• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Путеводитель по архитектурным стилям

    Строительство высоток в Москве началось из-за стилистического разнобоя в городе: церковные купола еще в конце XIX века утратили функцию зрительной доминанты, и поэтому нужны были новые архитектурные формы. Тогда по указанию Сталина взяли курс на так называемый «сталинский ампир».

    Московские высотки сочетают конструкторские достижения американских небоскребов с лучшими традициями русской архитектуры. Раньше отечественные архитекторы не строили домов выше 7-8 этажей. Но зодчие и инженеры справились с поставленной задачей и даже обосновали необходимость устройства лестничных клеток не по одной оси, а с постепенным сдвигом к центру - чтобы не давать раздолья сквозным ветрам.

    Высота жилого дома на Котельнической набережной - 176 метров. Там 700 квартир, магазины, почта, химчистка, кинотеатр «Иллюзион», музей-квартира Г.С. Улановой.

    Корпус А сначала был без декора. Украшения появились уже после постройки второго корпуса, чтобы стилистически объединить их. Весь корпус можно было пройти, не выходя на лестничные клетки, так как в конце коридора каждой квартиры находилась дверь в следующую. Вероятно, это были противопожарные меры. А в корпусе Б на кухнях вторая дверь выводила на черную лестницу на улице.

    Списки жильцов утверждал сам Сталин, поэтому заселили дом работники НКВД и люди искусства. Квартиры сдавали сразу под ключ с белоснежной мебелью на кухне, импортной сантехникой, хрустальными люстрами, потолочной лепниной, дорогим паркетом и бронзовыми светильниками. Но при этом отделка и мебель были одинаковыми во всех квартирах. Передвигать или менять их жильцам запрещали. А местоположение элементов интерьера определялось не столько удобством для проживающих, сколько удобством для прослушивания.

    В 700 квартирах этого дома без труда разместится население небольшого районного города. Здание рассчитано на 5 тысяч жильцов. В нем 32 этажа, несколько лифтов. Его пределы можно и не покидать. В доме-гиганте разместятся магазины, швейное ателье, детский сад, кинотеатр, бюро заказов и обслуживания…
    Вот трехкомнатная квартира, уже обставленная мебелью: ковры, диваны, столы, мягкие кресла, стулья, картины, книжный шкаф, горки для чайной посуды... Просторная передняя. Рядом - гардеробная. Дальше - кабинет, столовая, спальня. Везде огромные окна. Уютные комнаты залиты солнечным светом. Повсюду телефонные штепсели (аппарат можно переносить в любую комнату), антенны для ламповых радиоприемников и телевизоров… В ванной плитка до самого потолка отливает перламутром. У стены - полотенцесушитель. Диван. Бра по бокам высокого зеркала. Непромокаемая занавеска загораживает ванну... Немного в стороне - кухня. Тут газовая плита, моечная раковина, холодильники: зимний и летний. И еще голубая замаскированная дверка мусоропровода.

    Дом этот считался символом роскоши, и получить там квартиру было непросто. Вероятно, поэтому он вошел в кинематограф как признак достатка («Москва слезам не верит», «Каникулы Кроша», «Брат 2», «Бригада», «Стиляги»).

    Квартиру в доме получил и главный архитектор здания, Дмитрий Чечулин. Он жил там до самой смерти. Архитектору посчастливилось не видеть, как его творение медленно ветшает и теряет былой лоск.

    А в конце 2016 года жилой дом на Котельнической набережной отреставрировали впервые после строительства.

    Говорят, что... ...у «семи сестер» есть старшие братья-двойники в США. Прототипом дома на Котельнической набережной стал Wrigley Building .
    ...в этом доме была лучшая в округе булочная. И в холл корпуса Б каждый день приходила булочница с корзиной и продавала хлеб.
    ...дом строили силами заключенных, которые оставляли метки «строили зэки» на стеклах окон. Пытаясь сбежать, они прыгали на листах фанеры с высотки. Они же позировали для статуй, украсивших здание. Кстати, неизвестно каким образом прошла цензуру главная скульптурная группа комсомольца и комсомолки с оголенной грудью.
    ...на строительстве высотки работал зверь-прораб: рабочих по его приказу замуровывали в стенах за малейшую провинность. Но есть версия, что замуровали самого прораба.
    ...об архитекторе жилого дома на Котельнической набережной Дмитрие Чечулине после строительства и Библиотеки иностранной литературы говорили, что он «отчечулил Москву» .
    ...Твардовский и Раневская познакомились в этом доме. Однажды Твардовский забыл ключи, когда его семья была на даче, и ему захотелось в туалет. Пришлось стучаться к знаменитой соседке. После этого они проговорили несколько часов.
    Раневская при прощании сказала: «Приходите еще, двери моего клозета всегда открыты для вас!».
    А располагалась квартира актрисы на втором этаже над кинотеатром «Иллюзион» и булочной. Об этом она говорила: «Живу над хлебом и зрелищами».
    Получила Раневская эту квартиру тоже весьма своеобразно. Как-то раз к ней обратился молодой оперативный сотрудник КГБ с целью завербовать. В ответ он услышал от Фаины Георгиевны, что она готова сотрудничать, но живет в коммуналке и разговаривает во сне. Через месяц Раневская расстилала скатерть на кухне в новой квартире в высотке на Котельнической набережной.
    ...Никита Богословский придумал шутку-загадку про высотку на Котельнической набережной: «В нашем доме в одной квартире девять лауреатов спят в одной постели. Кто это?». Все терялись в догадках. «Пырьев с Ладыниной!» - довольно потирал руки композитор, выслушав все пикантные версии. На двоих у актрисы и режиссера действительно было 9 государственных премий.
    ...настоящим бедствием для жителей высотки были тараканы, так как здание построили на месте старых мучных складов.

    Тараканы в высотном доме -
    бог не спас,
    Моссовет не спас.
    Все в трагической панике -
    кроме тараканов,
    штурмующих нас.
    Адмиралы и балерины,
    физик-атомщик и поэт
    забиваются под перины,
    тараканоубежища нет.
    На столе у меня ода -
    тяжкий труд,
    а из мусоропровода
    гости прут.
    Только Зыкина запела,
    с потолков
    подпевать пошла капелла
    прусаков.
    Композитор Богословский
    взял аккорд,
    а на клавиши вспрыгнул скользкий
    рыжий черт…

    "А когда отступит страх, на секунду, миг короткий,
    Я как взмою на крылах над бульваром и высоткой,
    И, над Яузой летя, звонко свистнув что есть мочи,
    Пронесусь дугой шутя в чёрной ночи между прочим." (Г.Сукачев)

    Жилой дом на Котельнической набережной в Москве — одно из «высотных зданий», построено в устье Яузы в 1938—1952. Авторы проекта — Д. Н. Чечулин, А. К. Ростковский, инженер Л. М. Гохман. Курировал строительство, в том числе, настоял на выборе площадки для строительства дома Лаврентий Берия.

    Высота здания 176 метров. Это третья по высоте сталинская высотка (после МГУ и гостиницы "Украина"). Строили её, разумеется, пленные, которые проживали недалеко, в "Лагпункте" (концлагерь на Таганке). Списки жильцов утверждал сам И.В.Сталин. Поэтому часть квартир были заселены всевозможными работниками КГБ, партийными и военными деятелями, другую часть получили известные учёные, артисты, писатели.

    "В нашем доме будут жить наши люди". (И.В.Сталин о высотке на Котельнической).

    Точное количество квартир в этом доме всегда было тайной. Сперва из-за засекреченных агентов, которые жили в квартирах без номеров, потом из-за "новых русских", которые массово скупали и объединяли-разъединяли квартиры между собой. Можно сказать, что в доме где-то 700-800 квартир.

    Главным архитектором высотки был Дмитрий Николаевич Чечулин. Этот человек вообще являлся генералом среди архитекторов советского периода, работать он начал при Сталине, а закончил при Брежневе. Кроме дома на Котельнической он построил, например, гостиницу «Россия», дом Советов РСФСР (Белый дом), бассейн «Москва», жилые дома на Кутузовском и Ленинском проспектах. Его образ мы можем видеть в знаменитом фильме "Верные друзья".

    Высотное здание строилось в два этапа. До войны существовал так называемый "корпус А", который тянется вдоль реки. А уже после войны архитектор "вписал" само высотное здание, прилегающее к корпусу в том месте, где в Москву-реку впадает Яуза.

    Чечулин был необычный для своего времени человек. Он не боялся проверять приказы самого Сталина на целесообразность. Сталинских высоток на самом деле планировалось построить не семь, а восемь. Последняя, самая высокая, должна была встать возле самого Кремля. Но Чечулин прекрасно понимал, как это изуродует и оттенит центр Москвы, и тянул, мешкал со строительством, забраковывал все предложения. И дотянул до того, что вместо высотки была построена гостиница «Россия».

    Он поплатился за это, слава Богу, не сроком, а всего лишь тем, что получил квартиру в своём собственном детище не на высоком этаже, как он мечтал, чтобы видеть оттуда весь город, а в самом низу.

    Высотка на Котельнической - это словно город в городе. В этом доме есть всё: магазины всех видов, библиотека, школа, детский сад. Есть и свой кинотеатр. Москвичи его прекрасно знают.

    Сейчас это единственный в Москве кинотеатр-музей. А в старое время мы ломились сюда на премьеры новых фильмов с Бельмондо или Делоном, а раньше кто-то так же ломился сюда на Жана Габена или фильмы Акиры Куросавы.

    «Иллюзион» работает до сих пор. Здесь ничего не изменилось. То же уютное кафе, так же под немые фильмы играет живой пианист, те же редкие премьеры. Плюс, кинотеатр этот считается чем-то вроде клуба знакомств для интеллигентных одиноких людей. Мы взяли на пробу два свежевыжатых сока, пирожное и 50 грамм "Арарата".

    В квартирах некоторых знаменитых жильцов дома даже устроили музей. Например, сейчас тут работает дом-музей Галины Улановой.

    В этом доме жил композитор Никита Владимирович Богословский («Тёмная ночь», «Шаланды, полные кефали», «Любимый город», «Лизавета»). Он был большой шутник. Его любимым занятием было доводить своих соседей, коллег-композиторов до инфаркта.

    Однажды композитор Анатолий Григорьевич Новиков («Смуглянка», «Эх, дороги…») поздним вечером захотел полюбоваться Москвой. Но подойдя к окну он вдруг заметил с той стороны Никиту Богословского, бледного как смерть, в одежде из простыни, зловеще завывающего. Этаж был не высокий, но и не низкий. Новиков в ужасе отпрянул от окна, а там продолжало завывать: "Оу-у-у! Вау-у-у!" Набравшись мужества, Новиков подошёл к окну и увидел, что Богословский стоит в подъёмной корзине машины для работ на большой высоте. Он за десятку договорился с шофёром повалять дурака.

    В другой раз наш шутник позвонил композитору Дмитрию Шостаковичу, и изменённым голосом объявил, что звонят ему из разведки, и агентура доносит, что ночью в его квартире произойдёт ограбление. Грабители предположительно будут переодеты врачами. Шостакович, конечно, позвонил в милицию, и та устроила засаду. Глубокой ночью в Скорую помощь раздался звонок, и плачущий голос сказал, что великому композитору Шостаковичу плохо. Ну, ясное дело, врачи приехали по вызову, где их и свинтили менты.
    Утром раскаявшийся Богословский сам явился с повинной, и заплатил штрафы за ложный вызов и мелкое хулиганство. А могли бы и посадить.

    В высотке жило столько знаменитых людей, что мемориальных досок на всех не напасёшься. Я не знаю, по какому принципу одним доски вешали, а другим - нет. Например, есть доска Константина Паустовского.

    А вот доски моей любимой Фаины Георгиевны Раневской, с именем которой у большинства москвичей этот дом и ассоциируется, мы не обнаружили. Раневская получила здесь двухкомнатную квартиру, кажется, на втором этаже в левом крыле здания. Она говорила, что живёт "над хлебом и зрелищами" (булочной и кинотеатром).

    Её соседом по лестничной клетке был писатель и поэт Александдр Трифонович Твардовский, который называл её "моя великая соседка". Однажды Твардовский потерял ключи от квартиры, не мог войти и очень хотел в туалет. Он попросил Раневскую воспользоваться её туалетом. Та, конечно, впустила, но потом при встрече с ним кричала на весь двор: "Александдр Трифонович, мой клозет всегда в вашем распоряжении!"

    Другим её соседом был композитор Вано Ильич Мурадели. Ему она говорила: "Вы лажовщик, мой друг, ни в одну ноту не попадаете, му вместо ми, ра вместо ре, де вместо до и ли вместо ля".

    "Я б вас послала, да вижу - вы оттуда" (Ф.Г.Раневская) .

    Приглашая в гости соседей, она говорила:
    - Если звонок не работает, стучите ногами.
    - Почему ногами, Фаина Георгиевна?
    - Ну не с пустыми же руками вы ко мне придёте!

    Перед смертью у неё поселилась сестра, Белла Фельдман, которая была поражена тем, что Раневская совсем не богата. Последние годы жизни актриса жила не в этом доме, а в Южинском переулке. По её популярности она, конечно, должна была быть похоронена на Новодевичьем кладбище, но она скромно попросила похоронить её с сестрой на Донском кладбище. Она была удивительным человеком.

    Из внутреннего дворика можно по довольно крутой лестнице подняться на Швивую горку, к храму Никиты Мученика и музею Русской иконы.

    В этом доме живёт Александр Ширвиндт. Он написал книгу "Ширвиндт, стёртый с лица земли" (так назывался город в Пруссии), в которой он несколько раз упоминает высотку на набережной. Ширвиндт предлагает ввести для наших чиновников три новых ордена - "за частичную, временную и окончательную потерю чести и достоинства".

    Он отмечает, что старые жильцы, которые давно на пенсии, не могут платить за огромные квартиры в знаменитом доме и вынуждены их продавать всяким крутышам.

    Однажды его старая соседка, вдова генерала, встретив Ширвиндта, пожаловалась, что ей приходится продавать квартиру, но главная проблема в том, что она не может найти евреев для ремонта. При чём тут евреи? - удивился Ширвиндт. Ну как же, ведь я должна сделать тут евро-ремонт, - ответила старушка.

    Высотка уникальна и асимметрична. Вот, например, с одного боку прилепился огромный балкон, на нём можно играть в футбол.

    А во многих квартирах теперь живут наследники великих, которым просто повезло родиться в надлежащей семье. Трёшку в этом доме можно разменять на несколько других очень приличных квартир, одну из них сдавать и никогда больше не работать.

    Любопытна история, как в доме получила квартиру знаменитая актриса Лидия Николаевна Смирнова. Они с мужем, оператором Владимиром Раппопортом жили в коммуналке и мечтали из неё переехать.

    Владимир Раппопорт тоже был знаменитостью, он снимал такие фильмы, как "Тихий Дон" или "Молодая гвардия", но сколько он не ходил по инстанциям, ничего не получалось. Он просто не умел просить, и мямлил, как мол, хорошо им жить и так.

    И Лидия Николаевна решается на отчаянный шаг - она пишет прошение самому Берии, что в то время являлось строжайшим нарушением субординации, и за такие шутки могло быть очень плохо.

    Но Смирнова оказалась в числе любимых актрис Берии, и он моментально наложил резолюцию: "Выдать им квартиру!"

    Не успели они собрать вещи, как Берию арестовали. На все его решения было наложено вето, и Смирнова пришла в полное отчаяние. И вдруг звонок оттуда: "Почему вы до сих пор не переехали?!" Одно из немногих решений Берии не отменили, потому что новое начальство тоже оказалось поклонником Лидии Николаевны.

    И когда она приехала смотреть новую квартиру, у неё случился от счастья обморок, бедняжка ездила в таком состоянии на лифте вверх-вниз, пока её не обнаружили соседи.
    Уже совсем старая, перед смертью, Смирнова говорила, что сейчас её спасает только вид из окна высотки на любимую Москву.

    В этом же доме проживала знаменитая Ирина Николаевна Бугримова — советская артистка цирка, дрессировщица львов, первая в СССР женщина-дрессировщик. Мужем её был известный мотогонщик Александр Буслаев.

    Правда, развелись они довольно быстро. Бугримова потом говорила, что у женщины-укротительницы редко складывается личная жизнь, потому что укрощать мужа намного проще, чем льва или тигра.

    Она первая стала выступать с группой львов самцов. Это очень опасно. Дело в том, что львы живут прайдами, в одном прайде не бывает двух матёрых самцов, а если такие находятся вместе, то их агрессивность возрастает на порядок.

    У Бугримовой в группе было около 80 львов. Успех был бешеный, но рвали львы Ирину Николаевну неоднократно, и несколько раз она заканчивала номер на арене вся в крови.

    В 1976 г. во время гастролей во Львове львы неожиданно в очередной раз взбунтовались и напали на Бугримову прямо на арене. Помощники отбили её от хищников, но после этого происшествия дрессировщица решила прекратить выступления.

    Вожаком этого неформального мужского львиного прайда был огромный лев по имени Цезарь. Все остальные львы его боялись. Он выступал 23 года, что для льва невероятно долго. Но вот он одряхлел, выступать уже не мог, и его было решено списать в зоопарк. Но Бугримова встала за него грудью, мол, не за что его за решётку, взяла его к себе и всюду таскала за собой огромного льва. Так что он отчасти тоже являлся жильцом знаменитого дома на Котельнической.

    Когда Бугримова выступала на арене с другими львами, Цезарь сидел за кулисами в клетке, и очень переживал, что номер проходит без него. Он катался по клетке и скулил, а когда раздавались трубы, он грудью кидался на прутья, чтобы занять своё почётное место на арене среди других. Однажды после номера его нашли на полу мёртвым. Лев умер от огорчения, что больше не может выступать.

    Под конец мы зашли в гастроном в высотке, чтобы купить попить что-нибудь холодненькое.

    Я был очень удивлён. Этот гастроном напоминает бывший Смоленский или в высотке на Красной Пресне, но в отличии от них он остался таким же, как был много лет назад. Народу никого, цены очень низкие, продавщицы безупречные.

    Я сфотографировал вот эти пирожные. Много лет назад я вот также любовался пирожными в знаменитых гастрономах, но тогда они мне были не по карману.

    Много интересных историй хранит этот дом, высотное жилое здание на Котельнической набережной. Всего один дом в городе, а писать про него и писать. Самое первое фото с вертолёта, разумеется, не моё.

    Вот очень и очень сокращённый список известных жильцов (и тех, и этих):
    - Аксёнов, Василий Павлович
    - Богословский, Никита Владимирович
    - Бугримова, Ирина Николавна
    - Вознесенский, Андрей Андреевич
    - Евтушенко, Евгений Александрович
    - Жаров, Михаил Иванович
    - Зыкина, Людмила Георгиевна
    - Литвинова, Рената Муратовна
    - Лучко, Клара Степановна
    - Любимов, Юрий Петрович
    - Милютин, Юрий Сергеевич
    - Мокроусов, Борис Андреевич
    - Нагиев, Дмитрий Владимирович
    - Огнивцев, Александр Павлович
    - Паустовский, Константин Георгиевич
    - Раневская, Фаина Георгиевна
    - Смирнова, Лидия Николаевна
    - Токарев, Вилен Иванович
    - Уланова, Галина Сергеевна
    - Чечулин, Дмитрий Николаевич
    - Ширвиндт, Александр Анатольевич
    - Шифрин, Ефим Залманович

    Жилой дом на Котельнической набережной – это символ ушедшей эпохи. Его строительство было запланировано согласно единому градостроительному плану, который был принят в 1947 году. Восемь высотных зданий должны были стать доминантами нового архитектурного облика Москвы. Закладка всех восьми состоялась в один день, в день 800-летнего юбилея Москвы. Но зданий было построено только семь: из-за отмены строительства Дворца Советов не было сооружено последнее, восьмое, здание в Зарядье.

    Фактически, строительство этой высотки началось в 1938 году, когда по проекту архитекторов Д.Н. Чечулина и А.К. Ростковского началось сооружение девятиэтажного правого крыла по Котельнической набережной как самостоятельного здания. Однако в 1948-1952 годах оно было включено в новый ансамбль с частичным изменением парадного фасада.

    Дом расположен у слияния русла Москвы-реки и Яузы. Он выстроен таким образом, чтобы быть отправной точкой для всех улиц, идущих к реке. Здание высотой в 176 метров замыкает перспективу Москвы-реки от Кремля на восток.

    Выразительный силуэт здания оживлен декоративными башенками и завершениями. На центральном корпусе дома расположены скульптурные группы и обелиски. Цоколь, облицованный гранитом, позволяет увидеть четкое разделение здания на объемы с центральным корпусом в 32 этажа. За счет ступенчатой структуры здание плавно и гармонично вливается в сложный ландшафт. Его архитектура – яркий образец советского классицизма, органичного синтеза архитектуры и скульптуры.

    Здание задумывалось как город в городе: в его комплекс были включены почта, гастроном, химчистка, булочная и даже кинотеатр. Возведение осуществлялось руками заключенных, которые во время строительства проживали в только что отстроенных квартирах. Говорят, что они оставляли метки на стеклах окон – «строили зэки».

    Заметим, это первая из высоток, которую сдали в эксплуатацию. В доме насчитывалось около 700 квартир, они сдавались сразу под ключ с белоснежной мебелью на кухне, импортной сантехникой и бронзовыми светильниками. Получить квартиру в этом доме – предел мечтаний многих людей в советское время! Одно крыло предназначалось для военных, а другое было отдано под заселение творческой элиты. Квартиру в доме получил и главный архитектор здания, Дмитрий Николаевич Чечулин. Он прожил там до самой смерти.

    В доме проживало очень много знаменитостей – представителей советской творческой интеллигенции, выдающихся деятелей науки, военных и чиновников партийной номенклатуры. Об этом свидетельствует большое количество памятных досок. Здесь жили Никита Богословский, Александр Твардовский, Клара Лучко, Нонна Мордюкова, Наталья Сац и многие другие.

    Знаменитая жительница этой высотки Фаина Георгиевна Раневская шутила: «Живу над хлебом и зрелищами!», – так как проживала на втором этаже над булочной и кинотеатром «Иллюзион». Этот последний, кстати, был единственным кинотеатром, где показывали фильмы без предварительного просмотра специальной комиссией. Из-за этого он часто бывал под угрозой закрытия, но знаменитые жильцы дома всегда спасали его.

    Сегодня можно окунуться в советскую эпоху, посетив Музей Г. Улановой, который открылся в 2004 году. Экспозицию развернули прямо в её квартире. Там сохранена доподлинная обстановка – всё как было при жизни великой русской балерины.

    Узнать точное число квартир в настоящее время, к сожалению, представляет большую трудность, так как нынешние жильцы соединяют несколько квартир в одну и переделывают их.


    Сталинские высотки всегда порождали множество невероятных слухов и домыслов. Еще с 1950-х годов они вызывали и трепет, и восхищение, и огромный интерес. У каждого из этих величественных зданий своя история и свое индивидуальное обаяние. Не исключение – и высотка на Котельнической, которая не раз фигурировала в художественных фильмах как дом для избранных и предел мечтаний простого гражданина.


    Хрущев называл дом неудачным

    Главный корпус высотки начали возводить в 1938 году и строили два года. Завершить этот масштабный проект полностью помешала война. Только в 1947-м строительство возобновилось в рамках постановления о возведении в городе высотных зданий, подписанного Сталиным. Так что официальной датой заложения этого дома (как и других знаменитых сталинских высоток) все-таки считается 7 сентября 1947-го, день празднования 800-летия столицы.


    Руководил проектом Дмитрий Чечулин, которому впоследствии дали квартиру здесь же. Кстати, когда к власти пришел Никита Хрущев, сталинки стали активно подвергаться критике за нерациональное использование народных средств, и излишнюю вычурность и украшательство этих зданий. Виновника таких «ошибок в строительстве» Хрущев называл прежде всего Чечулина.


    Пришлось пожертвовать переулками

    Грандиозная Г-образная высотка «подмяла» под себя располагавшиеся ранее на этом месте старинные переулки (Большой Подгорный, Малый Подгорный, Свешников и Курносов), а также визуально загородило вид на Швивую Горку со стороны набережной. Этот исторический окраинный район города был заселен еще с XV века, и поначалу жили здесь ремесленники огнеопасных специальностей. Местность позднее стали называть Вшивой горкой, а сама набережная получила свое название в честь стоявшей здесь небольшой слободы Котельников.


    У Швивой горки вообще очень богатая история, и сама застройка района была не менее интересна, поэтому, конечно же, очень жаль, что этот район выпал из панорамы Москвы.

    Гранита и мрамора не пожалели

    Высотка на Котельнической – это трехкорпусное здание с 32 этажами в центральной части и 8-10 – в боковых. Спроектировано оно в виде звезды из трех лучей. Шпиль сталинки венчает герб, установленный на 176-метровой высоте.



    Здание, выполненное в стиле сталинского ампира, с архитектурной точки зрения очень интересно. Оно, с одной стороны, было призвано показать Америке нашу строительную и архитектурную мощь, а с другой, напоминает о высоких башнеобразных храмах и теремах старой Москвы и отсылает нас к очарованию древнерусского деревянного зодчества. По крайней мере, такой была первоначальная идея.

    Title="Сталинский ампир: русский ответ американцам. /Фото: yandex.ru, пользователь nadezda-mni
    " border="0" vspace="5">


    Сталинский ампир: русский ответ американцам. /Фото: yandex.ru, пользователь nadezda-mni

    Снаружи дом облицован гранитом (нижние этажи) и керамикой (верхняя часть), а внутри – мрамором, цветными металлами и дорогими породами дерева.


    Стройка: факты и слухи

    Смелый проект по возведению сталинских высоток с самого начала натолкнулся на отсутствие у строителей необходимых зданий и технических возможностей. Учиться им приходилось порой прямо в процессе работы, а решать технические проблемы – в режиме реального времени. Так, по причине слабых московских грунтов (песок, суглинок и т.д.), для возведения таких тяжелых монолитов потребовался сверхпрочный фундамент. Были специально созданы заводы в Люберцах и Кучине. Стали выпускаться особые башенные краны и особые кирпичи. Так что можно сказать, что строительство сталинок ускорило развитие строительной промышленности в СССР в целом.


    При возведении здания на Котельнической, равно как и при строительстве высотки МГУ, активно использовали труд заключенных, для которых тут же устроили специальное лагерное отделение, обнесенное трехметровым забором с колючей проволокой.

    Участие в строительстве зэков породило среди жителей самые невероятные слухи. Одни говорили, что заключенные оставили на стенах в подвалах свои метки и загадочные надписи, другие – что в стенах замуровали особо неугодных политических преступников или строптивых прорабов. Есть даже легенда о попытке двух строителей-зэков улететь на фанерных крыльях с верхних этажей высотки, которая, по одной версии, окончилась их гибелью, а по другой, увенчалась успехом.


    В чем была элитарность

    Сталинские высотки, в том числе знаменитое здание на Котельнической, первые в столице имели центральное отопление и снабжались горячей водой от общегородской теплосети. Кроме того, в сталинках, конечно же, были канализация, водопровод, а еще система кондиционирования и удаления пыли. Высота потолков в большинстве квартир – более трех метров. Вместе с тем квартиры верхних этажей оказались не так удобны: у них были небольшие размеры, не такие высокие потолки и неудачная планировка.


    В сталинке на Котельнической была воплощена идея «все в одном», аналогичная тем, что пытались сделать советские архитекторы в так называемых домах-коммунах – магазины, досуг, службы быта сконцентрированы в одном здании. Однако на Котельнической все было поставлено на широкую ногу. Какой еще дом может похвастаться наличием кинотеатра? А жильцам сталинки на Котельнической можно было спуститься из своей квартиры и практически в двух шагах посетить помпезный «Иллюзион» (первоначально он назывался «Знамя»), в котором иногда можно было даже увидеть западные киноленты, избежавшие цензуры.

    Барельефы и потолочные росписи в холле изображали счастливых советских людей, что должно было полностью совпадать с мироощущением «особых» жильцов. В целом же внешний вид высотки напоминал музей. Впрочем, это можно видеть по тем художественным фильмам, в которых фигурировал дом – например, при съемках фильма «Москва слезам не верит» использованы интерьеры здания на Котельнической.


    Понятное дело, заселение дома происходило в основном согласно социальному статусу, но вовсе не хаотично. В одной части дома жили по большей части именитые ученые, в другой – высокопоставленные сотрудники НКВД, в третьей – знаменитости творческих профессий и так далее. Причем, списки первых жильцов согласовывали с самим Сталиным.



    Этот дом был буквально напичкан известными людьми, и если перечислять их всех, получится невероятно длинный список. Разве что можно вспомнить забавную байку, как поэт Твардовский, забыв ключи от квартиры, попросился в туалет к Фаине Раневской, после чего она потом каждый раз напоминала ему при встрече: «Двери моего клозета всегда для вас открыты!»

    Высотка в наши дни

    В главном здании дома на Котельнической расположены три корпуса, и каждый из них имеет свою консьержку. Кроме того, в здании, конечно же, есть охранники, которые всех постоянных жителей знают чуть ли не поименно, а также в курсе всех новостей, происходящих в доме.



    В центральном фойе здания до сих пор можно видеть сохранившуюся мозаику на потолке и мраморную облицовку. Что же касается квартир, то многие из них претерпели изменения, и это не только ремонт, но и перепланировка.

    Среди жильцов здания теперь можно встретить кого угодно, а не только людей высокого статуса, поскольку довольно большая часть жилья здесь сдается внаем. Ну а цена в квартиры в этом доме исчисляется десятками миллионов.