого? чего?». Поэтому каждая рубрика должна начинаться так:

    Итак, вы познакомились с основными правилами построения и оформления ­списков (перечней). Надеюсь они помогут сделать ваши документы лучше.


    § 159. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение:
    1. Если перечислению предшествует обобщающее слово (а нередко, кроме того, еще слова например, как-то, а именно), например:
    Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его Bepховий и островов.
    Гоголь
    Выступили знакомые подробности: оленьи рога, полки с книгами, зеркало, печь с отдушником, который давно надо было починить, отцовский диван, большой стол, на столе открытая книга, сломанная пепельница, тетрадь с его почерком.
    Л. Толстой
    Острогою бьется крупная рыба, как-то: щуки, сомы, жерехи, судаки.
    С. Аксаков
    2. Если перед перечислением нет обобщающего слова, но необходимо предупредить читателя, что далее следует какой либо перечень, например:
    Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и еще кой-какие привлекательные узелки и коробочки.
    Л. Толстой
    § 160. Двоеточие ставится перед перечислением, находящимся в середине предложения, если перечислению предшествует обобщающее слово или слова как-то, например, а именно, например:
    И все это: и река, и прутья верболоза, и этот мальчишка – напомнило мне далекие дни детства.
    Первенцев
    Я посетил крупнейшие города СССР, а именно: Москву, Ленинград, Баку, Киев – и возвратился на Урал.
    О тире после перечисления, стоящего в середине предложения после двоеточия, см. § 174, п. 3, примечание.
    § 161. Двоеточие ставится после предложения, за которым следует одно или несколько предложений, не соединенных с первым посредством cоюзов и заключающих в себе:
    а) разъяснение или раскрытие содержания того, о чем говорится в первом предложении, например:
    Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана.
    Пушкин
    Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили ее: то кормление грудного ребенка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей.
    Л. Толстой
    Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два законченных столба, была полна народа.
    Лермонтов
    б) основание, причина того, о чем говорится в первом предложении, например:
    Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки.
    Некрасов
    Недаром боги греческие признавали над собою неотразимую власть судьбы: судьба – это была та темная граница, за которую не пepecтупало сознание древних.
    Белинский
    § 162. Двоеточие ставится между двумя предложениями, не соединенными посредством союзов, если в первом предложении такими глаголами, как видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание, например:
    И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки.
    А. Н. Толстой
    Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагез...
    Лермонтов
    Вот наконец, мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею...
    Лермонтов
    Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
    Пушкин
    Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя.
    Н. Островский
    Но (без оттенка предупреждения):
    Слышу, земля задрожала.
    Некрасов
    § 163. Двоеточие ставится после предложения, вводящего прямую речь, в частности – прямой вопрос или восклицание, например:
    Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошел и молвил: "Вы ко мне писали, не отпирайтесь".
    Пушкин
    По окончании работы Петр спросил Ибрагима; "Нравится ли тебе девушка, с которой ты танцевал менуэт на прошедшей ассамблее?"
    Пушкин
    А я думал: "Какой это тяжелый и ленивый малый!"
    Чехов
    Примечание. Группу предложений, в составе которых есть пря мая речь, следует отличать от сложных предложений с придаточным: перед придаточным ставится, как обычно, запятая, а в конце его – знак, требуемый характером всего сложного предложения, например:
    Я думал о том, какой это тяжелый и ленивый малый.
    Я старался вспомнить, где был я в этот день ровно год тому назад.
    Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад? Как тяжело вспоминать о том, что было в этот ужасный день!

    Часто ли вам приходилось задумываться во время письма, когда ставится двоеточие, а когда - тире? Наверное, часто, ведь эти знаки препинания, как и любые другие, требуют соблюдения определенных правил, хотя в некоторых случаях и очень похожих. А вот каких именно - мы поговорим далее в статье.

    Связь между обобщающими словами и двоеточием или тире

    Рассуждая о том, когда ставится двоеточие, а когда - тире, в первую очередь нужно упомянуть те предложения, в которых употреблены однородные члены, а при них имеется обобщающее слово. Именно после него, перед перечислением, и необходимо двоеточие.

    Так, например, в предложении: «В его рюкзаке всегда можно было найти интересные вещи: камешки, болты, металлические шарики и даже муху в спичечном коробке », перед перечислением стоит обобщающее слово «вещи », после которого в данной ситуации и ставится двоеточие.

    Если же обобщающее слово находится после перечисления, то перед ним требуется поставить тире. Например: «Камешки, болты, металлические шарики и даже муха в спичечном коробке - вот вещи, которые всегда можно найти в рюкзаке у Петьки ».

    Кстати, после обобщающего слова часто можно встретить и тире, что тоже является верным вариантом. Например: «Там все иначе - язык, жизненный уклад и даже ценности ».

    Двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях

    Случаев, когда ставится двоеточие в сложных бессоюзных предложениях, несколько:

    1. Если вторая часть сложного предложения объясняет содержание первой. Тогда между ними можно поставить союзы «а именно» или «как то». Например: «Все в природе говорило о радости: с чистого неба ярко светило солнце, и на разные голоса пели птицы».
    2. Если во второй части предложения указывается причина того, о чем упоминается в первой его части. Тогда, кстати, между частями легко поставить союзы «потому что» и «так как». Например: «Иван был очень недоверчивым человеком: его слишком часто подводили близкие люди».
    3. Еще одним случаем, когда ставится двоеточие между частями предложения, является тот, где одна часть предупреждает о том, что изложение продолжится и далее. В таких предложениях в первой части употребляется, как правило, один из глаголов: видеть, знать, слышать, чувствовать и т. п. Например: «Петр и Анна знали: у них обязательно будет большая и шумная семья». Как видите, между частями этого предложения и подобных ему можно поставить союз «что», превратив его, таким образом, в сложноподчиненное предложение.

    Допустимым вариантом является также и употребление в данных предложениях тире вместо двоеточия. Сравните:

    • Он понимал - случилось непоправимое .
    • Подобное при нем лучше не произносить - может обидеться .
    • Им казалось - еще немного, и все сбудется .

    Кстати, предложения с предупреждением о продолжении повествования следует отличать от сложных предложений, не содержащих такового. В этом случае в них между частями ставится запятая. Например: «Знаю, жить они будут у нас ».

    Когда ставится двоеточие в предложении с прямой речью

    В тех предложениях, где используется прямая речь, двоеточие ставится после слов автора, например:

    • По дороге домой Нина жалобно спросила у Сони: «Ты сможешь когда-то простить меня?»
    • Она проговорила сквозь зубы: «Если бы ты знал, как мне ненавистна эта жизнь».

    Предложения, в состав которых входит прямая речь, нужно отличать от сложноподчиненных конструкций. В последних перед придаточным ставят запятую, например:

    • По дороге домой Нина жалобно спросила у Сони о том, может ли она рассчитывать на прощение.
    • Она проговорила сквозь зубы, что ей крайне ненавистна эта жизнь.

    В каких случаях ставится двоеточие в заголовке

    Отдельного пояснения требуют правила написания заголовков. Если заголовок какого-то текста делится на две части, и первая из них (именительная) называет лицо, проблему, место действия и т. п., а вторая конкретизирует значение первой, то между ними ставится двоеточие.

    Давайте рассмотрим примеры таких заголовков:

    • Ангина: признаки и методы лечения болезни.
    • Михаил Булгаков: неизвестные факты из биографии писателя.
    • Десять дней в Индии: страна чудес и контрастов.

    Так что же ставить - тире или двоеточие?

    В заключение можно сказать, что в современном языке решить, когда ставится двоеточие, а когда лучше обойтись тире, становится все проще, так как тире в этом « поединке» нередко выходит победителем.

    По мнению знаменитого Д. Э. Розенталя, тире является более свободным знаком, часто « заходящим» и во владения двоеточия. Чем же это объясняется? Лингвист считает, что тире в предложении выполняет не только чисто синтаксические функции, но и придает ему эмоционально-экспрессивную окраску. Очевидно, поэтому его так любят употреблять авторы в художественной литературе и в периодических изданиях. В качестве примера можно привести несколько фраз из газет: «Выборы позади - можно подводить итоги » или «Эксперты называют этот процесс достаточно закономерным - спрос на земельные участки повысился ».

    А значит, решать, когда ставится двоеточие в предложении, а когда - тире, можно и исходя из авторских предпочтений.

    Двоеточие – это один из знаков препинания в русском языке, который обычно ставится либо в сложных предложениях с бессоюзной связью между предикативными частями, либо в предложениях, где есть однородные члены, выраженные любой частью речи.

    Постановка двоеточия в русском языке регулируется следующими правилами:

    1. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение (перечисление, как правило, выражено однородными членами, которые относятся к одному обобщающему понятию). Например:

    • Отовсюду ему мерещились забавные лица: из пней и колод, из ветвей деревьев, едва подрагивающих листвой, из разноцветья трав и лесных цветов.
    • Мне все здесь казалось знакомым: и творческий беспорядок на столе, и хаотично наклеенные постеры на стенах, и валяющиеся всюду диски.
    • В этом лесу можно встретить даже хищников, как-то: волков, лис, иногда медведей.
    • На столе в беспорядке валялись школьные принадлежности: тетради, учебники, листы бумаги и карандаши.

    2. В предложениях с перечислением также уместно ставить двоеточие и в том случае, если обобщающего слова нет. Тогда данный знак препинания выступает в качестве сигнала о том, что далее следует перечисление. Например:

    • Из-за угла показались: стриженая девчонка в коротком платье, забавный карапуз на толстеньких ножках и пара мальчишек постарше.

    3. Двоеточие ставится в предложении перед перечислением, если перед ним имеется обобщающее слово или слова «как то», «а именно», «например»:

    • И всё это: и река, и прутья верболаза, и этот мальчишка - напомнило мне далёкие дни детства (Первенцев).

    4. Двоеточие ставится после одной из частей бессоюзного сложного предложения, за которой последуют одно или несколько других частей. Естественно, в этом случае никаких союзов не предполагается. Смысловые связи между предикативными частями в бессоюзном сложном предложении с двоеточием, могут быть следующими:

    а) Разъяснение, пояснение, раскрытие смысла первой части, например:

    • Она не ошиблась: парень и вправду оказался Петром.
    • Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили её: то кормление грудного ребёнка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей (Л. Толстой).
    • Тут оказалось такое дело: суп-то он помешал, но забыл снять кастрюлю с огня.

    б) Причина того, что произошло в первой части. Например:

    • Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки (Некрасов).
    • Недаром я не видела в тебе будущего мужа: ты всегда был скрытен и холоден.

    5. Если два предложения объединены в одно без помощи союзов, то двоеточие между ними ставится в том случае, если первое предложение содержит слова «видеть», «слышать», «смотреть», «знать», «чувствовать», а в следующих предложениях раскрывается смысл этих слов (таким образом, первое предложение предупреждает, о чем будет говорится в последующих). Например:

    • И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки (А. Н. Толстой).
    • Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагёз… (Лермонтов).
    • Вот наконец вскарабкались мы на самый верх, остановились передохнуть и осмотрелись: перед нами открывались небеса.
    • Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя (Н. Островский);
    • Я понимала: ты не пара моей дочери.

    Но (без оттенка предупреждения):

    • Вижу, ты не так прост, как кажешься.

    6. Двоеточие ставится в предложениях, вводящих прямую речь, после слов автора. Например:

    • Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошёл и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь» (Пушкин).
    • Кошка смотрела на меня будто хотела спросить: «И кто ты такой, чтобы мне указывать?».
    • А я думал: «Какой это тяжёлый и ленивый малый!» (Чехов).

    Примечание. Группу предложений с прямой речью, где слова героя вводятся непосредственно, следует отличать о группы предложений с косвенной речью. В них слова героя вводятся при помощи служебных частей речи, как правило, союзов или союзных слов («какой», «что», «чем» и т.д.), и ставится не двоеточие, а запятая. Например:

    • Я думал о том, какой он все-таки отличный человек.
    • Я не знала, чем мне заняться вечером.
    • Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад?