• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    «Вместе с тем вся революционность Петра имела… консервативный характер. Модернизация институтов и структур власти ради консервации основополагающих принципов традиционного режима – вот что оказалось конечной целью».

    КРАТКАЯ ОЦЕНКА ПУШКАРЕВА

    В заключение обратимся к краткой оценке, данной Петру и его реформам американским историком, бывшим нашим соотечественником С. Г. Пушкаревым.

    «…необходимо отметить как великую заслугу Петра его непрерывное и самоотверженное служение государству и народу российскому, которому он действительно посвящал все свои силы в течение всей своей жизни…»

    «Много неудач и разочарований испытал Петр, велики были жертвы, которые он требовал от народа, но велики были и его достижения».

    «Но есть и немало пятен на солнце Петра Великого. Проводимая им европеизация носила насильственный, спешный, малопродуманный и потому во многом поверхностный характер…»

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Теперь перейдем к конечной части данного сочинения, а именно подведем некоторые итоги. Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже. В XVIII в. М. В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А немного позже историк Карамзин обвинял Петра в измене "истинно русским" началам жизни, а его реформы назвал "блестящей ошибкой".

    Мы, люди конца XX века, не можем в полной мере оценить взрывной эффект Петровских реформ в России. Люди прошлого, XIX века воспринимали их острее, глубже. Вот что писал о значении Петра современник Пушкина историк М. Н. Погодин в 1841 году, т.е. почти полтора столетия после великих реформ первой четверти XVIII века: "В руках (Петра) концы всех наших нитей соединяются в одном узле. Куда мы ни оглянемся, везде встречаемся с этой колоссальною фигурою, которая бросает от себя длинную тень на все наше прошедшее и даже застит нам древнюю историю, которая в настоящую минуту все еще как будто держит свою руку над нами, и которой, кажется, никогда не потеряем мы из виду, как бы далеко ни ушли мы в будущее".

    И сегодня злободневно звучат слова В. Ключевского: "Россия управлялась не аристократией и не демократией, а бюрократией, то есть действовавшей вне общества и лишенной всякого социального облика кучей физических лиц разнообразного происхождения, объединенных только чинопроизводством. Таким образом, демократизация управления сопровождалась усилением социального неравенства и дробности».

    Нельзя не упомянуть важность личности Петра для людей творческих. Во всех видах искусства теме Петра уделялось внимание. Написано множество поэм, романов, картин и музыкальных произведений. Большинство авторов все же признают Петра великим историческим деятелем.

    О, мощный властелин судьбы!

    Не так ли ты над самой бездной,

    На высоте, уздой железной,

    Россию поднял на дыбы?

    А.С. Пушкин

    Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки, обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях. Но навряд ли кто-нибудь из ученых-историков будет спорить с важностью фигуры Петра и его деятельности в истории государства Российского. Ну а объективность в оценках событий того времени есть не что иное, как многообразие субъективных суждений о России начала XVIII века. Надеюсь, что в небольшой степени, но мне все же удалось представить разнообразную картину петровских реформ глазами различных историков, живших в разные эпохи и говоривших на разных языках.

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Ключевский В. О. Курс русской истории. – Сочинения. Т.4. - Москва, 1958.

    2. Платонов С.Ф. Русская история. - Москва, 1996.

    3. Анисимов Е. В. Время петровских реформ. - Ленинград, 1989

    4. Баггер Х. Реформы Петра Великого. – Москва,1985.

    5. Петр Великий. (Серия: Государственные деятели России глазами современников). – Москва, 1993.

    6. Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. – Ставрополь, 1993

    I.Выберите правильный ответ:

    А) в Киеве
    Б) в Новгороде
    В) в Любече
    Г) в Ростове
    2.Что такое Боярская дума?
    А) судебный орган при князе


    3. Андрей Боголюбский княжил:

    Б) в Киевском княжестве
    В) в Черниговском княжестве


    А) Киеве
    Б) Смоленске
    В) Суздале
    Г) Новгороде
    5. 1223 год-это год …
    А) Невской битвы
    Б) Куликовской битвы
    В) Ледового побоища
    Г) битвы на Калке

    А) Владимир
    Б) Рязань
    В) Козельск
    Г) Киев

    А) князь Олег 1.980-1015 гг




    III. Объясните понятия:
    А) древнерусское государство-
    Б) полюдье -
    В) баскак-
    IV. Кто лишний и почему?


    1 вариант

    I.Выберите правильный ответ:

    1.В 1097 г. собрался общерусский княжеский съезд. В каком городе он происходил?

    А) в Киеве

    Б) в Новгороде

    В) в Любече

    Г) в Ростове

    2.Что такое Боярская дума?

    А) судебный орган при князе

    Б) правительственный орган в Новгороде

    В) совещательный орган при князе

    3. Андрей Боголюбский княжил:

    А) в Галицко-Волынском княжестве

    Б) в Киевском княжестве

    В) в Черниговском княжестве

    Г) во Владимиро-Суздальском княжестве

    4.В начале 12 века боярская феодальная республика утвердилась в:

    Б) Смоленске

    В) Суздале

    Г) Новгороде

    5. 1223 год-это год …

    А) Невской битвы

    Б) Куликовской битвы

    В) Ледового побоища

    Г) битвы на Калке

    6. Какой русский город татаро-монголы прозвали «злым городом»:

    А) Владимир

    Б) Рязань

    В) Козельск

    II.Соотнесите князей и годы правления:

    А) князь Олег 1.980-1015 гг

    Б) князь Святослав 2. 1019-1054 гг

    В) князь Ярослав Мудрый 3. 945-964 гг

    Г) князь Владимир 4. 882-912 гг

    Д) княгиня Ольга 5. 964-972 гг

    III. Объясните понятия:

    А) древнерусское государство-

    Б) полюдье -

    В) баскак-

    IV. Кто лишний и почему?

    А) Дмитрий Иванович Б) Владимир Андреевич В) Дмитрий Боброк Г) Нестор

    V.Определите, в чем значение Куликовской битвы.

    VI. Прочитайте отрывок из сочинения историка и ответьте на вопросы.

    «… ибо никто из потомков Ярослава Мудрого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь ко славе Отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления: силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов…

    Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за Отечество и ближних?»

    ВОПРОСЫ:

    1) Как историк характеризует князя Дмитрия Донского? По документу определите отношение историка к личности и деятельности Дмитрия Донского

    2) Объясните, почему историк поставил Дмитрия Донского в один ряд с

    Владимиром Мономахом и Александром Невским?

    Задание на анализ документа! Прочтите отрывок из сочинения историка В.О.Ключевского и дайте ответы на вопросы. "...Не сидел во дворце

    подобно прежним царям, рассылая всюду указы,направляя деятельность подчиненных... Предоставляя действовать во фронте своим генералом и адмиралам и адмиралам...,он оставался обычно позади своей армии,устроял ее тыл,набирал рекрутов,составлял планы военных движений,строил корабли и военные заводы,заставлял амуницию, провиант и боевые снаряды,все запасал,всех ободрял,понукал,бранился,дрался,вешал,скакал из одного конца государства в другой,был чем-то вроде генерал-фельдцехмейстера,генерала-провиантмейстера и корабельного обер-мастера

    1-О ком идет речь?

    2-Назовите хронологический период истории России,в котором имело место описанное событие.

    3-Охарактеризуйте смысл проводившихся мероприятий!

    6. Какие три понятия из перечисленных ниже характеризуют правление

    князя Олега?


    2) Подписание выгодного для Руси договор
    3) Убийство Аскольда и Дира
    4) Гибель во время полюдья
    5) Объединение Новгорода и Киева
    6) Сохранение единства Руси
    Ответ:
    7. Установите соответствие между приведенными отрывками из летописей и названиями событий, о которых в них говорится.
    ОТРЫВКИ
    A) «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами.»
    Б) «Уже нам некуда деться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму на имут.»
    B) «Затем послал князь по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый или бедный, или нищий, или раб - будет мне врагом.»
    Г) «В тот год сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добдешь, и нам. И послушал их Игорь пошел... за данью, и прибавил к пре-жней дани новую.»
    СОБЫТИЯ
    А
    Б
    В
    Г
    1) походы князя Святослава
    2) призвание варягов
    3) восстание древлян
    4) крещение Руси
    5) съезд князей в Любече
    8. Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» и укажите, к какому из князей Древней Руси относится эта характеристика:
    «Он был хромоног, но ум у него был добрый, а на рати был он храбр: прибавлена еще одна замечательная черта, что он был христианин и сам книги читал. В его княжение христианство и грамотность должны были распространяться. Собрал много писцов; они переводили книги с греческого на славянский и переписали много книг, много ин и купил их. Князь строил церкви по городам и местам не огороженным, ставил при них священников, которым давал содержание из собственного имущества, приказывал им учить людей. Князь велел собрать у старост и священников детей (300 человек) и учить их книгам».
    Ответ:
    9. Какие три понятия из перечисленных ниже характеризуют Правление князя Игоря?

    1) Неудачный поход в Византию
    2) Подписание выгодного для Руси договора 3) Убийство Аскольда и Дира
    4) Гибель во время полюдья
    5) Объединение Новгорода и Киева 6) Сохранение единства Руси
    Ответ:
    10. Установите соответствие между понятиями, относящи мися к истории Древней Руси, и их определениями.
    ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
    А
    Б
    В
    Г
    А)изгои 1) крестьяне-общинники
    Б) смерды 2) управители господского дома
    В)холопы 3) люди, порвавшие с общиной
    Г) тиуны 4) низшая категория населения, по поло жению близкая к рабам
    5) крестьяне, взявшие ссуду
    11. Прочтите отрывок из сочинения историка и ответьте на вопрос.
    «... Князь Игорь был убит в одном из походов на древлян за повторной данью. Последовала жестокая месть древлянам со стороны его жены Ольги. Печальный опыт заставил Ольгу упорядочить получаемые от союзных племен дань и их повинности.»
    Как называлась новая форма сбора дани, установленная княгиней Ольгой?
    Ответ:
    12.Какие три понятия из перечисленных ниже характеризуют правление князя Владимира?

    1) Неудачный поход в Византию
    2) Оборона Руси от печенегов
    3) Крещение Руси
    4) Гибель во время полюдья
    5) Объединение Новгорода и Киева 6) Языческая реформа

    Ответ:
    13. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.
    КНЯЗЬЯ
    А)Владимир Мономах Б) Владимир Святославич
    В)Ярослав Мудрый Г) Игорь Старый
    А
    Б
    В
    Г
    СОБЫТИЯ
    разгром половцев
    объединение Киева и Новгорода
    восстание древлян
    крещение Руси
    принятие «Русской Правды»
    14. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, к кому из князей Древней Руси относится эта характеристика.
    «Сей князь, названный церковию Равноапостольным, заслужил в истории имя Великого… Князь, приняв веру спасителя, освятился ею в сердце своем и стал иным человеком. Быв в язычестве мстителем свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным, он, наставленный в человеколюбивых правилах христианства, боялся уже проливать кровь злодеев и врагов отечества. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры».
    Ответ:
    15. Расположите в хронологическом порядке следующие события.
    А) крещение Руси
    Б) разгром Хазарского царства
    В) объединение Новгорода и Киева
    Г) восстание древлян

    А1.Какой из названных указов был подписан императором в 1803 г.?

    1) «Об обязанных крестьянах»

    2) «О вольных хлебопашцах»

    3) «Об учреждении IIIотделения Собственной Е.И.В. Канцелярии»

    4) «О введении всеобщей воинской повинности»

    А2. Какое сословие было наиболее привилегированным в России в XIXв.?

    1) боярство 3) купечество

    2) дворянство 4) духовенство (священство)

    А3. Какому государственному органу власти придавались функции высшей судебной инстанции и органа надзора за ад­министрацией согласно реформе 1802 г.?

    1) Священному Синоду 3) Сенату

    2) Верховному Тайному совету 4) Государственному совету

    А4.Как в XIXв. назвали крестьян, имевших денежные средства и занимавшихся предпринимательской деятельностью?

    1) посессионные 3) временнообязанные

    2) капиталистые 4) черносотенные

    А5.Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите место встречи двух императоров, о которой идет речь.

    «25 июня 1807 г. во втором часу дня состоялась первая встреча обоих императоров. На самой середине реки был ут­вержден плот с двумя великолепными павильонами. На фран­цузском берегу была выстроена вся гвардия, на русском - не­большая свита императора... Лодки отчалили от берегов, и на середине реки император и царь одновременно вошли в шатер мира. Стрелявшие еще 10 дней назад друг в друга гвардейцы кричат: "Ура!" Вчерашние враги обнялись...»

    1) Ватерлоо 3) Аустерлиц

    2) Тильзит 4) Санкт-Петербург

    А6.В годы какой войны русской армией был осуществлен блистательный Тарутинский марш-маневр?

    1) Смоленской 3) Ливонской

    2) Северной 4) Отечественной

    А7.В XIXв. зажиточные горожане могли участвовать в воп­росах управления городом через

    1) городские думы 3) губных старост

    2) мировых посредников 4) земские комитеты

    А8. Прочтите отрывок из записок современника и укажите название войны, о событиях которой идет речь

    «Углицкий и Казанский полки, и пятая дружина болгарского ополчения с изумительно красивою стройностью двинулись вперед под густым огнем неприятеля. После блистательных атак Скобелев выстроил перед <Шипкой-Шейново> Владимирский полк… – Ну, братцы, за мной теперь. Ваши товарищи честно сделали свое дело, – кончим и мы как следует. – Постараемся… – Смотрите же… Идти стройно… Турки почти уже разбиты… благословясь, с Богом!»

    1) русско-турецкая война 1806–1812 гг. 3) Крымская война 1853–1856 гг.

    2) русско-турецкая война 1828–1829 гг. 4) русско-турецкая война 1877–1878 гг.

    А9.По реформе 1861 г. крестьяне получили право

    1) перехода в другие сословия

    2) избирать и быть избранными в Государственную думу

    3) выходить из общины и селиться в хуторах

    4) на все земли помещика

    А10.Прочтите отрывок из воспоминаний Н. Фигнер и ука­жите имя императора, о подготовке покушения на которого идет речь в документе.

    «Одновременно с приготовлениями взрывов под Москвой, Александровском и Одессой, Комитет имел в виду еще одно на­значение в самом Петербурге... Комитет в Петербурге приготов­лял взрыв в Зимнем дворце, но это сохранялось в строжайшей тайне и находилось в ведении "Распорядительной комиссии" из трех лиц, избираемых членами Комитета из своей среды для дел величайшей важности. В то время этими тремя были: Ал. Ми­хайлов. Тихомиров и Ал. Квятковский, от которого однажды я услыхала загадочную фразу: "В то время, как идут все эти при­готовления, здесь личная храбрость одного может покончить все". Это был намек на Халтурина, который впоследствии рассказывал мне, что в Зимнем дворце ему однажды случилось быть наедине с государем, и удар молотка мог уничтожить его на месте».

    1) Павел Петрович 3) Николай Павлович

    2) Александр Павлович 4) Александр Николаевич

    А11. Что из названного произошло в XIX веке?

    1) упразднение патриаршества 3) провозглашение России империей

    2) учреждение коллегий 4) отмена крепостного права

    А12. «Мы были дети 1812 года» – так говорили о себе

    2) марксисты 4) народовольцы

    А13. Как назывался учрежденный в 1810 г. законосовещательный орган государственной власти?

    1) Государственный Совет 3) Высочайший Сенат

    2) Государственная Дума 4) Святейший Синод

    А14. Начавшийся в России в 30-е гг. XIX в. промышленный переворот способствовал

    1) появлению первых мануфактур

    2) появлению первых общероссийских ярмарок

    3) уменьшению численности городского населения

    4) формированию фабричных центров

    А15. Представители русской общественной мысли с конца 1830-х – 1850-х гг., считавшие, что Россия должна развиваться самобытным путем, а не следовать образцам ведущих европейских стран, назывались

    1) западниками 3) славянофилами

    А16.Укажите изменения, преобразования, которые были проведены во время Великих реформ 1860-1870-х гг.

    A) отмена рекрутского набора в армию

    Б) ограничение барщины тремя днями в неделю

    B) создание губернских и уездных земств

    Г) запрещение продавать крестьян без земли

    Д) введение института присяжных заседателей

    Укажите верный ответ

    АБГ 2) АВД 3) БВГ 4) ВГД пожалуйста помогите

    Личность и деятельность Петра I встречала и у современников и у потомков не только различные, но и прямо диаметрально противоположные оценки. Поклонники Петра уподобляли его божеству (М.В. Ломоносов), а противники видели в нем антихриста (раскольники). По мнению одних, русский народ «принял от Петра свой ум, свою нравственную силу и свои руки» (А.В. Никитенко), другие же обвиняли Петра в том, что он создал раздвоение между высшими и низшими слоями народонаселения, «переломил» весь строй русской жизни, и утверждали, что у него не было предшественников в древней Руси» (К.С. Аксаков). Те и другие сходились в одном: фигура Петра «застила собою всю древнюю русскую историю» (М.П. Погодин).

    Противоречивы оценки деятельности Петра I и у историков XIX-ХХ веков. Так, Соловьев С.М. считал, что история ни одного народа не представляет такого великого, многостороннего, даже всестороннего преобразования, сопровождавшегося столь великими последствиями, как для внутренней жизни народа, так и для его значения в общей жизни народов, во всемирной истории. Во внутренней жизни народа положены были новые начала политического и гражданского порядка. В политическом порядке пробуждена самодеятельность общества введением в управление коллегиального устройства, выборного начала и городского самоуправления, а введением присяги не только государю, но и государству впервые дало народу понятие о настоящем значении государства. В частной гражданской жизни приняты меры к ограждению личности: она освобождена от оков родового союза исключительным вниманием Петра к личной заслуге, подушной податью, запрещением браков по принуждению родителей или господ, выводом женщины из терема. Всемирно-исторические следствия реформы были: 1) вывод посредством цивилизации народа, слабого, бедного, почти неизвестного, на историческую сцену со значением сильного деятеля в общей политической жизни народов; 2) соединение обеих дотоле разобщенных половин Европы, восточной и западной, в общей деятельности посредством введения в эту деятельность славянского племени, теперь только принявшего деятельное участие в общей жизни Европы через своего представителя, через русский народ.



    Ключевский В.О. считал, что реформа Петра I освещается односторонне, и взгляд на нее круто преломляется, когда смотришь только на один ряд ее условий, выпуская из вида другие условия. Ее следует рассматривать под тройным углом зрения:

    ü По отношению Петра к Западной Европе;

    ü По его отношению к древней Руси;

    ü По влиянию его дела на дальнейшее время.

    Ключевский В.О. подчеркивал, что Петр I не питал к Западной Европе слепого или нежного пристрастия, напротив, относился к ней с трезвым недоверием и не обольщался мечтами о задушевных ее отношениях к России, знал, что Россия всегда встретит там только пренебрежение и недоброжелательство. Сближение с Европой было в глазах Петра только средством для достижения цели, а не самой целью. Техника военная, народнохозяйственная, финансовая, административная и техническое знание – вот обширная область, в которой работать и учить русских работать призывал Петр западного европейца. Он хотел не заимствовать с Запада готовые плоды тамошней техники, а усвоить ее, пересадить в Россию самые производства с их главным рычагом – техническим знанием.

    Ключевский В.О. отмечает у Петра I безотчетную наклонность воспроизводить в нововведениях отзвуки минувшего. Петр не тронул основ общественного склада, закрепленных Уложением, - ни сословного деления по роду повинностей, ни крепостного права. Напротив, старые сословные повинности он осложнил новыми. Установив обязательное обучение дворянства и разделив его обязательную службу на две особые колеи: военную и гражданскую, он плотнее сомкнул городские тяглые состояния особым сословным управлением, земскими избами, а потом магистратами, а на верхний городской класс, гильдейское гражданство, возложил сверх прежних казенных служб – еще особую повинность, по добывающей и обрабатывающей промышленности, сдавая казенные фабрики и заводы принудительно образуемым из купечества компаниям. Фабрика и завод при Петре не были вполне частными предприятиями, руководимыми исключительно личными интересами предпринимателей, а получили характер государственных операций, которые правительство вело посредством своего обязательного агента, гильдейского гражданина: за это купец, фабрикант или заводчик пользовался дворянской привилегией приобретать к фабрике и заводу деревни с крепостными рабочими руками. С другой стороны, не изменяя сущности крепостного права, Петр изменил социальный состав крепостного состояния: разные виды холопства, юридические и хозяйственные, теперь окончательно слились с крепостным крестьянством в один класс тяглых крепостных людей, а гулящая вольница частью была приписана в городах к низшему гражданству, чтоб «гуляки за ремесло принялись и никто бы без дела не шатался», частью попала в солдаты или в крепостные. Так, продолжая дело Уложения, упрощение общественного состава посредством уничтожения переходных, промежуточных слоев, законодательство Петра принудительно вытесняло их в рамки основных сословий. Теперь русское общество окончательно получило тот склад, какой стремилось дать ему московское законодательство XVIIв., вышло из реформы с более резкими и округленными сословными очертаниями, а каждое сословие с более осложненным бременем повинностей на плечах. Таково было общее отношение Петра к государственному и общественному порядку старой Руси.

    Ключевский В.О. считал, что реформа, совершенная Петром Великим, не имела своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, установившегося в этом государстве, не направлялась задачей поставить русскую жизнь на непривычные ей западноевропейские основы, ввести в нее новые заимствованные начала, а ограничивалась стремлением вооружить русское государство и народ готовыми западноевропейскими средствами, умственными и материальными, и тем поставить государство в уровень с завоеванным им положением в Европе, поднять труд народа до уровня проявленных им сил. Но все это приходилось делать среди упорной и опасной внешней войны, спешно и принудительно, и при этом бороться с народной апатией и косностью, воспитанной хищным приказным чиновничеством и грубым землевладельческим дворянством, бороться с предрассудками и страхами, внушенными невежественным духовенством. Поэтому реформа, скромная и ограниченная по своему первоначальному замыслу, направленная к перестройке военных сил и к расширению финансовых средств государства, постепенно превратилась в упорную внутреннюю борьбу, взбаламутила всю застоявшуюся плесень русской жизни, взволновала все классы общества.

    Платонов С.Ф. считал, что реформы Петра по своему существу и результатам не были переворотом: Петр не был «царем-революционером», как его иногда любят называть.

    Прежде всего, деятельность Петра не была переворотом политическим: во внешней политике Петр строго шел по старым путям, боролся со старыми врагами. В политике внутренней Петр недалеко ушел от XVII века. Государственное устройство осталось прежним.

    Деятельность Петра не была и общественным переворотом. Государственное положение сословий и их взаимные отношения не претерпели существенных изменений. Прикрепление сословий к государственным повинностям осталось во всей силе, изменился только порядок исполнения этих повинностей.

    В экономической политике Петра, в ее целях и результатах, также нельзя видеть переворот. Петр ясно определил ту задачу, к решению которой неверными шагами шли и до него, - задачу поднятия производительных сил страны. Результаты, достигнутые Петром, не поставили народное хозяйство на новое основание. Главным источником народного богатства и при Петре остался земледельческий труд, и Россия, имея после Петра более 200 фабрик и заводов, была все-таки земледельческой страной, с очень слабым торговым и промышленным развитием.

    И в культурном отношении Петр не внес в русскую жизнь новых отношений. Старые культурные идеалы были тронуты до него; в XVII в. вопрос о новых началах культурной жизни стал резко выраженным вопросом. И образование при Петре коснулось только высших слоев общества, и то слабо; народная же масса пока осталась при своем старом мировоззрении.

    Высокую оценку результатам деятельности Петра I дает С.Г. Пушкарев . Он пишет, что Петр открыл России морские пути для сношений с другими народами и ввел Россию в среду европейских народов; созданием первоклассной армии и военного флота он сделал Россию великой державой; он создал далекий от совершенства, но все же более пригодный аппарат государственного управления, чем была устарелая, сложная и запутанная система московских приказов; созданием крупной промышленности и особенно успешным развитием горного дела он сделал Россию экономически самодовлеющей и независимой от иных стран; наконец, он заложил основы светской русской культуры, которая дала также обильные плоды в XIX столетии.

    Но даже он вынужден признать, что проводимая Петром европеизация носила насильственный, спешный, малопродуманный и потому во многом поверхностный характер, прикрывая лишь «немецкими» кафтанами и париками старые московские слабости и пороки. С другой стороны, резкая и внезапная европеизация общественной верхушки оторвала эту последнюю от народной массы, разрушила то религиозно-моральное и общественно-бытовое единство народа, которое существовало в Московской Руси, сделало дворянство и чиновничество иностранцами в собственной стране.

    Отрицательную оценку деятельности Петра I дает Е.Н. Стариков . Он считает, что краткой формулой сути петровских реформ является форсированное развитие части производительных сил (военной промышленности) за счет деградации и примитивизации производственных отношений. В топку петровских реформ, давших временное усиление военной мощи России, бросались живая сила народа, сохранившиеся еще кое-где куцые остатки его прав и свобод, возможности развития рыночных отношений. Короче говоря, в жертву сиюминутной выгоде приносилось будущее страны.

    Стариков Е.Н. утверждает, что Петр завершил оформление уникального «русского пути» в истории – развития «вдогонку», когда длительный период застоя сменяется лихорадочно-торопливой «гонкой за лидером» путем заимствования результатов чужого развития – без развития собственного.

    Отрицательным результатом деяний Петра I является и ускоренный процесс похолопления элиты, которая привыкла терпеть петровскую палку на своих спинах. По этому поводу у Петра была своя «философия»: «Хотя что добро, - говаривал Петр, - надобно, а новое дело, то наши люди без принуждения не сделают». От похолопления элиты до похолопления всего народа – один шаг. И вот при Петре возникает «исторический уникум» - промышленность на крепостном труде». В отличие от монголов и Ивана Грозного, Петр не горомит города – центры торговли, культуры и демократии, а наоборот – строит Петербург. И вроде бы Петр отнюдь не против появления «третьего сословия» – наоборот он горой за развитие грамотности, ремесел и торговли. Более того, он издает целый ряд указов и регламентов, долженствующих подстегнуть развитие всех этих «западных начал». Вот эти-то регламенты окончательно ремесла, торговлю «третье сословие» и губят. Через четверть века действия петровских регламентов относительно ремесла в Петербурге насчитывалось всего 709 ремесленников, а в Москве – лишь 117. Жесткий контроль и административная регламентация задушили русское предпринимательство. В этих условиях купеческий капитал растет почти исключительно в качестве комиссионера дворянства, феодальных заводов и дворянского государства. Жизнь не толкает этот капитал в сторону роста товарной продукции. Так что вопреки собственным субъективным намерениям Петр I фактически делал относительно ремесел и торговли то же самое, что и Грозный: погромов хотя и не устраивал, но руками аппарата душил вполне исправно. Петр I – подлинный отец русской бюрократии. Герцен А.И. в «Былом и думах» писал: «Один из самых печальных результатов петровского переворота – это развитие чиновничьего сословия. Класс искусственный, необразованный, голодный, ничего не умеющий делать, кроме «служения», ничего не знающий, кроме канцелярских форм, он составляет какое-то гражданское духовенство, священнодействующее в судах и полиции и сосущее кровь народа тысячами ртов».

    Резко ухудшается положение крестьянства: 3 млн. крепостных были закреплены за 140 тыс. дворян; крепостные крестьяне «приписываются» к государственным заводам указом 1721г. Петр разрешает купцам покупать к заводам крестьян. Замена поземельного налога подушным фактически уничтожила частное владение крестьян, стимулировав уравнительное землепользование и окончательно превратив крестьянскую общину в передельную. Положение русского крестьянина все более и более приближалось к положению низшего, порабощенного класса восточных деспотий. Подневольный крестьянский труд на пользу помещиков и государства делался все более и более тяжелым. Следствием этого явилось депопуляция сельской России. Широко известны данные П.И. Милюкова об уменьшении податного населения России с 1678 по 1710гг. на одну пятую часть. По некоторым губерниям убыль дворов была и того больше: в Архангельской и Санкт-Петербургской губерниях убыло 40 процентов, в Смоленской – 46, в Московской – 24 – результаты, близкие к последствиям опричных погромов.

    После смерти Петра на Руси наступает «застойный период». Лишенная в следствии господства подневольного труда внутренних стимулов к развитию, подвергающаяся бюрократической регламентации, поставленная в тепличные условия русская промышленность в XVIII в. развивалась исключительно медленно.

    И, наконец, последнее: Петр I, по словам Н.Г. Чернышевского, «заимствуя у немцев и шведов военные учреждения, заимствовал, кстати, мимоходом и все вообще, что встречалось его взгляду». Вот так, «мимоходом», к литейному делу, занес Петр I на русскую почву и западную культуру. С тех пор всю русскую историю можно рассматривать как взаимодействие двух субкультур – «почвы» и «цивилизации», культуры «народа» и культуры «общества».

    Основные термины:

    Гражданский шрифт русского алфавита (гражданская азбука), введен в изданиях гражданской печати в России после реформы печатного кирилловского полуустава, произведенной Петром 1 в 1708 г. Лег в основу современного русского шрифта.

    Иерархия – располажение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

    Коллегии – группа лиц, образующих руководящий, совещательный или распорядительный орган, действующий по принципу коллегиальности – принцип управления, при котором руководство осуществляется группой уполномоченных лиц (коллегией), каждое из которых несет персональную ответственность за определенную сферу деятельности.

    Курляндия – историческая область в западной части Латвии.

    Лифляндия – немецкое название Ливонии в ХIII в., официальное название территорий Северной Латвии и Южной Эстонии в ХVI – нач. ХХ вв.

    Ландрат – в 1713-1719 гг. советник от дворян уезда при губернаторе.

    Откупа – передаваемые частным лицам права на торговлю товарами государственной монополии, например, питейные откупа.

    Подряды – поставки, осуществляемые купечеством по казенному заказу.

    Подушная подать – основной прямой налог в Российской империи ХVIII-ХIХ вв. Заменила в 1718-1724 гг подворное обложение. Подушной податью облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. Отменена в 80-90-х гг. ХIХ в.

    Посессионные крестьяне – данная категория крестьян введена Петром 1, указом 1721 г. о покупке людей к заводам в связи с необходимостью обеспечить рабочими растущую крупную мануфактуру. Положение посессионных крестьян отличалось от положения крепостных: их не разрешалось переводить на сельскохозяйственные работы, отдавать в рекруты вместо помещичьих крестьян и т.д.

    Рекрутская повинность – способ комплектования российской регулярной армии в ХVIII-ХIХ вв. Податные сословия обязаны были выставлять от своих общин определенное число рекрутов. В 1874 г. заменена воинской повинностью.

    Ревизская душа – лицо мужского пола независимо от возраста.

    Рекрут – лицо, принятое на военную службу по найму или по повинности.

    Регентство (от латинского – «править») – временное правление одного (регент) или нескольких лиц (регентский совет), пока законный монарх не может исполнять свои обязанности (по малолетству, болезни, нахождении в плену и т.п.)

    Северный союз – военно-политический союз России, Дании, Речи Посполитой и Саксонии против Щвеции. Заключен в 1699 г. Распался в ходе Северной войны. Возобновлен был после решающих побед России. В 1713 г. к нему присоеденилась Пруссия.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Реформы Петра I – копирование опыта Запада или модернизация с учетом самобытности России.

    2. Петр I – революционер или реформатор? Современные дискуссии о наследии Петра I.

    3. Определите экономические, правовые, социальные и психологические условия, препятствовавшие модернизации России в XVIII в.

    4. Какая часть российского общества противостояла петровским реформам? Почему?

    5. Какие области русской культуры подверглись наибольшему реформированию? Почему?

    6. Был ли для России предопределен имперский путь? Каковы причины появления российской империи?

    7. Каковы экономические, правовые, социальные и психологические условия, которые препятствовали модернизации России в ХVIII в.?

    Проблемные задачи:

    1. В 1701г. Петр I разослал по стране повеление собрать в пользу государства часть церковных колоколов. К маю общий вес скопившихся в Москве колоколов уже достиг примерно 90 тыс. пудов. Церковь же при этом не роптала. Почему?

    2. При Петре I металлургические заводы первоначально строились за казенный счет, потом значительная их часть передавалась частным лицам. С какой целью? Разве не могло само государство управлять заводами, если оно сумело их построить? Кроме того, передавая заводы в частные руки, государство лишалось значительной части доходов. Почему же проводилась такая политика?

    3. Развитие любого государства – это в первую очередь развитие его экономики. В то время как во всех странах происходило освобождение крестьян и образование промышленного и торгового сословия, физическое принуждение заменялось на экономическое, реформы Петра пошли в противоположном направлении и закабалили все сословия. В чем же тогда прогрессивное значение социально-экономических реформ Петра I?

    4. В 1722г. в России было введено цеховое устройство. Почему, ведь в Западной Европе цехи в этот период уже были архаикой, и Петр I не мог не знать об этом?

    5. Оценивая деятельность Петра I, часто говорят: «Он много сделал для России». Но почему тогда в ходе этих «многодеяний» население Центральной России, а именно эту территорию в первую очередь затронули преобразования Петра I, сократилось в годы его царствования на 25-40%?

    6. Петр I умер 28 января 1725г., не назначив преемника. При сопоставлении распоряжения Петра о престолонаследии с его же указом о единонаследии получилось, что в отсутствие сыновей престол должна занять старшая дочь. Так как старшая дочь Петра I Анна в свое время под присягой отказалась вместе с женихом от русского престола, законное наследство логически переходило ко второй дочери Петра – Елизавете. Однако Елизавета в 1725г. не стала императрицей, ею стала вдова императора Екатерина I. Почему?

    Дополнительная литература:

    1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л., 1989.

    2. Герб и флаг России X-XX вв. (Артамонов В.А. и др.). – М.: Юридическая литература, 1997.

    3. Заорская И.Ю., Зотов М.В. Становление и подъем Российской державы ХV-ХVIII вв. М.: МГАП «Мир книги», 1994.

    4. Иоанн Грозный, Петр Великий, А.Д. Меньшиков, Г.А. Потемкин. Биографические очерки. – М.: Республика, 1998.

    5. История России в лицах: с древности до наших дней: (Х-ХХ вв.). – М.: Русское слово, 1997.

    6. Мавродин В.В. Рождение новой России. – Л., 1988.

    7. Рождение империи. – М.: Фонд Сергея Дубова, 1997.

    8. Российское предпринимательство XVI – начала ХХ вв. К завершению исследовательского проекта Института российской истории РАН // Отечественная история, 1998, № 6, С. 3-53.

    9. Шмурло Е.Ф. История России (IХ-ХХ вв.). – М.: «Аграф», 1999.

    10. Утверждение династии (Андрей Роде. Августин Мейерберг. Самуэль Коллинс. Яков Рейтенфеликс).- М.: Фонд Сергея Дубова, Рита-Принт,1997.

    Приложение VI

    Документ 1.

    Прошлого 706 года, где на Москве и в городах на посадах и в дворцовых волостях и в патриарших и архиерейских и монастырских и церковных и вся­ких чинов людей, в поместьях и в вотчинах явятся беглые люди и крестьяне, и тех беглых людей и крестьян с женами и с детьми и с их животы отвозить к прежним помещикам и вотчинникам, откуда кто бежал, с вышеписанного указа в полгода. А буде кто тех беглых людей и крестьян, с того числа в полгода, в те места не отвезут, и у тех людей половина поместий их и вотчин взято будет на него, великого государя, а другая будет отдана тем, чьи беглые люди и кре­стьяне явятся. А которые беглые люди и крестьяне высланы в прежние места, а иные помещики и вотчинники и их прикащики и старосты и крестьяне, не до-пустя их до прежних мест, учнут принимать к себе вновь, а сыщется про то допряма - и тем, за прием тех беглых людей и крестьян, и которые помещики и вотчинники чинились или впредь учинятся сильны, о беглых людях и о кре­стьянах в городах сказок не дадут, учинено будет против вышеобъявленного государева указа.

    И с сего его великого государя указа по всем воротам прибить листы, а в города послать грамоты. <...>

    Полное собрание законов Российской империи. Т. IV. № 2147.

    Документ 2.

    УСИЛЕНИЕ КРЕПОСТНИЧЕСКОГО ГНЕТА. ПОБОРЫ С КРЕСТЬЯН КОМАРИЦКОЙ ВОЛОСТИ В 1705 г.

    Архивный документ 1705 г. рисует картину непомерного налогового обложения Комарицкой волости Севского уезда, где с жителей 238 деревень и сел с 3940 тяг­лыми дворами взимались самые различные натуральные и денежные поборы. Публи­куется по изданию: Вестник Московского университета. - 1956. - № 2. - С. 157-161.(Публикация П.П. Епифанова.).

    И по указам великого государя... с вышеписанного дворового числа збираетца с Комарицкой волости с жителей по окладу на дачу Севского прежнего нововыборного жилого полку солдатам по десять тысяч по девятисот по сороку рублев на год... Да по окладу емлетца хлеба, муки ржаной, по осми тысяч по пятидесяти по пяти четвертей с осминою; и в нынешнем 706 году тое муку отвозили они, камаричане, на своих подводах в Смоленск... Да в Севску збираетца по тысяче по триста по четырнадцати четвертей с осминой овса; и тот хлеб дается в Севску Васильева полку Кошелева стрельцом.

    Да збираетца ж в Приказ Военных Дел по полуполтине з двора, да в ямскую гоньбу взято бобылей и устроено восемдесят вытей, а в те выти взято по три человека да по три мерина на выть 1 ; да им же, ямщиком, в тое новостроенную слободу для поселения взято многое хоромное строение, и тех ямщиков селили и хоромное строение возили они, камарчаня; да им же на жалованье збирают по двадцати рублев на выть, да хлеба по осмине ржи, овса потомуж 2 . Да збирано с них же, з жителей, в прошлом в 705 году на узды и на седлы и на кавардаки 3 по девяти алтын, да на платеж лошадей, которые взяты в ямскую гоньбу, збирано... по три алтына по две деньги з двора.

    Да стольник Логин Михайлович Щербачев в драгунскую службу описных лошадей, которые описаны были от стольника князь Григо­рия... Волконского и которые... явились быть годны, у камарицких жителей взяты и поставлены в Камарицкой волости ныне на корму; и тем лошадям на корм сено и овес збираетца с них же, камаричь, также и на караул у тех лошадей ставится человек по семидесяти.

    Да за мельницы... да за мосты... збирают оброку по сту по двадца­ти рублев на год. В полк думного дворянина и воеводы Семена Протасьевича Неплюева взято в подводы по двадцать пять меринов, а за теми подводы проводником збирано по пяти денег з двора. Да в стре­лецкие в два полки отпущено в поход... в Григорьев полк Анненкова сто сорок, в Васильев полк Кошелева семьдесят... в Михайлов полк Франка семьдесят же подвоя, в ево ж думного дворянина и воеводы Семена Протасьевича в полк дано пятьдесят подвод, да под полко­вые припасы пятьдесят палуб 4 да пятьдесят телег простых с хомуты с рогожи и с ужицы и с цыновки.

    Да для оковки пушечных станков сбирают уголье с них же, кама­ричь.

    Да Афанасию Кологривову, которой был в Севску для пересмотру в казенных анбарех порченого ружья и фузей, и под то ружье и под пушки ему Афонасью до Москвы дано пятьдесят восемь подвод. Да по указу великого государя… велено взять на 705 год з двадцати пять дворов по подводе.

    Да на дачу его, великого государя, жалованья рекрутом по осми денег з двора, и те деньги собрав высланы к Москве к приказу Земских дел.

    Да почтарям, которые гоняют почтовую гоньбу из Севска до Малоросийских городов, а от Севска до Болхова и до Карачева, и тем почтарям... на наем збирано по три алтына по две деньги з двора.

    Да в Севск в таможню и на кружечные дворы к таможенному и кабацкому збору в целовальняки емлют в год по сту и больши, и на заставех у целовальников на карауле стоят для збору пошлин с проезжих людей человек по четыре ста...

    Иные многие поборы збирают из Севские Розрядные избы, а в Земскую избу х камарицким бурмистром не пишут.

    Всего збираетца по окладу:

    солдатом в приказ военных дел........... 10 940 рублев на год

    полуполтинных. ........………................ 985 рублев

    ямщиком по........…...………………..... 1600 рублев

    за мельницы по...........…………….......120 рублев

    на дачу рекрутом.................………….. 157 рублев 20 алтын

    Итого окладных 13 802 рубли 20 алтын

    Неокладных

    Из розрядные избы на уезды

    и на седла и на кавардаки………………........ 1 063 рубли 26 алтын 4 деньги

    на ямские лошади............…………………… 394 рубли

    подводчиком 25 человек ……………............. 118 рублев 6 ал­тын 4 деньги

    1 970рублев

    Обоего окладных и неокладных 15 772р. 20 алт.

    Да хлеба по окладу муки и ржи

    по.............……………………..................... 11 340 четвертей

    по......................………………………........... 233 четвертей овса

    Да к Москве в полки выслана 533 подводы да 100 телег.

    1 Выть - здесь: доля в три человека с лошадьмив общей группеямщиков.

    2 Осмина - половина четверти = около 6 пудов ржи

    3 Кавардак - похлебка из капусты, лука и толченых сухарей; здесь - остальные принадлежности конской сбруи.

    4 Палуба - повозка с кровлей, из луба и досок.

    Документ 3.

    1. Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать,нообращатися оным в род таким образом:

    2. Кто имеет сыновей, и ему же аще хощет, единому из оных дать недви­жимое чрез духовную (по завещанию. - Ред.), тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имении, которым должен отец их или мать разделити им при себе как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме онаго одного, который в недвижимых наследни­ком будет. А ежели у онаго сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определити таким же образом. <...>

    3. Кто бездетен, и оный волен отдавать недвижимое одному фамилии своей, кому похочет, а движимое, кому что похочет дать сродникам своим, или и по­сторонним, и то в его произволении будет. А ежели при себе не учинит, тогда обои те имения да разделены будут указом в род; недвижимое одному по линии ближнему (одному из ближайших родственников. - Ред.), а прочее другим, кому надлежит равным образом.

    4. Кому по духовной или по первенству достанутся недвижимыя, у того и движимаго имения части других в сохранении да будут до тех мест (до тех пор. - Ред.), пока его братья и сестры приспеют возраста своего, мужеской до семнадцати, а женской до семнадцати лет; и в те усеченные лета (названные лета. - Ред.) должен тот наследник их братей и сестр кормить и снабдевать, и учить всех грамоте, а мужский пол и цыфирному счету, также и наукам, к которым приклонность будет кто иметь. <...>

    5. И для того надлежит отцам или матерям заранее духовные писать, и движимыя имения долями описывать; буде же отец или мать умрет без духов­ной, то тотчас детям их объявить после смерти родителей своих, где они ведо­мы, и требовать, дабы пожитки описать, и доли им определить при свидетелях. А покамест наследники недвижимых вещей до двадцати лет возраста своего не приидут, а другие оставшиеся в движимых имениях обоего пола до вышеписан­ных лет не приспеют, никаким их письмам или записям не верить, который прежде тех лет явятся у кого; и дабы кадеты (несовершеннолетние, "недорос­ли". - Ред.) обоих полов каким образом не были притеснены в молодых летах, того для, невольно в брак вступать, ранее, мужеского пола до двадцати, а жен­ского до семнадцати лет.

    Полное собрание законов Российской империи. Т. V. № 2789.

    Контрольная работа по истории России 18 век 8 класс вариант 1

    Задание 1. «Да или нет»

    1.Северная война длилась 21 год.

    2. Пётр III был Петру I сыном
    3. Собрание-бал с участием женщин в домах знати назывался ассамблея.
    4. Петр I запрещали дворянам жениться, если они не учились.
    5. Первый музей в России назывался Эрмитаж и его открыли при Екатерине I.
    6. Екатерина II впервые в России выпустила бумажные деньги

    7. Софья Доротея Вюртембергская имя Екатерины II до принятия православия

    8. Первые гвардейские полки в России назывались Семёновский и Преображенский.
    9.Южные районы России назывались - Новороссия.
    10. Согласно указу Павла I, крестьянин должен был работать на помещика 6 дней в неделю.

    1. Этот император любил говорить, что в России тот велик, с кем я говорю и пока говорю?

    2. О чём сказал Пушкин: Люблю, тебя, Петра творенье

    3. «Проводимая им европеизация носила насильственный, спешный, малопродуманный и потому во многом поверхностный характер, прикрывая лишь «немецкими » кафтанами и париками старые московские слабости и пороки.» «Одни современники провозглашали его подобным Богу, другие называли Антихристом. Причиной тому- противоречивость самой эпохи, последствий его преобразований для дальнейшей истории России, масштабность и неоднозначность фигуры царя –реформатора.»

    1. Выдающимися архитекторами XVIII в. были:

    2. Кто из деятелей культуры считается основателем русского профессионального театра?

    1) Д. И. Фонвизин 2) В. К. Тредиаковский 3) Ф. Г. Волков 4) М. В. Ломоносов

    3. После смерти Анны Иоанновны престол унаследовал:

    1)Иван Антонович – сын племянницы Анны Иоанновны; 2)Пётр Алексеевич – внук Петра I;

    3) Карл Пётр Ульрих – Племянник Елизаветы Петровны; 4)Елизавета Петровна – дочь Петра Великого

    4. В чьё правление состоялись Итальянский и Швейцарский походы А.В Суворова:

    1)Екатерины I 2)Анны Иоанновны 3)Павла I 4)Петра I

    5. Санкт-Петербург был основан: 1) 1700 г 2) 1703 3) 1721 4)1755

    6. Что из названного было следствием проводившейся в России в XVIII в. секуляризации?

    7. Политика покровительства отечественной промышленности и торговле называется:

    1)экспорт 2)ревизия 3)импорт 4)протекционизм

    1) «Табель о рангах» 2) Соборное уложение 3) рекрутчина 4) губернии 5) бироновщина 6) земщина

    1 Карамзин Н.М. (1766 – 1826 гг.)

    А живопись

    2 Лосенко А.П. (1737 – 1733 гг.)

    Б литература

    3 Крылов И.А. (1769 – 1844 гг.)

    В архитектура

    4 Казаков М.Ф. (1738 – 1812 гг.)

    Г скульптура

    5

    6


    А Б В

    Вопросы

    Контрольная работа по истории России 18 век 8 класс вариант 2

    Задание 1. «Да или нет»

    1.Северная война закончилась подписанием Ништадтского мира

    2. Пётр II был Петру I внуком
    3. Коллегии – это места, где собирались для обсуждения государственных вопросов.
    4. Петр I награждал медалями за пьянство.
    5. Первый музей в России назывался Кунсткамера и его открыли при Петре I.
    6. Петр I провел перепись населения

    7. Петр Федорович настоящее имя Пётра III

    8. При Елизавете Петровне Россия не вступала в войны.
    9. Малороссия – это причерноморские земли России
    10. Павел I возобновил телесные наказания для дворян

    Задание 2. Определите о ком или о чем идет речь

    1. О ком говорил Пушкин, что он обнял все отрасли просвещения, историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник, универсальный ученый?
    2. Тяжело в учении, легко в бою - чьи это слова

    3. «Прежде чем стать царицей, она прожила в России 18 лет. Много сделала она в эти годы, чтобы понять русских: приняла православие и получила имя …, выучила русский язык, историю и обычаи страны. Обладая привлекательной внешностью, расположила в свою пользу и Елизавету, и двор. 21 августа 1745 г. она была обвенчана с великим князем Петром.

    4. «Удивленная Европа видела, как русский флот прошел через океан и Средиземное море, ...возвестил грекам свободу и взорвал мусульманский флот в Чесменском заливе; наконец, великий визирь был осажден Румянцевым в Шумле, и тень Петра Великого отомщена. Султан, побежденный и принужденный согласиться на постыдный мир, уступил русским Азов, Таганрог, дозволил им свободное плавание по Чёрному морю и признал независимость Крыма».

    Задание 3. Найди правильный ответ

    1. Выдающимися художниками XVIII в. были:

    1) Дмитрий Фонвизин, Гавриил Державин 2) Матвей Казаков, Василий Баженов
    3) Владимир Боровиковский, Фёдор Рокотов 4) Иван Кулибин, Иван Ползунов

    2. Политика покровительства отечественной промышленности и торговле называется:

    1)экспорт 2)импорт 3)протекционизм 4)ревизия

    3. Елизавета Петровна оставила престол:

    1) Петру Фёдоровичу 2)Ивану Антоновичу 3)Екатерине Алексеевне 4)Петру Алексеевичу

    4. Понятие "кондиции", "бироновщина", "кабинет министров" относятся к царствованию: 1) Петра I; 2) Елизаветы Петровны; 3) Анны Иоановны.

    5. К истории какой войны относятся сражения у Нарвы, Гангут, Гренгам, Лесной ? 1) Северной 2) Семилетне 3) Русско-турецкой

    6. Манифест о вольности дворянства был подписан: 1) Анной Иоановной; 2) Елизаветой Петровной; 3) Павлом 1

    7. Что из названного было следствием проводившейся в России в XVIII в. секуляризации?

    1) проведение реформы церковного богослужения 2) обращение церковной собственности в государственную 3) отделением школы от церкви 4) создание Святейшего Синода

    8. Какие три из перечисленных понятий, терминов связаны с преобразовательной деятельностью Петра I? Запишите номера, под которыми они указаны, в ответ. 1) «Табель о рангах» 2) губернии 3) бироновщина 4) земщина 5) Соборное уложение 6) рекрутчина

    Задание 4. Соотнеси личность и его деятельность

    1 Растрелли Б.К. (1675 – 1744 гг.)

    А живопись

    2 Сумароков А.П. (1717 – 1777 гг.)

    Б литература

    3 Старов И.Е. (1745 – 1808 гг.)

    В архитектура

    4 Фальконе Э.М. (1716 – 1791 гг.

    Г скульптура

    5 Крылов И.А. (1769 – 1844 гг.)

    6 Рокотов Ф.С. (1735 – 1808 гг.)

    Задание 5. Определи архитектурный стиль (направление)


    А Б В

      Рококо 2) классицизм 3) барокко

    Задание 6. Поработайте с текстом.

    Общим нашим добровольным и взаимным согласием, по зрелом рассуждении и со спокойным духом постановили сей Акт наш общий, которым по любви к отечеству избираем наследником, по праву

    единственному, после смерти моей, Павла, сына нашего большего, Александра, а по нем все его

    мужское поколение. По пресечении сего мужского поколения наследство переходит в род второго

    моего сына, где и следовать тому, что сказано о поколении старшего моего сына, и так далее, если бы у меня сыновей было; что и есть первородство…

    По пресечении сего рода наследство переходит в род старшего моего сына в женское поколение, в

    котором наследует ближняя родственница последнее-царствовавшего рода выше упомянутого сына моего, а в недостатке оной, то лице мужеское или женское, которое заступает её место, наблюдая, что мужеское лице предпочитается женскому, как уже выше сказано; что и есть заступление…

    Вопросы

    1.Чем, на ваш взгляд, объяснялась необходимость принятия манифеста о престолонаследии

    Контрольная работа по истории древнего мира 5 класс вариант 1

    А. Греция

    Б. Египет

    В. Персия

    Ж. Палестина

    Имена: 1) Траян 2) Перикл 3) принц Гаутама 4) Конфуций 5) Ксеркс 6) Ромул 7) Солон 8) Октавиан Август 9) Ашока 10) Тутмос III 11) Тиберий Гракх 12) Марк Антоний 13) Цинь Шихуан 14) Соломон 15) Имхотеп 16) Дарий I 17) Хеопс 18) Нерон

    А. Греция

    Б. Египет

    В. Персия

    Ж. Двуречье

    Географические объекты : 1) Афины 2) Тигр и Евфрат 3) Тибр 4) Янцзы и Хуанхэ 5) Спарта 6) Рим 7) Марафонская равнина 8) Мемфис 9) Мохенджо-Даро 10) Вавилон 11) Инд и Ганг 12) Нил 13) Персеполь 14) Рубикон

    А. Греция

    Б. Египет

    В. Персия

    Ж. Двуречье

    1

    2

    3

    7

    4

    6

    А. Греция

    Б. Египет

    В. Персия

    Ж. Двуречье

    Термины: 1) плебеи 2) клинопись 3) брахманы 4) демократия 5) фараон 6) бессмертные 7) папирус 8) конфуцианство 9) демос 10) консул

    Текст № 1

    Текст № 2

    Контрольная работа по истории древнего мира 5 класс вариант 2

    Задание 1. Распредели имена по странам

    А. Греция

    Б. Ассирия

    В. Египет

    Ж. Двуречье

    Имена: 1) Траян 2) Перикл 3) принц Гаутама 4) Конфуций 5) Ашшурбанапал 6) Ромул 7) Солон 8) Октавиан Август 9) Ашока 10) Тутмос III 11) Тиберий Гракх 12) Марк Антоний 13) Цинь Шихуан 14) Фидий 15) Имхотеп 16) Хамураппи 17) Хеопс 18) Нерон

    Задание 2. Соотнеси страну и географические объекты

    А. Греция

    Б. Египет

    В. Двуречье

    Ж. Палестина

    Географические объекты : 1) Олимпия 2) Тигр и Евфрат 3) Тибр 4) Янцзы и Хуанхэ 5) Спарта 6) Рим 7) Афины 8) Мемфис 9) Индрапрастха (Дели) 10) Вавилон 11) Инд и Ганг 12) Нил 13) Иордан 14) Иерусалим

    Задание 3. Соотнеси страну и иллюстрации

    А. Греция

    Б. Египет

    В. Персия

    Ж. Двуречье

    1

    2

    3

    7

    4

    6

    Задание 2. Соотнеси страну и термины

    А. Греция

    Б. Египет

    В. Персия

    Ж. Финикия

    Термины: 1) демос 2) пурпур 3) касты 4) демократия 5) фараон 6) бессмертные 7) папирус 8) император 9) патриции 10) конфуцианство

    Задание 5. Выбери один из текстов. Найдите ошибки и выпиши их.

    Текст № 1

    Греция делилась на 3 части: Северную, Среднюю и Южную. Со временем в отдельных областях Греции возникли небольшие самостоятельные государства – полисы. В Южной Греции находилась область Аттика. Главным городом Аттики был Пирей. В Пирее находились военные и торговая гавани. Благодаря плодородным почвам жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран.

    Другой полис - Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались ее большим театром и прекрасными статуями. Спартанские юноши славились тем, что писали грамотно, без единой ошибки, много читали. По своему образованию спартанцы превосходили остальных греков.

    Текст № 2

    Город Рим возник на берегу реки Тигр. Здесь когда-то проживало племя умбров, которые и стали основателями города. Италия располагалась на Балканском полуострове. Несмотря на холодный климат Италии в стране развивались земледелие и виноградарство.

    Подчинив себе Италию, римляне стали стремиться к захвату островов Корсика и Сардиния. Их попыткам овладеть островом воспротивился Карфаген – богатейший город в Египте. Первую войну Рима с Карфагеном выиграл Карфаген. Однако обе стороны готовились к новым схваткам. Вторая война началась с нападения войска Ганнибала и снова Карфаген победил. Рим вынужден был смириться с поражением и выплатить денежный ущерб (контрибуцию)

    БИлет 23 Реформы Петра 1. Оценки историков

    Военные реформы

    Реформы Петра I направлялись условиями его времени. Этот царь не знал мира, всю жизнь он воевал: вначале с сестрой Софьей, затем с Турцией, Швецией. Не только для победы над противником, но и для того, чтобы занять достойное место в мире, Петр I начал свои преобразования. Исходным пунктом реформ послужили Азовские походы (1695-1696 гг.) .

    В 1695 г. русские войска осадили Азов (турецкую крепость в устье Дона), но из-за недостатка вооружения и отсутствия флота взять Азов не удалось. Осознав это, Петр со свойственной ему энергией принялся за строительство флота. Было принято решение организовать Кумпанства, которые и занимались бы строительством кораблей. Единое Кумпанство, которое составляли купцы и посадские люди, было обязано построить 14 кораблей; Адмиралтейство - 16 кораблей; по одному кораблю - обязательство с каждых 10 тысяч помещичьих крестьян и 8 тысяч монастырских. Флот строился на реке Воронеж у впадения ее в Дон. В 1696 г. русские морские силы одержали первую победу - Азов был взят. На следующий год Петр отправляет в Европу так называемое Великое посольство из 250 человек. В его составе под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова находился сам царь. Посольство посетило Голландию, Англию, Вену. Как считал С.М. Соловьев , идея поездки за границу (Великое посольство) возникла у Петра I в результате начавшихся преобразований. За знаниями и опытом отправился царь в Европу в 1697-1698 гг. Исследователь А.Г. Брикнер, напротив, считал, что именно после поездки в Европу у Петра I возник план реформ.

    Летом 1698 г. поездка была прервана из-за полученного донесения о бунте стрельцов. Царь принял личное участие в казнях, Софья была пострижена в монахини. Стрелецкое войско подлежало расформированию. Царь приступил к реорганизации армии и продолжил строительство флота. Интересно отметить, что помимо осуществления общего руководства Петр принимал непосредственное участие в создании флота. Сам царь без помощи иностранных специалистов построил 58-пушечный корабль «Предестинация» («Божье предвидение»). Еще в 1694 г. во время морского похода, устроенного царем, впервые был поднят российский бело-сине-красный флаг.

    С началом войны со Швецией строительство флота было начато и на Балтике. К 1725 г. флот на Балтике насчитывал 32 линейных корабля с вооружением от 50 до 96 пушек каждый, 16 фрегатов, 85 галер и множество других более мелких судов. Общая численность русских военных моряков составляла около 30 тыс. Петр лично составил Устав морской , где было записано “Только тот государь обе руки имеет, который и войско сухопутное, и флот имеет”.

    Петр I избрал новый принцип комплектования армии: рекрутские наборы . С 1699 по 1725 гг. было проведено 53 набора, давших армии и флоту более 280 тыс. человек. Рекруты проходили военную подготовку, получали казенное вооружение и обмундирование. В армию набирались также и “охочие люди” из свободных крестьян с жалованием 11 рублей в год.

    Уже в 1699 г. Петр сформировал помимо двух гвардейских полков - Преображенского и Семеновского - 29 пехотных и 2 драгунских. К концу его царствования общая численность русской армии составляла 318 тыс. человек.

    Петр строго обязал всех дворян нести военную службу, начиная с солдатского чина. В 1716 г. был издан Устав воинский , который регламентировал порядок в армии в военное и мирное время. Подготовка офицерских кадров осуществлялась в двух военных школах - Бомбардирской (артиллерийской) и Преображенской (пехотной). Впоследствии Петр открыл морскую, инженерную, медицинскую и другие военные школы, что позволило ему в конце своего царствования полностью отказаться от приглашения иностранных офицеров на русскую службу.

    Реформа государственного управления

    Из всех преобразований Петра I центральное место занимает реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев.

    Главная цель этого периода состояла в том, чтобы обеспечить решение важнейшей проблемы - победы в Северной войне . Уже в первые годы войны стало ясно, что старый государственный механизм управления, главными элементами которого были приказы и уезды, не обеспечивает нарастающие потребности самодержавия. Это проявилось в нехватке для армии и флота денег, провианта, различных припасов. Радикально решить эту проблему Петр надеялся с помощью областной реформы - создания новых административных образований - губерний, объединявших несколько уездов. В 1708 г . было образовано 8 губерний : Московская, Ингерманландская (Санкт-Петербургская), Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская, Сибирская.

    Основной целью этой реформы было обеспечить армию всем необходимым: устанавливалась прямая связь губерний с полками армий, которые распределялись по губерниям. Связь осуществлялась через специально созданный институт кригскомиссаров (так называемых военных комиссаров).

    На местах была создана разветвленная иерархическая сеть бюрократических учреждений с большим штатом чиновников. Прежняя система “приказ - уезд” была удвоена: “приказ (или канцелярия) - губерния - провинция - уезд”.

    В 1711 г. был создан Сенат . Самодержавие, значительно усилившееся во второй половине XVII в., уже не нуждалось в институтах представительства и самоуправления.

    В начале XVIII в. фактически прекращаются заседания Боярской Думы, управление центральным и местным государственным аппаратом переходит к так называемой “Консилии министров” - временному совету начальников важнейших правительственных ведомств.

    Особенно важной была реформа Сената, занявшего ключевое положение в государственной системе Петра. Сенат сосредоточивал судебные, административные и законосовещательные функции, ведал коллегиями и губерниями, назначал и утверждал чиновников. Неофициальным главой Сената, состоящего из первых сановников, был генерал-прокурор , наделенный особыми полномочиями и подчиненный только монарху. Создание должности генерал-прокурора положило основание целому институту прокуратуры, образцом для которого был французский административный опыт.

    В 1718 - 1721 гг . была преобразована система приказного управления страной. Было учреждено 10 коллегий , каждая из которых ведала строго определенной отраслью. Например, Коллегия чужестранных дел - внешними сношениями, Военная - сухопутными вооруженными силами, Адмиралтейская - флотом, Камер-коллегия - сбором доходов, Штатс-контор коллегия - расходами государства, Коммерц-коллегия - торговлей.

    Церковная реформа

    Своеобразной коллегией стал Синод , или Духовная коллегия, учрежденный в 1721 г. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра I ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени “княжескую” систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения своей политики.

    Наблюдение за деятельностью Синода поручалось специальному государственному чиновнику - оберпрокурору .