• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Отмена крепостного права 1861 года вызвала волну противоречий в российском обществе. Н.А. Некрасов тоже откликнулся на споры «за» и «против» реформы своей поэмой «Кому на Руси жить хорошо», рассказывающей о судьбе крестьянства в новой России.

    История создания поэмы

    Задумывал поэму Некрасов еще в 1850-х гг., когда хотел рассказать обо всем, что ему известно о жизни простого русского нарда – о жизни крестьянства. Основательно работать над произведением поэт начал в 1863 г. Смерть помешала Некрасову закончить поэму, вышло 4 части и пролог.

    Долго исследователи творчества писателя не могли определиться, в какой последовательности должны печататься главы поэмы, так как Некрасов не успел обозначить их очередность. К. Чуковский, досконально изучив личные записи автора, допустил такой порядок, какой известен современному читателю.

    Жанр произведения

    «Кому на Руси жить хорошо» относят к различным жанрам – поэма-путешествие, российская Одиссея, протокол всероссийского крестьянства. Автор дал собственное определение жанру произведения, на мой взгляд, самое точное – поэма-эпопея.

    Эпопея отражает бытие целого народа в переломный момент его существования – войты, эпидемии и проч. Некрасов показывает события глазами народа, использует для придания большей выразительности средства народного языка.

    Героев в поэме множество, они не скрепляют собой отдельные главы, а логически соединяют сюжет в одно целое.

    Проблематика поэмы

    Повествование о жизни русского крестьянства охватывает широкий масштаб жизнеописания. Мужики в поисках счастья путешествуют по России в поисках счастья, знакомятся с различными людьми: священником, помещиком, нищими, пьяными балагурами. Празднества, ярмарки, сельские гуляния, тяжесть труда, смерть и появление на свет – ничто не укрылось т взгляда поэта.

    Главный герой поэмы не определен. Семеро путешествующих крестьян, Гриша Добросклонов – больше всего выделяется среди остальных героев. Однако основным действующим лицом произведения является народ.

    В поэме отражены многочисленные проблемы русского народа. Это и проблематика счастья, проблема пьянства и морального разложения, греховности, свободы, бунта и терпимости, столкновения старого и нового, сложной судьбы русских женщин.

    Счастье понимается героями по-разному. Самым важным для автора является воплощение счастья в понимании Гриши Добросклонова. Отсюда вырастает основная идея поэмы – истинное счастье реально только для человека, думающего о благе народном.

    Заключение

    Хотя произведение незакончено, оно считается цельным и самодостаточным по выраженности основной идеи автора и его авторской позиции. Проблематика поэмы актуальна по сей день, поэма интересна современному читателю, которого привлекает закономерность событий истории и мировоззрения русского народа.

    Меняются века, а имя поэта Н.Некрасова – этого рыцаря духа – остается незабвенным. В своём творчестве Некрасов раскрыл многие аспекты русской жизни, рассказал о крестьянском горе, дал почувствовать, что под гнетом нужды и темноты таятся ещё неразвернувшиеся богатырские силы.

    Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — стержневое произведение Н.А.Некрасова. Оно — о крестьянской правде, о «старом» и «новом», о «холопах» и «свободных», о «бунте» и «терпении».

    Какова история создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? 60-е годы XIX века характеризуются усилением политической реакции. Некрасову необходимо было отстоять журнал «Современник» и тот курс, которого придерживалось издание. Борьба за чистоту выбранного направления потребовала активизации некрасовской музы. Одна из главных линий, которой придерживался Некрасов, и которая отвечала задачам того времени, была народная, крестьянская. Работа над произведением «Кому на Руси жить хорошо» – главная дань крестьянской теме.

    Творческие задачи, которые стояли перед Некрасовым при создании поэмы «Кому на Руси жить хорошо», следует рассматривать в фокусе литературной и общественной жизни 60-70-х гг. XIX века. Ведь поэма создавалась не один год, а более десяти лет, и те настроения, которые владели Некрасовым в начале 60-х, менялись, точно так же, как менялась и сама жизнь. Начало написания поэмы приходится на 1863 год. К тому времени император Александр II уже подписал манифест об отмене крепостного права.

    Работе над поэмой предшествовали годы сбора по крупицам творческого материала. Автор решил не просто написать художественное произведение, а произведение, доступное и понятное простым людям, этакую «народную книгу», в которой показана с предельной полнотой целая эпоха в жизни народа.

    В чем заключается жанровое своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? Литературные эксперты идентифицируют это произведение Некрасова как «поэму-эпопею». Такое определение восходит ещё к мнению современников Некрасова. Эпопея – это крупное художественное произведение эпического характера. По жанру «Кому на Руси жить хорошо» произведение лиро-эпическое. В нем эпические основы сочетаются с лирическими и с драматическими. Драматический элемент вообще пронизывает многие произведения Некрасова, увлеченность поэта драматургией отражается в его поэтическом творчестве.

    Композиционная форма произведения «Кому на Руси жить хорошо» довольно своеобразна. Композиция – это построение, расположение всех элементов художественного произведения. Композиционно поэма построена по законам классической эпопеи: она представляет собой совокупность относительно автономных частей и глав. Объединяющим мотивом является мотив дороги: семь мужиков (семь – самое таинственное и магическое число), пытаются найти ответ на вопрос, который по сути своей является философским: кому на Руси жить хорошо? Некрасов не ведёт нас к некоему кульминационному моменту в поэме, не подталкивает к финальному событию и не активизирует действие. Его задача, как крупного эпического художника, – отразить аспекты русской жизни, нарисовать образ народа, показать многообразие народных дорог, направлений, путей. Этот творческий труд Некрасова – крупная лиро-эпическая форма. В ней задействовано много персонажей, развернуто немало сюжетных линий.

    Главная мысль поэмы «Кому на Руси жить хорошо» заключается в том, что народ достоин счастья и есть смысл за счастье бороться. Поэт был уверен в этом, и всем своим произведением представил тому доказательства. Счастье одного, отдельно взятого индивида – этого недостаточно, это не решение вопроса. Поэма взывает к думам о воплощении счастья для всего народа, о «Пире на весь мир».

    Начинается поэма с «Пролога», в котором автор рассказывает, как на столбовой дороге повстречались семеро мужиков из разных деревень. Между ними вышел спор о том, кому лучше живется на Руси. Каждый из споривших высказывал свое мнение, и никто не хотел уступать. В итоге, спорщики решили отправиться в странствие, чтобы из первых рук узнать, кому и как живется на Руси и выяснить, кто из них был прав в этом споре. От птички пеночки странники узнали, где находится волшебная скатерть-самобранка, которая накормит и напоит их в дальней дороге. Найдя скатерть-самобранку и убедившись в ее волшебных способностях, семь мужиков отправились в долгое путешествие.

    В главах первой части поэмы семь странников встречали на своем пути людей из разных сословий: попа, крестьян на сельской ярмарке, помещика и задавали им вопрос – насколько они счастливы? Ни поп, ни помещик не считали, что их жизнь полна счастья. Они жаловались на то, что после отмены крепостного права их жизнь ухудшилась. На сельской ярмарке царило веселье, но когда странники стали узнавать у расходящихся после ярмарки людей, насколько каждый из них счастлив, выяснялось, что истинно счастливыми можно было назвать лишь единицы из них.

    В главах второй части, объединенных названием «Последыш», странники встречаются с крестьянами деревни Большие Вахлаки, живущими в довольно странном положении. Не смотря на отмену крепостного права, они в присутствии помещика изображали крепостных, как в старые времена. Старый помещик болезненно отнесся к реформе 1861 года и его сыновья, боясь остаться без наследства, подговорили крестьян изображать крепостных, пока старик не умрет. В конце этой части поэмы говорится, что после смерти старого князя его наследники обманули крестьян и затеяли с ними тяжбу, не желая отдавать ценные луга.

    После общения с вахлакскими мужиками путешественники решили поискать счастливых людей среди женщин. В главах из третьей части поэмы под общим названием «Крестьянка» они встретились с жительницей села Клин, Матреной Тимофеевной Корчагиной, которую в народе прозвали «губернаторша». Матрена Тимофеевна рассказала им без утайки всю свою многострадальную жизнь. В конце своего рассказа Матрена посоветовала странникам не искать счастливых людей среди русских женщин, поведав им при этом притчу о том, что ключи от женского счастья утеряны, и найти их никто не в силах.

    Странствование семи мужиков, ищущих по всей Руси счастья, продолжается, и они попадают на пир, устроенный жителями села Валахчина. Эта часть поэмы получила название «Пир на весь мир». На этом пиру семь странников приходят к осознанию того, что вопрос, ради которого они отправились в поход по Руси, занимает не только их, но и весь русский народ.

    В последней главе поэмы автор предоставляет слово молодому поколению. Один из участников народного пира, сын приходского дьячка, Григорий Добросклонов, будучи не в силах заснуть после бурных споров, отправляется бродить по родным просторам и в его голове рождается песня «Русь», ставшая идейным финалом поэмы:

    «Ты и убогая,
    Ты и обильная,
    Ты и забитая,
    Ты и всесильная,
    Матушка-Русь!»

    Вернувшись домой, и проговорив брату эту песню, Григорий пытается заснуть, но его воображение продолжает работать и рождается новая песня. Если бы семь странников сумели узнать, о чем эта новая песня, они с легким сердцем могли бы вернуться домой, ибо цель странствия была бы достигнута, поскольку новая песня Гриши была о воплощении счастья народного.

    Касаясь проблематики поэмы «Кому на Руси жить хорошо», можно сказать следующее: в поэме вырисовывается два уровня проблематики (конфликта) – социально-исторический (результаты крестьянской реформы) – конфликт нарастает в первой части и сохраняется во второй, и глубинный, философский (соль национального характера), который возникает во второй и доминирует в третьей части. Проблемы, поднятые Некрасовым в поэме
    (цепи рабства сняты, но облегчилась ли крестьянская доля, прекратилось ли притеснение крестьян, устранены ли противоречия в обществе, счастлив ли народ) — не будут решены ещё в течение долгого периода.

    Выполняя анализ поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», важно сказать, что основной стихотворный размер этого произведения – трехстопный нерифмованный ямб. Причем в конце строки после ударного слога следуют два безударных (дактилическая клаузула). В некоторых местах произведения Некрасов использует также четырехстопный ямб. Такой выбор стихотворного размера был обусловлен необходимостью подачи текста в фольклорном стиле, но с сохранением классических литературных канонов того времени. Входящие в состав поэмы народные песни, а также песни Григория Добросклонова, написаны с использованием трехсложных размеров.

    Некрасов стремился к тому, чтобы язык поэмы был понятен простому русскому человеку. Поэтому он отказался от использования лексикона классической поэзии того времени, насытив произведение словами простонародной речи: «деревнишка», «бревешко», «пустопляс», «ярмонка» и многие другими. Это позволило сделать поэму понятной любому крестьянину.

    В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов использует многочисленные средства художественной выразительности. К ним относятся такие эпитеты, как «солнце красное», «тени черные», «люди бедные, «сердце свободное», «совесть спокойная», «сила несокрушимая». Есть в поэме и сравнения: «выскочил, как встрепанный», «глазищи желтые горят, как… четырнадцать свечей!», «как убитые заснули мужики», «облака дождливые, как дойные коровушки».

    Метафоры, встречающиеся в поэме: «лежит земля», «весна… дружная», «плачет пеночка», «бурливое село», «бояре — кипарисовы».

    Метонимии – «притихла вся дороженька», «притихла площадь людная», «Когда мужик… Белинского и Гоголя с базара понесет».

    В поэме нашлось место таким средствам художественной выразительности, как ирония: «…сказ про юродивого помещика: икается, я думаю, ему!» и сарказм: «Горда свинья: чесалася О барское крыльцо!».

    Есть в поэме и стилистические фигуры. К ним относятся обращения: «Ну, дядя!», «А ты постой!», «Приди, желанное!..», «Ой люди, люди русские!» и восклицания: «Чу! лошадиный храп!», «А хлеба хоть не сей!», «Эх! Эх!», «Хоть проглоти перо!»

    Фольклорные выражения – на «ярмонке», видимо-невидимо.

    Язык поэмы – своеобразный, украшенный поговорками, присказками, диалектами, «простонародными» словами: «млада-младешенька», «целковенький», «погудка».

    Поэма «Кому на Руси жить хорошо» мне запомнилась тем, что, несмотря на те трудные времена, в которые она создавалась и которые она описывает, в ней видно позитивное, жизнеутверждающее начало. Народ заслуживает счастья – вот главная теорема, доказанная Некрасовым. Поэма помогает людям разобраться, стать лучше, бороться за свое счастье. Некрасов – мыслитель, человек, обладающий уникальным общественным чутьём. Он прикоснулся к глубинам народной жизни, вытащил из её недр россыпь оригинальных русских характеров. Некрасов был в состоянии показать всю полноту людских переживаний. Он стремился постичь всю глубину человеческого бытия.

    Некрасов нестандартно решал свои творческие задачи. Его творчество проникнуто идеями гуманизма.

    Великий поэт А.Н.Некрасов и одно из самых популярных его произведений – поэма «Кому на Руси жить хорошо» предстали на суд читателей и критики, конечно же, тоже поспешили высказать свое мнение об этом произведении.

    Велинский в журнале «Киевский телеграф» в 1869 году написал свой отзыв. Он считал, что кроме Некрасова никто из его современников не имел права называться поэтом. Ведь в этих словах заключается только жизненная правда. А строки произведения могут заставить читателя проникнуться сочувствием к судьбе простого крестьянина, которому пьянство кажется единственным выходом. Велинский считает, что идея Некрасова – возбуждение у высшего света сочувствия к обычным людям, их проблемам, высказана в этой поэме.

    В «Новом времени» 1870 года было опубликовано мнение критика под псевдонимом Л. Л. По его мнению, произведение Некрасова слишком уж растянуто и в нем есть абсолютно лишние сцены, которые лишь утомляют читателя, мешают впечатлению от произведения. Но все эти недостатки перекрываются пониманием жизни и ее смысла. Многие сцены поэмы хочется читать много раз, и чем больше их перечитываешь, тем больше они нравятся.

    В.И. Буренин в № 68 «Санкт-Петербургских ведомостей» пишет в основном о главе «Последыш». Он отмечает, что в произведении правда жизни тесно переплетается с мыслями автора. И несмотря на то, что поэма написана в анекдотичным стиле, ее глубокий философский подтекст от этого не менее заметен. Впечатление от произведения не ухудшается от стиля, которым написана поэма.

    В сравнении с другими главами произведения Буренин считает «Последыш» лучшей. Он замечает, что другие главы слабые, а также отдают пошлостью. И даже несмотря то, что глава написана рублеными стихами, читается она легко и выразительно. Но критик отмечает, что и в этой, лучшей, по его мнению, главе, присутствуют строки «сомнительного качества».

    Авсеенко же, в «Русском мире», напротив, считает, что любимая глава Буренина в произведении не вызовет никакого интереса у современников ни по ее смыслу, ни по содержанию. И даже благонамеренная идея автора – посмеяться над самодурством помещиков и показать нелепость старых порядков современником не имеет никакого смысла. А сюжет, по мнению критика, вообще «несообразен».

    Авсеенко считает, что жизнь давно ушла вперед, а Некрасов все живет во временах его славы (сороковые и пятидесятые годы девятнадцатого века), как будто не видит, что в те времена, когда крепостных уже нет, водевильная пропаганда идей против крепостного права абсурдна и отдает задним числом.

    В «Русском вестнике» Авсеенко говорит о том, что народный букет в поэме выходит крепче «смеси водки, конюшни и пыли» и похожим реализмом до господина Некрасова занимался лишь господин Решетников. А краски, которыми автор рисует сельских ловеласов и прелестниц, Авсеенко находит недурными. Однако эту новую народность критик называет поддельной и далекой от реальности.

    А.М.Жемчужников в письме к Некрасову особенно восторженно отзывается о двух последних главах произведения, отдельно упоминая главу «Помещик». Он пишет, что эта поэма – вещь капитальная и среди всех произведений автора она стоит в первых рядах. Жемчужников советует писателю не торопиться с окончанием поэмы, не сужать ее.

    Критик под псевдонимом А.С. в «Новом времени» говорит о том, что муза Некрасова развивается и идет вперед. Он пишет о том, что в поэме крестьянин найдет отголосок своих стремлений. Потому что найдет свое простое человеческое чувство в строках.

    • Жизнь и творчество Михаила Зощенко

      Выдающийся советский сатирик и фельетонист Михаил Зощенко был рожден в 1894 году. Миша рос в Санкт-Петербурге в талантливой семье, имеющей дворянские корни. Отец мальчика был художником, а мама играла на сцене и сочиняла рассказы для газеты.

      Эрнест Хемингуэй – великий писатель 20 столетия, является обладателем множества премий и наград по литературе. Эрнест Хемингуэй появился на свет 21 июля 1899 года небольшом провинциальном городке Оук-Парк

    Знаменитое произведение «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов Николай Алексеевич создавал долгих четырнадцать лет, с тысяча восемьсот шестьдесят третьего по тысяча восемьсот семьдесят седьмой годы. В это время создавалась непосредственно сама поэма, но стоит заметить интересный факт, что некоторые замыслы и зарисовки будущей поэмы автор начал создавать ещё задолго до непосредственного написания самой поэмы.

    Один из великих русских писателей, считал данное произведение одной из своих самых любимых работ, так как в ней ему удалось описать жизнь целых крестьянских семей, и людей, которым пришлось жить в то время. Он смог вложить в данную поэму историю жизни нескольких лет.

    К сожалению, автор не успел закончить свою поэму до конца своей жизни, и поэтому поэма так и осталась не законченной, но в этой незаконченности есть некий внутренний смысл, вот только автор об этом так и не узнал.
    После ухода писателя, издатели которым пришлось выпускать эту поэму пришлось довольно не легко, так как очень тяжело было определить в какой последовательности выпускать данное произведение.

    Некрасов Николай Алексеевич не успел сложить поэму воедино, соединив её в правильной последовательности. Задача была решена лишь тогда, когда на помощь пришел другой великий русский писатель и смог после нескольких месяцев работы по архивам Некрасова собрать всё воедино, уж очень им хотелось, чтобы поэма вышла в память об Николая Алексеевиче.

    Сюжет данного произведения по сути своей довольно прост, встречаются на дорожке несколько мужчин, которые договариваются и решают идти в путешествие на поиски по-настоящему счастливого человека, которого по их мнению очень сложно встретить в этой жизни. Ведь в то время, очень тяжело жилось большинству людей страны.
    Удивило практически всех критиков и специалистов в области литературы, то что автору удалось в одной поэме охватить не одну, и даже не две, а довольно масштабное количество различных направлений и житейских историй.

    Вот только одним неоднозначным вопросом в произведении становиться то, что сложно и непонятно определить, кто же является главным героем поэмы, потому что в произведении у каждого героя своя определенная роль и задача, которую они полностью выполняли.

    Очень интересным фактом становиться и то, что автор задевает все проблемы, которые довольно открыто обсуждаются в исторических данных тех времен.

    Сейчас читают:

    • Сочинение Сила воли и мужество человека

      Все люди обладают силой собственной воли от которой и зависит мужество определенного человека, но не всем удается свести во едино эти оба качества, так как для этого нужно очень большое желание и определенные навыки,

    • Тема свободы в поэме Мцыри 8 класс сочинение

      Поэма «Мцыри» является романтическим произведением с достаточно простым сюжетом. В ней рассказывается о юноше, который всю свою прожил пленником и его стремление к свободе. И оно понятно, так как он родился на свободных просторах и должен

    • Человек ежедневного контактирует с окружающими его людьми. Помогает им в чем-то, ссорится или мирится, дает советы, говорит обидные слова, учится у них чему-то новому. И каждый поступок окружающих нас людей откладывается в нашем сознании и сердце

    • Сочинение по картине Шишкина На севере диком 9 класс

      Шишкин, является очень талантливым художником, который в основном работал в пейзажном стиле, и нужно отметить, что в этом жанре он сумел достичь очень больших успехов. Все его работы вызывают у зрителей очень большой интерес и неподдельное восхищение,

    • Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова сочинение

      Много лет охватывает роман Толстого «Война и мир». Много происходит событий, значимых для страны. И многое переживают его герои. Терпят они и внутренние перемены и перемены в жизни. И война, и мир происходят как в стране, так и внутри их.

    • Образ жизни Обломова и Штольца в романе Гончарова Обломов сочинение

      Чтобы полностью раскрыть в своем романе явление "обломовщины", Гончаров создает образ Андрея Штольца, противоположности Ильи Обломова. Штольц - друг детства главного героя. Его жизнь полна движения. Он часто путешествует, ведет множество дел,

    Анализ поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» хочу начать с истории написания. А было написано произведение после отмены крепостного права. На написание поэмы ушло целых четырнадцать лет, ведь писатель начал ее в 1863 году, а завершил в 1877-ом, но поэма осталась незавершенной, ведь из-за смерти Некрасова работа была прервана.

    Автор успел написать лишь четыре главы и пролог, поэтому данная работа Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» является отрывком из того, что хотел написать и донести автор, но и этого достаточно, чтобы назвать поэму вершиной творчества писателя. И этого достаточно, чтобы поэму назвать целой энциклопедией, которая знакомит нас с жизнью людей, которым пришлось жить в дореформенное и пореформенное время. В своем произведении Некрасов поделился с нами накопленным опытом, вложил в поэму все сведения, которые собирались долгие годы.

    Если говорить о жанре представленной работы, то это поэма-эпопея. Почему эпопея? Потому что Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» создал коллективный образ народа, которому пришлось жить в других уже не привычных условиях, в период отмены крепостного права. В поэме нет одного героя, там героев много, причем в своем произведении Некрасов попытался посмотреть на происходящие изменения глазами народа, выразив в поэме чувства и стремления.

    Кому на Руси жить хорошо краткое содержание

    Знакомясь с поэмой Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» уже по содержанию вначале произведения мы видим, что речь идет о всей русской земле, ведь автор не дает точных координат того, где именно встречаются мужики, он лишь сообщает, что в каком-то году, в какой-то земле, на столбовой «дороженьке», где встретились семь мужиков. Причем названия деревень символичны, ведь это «Заплатова, Дырявино, Разугово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка».

    В начале поэмы происходит все как в сказке. Мужики встретились, поспорили, поссорились из-за различий во мнениях, а затем было примирение при помощи волшебной птицы, которая говорила с ними человеческой речью, которая подарила им скатерть-самобранку.

    Поэма построена на странствии мужиков, благодаря чему автору удалось показать жизнь всей Руси. Во время своего путешествия мужчины пытаются узнать, кому сейчас хорошо живется. Они встречаются с попом, помещиком, нищими, не прошли мимо пьяниц, торговцев и все видят счастье «по-своему». Например, старуха видит счастье в урожае репы, охотник счастлив, так как удалось выжить в схватке с медведем, нищие счастливы, что им дают подаяние. И лишь из понимания счастья Гришей Добросклонова, автор доносит до нас главную идею своей работы, а именно, счастье может ощутить лишь тот, кто не о себе печется, а кто тратит свою силу и энергию для создания счастья всеобщего. В произведении автор призывает любить свой народ, помогать нуждающимся, не быть равнодушным к происходящему и окружающим, призывает бороться за счастье.

    Поэма переполнена восклицаниями, риторическими вопросами, эпитетами, сравнениями: «Лука похож на мельницу», «Идут, как будто гонятся», метафорами: «мужик что бык». Поэма богата повторами, диалогами, имеется описание природы, использованы образы сказочных героев, загадки. Автор использует диалекты, простонародную речь, фольклорные мотивы.

    Кому на руси жить хорошо?

    Отвечая на главный вопрос произведения: «Нашли ли мужики того, кому хорошо живется?». Отвечу: «Нашли». Они думали, что хорошо живется попам, купцам, боярам, царю, а оказалось, что на Руси после реформы хорошо живется тому, кто близок с народом и служит ему и в поэме это Гриша Добросклонов – «воплощение счастья народного», о котором мы узнаем из последней главы.